Конспект урока "Царство Бактерии"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Галиновская Яна Владимировна

Конспект урока "Царство Бактерии" поможет учителю оазнообразить учебный материал. Конспект содержит интересные факты и методику проведения лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bakterii.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки:  Галиновская Яна Владимировна

учитель биологии и химии МБОУ «сш №9 с УИОП» г. Нижневартовск ХМАО-Югра.

Тема урока; Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение.

Цель урока: Расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности прокариот , выясненить значение бактерий в природе и практической деятельности человека.

Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, выявить их роль в жизни человека и современной биосфере.

2. Развивающая:  развить умение анализировать и обобщать  и структурировать информацию, использовать личный  опыт. Формировать умения и навыки работать с научной литературой, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты.

3.Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Средства обучения: микроскоп, лабораторное оборудование, культура сенной палочки, компьютер (слайдовая презентация).

Тип урока: комбинированный

Структура урока: I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.История изучения бактерий.

2.Строение и жизнедеятельность бактерий.

  • Форма
  • Строение
  • Распространение
  • Питание
  • Размножение
  • Образование спор

3. Роль бактерий в природе и для человека.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

II. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?

Вступительное слово.

БАКТЕРИИ, обширная группа одноклеточных микроорганизмов, характеризующихся отсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра. Вместе с тем генетический материал бактерии (дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК) занимает в клетке вполне определенное место – зону, называемую нуклеоидом. Организмы с таким строением клеток называются прокариотами («доядерными») в отличие от всех остальных – эукариот («истинно ядерных»), ДНК которых находится в окруженном оболочкой ядре.

Бактерии, ранее считавшиеся микроскопическими растениями, сейчас выделены в самостоятельное царство .

Прокариоты - организмы, не имеющие оформленного ядра.

История изучения бактерий.

- голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп и назвал “анималькули”.

- Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.

- Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

- Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.

- М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложил основы общей микробиологии и изучения роль бактерий в природе.

- изобретение электронного микроскопа в 1930-е г,

(изучение строения бактериальной клетки).

2. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Это интересно! Поведение бактерий. Некоторым бактериям присуща даже способность к самопожертвованию. Если рядом с колонией кишечной палочки появляется колония другой бактерии – конкурента, одна кишечная палочка из каждых нескольких тысяч начинает вырабатывать ядовитые вещества, но сама погибает от самоотравления. Бактерии способны к «массовому» самопожертвованию. При недостатке пищи большая часть колоний может самоуничтожиться, распавшись на части. Питательные вещества погибших прокормят остальных.

Некоторые зеленые бактерии могут прикрепиться  к другим подвижным бактериям. После этого они могут управлять их поведением, направляя их к свету.

Вот такие удивительные это существа! Давайте поближе с ними познакомимся.

а) Форма бактерий.

  • шаровидные (кокки)
  • палочковидные (бациллы, клостридиум)
  • извитые (вибрионы)
  • похожие на спираль (спириллы)
  • спирохеты (6-10 витков)
  • стрептококки (цепочка из кокков)
  • стафилококки (грозди кокков)

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ.

б) Строение бактерий.

  • относятся к прокариотам .
  • нет ядра и большинства других органелл
  • бактериальная клетка окружена клеточной стенкой (состоит из муреина ) и защитной капсулой.
  • палочковидные (бациллы) покрыты волосками – пилями, которые прикрепл. к субстрату.

Лабораторная работа “Изучение бактерий ротовой полости”.

Бактерии занимают различные среды обитания, и наш организм является одной из таких сред.

Цель работы: рассмотреть форму бактериальных клеток ротовой полости под микроскопом, доказать что организм является одной из сред обитания бактерий.

Ход работы: одноразовым шпателем взять соскоб со щеки и поместить его на предметное стекло. 1.Рассмотреть под микроскопом форму бактериальных клеток и зарисовать их в тетрадь. Использую приведенную выше классификацию бактерий по форме подписать названия рассмотренных клеток.

2. Найти черты различия бактериальной и растительной клетки.

3. Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки, укажите черты сходства и различия с растительной клеткой.

( Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы.

 Различия: состав клеточной стенки (муреин), прокариоты, ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы)

г) Распространение.

  • почва, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество;
  • Являются  постоянной микрофлорой живых организмов

д) Способы питания.

  • симбионты
  • автотрофы
  • гетеротрофы (паразиты, сапрофиты)

е) Размножение.

  • Простое бинарное деление через каждые 20-30 минут.

Это интересно!  Бактерии способны к обмену генами через цитоплазматический мостик. Это почти «половой процесс».

ж) Половой процесс (коньюгация) – обновление генетической информации структуры молекулы ДНК, обновление свойств и признаков, но не происходит увеличения числа особей, т.е. к размножению отнести нельзя.

З) Образование спор

  • образуются при неблагоприятных условиях

(недостатке пищи, влаги, резкие изменения t – ры);

  • легко разносятся ветром, водой;
  • в благоприятных условиях становится жизнедеятельной бактерией.

3.Роль бактерий для человека и в природе.

1) в природе:

участвуют в формировании структуры и плодородия почв

(клубеньковые бактерии);(сам-но Симбиоз)

2.в образовании полезных ископаемых и разрушении погибших растений и животных;

3.поддерживают запасы СО2 и О2 в атмосфере;

4. разрушители органических веществ( гнилостные бактерии)- «природные санитары»;

5.очищают сточные  воды.

6. Бактерии брожения (силос, сыр, простокваша0

7. кишечные бактерии  образуют нормальную микрофлору кишечника человека, участвуют в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии.

8.синтезируют (антибиотики) - вакцина, сыворотка, гормоны, ферменты.

Отрицательная роль

1.Вызывают порчу продуктов, , сена, книг;

2.Являются возбудителями болезней человека и животных (пневмонии, туберкулкза, ангины.  чумы, холеры , аппендецита0

III. Закрепление изученного материала.

Терминологический диктант. Учитель зачитывает формулировку термина, а обучающиеся находят соответствующий термин из списка и располагаю т в определенной последовательности.

1.Прокариоты

2. Бациллы

3. Вибрионы

4. Автотрофы

5. Гетеротрофы

6.Аэробы

7. Анаэробы

8.Кокки

9.Симбиоз

10. Спора

IV. Домашнее задание.

  1. Изучить параграф учебника. Выучить термины. Сделать презентацию по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека», « Открытие бактерий»( по желанию)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (опорный конспект)

Краткое изложение информационного материала по разделу Бактерии....

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...

конспект урока "Бактерии, их роль в природе и жизни человека."

конспект урока "Бактерии, их роль в природе и жизни человека."...

Конспект урока "Бактерии"

урок биологии 5 класс -конспект открытого урока урока...