Интегрированный урок Выявление модификационной изменчивости организмов методом построения диаграмм
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Цели:
образовательная: сформировать знания учащихся о свойствах и значении фенотипической изменчивости организмов в эволюционном процессе;
• научить строить вариационную кривую и определять среднюю величину изучаемого признака;
• освоить способы визуализации числовых данных;
• закрепление понятий и навыков работы с электронной таблицей, построение диаграмм;
развивающая:
• развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе использования ими таких мыслительных операций,  как: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развитие внимания, памяти, речевой культуры при выполнении заданий лабораторной работы, 
• развивать навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств электронного процессора;
• развивать способность действовать по алгоритму, делать выводы, логически мыслить;
воспитательная:
• восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов;
• сформировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде, как основному фактору, влияющему на жизнь и деятельность человека.
• воспитывать активность, способность слушать и слышать, доброжелательность.
Оборудование инструктивные карты, ноутбуки, компьютер, программное обеспечение,  презентация, проектор, интерактивная доска.
Межпредметные связи: биология, информатика, математика, ОБЖ.
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа.
Метод проведения: диалогический, частично-поисковый.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ И ИНФОРМАТИКЕ В 9 А КЛАССЕ «ВЫЯВЛЕНИЕ МОДИФИКАЦИОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ МЕТОДОМ ПОСТРОЕНИЯ ДИАГРАММ» Подготовили: учитель биологии Мишина Елена Александровна учитель информатики Муштайкина Татьяна Кузьминична

Слайд 2

ИНТЕГРАЦИЯ – ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ, ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ В ЦЕЛОЕ, ПРИЧЕМ НЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ, А ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ, ВЗАИМОВИДЕНИЕ.

Слайд 3

4. КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ? Что такое модификационная изменчивость? 2.Что такое норма реакции? 3.Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

Слайд 4

МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕНОТИПА С УСЛОВИЯМИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ . Вариационный ряд модификационной изменчивости пшеницы Число колосков в одном колосе (варианта) 14 15 16 17 18 19 20 Количество колосьев пшеницы (частота встречаемости каждой варианты) 2 7 22 32 24 8 5

Слайд 5

ВАРИАЦИОННАЯ КРИВАЯ

Слайд 6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 Цель: ознакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умения строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Слайд 7

РОСТ УЧАЩИХСЯ В 9 «А» КЛАССЕ Ф.И учащегося Рост,см Ф.И учащегося Рост,см Байшев К. 175 Менцингер Ю. 164 Бахарев А. 183 Мишин Н. 177 Берякова М. 172 Овтина А. 162 Ерофеева В. 176 Романов Д. 190 Зорина В. 158 Сетяева С. 170 Капралов А. 187 Сорокина Е. 170 Кленин М. 176 Ткаченко Н. 164 Колотков Г. 162 Цыганов В. 176 Кучеров А. 176 Чарышкин И. 187 Четышов С. 173

Слайд 8

РОСТ МАЛЬЧИКОВ ОТ 15 ДО 17 ЛЕТ (СМ) Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 15 лет <154,6 154,6-158,6 158,6-162,5 162,5-173,5 173,5-177,6 177,6-181,6 >181,6 16 лет <158,8 158,8-163,2 163,2-166,8 166,8-177,8 177,8-182,0 182,0-186,3 >186,3 17 лет <162,8 162,8-166,6 166,6-171,6 171,6-181,6 181,6-186,0 186,0-188,5 >188,5 Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 15 лет <150,7 150,7-154,4 154,4-157,2 157,2-166,0 166,0-169,2 169,2-173,4 >173,4 16 лет <151,6 151,6-155,2 155,2-158,0 158,0-166,8 166,8-170,2 170,2-173,8 >173,8 17 лет <152,2 152,2-155,8 155,8-158,6 158,6-169,2 169,2-170,4 170,4-174,2 >174,2 Рост девочек от 15 до 17 лет (см)

Слайд 9

ОСОБЕННОСТИ ФЕНОТИПИЧЕСКОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ: А - возникает внезапно, случайно; Б - возникает под воздействием условий среды и адекватна им; В - носит массовый характер; Г - индивидуальна; Д - не наследуется; Е - передается по наследству; Ж - необратима; З - обратима; И - полезна организму; К - вредна для организма.

Слайд 10

ИТОГ УРОКА. Среди показателей изменчивости данного признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признака встречаются как исключения. 2. Модифиационной изменчивости присущи статистические закономерности, среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах (Чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность). 3. Проявление признака не выходит за пределы нормы реакции, которая определяется генотипом. Изменения нормы реакции – это уже мутационная изменчивость. 4. Модификационная изменчивость играет огромную роль в практической деятельности человека (чаще всего в области сельского хозяйства, при выведении новых сортов растений и пород животных).

Слайд 11

Электронные таблицы позволяют обрабатывать большие массивы числовых данных. Их применение помогает визуализировать данные в виде диаграммы или графика, что наглядно отображает зависимости между ними, облегчает восприятие и помогает при их анализе и сравнении. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок математики и черчения 9 класс "Построение правильных многоугольников"

интегрированный урок математики и черчения 9 класс "Построение правильных многоугольников"...

Конспект урока по информатике в 9 классе "Построение диаграмм и графиков"

В ходе урока на конкретных примерах показано применение возможностей электронных таблиц для построения графиков функций. Учащиеся знакомятся с составными частями диаграмм, этапами их построения, по...

Интегрированный урок математики, географии, информатики "Атмосфера и столбчатые диаграммы"

Обучение  учащихся построению диаграмм количества осадков, вычислению среднесуточной температуры и суточной амплитуды колебания  температуры...

«Интегрированный урок математики- информатики «Применение ИКТ для построения и преобразования графиков в 10 классе"

Тема урока: Применение ИКТ для построения и преобразования графиков функций. Тип урока: обобщающий урок. Вид: урок- практикум. Методическая цель: активизация учебно-познавательного процесса путем прим...

интегрированный урок "Деление окружности на равные части. построение правильных многоугольников"

методическая разработка интегрированного урока геометрии и черчения....

Интегрированный урок биология Выявление модификационной изменчивости организмов методом построения диаграмм

Цели:образовательная: сформировать знания учащихся о свойствах и значении фенотипической изменчивости организмов в эволюционном процессе;• научить строить вариационную кривую и определять среднюю...

Конспект урока «Ненаследственная (модификационная) изменчивость»

Конспект урока «Ненаследственная (модификационная)  изменчивость»...