Активизация познавательной деятельности учащихся во время изучения раздела «Грибы»
учебно-методический материал по биологии (5, 6 класс) на тему
Актуальность изучения этой проблемы обусловлена необходимостью сделать урок более интересным, чтобы он развивал у учащихся умственные способности, научил их анализировать, выделять главное, делать обобщения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся во время изучения раздела «Грибы»
Я.А. Коменский - известный славянский просветитель и педагог xvii века - осуждал школу в своё время потому, что она учит детей смотреть на мир чужими глазами и мыслить чужим умом, требовал развивать способности, понимать суть вещей.
Мышление необходимо развивать. А это возможно лишь тогда, когда учитель применяет активные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся, т.к. они способствуют интеллектуальному развитию, критичности и гибкости ума, самостоятельности мышления.
В процессе использования активных форм обучения учитель обязан создать атмосферу доброжелательности и открытости, в которой каждый ученик имеет право самостоятельно, не боясь ставить какой – либо вопрос. Доверительные отношения обеспечиваются спокойной, непринуждённой атмосферой на уроке.
На каждом уроке по теме заинтересовать учащихся и активно включить их в работу.
Учащиеся с жизненного опыта, художественной литературы и научно- популярной литературы знакомы с различными видами грибов. Учитель обязан систематизировать полученные знания, А также познакомить учащихся с новыми аспектами строения и жизнедеятельности представителей отдела. Изучение этой темы тесно связаны с бытом. Поэтому ученикам необходимо знать, какие именно представители грибов являются ядовитыми, которые вызывают болезни растений, животных и человека, а также порчу продуктов питания.
Актуальность изучения этой проблемы обусловлена необходимостью сделать урок более интересным, чтобы он развивал у учащихся умственные способности, научил их анализировать, выделять главное, делать обобщения.
ТИПЫ ЗАДАНИЙ
1-й блок- это задание, которое реализует актуализацию опорных знаний и умений учащихся.
1. Биологический диктант:
а) терминологический;
б) определительный.
В диктанте может быть не больше десяти вопросов. Вопросы должны быть компактно сформулированными и однозначными
2. Работа с «немыми» схемами.
Это индивидуальные задания различных типов.
Требования: схема должна быть представлена на предыдущем уроке и может иметь несколько вариантов: первая схема- с подсказкой, вторая- «немая»
3. Работа с диаграммами (отработка систематических категорий).
4. Обитатели парка, леса, степи.
Задание: написать десять представителей.
Проверка: ученики по очереди зачитывают свои записи. Названия, которые совпадают, зачёркивают. Выигрывает тот, у кого остаётся больше названий.
5. Найди ошибку.
Предлагается несколько терминов (4-6), среди которых есть лишний. Ученики должны его найти.
2-ой блок – задания, направленные на создание проблемных ситуаций или повышения заинтересованности учащихся на этапе мотивации познавательной деятельности.
1. Приём создания проблемной ситуации:
А) проблемный вопрос;
Б) создание проблемной ситуации на основании высказываний учёных, писателей, философов.
2. Приём новизны.
Предусматривает внесение в программу обучающего материала интересных сообщений и данных литературных сочинений.
3- блок- задание, направленное на формирование понятий.
1.Найти лишнее понятие (четвёртый лишний).
2. Найти логичную ошибку.
4- блок - задания, которые способствуют усвоению и закреплению знаний.
1. Составление опорных конспектов или логично- смысловых схем.
2. Задание типа «проверь себя».
5- блок - контрольно – коррекционные задания.
1. Найти ошибку в определениях и исправить их.
2. Выбрать правильное суждение.
3. Закончить фразу (биологический диктант).
4.Тестовое задание.
Задания, которые реализуют актуализацию опорных знаний и умений учащихся
Биологический диктант
- Микология. (Наука, которая изучает грибы).
- Гифы. (Нити с которых образуется грибница).
- Мицелий, или грибница (Вегетативное тело гриба, образованное гифами).
- Плодовое тело (Переплетение гиф, которые состоят из ножки и шляпки).
- Микориза. (Тесная связь между корнями деревьев и грибницей грибов).
- Спора (Специальная клетка бесполого размножения).
- Аскоспора. (Спора полового размножения грибов, которая образуется в специальных сумках)
Работа с диаграммами
Задание: с помощью приведённых слов расположить цифры в соответственном порядке
Список слов:
- Базидиомицеты.
- Царство Грибов.
- Белый Гриб.
- Отдел Грибы.
Проверь себя.
1. Назовите десять представителей грибов- паразитов.
2. Грибы не имеют хлорофилл, а все-таки содержат в своём теле органические вещества. Как они их получают?
3. Почему рекомендуют собирать грибы, не срывая плодовое тело, а срезают ножом?
4.С какого гриба изготавливают ценные лекарства?
5. Что является причиной заболевания «стригущий лишай»?
Ответ:
- Грибы используют готовые органические вещества. Грибница заменяет деревьям корневые волоски и снабжают их водой и минеральными солями. Одновременно получая от них необходимые для питания гриба органические вещества.
- Чтобы не разрушать грибницу, от которой могут вырасти новые плодовые тела грибов.
- С гриба пеницилла получают пенициллин.
- Эту болезнь вызывают грибы- паразиты, которые поселяются на теле человека.
Это интересно знать.
- Очень сильным ядовитым грибом считают белую поганку. Больше всего спор в воздухе было зарегистрировано в 1971году около города Кардиффа – 161037 спор в 1 кубическом метре.
- Грибы могут выделять запах. Только что вспаханное поле своим запахом обязано актиномицетам. Запах масла, сыра, свежего сена обусловлен деятельностью микроорганизмов- грибов и бактерий.
- Некоторые грибы светятся, например, опёнок.
- Кроме пенициллина с грибов получают много других антибиотиков: стрептомицин (1943), хлортетрациклин (1945г.). тетрациклин (1953 г.).
- Древнеримские врачи давали рекомендации цезарям и сенаторам в случае вздутия живота принимать слабительные настойки из трутовика.
- У некоторых трутовиков нашли антибиотики лензитин и полипорин, которые уничтожают низшие грибы.
- Существуют грибы- паразиты, которые при помощи специальных колец на гифах захватывают земляных нематод и переваривают их.
- Русский учёный Каминский в 1881 году впервые обнаружил и изучил микоризу.
Закончи фразу (биологический диктант).
1.Выделить грибы как самостоятельное царство предложил…(Де Фриз)…
2.Гриб, который поселяется на продуктах и вызывает их гниение (Мукор).
3. Размножение грибов, которое осуществляется кусочками мицелия… (Вегетативное).
4. Микроскопичные грибы, которые размножаются почкованием, живут на сахаристых субстратах и вызывают брожение сахара. (Дрожжи).
5. Видоизмененные гифы, которые служат для прикрепления грибов- сапрофитов к субстрату. (Ризоиды).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий
Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-354929-1386938113.png)
Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения
Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/12/picture-463825-1405163966.jpg)
ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-208809-1416406336.jpg)
Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"
Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы цели, написать библиографический список, каковы требования к созданию презентаций?...
Обобщение передового педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Цель данного опыта – активация познавательной деятельности студентов при изучении математики, развитие творческого потенциала личности студента, как залог его...
Активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время-необходимое условие системно-деятельностного подхода. Подготовила СТЕПАНОВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА МАОУСОШ № 72 г. Ульяновска
Познавательная деятельность учащихся во внеурочное время является просто необходимым условием системно-деятельностного подхода. И именно об этом рассказывается в данном материале....