Экологическая мастерская "Как однажды с лесом беда приключилась"
план-конспект занятия по биологии (6, 7, 8 класс) на тему

Перминова Ирина Владимировна

Экологическая мастерская рассчитана на детей среднего школьного возраста (оптимальный вариант 6 - 8 классы) и построена с опорой на технологию развития критического мышления учащихся и моделирование игровых ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_masterskaya.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая мастерская  «Как однажды с лесом беда приключилась»

Цель мероприятия: формировать у учащихся активную позицию по отношению к охране леса путём анализирования ситуации опыления лесов Игринского района

Задачи:

  1. Открыть для детей реальное существование экологических проблем в окружающих лесах
  2. Развивать

- умение устанавливать причинно – следственные связи, наблюдательность;

          - читательские навыки, умение выделять в периодической печати экологические проблемы;

         - коммуникативные, творческие  и ораторские способности

  1. Воспитывать экологическую культуру, толерантность (умение чувствовать друг друга, подстраиваться друг под друга), активную жизненную позицию;
  2. Познакомить с экологическими законами функционирования экосистем

Возраст участников: средний школьный возраст, 12-14 лет

Пояснительная записка

Идея разработки внеклассного мероприятия  в форме экологической мастерской «Как однажды с лесом беда приключилась»  возникла после прочтения ряда статей в районной газете «Светлый путь», посвящённых проблеме опыления лесов. Данная разработка является авторской, при работе над ней использовались материалы газеты (см. Список использованной литературы) и интерактивные  упражнения по экологии, разработанные кандидатом химических наук  Д.С. Ермаковым (см. Список использованной литературы). Акцент мероприятия сделан, прежде всего, на близости реальных экологических проблем.

Экологическая мастерская рассчитана на детей среднего школьного возраста (оптимальный вариант 6 - 8 классы) и построена с опорой на технологию развития критического мышления учащихся.

Форма мероприятия определена как мастерская в силу того, что в течение занятия предполагается выстраивание у участников умений слушать, анализировать, высказываться, аргументировать свою позицию, моделировать взаимоотношения в лесных экосистемах, рисовать, согласованно работать в парах и т.п. Интерес учащихся к мероприятию в течение его проведения поддерживается периодической сменой деятельности, использованием игровых моментов, оптимальных для данного возраста, привлечением эмоциональной сферы детей. Особенностью использованных игр является личностное переживание, принятие роли другого и конструирование на этой основе собственных действий.

Одна из главных педагогических задач – создание условий для инициативы школьников. Ведущий мероприятия не даёт готовых знаний, норм поведения, но побуждает участников к самостоятельному поиску решений. Этой же задаче подчинена неожиданная концовка мероприятия: его «оборванность» активизирует инициативы участников по решению ряда экологических региональных проблем, вызывает срочную реакцию что-то предпринять.

Участники мероприятия на момент его проведения должны иметь сформированное представление об экосистеме (биоценозе), различных вариантах взаимоотношений организмов биоценоза, последствиях нарушения возможных (цепей) сетей экосистемы.

Продолжительность занятия 1 час. Предусмотрено возможное последействие, выраженное в других формах, в случае, если мероприятие вызвало у учащихся потребность принять какие – либо меры по сохранению лесов.

        Данная разработка может использоваться в системе дополнительного образования - при проведении кружков, факультативов, мероприятий биолого – экологической направленности. Использованные материалы периодического издания Игринского района – газеты «Светлый путь» могут замениться экологическими статьями аналогичного содержания. Но чем ближе будут происходящие события к месту проживания участников, тем более сильное воспитательное воздействие окажет данное мероприятие.

        При проведении экологической мастерской необходимы записи голосов птиц, репродукции и фотографии  лесов Удмуртии, выражение «Как однажды с лесом беда приключилась», карточки «Тайна 1», «Тайна 2», «Тайна 3», «Тайна 4», подготовленные к диспуту карточки с тезисами, 4 бечёвки разного цвета, маркеры или фломастеры, бумага формата А – 3 либо А – 4.

  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА ИНТЕРЕСА

                       Слова ведущего сопровождаются записью голосов птиц леса

Ведущий:

- Из окна наших домов виден лес. Его также видели и наши бабушки с дедушками, но сейчас он всё дальше отодвигается от окна за горизонт. Возможно ли нам потерять лес? Как изменится наша жизнь, окружающая среда, если бездумно относится к лесу? (предположения учащихся) Какая беда однажды произошла с лесами Игринского района? Чтобы ответить на этот вопрос,  обратимся к нашей районной газете «Светлый путь», номеру от 22 сентября 2009 года, статье А. Чубукова:

«До чего хороша брусника уродилась в лесном болоте. Со многих кочек можно собирать горсткой, растопырив пальцы. Радость для нас, радость для лесной птицы, которая здесь кормится. Испуганные тетерева и глухари взлетают часто.

Торопимся, собираем. Ведёрки наполняются. Нам надо ещё ко времени выйти из леса на узкоколейку, где проходящий тепловозик с пассажирским вагоном в конце состава остановится на несколько минут и заберёт всех, кто успел на него. Глаза выискивают наиболее красные кочки. Над лесом летает небольшой самолёт параллельными курсами, туда-сюда.

- Опыляют лес, кабы нас не захватили, - говорит жена, - отравимся.

- Да нет, - успокаиваю, - до нас не долетает и ветер не в нашу сторону. Всё нормально, опять же, запаха нет.

        Самолёт полетал и исчез. Ведёрки свои мы добрали и на поезд успели. Везёт же иногда.

        Через неделю я бродил с ружьём по тем же местам и забрёл в кварталы, которые опылялись. Сильно пахло химией. А когда я попал в низину, куда ветер не задувает, воздух был настолько тяжёлый, что дышать здесь долго я испугался и поскорее пошёл прочь против ветра.

        Лес опыляют для угнетения лиственных пород, чтобы не мешали хвойной поросли расти. Ель и сосна – красный лес, нужный для народного хозяйства, а берёза, осина и липа не дают хороших стройматериалов. Так мне объяснил лесник. А на хвою опыление не влияет. Позже у меня состоялся спор с председателем исполкома райсовета, бывшим ранее директором лесхоза, дипломированным специалистом лесного хозяйства.

- Опыление лесов никакого вреда  не приносит, - в азарте доказывает он.

- Не может этого быть. Ведь лекарственные породы угнетаются, значит, эта химия влияет на всю растительность и фауну леса. Рябчики едят листья берёзы и ольховые серёжки, тетерева всю зиму питаются берёзовыми почками, глухари любят осиновую листву и сосновую хвою. Вся живность в лесу ест травы, ягоды, древесные листья. Кто проверял, как на них влияет эта химия.

- Никакого вреда нет и быть не может, - кипятится он, - институты рекомендуют это делать. Видели ли вы в лесу отравившихся, валяющихся птиц?

- Не находил.

- Ну вот и доказательство.

- А откуда уверенность, что в отдалённой перспективе это опыление не скажется на птицах и зверях?

- Ничего не произойдёт, всё проверили учёные.

- Однако вы объявляете населению, что в таких – то кварталах в связи с опылением леса запрещается собирать ягоды и грибы, пасти скот.

- Ну, то – люди. Просто предосторожность.

Спор наш не разрешился, и он ушёл со своим мнением в правоте, в знаниях, в необходимости беспрекословно выполнять приказы начальства. «Жираф большой, ему видней», - пел когда-то Высоцкий.

        И всё же мне было жалко лес, птиц и зверей, попадающих под опыление. Неспроста ведь в наших лесах стало мало рябчиков и тетеревов. Ссылка, что повыбили охотники, не состоятельна. А выводки малочисленны, не то что в моей молодости, когда опылением лесов не занимались. Давно я уже утвердился в мнении, что хозяйственная деятельность приносит вред и стоит на первом месте. У человека важнее личный и государственный интересы. А охрана природы – потом, как получится. Чаще она получается на словах. Чрезвычайные происшествия постоянны: то кислота из железнодорожной цистерны выльется в болото, то аммиачная вода уйдёт из резервуара в реку, отравив её на десятки километров, то порывы газа и нефти, то пожар в лесу, то жгут свалки. Да мало ли чего? По слухам, контролирующие наблюдатели за ходом уничтожения отравляющих веществ изрекли когда – то:

- Счастливые у вас люди. Они не понимают последствий.

        А последствия обязательно есть от всей неразумной хозяйственной деятельности. Читая статью учёного об опылении лесов, я узнал и о таком вреде фауне: со временем птицы начинают нести недоброкачественные яйца и из них не выводятся птенцы. В лесу осенью я неоднократно находил такие гнёзда глухарей и тетеревов. В одном тетеревином гнезде наряду со скорлупками, оставшимися от проклюнувшихся цыплят, было пять яиц целых, матка не смогла высидеть. Ясно, что выводок был малочисленным».                                                                                                                          А. Чубуков

  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕМЫ
  1. Ведущий:

- Давайте попробуем выяснить, кто прав.

Участники делятся на 2 команды – противники и сторонники опыления. Команды выдвигают по – очереди тезисы своей позиции, которые должны суметь раскритиковать оппоненты.

Тезисы предлагаются в напечатанном варианте.

Примерные тезисы сторонников опыления:

  • Хвойные породы деревьев являются ценным, декоративным и экологически чистым строительным  материалом. В деревянных жилищах, или отделанных деревом, легко дышится, люди меньше болеют.
  • Лес сам быстро восстанавливается после  человеческого воздействия.
  • После опыления леса погибнут только самые слабые организмы, сильные выживут и оставят более крепкое и выносливое, приспособленное потомство.
  • Увеличение численности елей приведёт к увеличению численности грибов, белок, клестов.

Учащиеся формулируют и собственные суждения от имени позиции сторонников опыления.

Примерные тезисы противников опыления:

  • Яды передаются по цепочке питания, и все последующие участники сети питания гарантировано свою порцию вредных веществ получают, в том числе и человек
  • Природа знает лучше; нарушение природного баланса всегда чревато последствиями
  • Увеличение елей приведёт к увеличению количества клещей
  • Здоровье человека зависит от здоровья окружающей среды

Учащиеся формулируют собственные суждения от имени позиции противников опыления.

Итог диспута:

- Кто был убедительнее? Чьё мнение более аргументировано и разумно, близкое к вашему?

2.2.  Ведущий:

- Действительно, возможно ли человеку вмешиваться в сложившиеся природные отношения и не при этом не оставить последствий?

Упражнение «Паутина жизни» (моделирование связей в экосистемах)

Материалы и оборудование: 4 разноцветные бечёвки длиной до 10 м, карточки с названиями или рисунками живых организмов, выполняющих различные функции в экосистеме –  продуценты  (клевер, осина, берёза, рябина, дуб, репейник, ель, брусника), консументы различного уровня (шмель, мышь, заяц, комар, волк, лиса, лягушка, белка, бобр, клёст), редуценты (бактерии, грибы, дождевой червь); к каждой карточке прикрепляется прочная нитка, чтобы её можно было повесить на шею. Количество карточек равно количеству участников.

Для упражнения требуется свободное пространство: около 0,5 кв.м на каждого участника.

Ход упражнения:

Участники выбирают по одной карточке и вешают на шею. Все встают в круг лицом внутрь. Ведущий, держащий клубок бечёвки, также встаёт в круг и просит каждого участника представиться, т.е. назвать изображённое на рисунке животное. Задача участников: построить экосистему, передавая (перебрасывая) клубок бечёвки тому «организму», с которым могут существовать экологические связи в реальной экосистеме (свой выбор учащиеся должны пояснить)

1 цвет бечёвки:

Трофические (пищевые) связи – заяц питается корой осины, волк охотится на зайца и т.п.

2 цвет бечёвки:

Топические (по месту обитания) белка живет в дупле дуба и т.п.

3 цвет бечёвки:

Форические (распространение плодов, семян) – волк разносит семена репейника и т.п.

4 цвет бечёвки:

Фабрические (строительство жилищ, убежищ)  бобры строят плотины из древесины и т.п.

Когда лесная экосистема будет построена, ведущий просит всех участников сильно натянуть бечёвки, отойдя на полшага назад, пошевелить пальцами, сжимающими «нить жизни», почувствовать связи друг с другом (важный момент – сильное натяжение нитей). Затем моделируются различные нарушения взаимосвязей в экосистемах. Например, исчезает конкретный вид какого либо продуцента или консумента. Названные растения или животные ослабляют натяжение нити, опустив руку вниз, но не отпуская нить. Те участники, которые почувствовали ослабление нити, также опускают вниз руки. В итоге бечёвки опускаются вниз полностью, имитируя разрушение связей между организмами, что ведёт к разрушению экосистемы леса.

По окончании упражнения ведущий просит участников сделать вывод о масштабах последствий гибели составляющих экосистем.

  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Ведущий:

- Через два месяца той же газете в номере от 17.11.2009 в рубрике «Возвращаясь к напечатанному» появляется статья жительницы д. Бачкеево Р. Корепановой:

         «В одном из сентябрьских номеров газеты «Светлый путь» была опубликована статья А.И. Чубукова об опылении лесов. Я помню эти события, их последствия ощущаются до сих пор, хотя случилось это давно.

Всё было как в американских фильмах. Вдруг среди спокойного, ясного, солнечного дня ветерок принёс удушающий смрад, охвативший всю окрестность от Бачкеево до Новых Зятцев, возможно и дальше. Впоследствии у пчеловодов погибли пчёлы, а многие содержали более 20 пчёлосемей. Охотники сетовали, что не стало зайца, рыбаки заметили исчезновение рыбы. Уменьшились грибные россыпи, в лесу тишина – не поют птицы. А черёмухи, рябины, калины, смородины в лесу нет до сих пор. Птицам без лесных ягод не прожить, вот они и кинулись на огороды.

Неразумно погубили всё живое ради елей, а они как росли, так и растут по своим правилам, а клещи стали ещё агрессивнее, люди заболевают различными недугами и в больницу обращаются лишь в крайнем случае, потому что лечение накладно и не всегда эффективно. Многие, к сожалению, лечатся «лекарством из магазина».

Не дай Бог, не допусти ещё раз такой напасти».                   Р. Корепанова

 

Ведущий предлагает учащимся высказать мнение, затем обращает внимание на «Тайны», использованные в оформлении праздника:

- Эти тайны - экологические законы эколога Б. Коммонера. Законы,  по которым живёт любая экосистема, любое сообщество живых организмов.

Далее ведущий переворачивает карточки с «Тайнами», на обороте каждой из которых указано по 1 закону:

  • Всё связано со всем (тайна №1)
  • Всё должно куда-то деваться (тайна №2)
  • Природа знает лучше (тайна №3)
  • Ничто не даётся даром (за всё надо платить) (тайна №4)

Ведущий:

- Как проявились  законы в этой грустной истории?

        Выслушиваются мнения учащихся.

Упражнение «Художники»

Материалы и оборудование: листы бумаги формата А-4 либо А-3 (по одному на пару участников), маркеры (фломастеры).

Участники садятся за столы парами и рисуют плакаты (на выбор):

- призывающие к охране леса.

- о бедах наших лесов

- о значении леса в природе и в жизни человека

Непременное условие: плакат оформляется молча, каждый ребёнок проводит 1 линию и передаёт маркер соседу. Сосед домысливает рисунок и проводит следующую линию и вновь передаёт маркер 1 участнику и т.д.

Рисование заканчивается презентацией и обсуждением плакатов.

Ведущий:

- Первая статья заканчивается оптимистично:

        «В наши дни леса прекратили опылять, и это хорошо. Пусть они отдохнут от неразумного хомо сапиенса»

К сожалению, это не так. Весной 2009 года вдоль железной дороги леса около нашего села, начиная  со стороны пгт Игра и далее в сторону с. Люк, были обработаны вправо и влево от железнодорожного полотна специальными растворами, прекращающими рост любой растительности.

Беда с лесом, видимо,  ещё не однажды может приключиться.

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ.

Возможные продолжения экологической мастерской:

  1. Книжные выставки с произведениями о лесе, экологическими проблемами, связанными с лесом. Литературные гостиные.
  2. Обзор периодических изданий, поиск статей экологической направленности. Ведение учащимися в кабинете биологии папки с найденными материалами (или информационной рубрики на стенде).
  3. Экскурсии в лесхозы, знакомство с деятельностью лесных хозяйств.
  4. Акции «Зелёный коридор» - оформление экологическими плакатами коридора школы; «Зелёный автобус» (аналогично, но маршрутных автобусов) и т.п.
  5. Фотовыставки «До и после», «След человека», «У природы нет плохой погоды» и т.д.

Список использованной литературы:

  1. Ж. «Биология в школе» - № 7, 2006. Д.С. Ермаков. Интерактивные упражнения по экологии. С. 5
  2. Г. «Светлый путь» - выпуски от 22.09.2009, 17.11.2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "Однажды в лесу"

Сказка о том, как лесные звери помогли перевоспитать Гадость Слякотную и спасти свой лес от мусора...

Сценарий "Конкурс экологической песни в сказочном лесу"

Сценарий был создан в рамках подготовки к конкурсу детских экологических театров и агитбригад.Время выступления: 6 минутДействующие лица: Леший, Лиса, Баба Яга, Дед Мороз, Мухомор, Кощей Бессмертный....

Сценарий на экологическую тему "Однажды на мусорной свалке"

В игровой форме обратить внимание на пробле-мы замусоривания территории, раздельного сбораи вторичного использования отходов....

Экологическая тропа"Тайны зеленого леса"

Чтобы узнать, изучить, понять и полюбить природу с ней необходимо непосредственно общаться.  С этой целью и была создана  экологическая тропа « Тайны зеленого леса»....

Учебно-исследовательская работа. Экологическое исследование растений Торгонского леса.

Учебно-исследовательская работа. Экологическое исследование растений Торгонского леса....

Экологический конкурс "Тайны зеленого леса"

Экологический конкурс "Тайны зеленого леса"...

Осенний праздник "Однажды в лесу"

В осеннем лесу красиво, хочется петь, пархать, как листочек. Листопад...Он завораживает и уносит тебя в своих фантазиях. Но там всех ожидают и тайны, неожиданности. Нужно быть готовым. И всегда заканч...