Мхи
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Великий ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Эйнштейн говорил о природе и ее загадках. На протяжении всего существования человек пытается разгадать эти загадки. Зачем? Может быть, это не нужно? Конечно, нужно. 1) Это интересно 2) Это может принести пользу природе или человеку 3) Это может быть жизненно необходимо природе или человеку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magomedova_f.a._urok.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

\

Урок биологии по теме "Мхи" 5-й класс

 Магомедова Ф.А., учитель биологии

МОБУ гимназия №44 г.Сочи


Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Мхи

Цель урока: формирование представлений о мхах как живых организмах,; роли и значении мхов в природе и в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков мхов, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии, формирование навыков работы с микроскопом

Умение работать с источниками биологической информации:анализ, обобщение, сравнение, составление таблиц, работа с учебником, умения использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать различные точки зрения, работа в парах

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности, самооценка, самоанализ

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Строение мхов. Отличия мхов от других организмов. Многообразие мхов. Роль мхов в природе и в жизни человека.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

 Мультимедийное оборудование.

Оборудование

 гербарии, плакаты, образцы торфа, микроскопы, образцы живого мха, учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Сонин Н.И, Плешаков А.А., распечатки сравнительной таблицы

Образовательные интернет - ресурсы: 

www.school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Великий ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Эйнштейн говорил о природе и ее загадках. На протяжении всего существования человек пытается разгадать эти загадки. Зачем? Может быть, это не нужно? Конечно, нужно. 1) Это интересно 2) Это может принести пользу природе или человеку 3) Это может быть жизненно необходимо природе или человеку.

Исследование всегда очень увлекательное занятие. Особенно когда исследуешь что-то совершенно новое.

Вы уже  знаете о бактериях, грибах и водорослях. Теперь вам предстоит разбиться на пары и в течение пяти минут решить, какие виды грибов и водорослей изображены на слайдах Демонстрируется презентация.

Обсудите решение в парах и выскажите вслух свое мнение

Деятельность учащихся

Высказывают мнения, отвечают на вопросы

Рассматривают иллюстрации, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, среду обитания. Распределяют представителей по царствам. Используя свой опыт, называют  представителей.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

Как вы думаете, что мы  будем изучать сегодня? (Слайд) 

Тема  урока – «Мхи».  А что мы должны узнать о мхах? (Цели урока должны предложить ученики) Изучить строение, жизнедеятельность, распространение, представителей мхов и их роль в природе и жизни человека.

Места обитания (слайд ) - работа с текстом учебника стр. 73, обсуждение. В какой природной зоне не бывает мхов? (В пустынях) Почему? (Они любят воду, а корней у них нет) Почему среди мхов нет деревьев? (Не развиты сосуды)

Деятельность учащихся

Рассматривают рисунки, вспоминают названия, где встречали, высказывают мнение о роли мхов в природе.

 

 

Высказывают своё мнение, предполагают,используя различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1.Формулирует и записывает учебные задачи:

Строение мха: лабораторная работа с микроскопами и живыми экземплярами мха: у кого объект будет  готов, поднимите руку. (5 минут). 

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем и ответы фиксирует на доске. 

 - Какие органы есть у мхов? Для чего нужен каждый орган?

- Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов есть?

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Деятельность учащихся

Записывают задачи в тетрадь, высказывают свои мнения. 

 

Высказывают предположения.

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1.В учебнике найдите  какие  два вида мха растут в лесах (кукушкин лен и сфагнум).

2.Рассмотрим гербарные экземпляры этих мхов.

Заполнить в презентации недостающий текст (Слайд) Что это за мох? Почему он так называется? (У льна такие же тонкие вытянутые стебли и листья, а коробочка мха похожа на сидящую на ветке кукушку).

(Слайд) А это что за мох? Найдите в учебнике ответ на вопрос, почему сфагнум назвали сфагнумом?

Давайте сравним кукушкин лен и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение). Нам помогут гербарии, плакаты ( на доске) и учебник (Слайд ) (5 минут на сам.работу парами  в карточках, 1 минута для разбора на слайде)

Деятельность учащихся

 работают в парах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Работа с презентацией

3.Заполнить сравнительную таблицу

5. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает  группы с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

Деятельность учащихся

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

1.Предлагает сравнить

У нас в лабораторных коллекциях есть экземпляры торфа, рассмотрите их. Какую связь имеет торф и сфагнум? Как получается торф? Какое значение имеет торф для человека? (Торф  -  топливо – удобрение – из него получают химические продукты: смолу, воск и другие )

  1. Задает вопрос:

Почему мхи называют растениями-первопроходцами, пионерами природы земной суши?  Какие у вас мнения

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Вернемся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились? - Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

3. Подводит итог по решению основной задачи урока.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

 

 

 

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

 

 

 

Отвечают на основной вопрос урока ,исходя из новых знаний.

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? (Слайд)

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание

 п. 14 учебника. Воспроизвести в тетради таблицу «Сравнение кукушкина льна и сфагнума». Приготовить информацию к заданию №9 из параграфа 14.

Приложение

Сравнительная характеристика кукушкина льна и сфагнума

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

Листья

Наличие ризоидов

Коробочка

Наличие воздушных клеток

Окраска растения

Количество накапливаемой влаги

Где растет

Образует ли торф