Календарно-тематическое планирование Биология 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование Биология 5 клас по учебнику Сонина (синия линия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_5_klass_fgos.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Название раздела

№ урока в разделе

Тема урока

Материал учебника

Сроки проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

план

факт

1

Живой организм

(8ч.)

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Что такое живой организм

п.1

Изучают  признаки отличия живого от неживого и основных признаков живого организма

Учатся доказывать единство строения растительных и животных организмов

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

2

2

Наука о живой природе

п.2

Изучают содержания параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

3

3

Методы изучения живой природы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

п.3

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных

навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

4

4

Увеличительные приборы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

п.4

Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД:

Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

5

5

Живые клетки. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

п.5

Изучают и различают на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

6

6

Химический состав клетки. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Определение состава семян пшеницы»

п.6

Изучают роль химических веществ в жизнедеятельности клетки.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

7

7

Вещества и явления в окружающей среде

п.7

Знакомятся  с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных, с  физическими и химическими природными явлениями

Коммуникативные УУД формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы

Регулятивные УУД: выдвижение версий решения проблемы

Познавательные УУД:выявление причины и следствия простых явлений

8

8

Великие естествоиспытатели. Тест 1.

п.8

Изучают и оценивают вклад ученых-биологов в

развитие науки

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

9

Многообразие живых организмов

(14 ч.)

1

Как развивалась жизнь на Земле

п.9

Изучают основные этапы развития жизни на Земле.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

10

2

Разнообразие живого.

п.10

Изучают основные систематические единицы в классификации живых организмов. Выделяют принципы современной классификации организмов

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

11

3

Бактерии

п.11

Выделение существенных особенностей

строения и функционирования бактериальных клеток. Изучение правил, позволяющих

избежать заражения болезнетворными бактериями

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

12

4

Грибы

п.12

Выделение существенных особенностей

представителей царства Грибы. Знание правил

оказания первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

13

5

Водоросли

п.13

Изучение основных групп водорослей, их отличительные особенности

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

14

6

Мхи

п.14

Изучают особенности строения и жизнедеятельности мхов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

15

7

Папоротники

п.15

Изучение строения папоротников

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

16

8

Голосеменные растения

п.16

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

17

9

Вводный инструктаж по ТБ. Покрытосеменные (цветковые ) растения

п.17

Учатся выделять особенности покрытосеменных растений , связанные с их образом жизни, заполняют таблицу и проводят сравнительный анализ

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

18

10

Значение растений в природе и жизни человека.

п.18

Узнают о существовании сортов культурных растений.

Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической

Деятельности человека.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей

практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

19

11

Простейшие

п.19

Выделение существенных особенностей

представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные .Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

20

12

Беспозвоночные животные.

п.20

Приобретают знания о типах и представителях беспозвоночных животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

21

13

Позвоночные животные.

П.21

Приобретают знания о типах и представителях позвоночных животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

22

14

Значение животных в природе и жизни человека. Тест 2

п.22

Узнают о существовании различных пород животных.

Объяснение роли биологии в практической деятельности

Человека

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать

выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

23

Среда обитания живых организмов

(6 ч.)

1

Три среды обитания живых организмов

п.23

Приобретают знания о компонентах природы. Представление о многообразии обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

24

2

Приспособленность организмов к разным средам обитания

п.22

Выявляют особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установление причинно-следственных связей

25

3

Жизнь на разных материках.

п.24

Приобретают знания о материках планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном  и животном мире каждого материка. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

26

4

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

Познавательные: учатся видеть различия животного и растительного мира разных материков, учатся работать с атласом- определителем

Коммуникативные:  добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

27

5

Природные  зоны Земли

п25

Знание природных зон планеты и их основных

природных особенностей.Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

28

6

Жизнь в морях и океанах. Тест 3.

п.26

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

29

Человек на Земле

(6 ч.)

1

Как человек появился на Земле.

п.27

Приобретают знания основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного. Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

30

2

Как человек изменил Землю.

п.28

Изучают классификацию экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным  правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

31

3

Жизнь под угрозой.

п.29

Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

32

4

Не станет ли Земля пустыней

п.30

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

 Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

33

5

Здоровье человека и безопасность жизни

п.31

Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

34

6

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Измерение своего роста и массы тела»

п.31

Учатся обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение работать по плану сверять свои действия с целью

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, проявление интереса к исследовательской деятельности

Приложение

Формы и средства контроля

Тест 1. «Живой организм»

Вариант № 1
Часть А
А1. Наука о живой природе носит название:
1. Физика   2. Химия   3. Биология   4. География 
А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:
1. Активное передвижение
2. Дыхание, питание, рост, размножение
3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей
4. Образование органических веществ из неорганических
А3. Часть клетки, где хранится наследственная информация:
1. Цитоплазма  2. Ядро   3. Вакуоль    4. Клеточная стенка
А4. Молодая клетка отличается от старой тем, что …
1. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке
2. В ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке
3. В ней одна большая вакуоль, ядро располагается в центре
4. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро располагается в центре
А5. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:
1. Аристотель  2. Теофраст  3. К.Линней   4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. К органическим веществам клетки относят:
А) минеральные соли Б) жиры  В) белки  Г) углеводы   Д) воду   Е) зола

Часть С
С1. Часть организма, которая выполняет особую функцию и обладает особым строением называют …….
С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.

Вариант № 2
Часть А
А1. Наука о растениях носит название:
1. Ботаника   2. Зоология   3. Биология   4. Микология 
А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:
1. Наблюдение  2. Эксперимент  3. Сравнение   4. Моделирование 
А3. Гемоглобин – это …
1. Углевод  2. Минерал  3. Белок крови  4. жир
А4. Название наследственного материала в ядре клетки:
1. Хромосомы   2. Хлоропласты   3. Ядрышко   4. Вакуоль 
А5. Имя учёного, который создал первую систему ботанических понятий:
1. Аристотель   2. Теофраст   . К.Линней   4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. Выберите признаки живых организмов:
А) обмен веществ и энергии  Б) раздражимость   В) сократимость   Г) размножение  Д) поглощение световых лучей
Часть С
С1. Как определить увеличение микроскопа?
С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

Тест  2.  «Многообразие живых организмов»

Вариант 1.

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Может ли клетка быть отдельным организмом?
А) да     Б) нет
2. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
3.Бациллы – это 
А) спиралевидные бактерии Б) палочковидные бактерии   В) бактерии в виде виноградной грозди Г) бактерии в виде запятой
4.Какие растения относятся к голосеменным?
А) береза Б) дуб В) лиственница Г) боярышник
5.Грибы, как и животные, 
А) имеют мицелий Б) размножаются вегетативно   В) имеют неограниченный рост  Г) являются гетеротрофами
6. Отличительным признаком грибов-паразитов является то, что они
А) питаются за счет других организмов В) питаются отмершим органическим веществом Б) способны к фотосинтезу Г) имеют хлоропласты
7.Какие организмы, входящие в состав лишайника, способны к фотосинтезу?
А) грибы Б) моховидные В) зеленые водоросли Г) красные и бурые водоросли
8.Тело лишайника называется
А) грибницей Б) плодовым телом В) слоевищем Г) стромой
9.Инфузория-туфелька относится к Царству
А) Бактерий Б) Грибы В) Растения Г) Животные
10. Животные
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) растут всю жизнь Г) многоклеточные организмы

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Флора – …
2) Микология - …
3) Прокариоты - …
4) Гетеротрофы - …
5) Спириллы - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. Бактерии – самая молодая группа организмов.
4. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
5. Кедр – цветковое растение.

6. Тело водорослей – слоевище.
7. Стрекоза – животное.
8. Грибы – автотрофы.
9. Сморчок – ядовитый гриб.
10. Среди растений есть вредные виды.
Задание 4. Почему лишайники называют «первопроходцами или пионерами жизни»?

Вариант 2.

Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Органические вещества из неорганических создают
А) растения Б) вирусы В) животные Г) грибы
2. Бактерии и грибы относят к:
А) одному царству живых организмов Б) царству растений
В) разным царствам живой природы Г) лишайникам
3. Как называются зелёные пластиды?
А) цитоплазма; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
4. Споры бактерий служат для 
А) бесполого размножения Б) полового размножения
В) деления Г) перенесения неблагоприятных условий
5. К грибам не относится 
А) дрожжи Б) мукор В) трюфель Г) ягель 
6. Грибы-сапротрофы 
А) питаются мертвыми органическими веществами Б) паразитируюи
В) имеют плодовое тело Г) не имеют мицелия
7. Лишайники разрушают скалы с помощью
А) лишайниковых солей Б) лишайниковых кислот В) лишайниковых щелочей Г) ферментов
8. К лишайникам относится
А) кукушкин лен Б) сфагнум В) ксантория Г) мукор
9. В царстве Животные насчитывается 
А) около 1, 5 млн видов Б) около 2 млн видов В) около 2,5 млн видов Г) около 3 млн видов
10. К травоядным животным относится 
А) волк Б) лиса В) сова Г) заяц
Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Лихенология - ….
2) Эукариоты – …
3) Симбиоз - …
4) Вибрионы - …
5) Слоевище - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Ученые полагают, что на Земле обитает до 30 млн видов живых организмов. 
2. Грибы-паразиты наносят урон живым организмам.
3. Лишайники размножаются только спорами.
4. Гриб дождевик – съедобный гриб.
5. Грибы – гетеротрофы.
6. Паук – это животное.
7. Мхи, плауны и хвощи не относятся к растениям.
8. Благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера Земли.
9. Бактерии, грибы и лишайники – эукариоты.
10. Некоторые бактерии имеют жгутики.

Тест 3.  «Среда обитания живых организмов»

1.Прочитайте текст 1 и ответьте на вопросы.

Текст 1.

Самый быстроногий из зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устаёт . Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.

Вопросы.

  1. Какое это животное?
  2. В какой среде обитает?
  3. Какие у него приспособления к жизни в этой среде?

2.Прочитать текст 2 и ответить на вопросы.

Текст 2.

Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха . Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

Вопросы.

  1. О какой среде идёт речь?
  2. Назовите животных, живущих в этой среде.

3.Внимательно прочтите текст 3 и ответьте на вопросы

Текст 3.

Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.

Вопросы.

  1. Как называется эта среда обитания?
  2. Каких животных, живущих в этой среде вы знаете? Назовите их.

4.Выберите « Кто здесь лишний?»

  1. страус, кенгуру, шмель, волк
  2. белка, дельфин, акула, щука.

5. Какие утверждения верны?

1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.

4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания

Инструкционные карты к лабораторным и практическим работам

Лабораторная работа  № 1      « Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Цель: познакомиться с основным оборудованием для научных исследований, его назначением и приемам обращения с ними.

Оборудование: набор оборудования, посуды для научных исследований.

Инструктивная карточка

1. Внимательно рассмотрите предложенные вам объекты, выясните их значение и правила пользования.

2. Результаты своих наблюдений занесите в таблицу:

Название оборудования для научных исследований

Рисунок

Как применяется и для чего.

Сделайте вывод

Лабораторная работа № 2     Устройство ручной лупы, светового микроскопа

Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.

Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.

Ход работы

Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

  1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
  2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

Порядок работы с микроскопом.

  1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.
  2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
  3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.
  4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
  5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

        Лабораторная работа №3       «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, учебник, тетрадь.

Ход работы:

  1. Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей..
  2. Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
  3. Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.
  4. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
  5. Накройте кожицу покровным стеклом.
  6. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.
  7. Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.
  8. Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.
  9. Вывод: Клетка – простейшая  единица строения живого организма. Зеленый цвет растению придает хлорофилл в составе хлоропластов.

Лабораторная работа № 4  «Определение состава семян пшеницы»

Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.

Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.

Инструктивная карточка

1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?

Описание: Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки

Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки

2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?

Описание: Рис. 2. Изучение растительного белка

Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле

Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу – клейковину, или растительный белок.

3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).

Описание: Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге

Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге

Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах. Начертите схему в тетради и заполните ее.

Описание: http://bio.1september.ru/2008/06/12.gif

4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.

Сделайте вывод о составе семян.

Таблица. Определение состава семян

Что брали

Что делали

Что получили

1

Пшеница в пробирке

 

 

2

Тесто в марле

 

 

3

Стакан с мутной водой

 

 

4

Семянка подсолнечника

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1    «Определение наиболее распространённых растений и животных».

Цель: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Ярославской области.

Оборудование: чучела птиц, гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.

№ п/п

Задания

Ответы

1.

Перед вами муляжи грибов. Запишите названия грибов в два столбца: - съедобные

                     - ядовитые.

2.

Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер).

  - под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур;

  - как называется этот жук?

  - какой культуре он приносит вред?

3.

Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2     «Измерение роста и массы тела»

ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.

ОБОРУДОВАНИЕ:   Ростомер, медицинские весы, (работа проводится на базе школьного

медицинского кабинета)

Задание:

  1. Внимательно рассмотри шкалу деления медицинских весов.
  2. Определите цену деления.

Цена деления =   ____________г.

  1. Установи большую гирю на значение 20 кг. Перемещая «бегунок» - малую гирю вправо добивайся равновесия.

Если равновесие нет, то сдвинь

      большую гирю вправо – в сторону     больших, значений.

  1. Продолжай такие же действия, пока

не  получишь равновесие.

           Запиши полученный результат:

1. Большая гиря показывает __________кг

2. Малая показывает _________г

    Значит мой вес _______кг ____г

     5.  Встань спиной к ростомеру.

          Плотно прижми пятки к линейке,

          распрями плечи.

         Опусти планку до касания головы.

         Зафиксируй результат в тетрадь.

Мой рост

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по биологии (7 класс)

Календарно-тематическое планирование   раздела "Животные" составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономарёвой по альтернативному  учебнику, допущенным Мини...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно тематический план по биологии 8 класс, для учеников VIII вида

КТП по биологии 8 класс " Животные", для учеников 8 вида. Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов...

Календарно-тематический план по биологии 11 класс

Календарно-тематический планирование по биологии 11 класс по учебнику Беляев Д.К,...

Календарно-тематический план по биологии 6 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии  6 класс по учебнику Пасечник В. В....

Календарно-тематический план по биологии 7 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по учебнику Латюшин В. В....