Рабочая программа по биологии (10-11 класс)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рыль Нина Ивановна

_

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b10-11.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/С.В.Михайлова/

                 

Протокол № ______

от «__» ____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный»

____________/Т. А. Шрайнер/

             

 «____» _____________2015 г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ«СОШ пос.Бурный»

__________      /И. Н. Терсина/

 

Приказ № __ от «__»_______ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

РЫЛЬ НИНЫ  ИВАНОВНЫ

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ПО  БИОЛОГИИ

в 10-11 классе

базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1__от

«      »  августа  2015г.

        

2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа составлена на основе Федерального
Государственного стандарта, Программы среднего (полного) общего
образования (базовый уровень) и программы среднего общего
образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов
И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова
(Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа, в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего общего образования:

  • Освоение знаний: о биологических системах («клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологии; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умении учебно-познавательной деятельности. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу  «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить  систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

 Рабочая программа позволяет проводить  учебные занятия с использованием следующих технологий: проблемного, проектного обучения, игровых,  интерактивных, информационно-коммуникационных образовательных технологий;

форм уроков: комбинированного, проектного, проблемно- обучающего, интегрированного урока, урока- лекции,  взаимообучения,  викторины, поиска, игры.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот            веществ и превращения энергии в экосистемах, особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,  опасные для человека растения и животных.
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания  и  размножения  культурных растений  и домашних животных,  ухода за  ними;  проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс   10

Учитель     Рыль Нина Ивановна        

Количество часов

Всего -  34 час; в неделю - 1 час.

Плановых контрольных уроков        ,  зачетов_3__

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2011.

Класс   11

Учитель     Рыль Нина Ивановна        

Количество часов

Всего -  34час; в неделю  1 час.

Плановых контрольных уроков        ,  зачетов_3__

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2011.

Учебник  

Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2011,2012;

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Контрольныеработы (зачеты)

Раздел 1

10 класс. 

Биология как наука. Методы научного познания.

3 часа

3

1

Раздел 2

     

Клетка

11 часов

1

История изучения клетки. Клеточная

Теория

1 час

2

Химический состав клетки

4 часа

3

Строение эукариотической и прокариотической клетки

3 часа

4

Реализация наследственной информации

в клетке

1 час

5

Вирусы

2 часа

Раздел  3

Организм

20 часов

1

Обмен веществ и преобразование

энергии

3 часа

2

Размножение и индивидуальное развитие

организмов

6 часов

3

Закономерности  наследственности и

изменчивости

10

часов

4

Основы селекции. Биотехнолия.

3 часа

ВСЕГО:

34 ч.

Раздел 4

    11 класс.

Вид.

21 час

1

История эволюционных идей

4 ч.

2

Современное эволюционное учение

9 ч.

3

Происхождение жизни на земле

3 часа

4

Происхождение человека

5 часов

Раздел 5

Экосистемы

13 часов

1

Экологические факторы

3 часа

2

Структура экосистем

4 часа

3

Биосфера – глобальная экосистем

2 часа

4

Биосфера и человек

4 часа

ВСЕГО:

34 часа

ИТОГО:

68 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

10 класс

Раздел 1.  Биология как наука.   Методы научного познания (3 часа)

Тема 1. Краткая история развития биологии.  Система биологических наук   (1час)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

Тема2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы          (2 часа)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. 

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи»,  «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

Раздел 2.    Клетка  (11 часов)                                                                                        Тема 1. История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.    Химический  состав  клетки      (  4   ч    а    с    а)                                                                                                                                                                                                                                                                                         Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема 3.  Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа)                                                              Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (таблица)

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.

Тема 4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтезбелка.                                                                                                                                     Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».                                                                     Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

Тема 5. Вирусы  (2 часа)                                                                                                                                             Вирусы — неклеточная форма жизни.  Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.                                                                                                                                       Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «ПрофилактиА СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

Раздел 3.  Организм (20 часов)

   Тема 1.      Обмен веществ и преобразование энергии (3 часа)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Тема 2.       Размножение и  индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6 часа)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

  Тема 3. Наследственность и изменчивость (10 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. ГенетиА — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности.  Современные представления о гене и геноме. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и ди-гибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Изучение изменчивости.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 4. Основы селекции. Биотехнология (3 часа)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Основные, методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

11 класс

Раздел  4       Вид  (21 часов)

Тема 1.История эволюционных идей (4 часа)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период.

 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 2. Современное эволюционное учение (9 часов)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

 Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 3. Происхождение жизни на земле (3 часа)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.        

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4. Происхождение человека (5 часа)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.  Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Основные понятия. Происхождение человека.   Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

Раздел   5  Экосистемы (13 часов)

Экологические факторы (3 часа)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Структура экосистем (4 часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Решение экологических задач.

Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Биосфера — глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

 Биосфера и человек (3 часа + 1час – зачет по теме «Экосистема»)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Дата

Коррек

тировка

уроки

Контрольные работы

(зачёты)

По плану

фактически

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

3ч.

2

1

1.

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

1

04.09

2.

 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.

1

11.09

3.

Зачёт №1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания»

1

18.09

Раздел 2.  Клетка

11ч.

10

1

4.

 История изучения клетки. Клеточная теория

1

25.09

5.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

02.10

6.

Органические вещества. Липиды и углеводы.

1

09.10

7.

Органические вещества. Белки.

1

16.10

8.

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

23.10

9.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

 Лабораторная работа 1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под

микроскопом, их изучение и описание.

Лабораторная работа 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток  растений.

1

06.11

10.

Клеточное ядро. Хромосомы. Практическая работа 1. Сравнение строения клеток растений и животных

1

13.11

11.

Прокариотическая клетка.

1

20.11

12.

  Реализация наследственной информации в клетке. Биосинтез белка.

1

27.11

13.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

04.12

14.

Зачет № 2. По теме «Клетка»

1

11.12

Раздел 3.  Организм

20 ч.

19

1

15.

15.

Многообразие организмов

1

18.12

16.

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

1

25.12

17.

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

08.01

18.

Деление клетки. Митоз.

1

15.01

19.

Размножение: бесполое и половое.

1

22.01

20.

Образование половых клеток. Мейоз.

1

29.01

21.

Оплодотворение.

1

05.02

22.

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.                                                       

1

12.02

23.

Онтогенез человека.                             Лабораторная работа 3.            Выявление      признаков      сходства      зародышей  человека     и других млекопитающих  как  доказательство их родства.

1

19.02

24.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

1

26.02

25.

Моногибридное скрещивание Практическая работа 2. «Составление простейших схем скрещивания»

1

05.03

26.

Дигибридное скрещивание Практическая работа З. « Решение простейших генетических задач»

1

12.03

27.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

1

19.03

28.

Современные представления о гене и геноме.

1

02.04

29.

Генетика пола                                         Практическая работа З. « Решение простейших генетических задач»

1

09.04

30.

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1

16.04

31.

Генетика и здоровье человека. Практическая  работа 4. «Выявление источников мутагенов в окружающей               среде (косвенно) и оценка их влияния на организм».

1

23.04

32.

Селекция: основные методы и достижения.

1

30.04

33.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. 

Практическая  работа 5 « Анализ и оценка этических аспектов                 развития и     некоторых исследований в биотехнологии»

1

14.05

34.

Зачёт №3  «Организм»

1

21.05

11 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Дата

Коррек тировка

уроки

Контроль-ные работы,

  зачёты

По плану

фактически

Раздел 4.  Вид.

21ч.

20

1

1.

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея.

1

04.09

2.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

11.09

3.

Предпосылки развития теории  Ч.Дарвина

1

18.09

4.

Эволюционная теория Ч.Дарвина

1

25.09

5.

Вид. Критерии и структура               Лабораторная работа 4 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1

02.10

6.

Популяция – структурная единица вида и эволюции

1

09.10

7.

Факторы эволюции.                                         Лабораторная работа 5 «Выявление     изменчивости      у   особей одного  вида»

1

16.10

8.

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

23.10

9.

Адаптации организмов к условиям обитания.                                                                   Лабораторная работа. 6 «Выявление    приспособлений   у организмов   к  среде   обитания»

1

06.11

10.

Видообразование

1

13.11

11.

Сохранение многообразия видов.  Биологический прогресс и биологический регресс.

1

20.11

12.

Доказательства эволюции органического мира.

1

27.11

13.

ЗАЧЕТ 1. «Основные закономерности эволюции»

1

04.12

14.

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

1

11.12

15.

Современные представления о происхождении жизни.                                         Практическая работа 6    «Анализ   и оценка        различных гипотез происхождения жизни».           

1

18.12

16.

Развитие жизни на Земле.  Семинар.

1

25.12

17.

Гипотезы происхождения человека. Практическая  работа 7    «Анализ    и оценка        различных гипотез происхождения человека».

1

08.01

18.

Положение человека в системе  животного мира.  

1

15.01

19.

Эволюция человека. Семинар

1

22.01

20.

Человеческие расы. Семинар.

1

29.01

21.

Зачёт 2. «Происхождение человека»

1  

05.02

Раздел 5.  Экосистемы

12ч

11

1

22.

Организм и среда. Экологические факторы.

1

12.02

23.

Абиотические факторы среды

1

19.02

24.

Биотические факторы среды.

1

26.02

25.

Структура экосистем

1

05.03

26.

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.                                 Практическая работа 8. «Составить схемы передачи веществ и энергии»

1

12.03

27.

Причины устойчивости и смены экосистем.                                                       Лабораторная работа 7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»                                                                 Практическая работа 9 «Решение экологических задач».

1

19.03

28.

Влияние человека на экосистемы. Лабораторная работа 8    «Выявление    антропогенных    изменений    в экосистемах своей местности»                                               Практическая работа10.    Сравнительная        характеристика    природных    экосистем    и агроэкосистем своей местности».

1

02.04

29.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

1

09.04

30.

Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Ноосфера.

1

16.04

31-32

Биосфера и человек. Антропогенные факторы. Экологический кризис: причины и последствия.                            Практическая  работа 11.  Анализ    и    оценка    последствий    собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

1

23.04-30.04

33.

Зачет  3. «Экосистема»

1

07.05

34.

Заключительный урок.                                                Роль биологии в будущем.

1

14.05

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект  (УМК):

1.Учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа,  2012;

Литература для учителя:

1.        Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое
пособие к учебнику

   2. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология. Базовый уровень». - М. Эфа, 2009. -140 с:

3.        Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.
5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;

4.        Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа 2009;

5.Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2010;

6. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в

вузы. - М.: «Оникс 1 век «Мир и образование», 2005;

7. Иозлова ТА., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М Дрофа, 2008;

8.Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС». 2008;

9. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М. Издательский Дом «Генджер», 2009.- 96с;

      10.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

Литература для обучающихся:

     1.Батуев А.С,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой

справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2010;

     2.Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену.  Общая биология. - М.: Дрофа, 2011.

    3.Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных заведений Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. -М.: Просвещение, 2009- (Проверь свои знания

Электронные ресурсы:                                                                                                                            

    1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное из Республиканский мультимедиа центр, 2004                                                                                                                                  

   2.Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

   3.www.biо. 1septmbег.гu - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

   4. www.bio. natura.гu - научные новости биологии

   5.www.edios.гu  - Эйдос - центр дистанционного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...