Активизация познавательной деятельности учащихся во время изучения раздела «Грибы»
учебно-методический материал по биологии (5, 6 класс) на тему

Ермишичева Валентина Валентиновна

     Актуальность изучения этой проблемы обусловлена необходимостью сделать урок более интересным, чтобы он развивал у учащихся умственные способности, научил их анализировать, выделять главное, делать обобщения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся во время изучения раздела «Грибы»

   Я.А. Коменский - известный славянский просветитель и педагог  xvii века - осуждал школу в своё время потому, что она учит детей смотреть на мир чужими глазами и мыслить чужим умом, требовал развивать способности, понимать суть вещей.

    Мышление необходимо развивать. А это возможно лишь тогда, когда учитель применяет активные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся, т.к. они  способствуют интеллектуальному развитию, критичности и гибкости ума, самостоятельности мышления.

     В процессе использования активных форм обучения учитель обязан создать атмосферу доброжелательности и открытости, в которой каждый ученик имеет право самостоятельно, не боясь ставить какой – либо вопрос. Доверительные отношения обеспечиваются спокойной, непринуждённой атмосферой на уроке.

     На каждом уроке по теме заинтересовать учащихся и активно включить их в работу.

     Учащиеся с жизненного опыта, художественной литературы и научно- популярной литературы знакомы с различными видами грибов. Учитель обязан систематизировать полученные знания, А также познакомить учащихся с новыми аспектами строения и жизнедеятельности представителей отдела. Изучение этой темы тесно связаны с бытом. Поэтому ученикам необходимо знать, какие именно представители грибов являются ядовитыми, которые вызывают болезни растений, животных и человека, а также порчу продуктов питания.

     Актуальность изучения этой проблемы обусловлена необходимостью сделать урок более интересным, чтобы он развивал у учащихся умственные способности, научил их анализировать, выделять главное, делать обобщения.

          ТИПЫ ЗАДАНИЙ

1-й блок- это задание, которое реализует актуализацию опорных знаний и умений учащихся.

  1. Биологический диктант:

      а) терминологический;

      б)  определительный.

         В диктанте может быть не больше десяти вопросов. Вопросы должны быть компактно сформулированными и однозначными

  2. Работа с «немыми» схемами.

     Это индивидуальные задания различных типов.

     Требования: схема должна быть представлена на  предыдущем         уроке и может иметь несколько вариантов: первая схема- с    подсказкой, вторая- «немая»

3. Работа с диаграммами (отработка систематических категорий).

4. Обитатели парка, леса, степи.

    Задание: написать десять представителей.

    Проверка: ученики по очереди зачитывают свои записи.  Названия, которые совпадают, зачёркивают. Выигрывает тот, у кого остаётся больше названий.

 5. Найди ошибку.

Предлагается несколько терминов (4-6), среди которых есть лишний. Ученики должны его найти.

2-ой блок – задания, направленные на создание проблемных ситуаций или повышения заинтересованности учащихся на этапе мотивации познавательной деятельности.

 1. Приём создания проблемной ситуации:

                      А) проблемный вопрос;

                      Б) создание проблемной ситуации на основании высказываний учёных, писателей, философов.

 2. Приём новизны.

      Предусматривает внесение в программу обучающего материала интересных сообщений и данных литературных сочинений.

 3- блок- задание, направленное на формирование понятий.

   1.Найти лишнее понятие (четвёртый лишний).

   2. Найти логичную ошибку.

    4- блок - задания, которые  способствуют усвоению и закреплению знаний.

   1. Составление опорных конспектов или логично- смысловых схем.

    2. Задание типа «проверь себя».

  5- блок - контрольно – коррекционные задания.

    1. Найти ошибку в определениях и исправить их.

    2. Выбрать правильное суждение.

    3. Закончить фразу (биологический диктант).

    4.Тестовое задание.

Задания, которые реализуют актуализацию опорных знаний и умений учащихся

Биологический диктант

  1. Микология. (Наука, которая изучает грибы).
  2. Гифы. (Нити  с которых образуется грибница).
  3. Мицелий, или грибница (Вегетативное тело гриба, образованное гифами).
  4. Плодовое тело (Переплетение гиф, которые состоят из ножки и шляпки).
  5. Микориза. (Тесная связь между корнями деревьев и грибницей грибов).
  6. Спора (Специальная клетка бесполого размножения).
  7. Аскоспора. (Спора полового размножения грибов, которая образуется в специальных сумках)

Работа с диаграммами

 Задание:  с помощью приведённых слов расположить цифры в соответственном порядке

             

Список слов:

  1. Базидиомицеты.
  2. Царство Грибов.
  3. Белый Гриб.
  4. Отдел Грибы.

Проверь себя.

 1. Назовите десять представителей грибов- паразитов.

 2. Грибы не имеют хлорофилл, а все-таки содержат в своём теле органические вещества. Как они их получают?

 3. Почему рекомендуют собирать грибы, не срывая плодовое тело, а срезают ножом?

 4.С какого гриба изготавливают ценные лекарства?

 5. Что является причиной заболевания «стригущий лишай»?

                     Ответ:

  1. Грибы используют готовые органические вещества. Грибница заменяет деревьям корневые волоски и снабжают их водой и минеральными солями. Одновременно получая от них необходимые для питания гриба органические вещества.
  2. Чтобы не разрушать грибницу, от которой могут вырасти новые плодовые тела грибов.
  3. С гриба пеницилла  получают пенициллин.
  4. Эту болезнь вызывают грибы- паразиты, которые поселяются на теле человека.

Это интересно знать.

  1. Очень сильным ядовитым грибом считают белую поганку. Больше всего спор в воздухе было зарегистрировано в 1971году около города Кардиффа – 161037 спор в 1 кубическом метре.
  2. Грибы могут выделять запах. Только что вспаханное поле своим запахом обязано актиномицетам. Запах масла, сыра, свежего сена обусловлен деятельностью микроорганизмов- грибов и бактерий.
  3. Некоторые грибы светятся, например, опёнок.
  4. Кроме пенициллина с грибов получают много других антибиотиков: стрептомицин (1943), хлортетрациклин (1945г.). тетрациклин (1953 г.).
  5. Древнеримские врачи давали рекомендации цезарям и сенаторам в случае вздутия живота принимать слабительные настойки из трутовика.
  6. У некоторых трутовиков нашли антибиотики лензитин и полипорин, которые уничтожают низшие грибы.
  7. Существуют грибы- паразиты, которые при помощи специальных колец на гифах захватывают земляных нематод и переваривают их.
  8. Русский учёный Каминский в 1881 году впервые обнаружил и изучил микоризу.

Закончи фразу  (биологический диктант).

1.Выделить грибы как самостоятельное царство предложил…(Де Фриз)…

2.Гриб, который поселяется на продуктах и вызывает их гниение (Мукор).

3. Размножение грибов, которое осуществляется кусочками мицелия… (Вегетативное).

4. Микроскопичные грибы, которые размножаются почкованием, живут на сахаристых субстратах и вызывают брожение сахара. (Дрожжи).

5. Видоизмененные гифы, которые служат для прикрепления грибов- сапрофитов к субстрату. (Ризоиды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Обобщение передового педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Цель данного  опыта – активация  познавательной  деятельности  студентов  при изучении  математики,  развитие творческого потенциала личности студента, как залог его...

Активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время-необходимое условие системно-деятельностного подхода. Подготовила СТЕПАНОВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА МАОУСОШ № 72 г. Ульяновска

Познавательная деятельность учащихся во внеурочное время является просто необходимым условием системно-деятельностного подхода. И именно об этом рассказывается в данном материале....