Учебно- исследовательская работа « Лук- наш зеленый друг»
проект по биологии (5 класс) на тему

Оркиш Елена Геннадьевна

детский проект 5 класса  "лук- наш зеленый друг" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_proekt.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Учебно-   исследовательская работа

« Лук-   наш  зеленый друг»

Автор: ученица 5 класса

МОУ «Ерышовская СОШ»

Леоненко Анастасия

                                          Руководитель:  учитель биологии

Оркиш Е.Г.

 с. Ерышевка 2016 г.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 3

Ботаническое описание, состав .  Значение и применение ------4

Методика исследований----------------------------------------------8

Заключение ----------------------------------------------------------------------------------------------- 9

Литература -----------------------------------------------------------------------------------------------  10

Введение

Луков на  земле очень много. Учёные даже не могут точно подсчитать их число. Считается, что видов этого растения 500-600. И все они объединяются в один род, который ботаники и называют лук.

Луки широко распространены по всему земному шару. На территории нашей страны растёт 223 вида лука. Как бы ни  выглядело растение этого семейства, из других его всегда выделит одно свойство - особенный луковый запах.

Актуальность данной работы   заключается в следующем. Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Без лука не обходится ни одна кухня мира, ни один кулинар или домохозяйка. Я  хорошо знаю что лук – обязательная приправа супов, котлет, и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. «Лук от семи недуг», «Лук да баня все правят», - говорили в старину, подчеркивая большое значение этого неприхотливого овощного растения.  Ведь в  составе лука есть фитонциды.

А в зимне - весенний период людям не хватает витаминов, а в луке репчатом их содержится в достаточном количестве. Лук защищает от гриппа и других болезней зимой и ранней весной.

Я очень часто болею и захотела побольше узнать про это растение, чтоб  лук  как то  применять.

       Предмет исследования: лук репчатый, его значение  и выращивание в имнее-весенний период.

Гипотеза:  существует мнение, что если знать лечебные свойства лука репчатого, то можно избежать некоторых заболеваний  в имнее-весенний период.

Цель:  определить целебные свойства репчатого лука и вырастить лук в домашних условиях для получения необходимых витаминов в имнее-весенний период.

Задачи:

1. Выяснить влияние факторов неживой природы (свет, механическая обрезка) на проращивание лука.

2. Изучить основные методы проращивания лука в домашних условиях.

3. Воспитывать заботу о своём здоровье. 

Методы : наблюдение

Ботаническое описание

Лук - многолетнее растение (в культуре — двулетнее). Луковица до 15 см в диаметре, плёнчатая. Наружные чешуи сухие, жёлтые, реже фиолетовые или белые; внутренние — мясистые, белые, зеленоватые или фиолетовые, расположены на укороченном стебле, называемом донцем. Листья трубчатые, сизо-зелёные.

Химический состав и свойства лука

Луковица содержат:  14 % сахаров, белков 2 %), витамины (аскорбиновая кислота), ферменты, минеральные соли калия, фосфора, железа и др. В луковицах имеется эфирное масло, придающее им специфический запах и острый вкус.

В составе лука имеются фитонциды. ФИТОНЦИДЫ (от греч. phyton — растение и лат. caedo — убиваю), образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов.

         Лук является поставщиком витаминов.

Витамин С (аскорбиновая кислота) – один из наиболее важных для нормальной жизнедеятельности организма и широко применяемый в медицине. Отсутствие в пище приводит к заболеваниям цингой, малокровию, нарушениям деятельности сердца, понижению сопротивляемости организма к инфекциям.

Фолацин (фолиевая кислота)-  необходим для нормального кроветворения.

Витамин В12 - при её недостатке воспаляются язык и слизистая оболочка ротовой полости, резко понижается кислотность желудочного сока, появляется малокровие.

Витамин Н (биотип)-   в  нём нуждаются люди с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, кожи.

Витамин РР (никотиновая кислота)-  входит в состав ферментов, участвующих в окислительных процессах, ускоряет заживление ран.

Железо- дефицит этого элемента приводит к возникновению тяжелых анемий и других заболеваний крови. Железо особенно необходимо женщинам во время беременности и кормления ребенка грудью. Лук – рекордист среди овощей по содержанию одновременно трех элементов: железа, цинка и меди. Эти элементы усиливают действия друг друга. Совместное действие железа, меди и цинка приводит к усилению защитных функций организма. Благоприятное влияние на систему дыхания оказывает содержащийся в луке йод, с чем связано тормозящее влияние лука на развитие атеросклероза.

Алюминий присутствует почти во всех органах и тканях человека. Он принимает участие в построении эпителиальной и соединительной ткани, в процессах регенерации костей, в фосфорном обмене, повышает общую кислотность и переваривающую способность желудочного сока, увеличивает содержание соляной кислоты в желудочном соке.

Значение и применение

В культуре лук известен свыше 5 тысяч лет.

Средняя урожайность репчатого лука — около 350 ц с га. Лучший урожай достигается при температуре 18-20°С. При температуре ниже 13 °C развитие луковиц замедляется, устойчивость к заболеваниям снижается. При жаркой сухой погоде ухудшается вкус зелени.

Применение в кулинарии

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Применение в медицине

Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее

Наибольшей целебной силой обладает основание луковицы — донце и прилегающая к нему область, поэтому при чистке лука щадите эту часть.

Установлено, что постоянное употребление лука способствует уменьшению содержания холестерина в крови. Также имеются данные о сахаропонижающих свойствах этого овоща, поэтому больным сахарным диабетом рекомендуется употреблять суп из печеного лука.

Лук, жаренный на сливочном масле или отваренный в молоке, смягчает кашель. Кашица из свежего лука, приложенная к ожогам, снимает боль, уменьшает раздражение кожи и препятствует образованию пузырей.

Врачи считают, что зеленый лук надо есть каждый день. Во-первых, он вызывает выделение большого количества желудочного сока и соляной кислоты, способствующей процессу пищеварения и лучшему усвоению пищи. Во-вторых, в 100 г зеленого лука содержится около 50 мг витамина С. Этого количества достаточно, чтобы удовлетворить дневную потребность взрослого человека. Стоит особо отметить, что в зеленом луке, в отличие от репчатого, содержится хлорофилл, необходимый для кроветворения. Поэтому он особенно необходим людям, страдающим различными видами малокровия.

Следует помнить, что в зеленом луке самое ценное – белая мясистая ножка, полезны перья до 10 см от белой части. Остальная часть зеленого лука может вызвать некоторые нежелательные явления – такие, как брожение в желудке, головную боль, раздражительность или сон

Методика исследований

При возделывании  лука в зимне-весенний период на зелень требуется немного света, поэтому зеленый лист выращивают в комнатных условиях

Для посадки мною были отобраны  луковицы диаметром 2-3 см  со средней массой 30-40 г. .Для посадки в первом и втором    ящиках, луковицы обрезала по плечики. В третий   ящик высадила луковицы, не обрезанные. Первый ящик с обрезанными плечиками закрыла бумагой.

Длительность выращивания лука 25-30 дней. Срок уборки на зелень наступает, когда длина листа достигает 30-40 см. Высадку в ящики луковиц  я произвела 22 января 2016 года

Для посадки мною были отобраны  луковицы диаметром 3-4 см  со средней массой 50-70 .Для посадки в двух   ящиках, опытные луковицы обрезала по плечики. В третий   ящик высадила луковицы, не обрезанные. 

Посадку провела мостовым способом, не присыпая сверху. Луковицы использовала желтые и красные. Опыт заложила в круглых  ящиках .На дно ящика насыпала почвенную смесь 4 см с черноземом и песком в соотношениях 2:1. Песок необходим луку как дренаж, конечно, можно использовать и гравий.  Сверху почвенной смеси посадила луковицы, немного углубляя их в почву. Почва необходима для полноценного питания лука, так как в ней находятся все необходимые органические и неорганические вещества. А также для того, чтобы удерживать влагу.

Далее произвела полив лука и один ящик накрыла , создавая тем самым темноту. Два других ящика поставила на свет, на подоконник окна. Через 2 дня на луковицах, находящихся в темноте, появились зачатки листьев, во втором   ящике   (стоял на свету) сформировалась  только хорошая корневая система.  В третьем  ящике, где размещались не обрезанные луковицы, никаких изменений не произошло.

При проведении этого опыта я обратила внимание, что в темноте лук пророс лучше. Обратившись к литературе, я выяснила, что лучи дневного света, угнетают появление всходов многих растений. И я предположила и доказала, что на начальном этапе прорастания лука ему необходима темнота.

При этом следует отметить, что перья лука выращенного в темноте были более длинными (43см), но были  тонкими и имели бледно-зеленый цвет. А перья лука, выращенного на свету, были менее длинными (24см), но были более толстыми и имели темно-зеленый цвет, который говорил об их насыщенности витаминами.         

Из этих наблюдений я сделала  вывод: для сбора более богатого и качественного урожая лука необходимо проращивать его в темноте. А через 5-7 дней выставлять его на свет.

А также обрезанные луковицы  пустили зеленные листья раньше, чем не подвергнутые обрезанию шейки луковицы. Можно сделать вывод, что обрезка облегчает доступ кислорода воздуха внутрь луковицы, повышает интенсивность дыхания клеток и способствует получению  листков более или менее одинаковой длины.

Уборку зеленой массы провела 22 марта,  когда длина листьев достигла примерно 30 см. Урожай с трех ящиков составил примерно 430 грамм.

Заключение

Данная работа имеет практическую значимость т.к. проведенные исследования показали, при каких условиях  наиболее правильно выращивать лук репчатый на зеленую массу пера для получения витаминной продукции на столе ранней весной.

Итак, я  увидела, что лучше всего выращивать обрезанный по плечики репчатый лук и высаживать его в наиболее оптимальный срок—примерно в конце февраля. Именно этот период и последующий является наиболее неблагоприятный в наличие витаминов в организме человека, поэтому человек в этот период постоянно простудными заболеваниями.

Также при проращивании лука в домашних условиях на первом этапе – до появления перьев – лук лучше ставить в темные помещения, но выставлять через 5-6 дней на свет для образования насыщенной зеленой витаминной массы. Так как перья лука, пророщенного на свету, выглядят более здоровыми, следовательно, после появления проростков лук необходимо ставить в хорошо освещенные места.

Поэтому эта работа дает возможность наиболее полно использовать знания выращивания зеленой массы пера лука репчатого в зимне-весенний период.

Литература

1.     Клепинин З.А, М.С Жаров.«Трудовое обучение 5-7,сельскхозяйственные работы» Москва «Просвещение» 1989

2.     Небесный Сергей «Юным овощеводам» Москва « Детская Литература» 1987

3.     Смирнов Н.А «Домашний огород» Москва «Росагропромиздат» 1988.

4.     Книга для чтения. Растения. Д. И. Трайтак

5.     Природа. Неживая и живая. В. М. Пакулова. Н. В.  Иванова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Учебно - исследовательская работа при изучении немецкого языка

Метод проектной работы явлеется учебно - исследовательской деятельностью при изучении немецкого языка, которая повышает мотивацию учащихся при изучении иностранного языка....

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

учебно-исследовательский проект "Автомобиль-твой друг !?..."

Проблемы использования автотранспорта являются составной частью экологической безопасности страны. В работе исследуется влияние автомобилей, движущихся по прилежащим улицам на здоровье учащихся школы....