Обобщающий урок по теме: "Этапы происхождения человека"
презентация урока для интерактивной доски по биологии (10 класс) на тему
Презентация к уроку "Этапы происхождения человека" 10 класс по учебнику Пономарева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Происхождение человека" | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщающий урок по теме: «Этапы происхождения человека»
Цели и задачи урока: углубить знания учащихся об эволюции органического мира; обобщить их со стадиями эволюции человека; сформировать знания учащихся об особенностях строения и образа жизни древнейших и древних людей; показать разнообразие древнейших представителей рода Человек; формировать умение учащихся сравнивать предков человека между собой и объяснять причины их сходства и различия.
Место человека в животном мире Задание. Вставьте пропущенные элементы цепочки: «Систематическое положение современного человека» Царство животные → подцарство …………….→ тип ……...→ подтип позвоночные (черепные) → класс млекопитающие → подкласс ………….. → отряд ……... → подотряд человекоподобные → надсемейство высшие узконосые→ семейство …… (гоминиды) → род …… (гомо) → вид Человек ……( Homo sapiens ).
Место человека в животном мире Систематическое положение современного человека Царство животные → подцарство многоклеточные → тип хордовые → подтип позвоночные (черепные) → класс млекопитающие → подкласс звери → инфракласс высшие звери, или плацентарные → отряд приматы → подотряд человекоподобные → надсемейство высшие узконосые→ семейство люди (гоминиды) → род Человек (гомо) → вид разумный (сапиенс) → подвид сапиенс (полное название человека — Человек разумный ( Homo sapiens ).
Антропогенез – это процесс эволюционного исторического формирования человека.
Основные этапы антропогенеза Стадии развития человека Описание Дриопитеки — предки человека и человекообразных обезьян Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян были дриопитеки (древесные обезьяны), обитавшие 25—30 млн лет назад. Раньше предками человека считались азиатские представители дриопитеков pa мапитек и сивапитек, найденные на холмах Сивалик (Индия). Сейчас более вероятным предком считается африканский дриопитек — кениапитек, с уществовавший около 12—14 млн лет назад. Объем головного мозга у кениапитека составлял 350—380 см 3 Протоантроп — предшественник человека Предшественниками человека были — австралопитеки (южные обезьяны), существовавшие 1,8—5,5 млн лет назад. От них позднее произошел африканский австралопитек — презинджантроп, считающийся непосредственным предком человека, принадлежащий к виду Человек умелый ( Homo habilis ). Человек умелый ( Homo habilis ) существовал около 2 млн лет назад в Восточной Африке. Объем головного мозга достигал 680—800 см 3 . Изготавливал орудия — камни-гальки с отбитыми краями — чопперы. Верхние конечности были приспособлены к хватательной функции, а нижние — к прямохождению. Занимался собирательством семян и плодов, охотой на мелких животных и поеданием падали. Кривизна нижней челюсти свидетельствует о возможном овладении зачатками речи Архантроп — древнейший человек Стадии древнейшего человека соответствуют: питекантроп, или обезьяночеловек, синантроп, или китайский человек, гейдельбергскии человек. Все эти формы древнейшего человека принадлежат к виду Человек прямоходящий ( Homo erectus ). Человек прямоходящий ( Homo erectus ) существовал около 500 тыс.—1,9 млн лет назад в Европе, Азии и Африке. Объем головного мозга достигал 800—1200 см 3 . Изготавливал более сложные орудия — заостренные с двух сторон рубила и скребла из камня — бифасы. Охотился на разную дичь, в том числе и крупную. Начал использовать огонь. Увеличение головного мозга свидетельствует о совершенствовании речи
Палеоантроп – древний человек Стадии древнего человека соответствует неандерталец. Неандерталец принадлежит к виду Человек разумный ( Homo sapiens ) и является его ископаемым подвидом — неандертальским ( Homo sapiens neanderthalensis ). Человек разумный неандертальский ( Homo sapiens neanderthalensis ) существовал около 40—150 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1200— 1400 см 3 . Изготавливал более совершенные орудия — отщепы от целых камней: наконечники и скребла. Жил в пещерах либо в жилищах из ветвей, костей и шкур убитых на охоте зверей. Вел коллективную облавную охоту на мамонтов, крупных копытных и др. Добывал и широко использовал огонь. Шил одежду из меха. На этой стадии зарождается религия и искусство. Начинается формирование человеческих рас и их расселение по планете Неоантроп – человек современного типа Стадии человека современного типа соответствует кроманьонец и все люди, составляющие население земного шара, — сапиенсы. Вымершие кроманьонцы и ныне существующее человечество принадлежит к виду Человек разумный ( Homo sapiens ), но являются разными подвидами — ископаемым ( Homo sapiens fosilis ) и современным ( Homo sapiens sapiens ). Человек разумный кроманьонский ( Homo sapiens fosilis ) существовал 35—40 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1400—1600 см 3 . Жил в пещерах и жилищах из костей мамонтов, стволов деревьев, каменных плит и шкур убитых зверей. Орудия становятся более совершенными — ножи, скребла, наконечники, гарпуны из камня, рога и кости. Занимался охотой, собирательством и трудом. Окультуривал растения и одомашнивал животных. На этой стадии происходит быстрый рост культуры. Завершается формирование устойчивого морфологического типа людей. Биологическая эволюция человека как вида замедляется и уступает место социальной эволюции - социогенезу
Распределите предложенные признаки по группам: Австралопитек Синантроп Неандерталец А) изготовление примитивных орудий труда; Б) изготовление более сложных орудий труда; В) умение поддерживать огонь; Г) умение добывать огонь; Д) объем мозга 1400; Е) объем мозга 650; Ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота; З) стихийная охота; И) первые признаки речи; К) прямохождение; Л) признаки социальных отношений; М) возникновение социальных отношений; Н) использование предметов.
Вопросы для закрепления Назовите систематические положения современного человека Что такое антропогенез? Назовите четыре основных этапов эволюции семейства гоминид? Каковы качественные отличия человека от человекообразных обезьян? а) физиологические отличия б) отличия в поведении
Домашнее задание Подготовить сообщения об уникальности человека как биологического вида
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок биологии 8 класс "Скелет человека"
Это урок своего рода папка-накопитель, т.е.в презентации есть ссылки на различные методы, используемые на уроке обобщения. Здесь и игровы моменты, и игральные карты, и пазлы, и карточки, и презентации...
Конспект обобщающего урока по теме: «Вглядываясь в человека. Жанр портрета» 6 класс.
Конспект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Урок-обобщение по теме: "Вглядываясь в человека. Жанр портрета" проводится в форме игры "Де...
Игра "Детективы" Презентация обобщающего урока по теме: "Вглядываясь в человека.Жанр портета" 6 класс
Урок-игра ,,Детективы" поможет в увлекательной форме расширить, систематезировать и обобщить материал целого блока уроков по теме "Жанр портрета" в 6 классе....
Конспект повторительно-обобщающего урока по информатике по теме "Человек и информация", 6 класс по УМК Л.Л. Босовой
КОНСПЕКТ УРОКА «Человек и информация» (повторение и обобщение пройденного материал). Контрольное тестирование. Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Чело...
обобщающий урок по теме "Природа и человек" по географии в 8 классе
цель урока: обобщить и проверить уровень знаний учащихся по темам "Рельеф России", "Климат России", "Внутренние воды России", "Почвенные ресурсы России", "Растительный и животный мир России"; совершен...
Презентация обобщающего урока по обществознанию по разделу Человек и природа
Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу «Человек и природа», используя технологию решения логических задач....
Обществознание, 10 класс, профильный уровень. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек».
Цель урока: Повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».Задачи: Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, ...