Тип Моллюски
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Вилкова Татьяна Михайловна

Мягкотелые – обособленный тип беспозвоночных животных, ведущий начало от древних неспециализированных многощетинковых кольчатых червей. Количество видов = 130 000

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_mollyuski.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип Моллюски Мягкотелые – обособленный тип беспозвоночных животных, ведущий начало от древних неспециализированных многощетинковых кольчатых червей. Количество видов = 130 000

Слайд 2

Систематика и многообразие Класс Брюхоногие моллюски

Слайд 3

Класс Двустворчатые моллюски

Слайд 4

Класс Головоногие моллюски

Слайд 5

Строение моллюсков Голова+Туловище+Нога Мантия, мантийная полость, раковина

Слайд 7

Нервная система и органы чувств У большинства моллюсков нервная система разбросанно - узлового типа. Органы химического чувства, равновесия. У многих имеются глаза.

Слайд 8

Питание наземных моллюсков – растительной пищей, морских – планктоном, бактериями, мелкими растениями. Многие являются исключительно растительноядными. Малоподвижные организмы из класса двустворчатых являются фильтраторами по механизму получения пищи посредством фильтрации воды через жабры с последующим перемещением оседающих частиц в ротовую полость. Пищеварительная система представлена сквозным кишечником, состоящим из трех частей: передней, средней (желудок) и задней, заканчивающейся анальным отверстием. У моллюсков имеется парная пищеварительная железа – «печень». Кровеносная система незамкнутая, сердце состоит из одного желудочка и имеет от одного до четырех предсердий у разных видов.

Слайд 9

Кровеносная и пищеварительная система

Слайд 10

Органы дыхания

Слайд 11

Органы выделения Органы выделения представлены одной или двумя почками метанефридиального типа. Почка

Слайд 12

Половая система Многие моллюски раздельнополы, но встречаются и гермафродиты. Развитие прямое или с превращением.

Слайд 13

Самцы, как правило, мельче самок, вооружены одной или двумя видоизмененными руками - гектокотилями , с помощью которых в период копуляции переносятся "пакеты" с семенной жидкостью - сперматофоры. Оплодотворение наружно-внутреннее и происходит не в половых путях самки, а в ее мантийной полости. Оно заключается в захвате спермы студенистой оболочкой яиц. После оплодотворения самки прикрепляют грозди яиц к донным предметам. Некоторые виды проявляют заботу о потомстве и охраняют развивающиеся яйца. Охраняющая потомство самка может голодать более 2-х месяцев. У осьминогов, каракатиц и наутилусов из каждого яйца вылупляется миникопия родителей, только у кальмаров развитие идет с метаморфозом. Молодняк растет быстро и часто к году достигает половой зрелости.

Слайд 15

Значение моллюсков Раковины пресноводных жемчужниц с толщиной перламутрового слоя около 2,5 мм пригодны для изготовления перламутровых пуговиц и других украшений. В пищу употребляют некоторых двустворчатых (мидии, устрицы, морские гребешки), виноградную улитку из брюхоногих моллюсков (в некоторых европейских странах ее разводят в улитковых хозяйствах), из головоногих по калорийности и белковому составу особенно ценны кальмары (ежегодно в мире их добывают более 600 тыс. т).

Слайд 16

Самой крупной жемчужиной в мире считается "Жемчужина Аллаха", извлеченная в 1934 г. в Южно-китайском море у филиппинского острова Палаван из раковины-жемчужницы массой более 300 кг (вес самого моллюска не превышал 30 кг, остальное - это вес раковины). История обнаружения этой жемчужины трагична. 7 мая 1934 года жители местного племени обнаружили пропажу молодого 18-летнего вождя Этема . Оказалось, что он погиб, когда во время очередного погружения за жемчугом оказался пленником гигантского моллюска – тридакны . Когда Этем потянулся к раковине, тридакна мгновенно захлопнула створки, намертво зажав руку парня. Юноша не смог высвободить руку и всплыть на поверхность. Тело Этема подняли наверх на верёвках вместе с моллюском-убийцей и стали освобождать его руку из плена моллюска. Тут-то и обнаружили в раковине огромную жемчужину. Масса этой жемчужины – 6,35 кг, размер - 24х14 см. Она имела неправильную форму с множеством извилин, подобно человеческому мозгу.

Слайд 17

Значение моллюсков Некоторые двустворчатые моллюски протачивают ходы в днищах судов, деревянных частях портовых сооружений (корабельный червь).

Слайд 18

Значение моллюсков Перловица и некоторые другие двустворчатые моллюски играют важную роль в морских и пресноводных биоценозах как естественные очистители воды - биофильтраторы . Одна крупная перловица способна профильтровать в сутки 20-40 л воды; мидии, заселяющие 1 м 2 морского дна, могут профильтровать за сутки около 280 м 3 воды. При этом моллюски извлекают из загрязненной воды органические и неорганические вещества, часть которых используют для собственного питания, а часть концентрируют в виде комочков, которые используются для питания микроорганизмов.

Слайд 19

Значение моллюсков Голые слизни во влажных местах вредят культурным растениям. Некоторые моллюски cлужат промежуточными хозяевами паразитических плоских червей (малый прудовик - промежуточный хозяин печеночного сосальщика). Раковины некоторых морских брюхоногих используют как украшения для изготовления сувениров и т.п.

Слайд 20

Использованные интернет-ресурсы https://yandex.ru/images/ http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/Bio/molluski http://ogivotnich.ru/mollyuski.html http://allforchildren.ru/why/which28.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"...

План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".

План разработан  по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты ...

ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТИП МОЛЛЮСКИ. Урок

Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности головоногих, их значение; обобщают знания по теме тип Моллюски; получают навыки работы с электронными носителями....

Головоногие Моллюски. Обобщение по теме тип Моллюски

Характеристика класса Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме тип Моллюски...

Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»...