рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Кольчукова Анна Александровна

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов разработана на основе  федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012 г.), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.), Закона Саратовской области «Об образовании» (от 28 апреля 2005 г. N 33-ЗСО, с изменениями и дополнениями от 31 мая 2012 г.),  Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использована Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы.  – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. На изучение биологии на базовом уровне отводится в 10-11 классе – 70. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10-11 классе, Основной образовательной программы образовательного учреждения (приказ МБОУ «СОШ № 27» №198 от 28.07.2013 г. Балаково Саратовской области) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10-11_klass.docx71.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г.БАЛАКОВО»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Маштакова Г.Г./

Протокол № ____ от

«___»___________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МАОУ СОШ №27

____________/Аношина О.Г. /          

 «___»____________2015 г.

«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ №27

____________/Брюханова О.Д./

Приказ № _____от

 «___»___________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кольчуковой Анны Александровны

высшая квалификационная категория

Биология

11 класс

г. Балаково

2015 - 2016 учебный год


Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии

10-11 класс  базовый уровень 70 часов

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов разработана на основе  федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012 г.), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.), Закона Саратовской области «Об образовании» (от 28 апреля 2005 г. N 33-ЗСО, с изменениями и дополнениями от 31 мая 2012 г.),  Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использована Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы.  – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. На изучение биологии на базовом уровне отводится в 10-11 классе – 70. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10-11 классе, Основной образовательной программы образовательного учреждения (приказ МБОУ «СОШ № 27» №198 от 28.07.2013 г. Балаково Саратовской области)

Концепция программы: Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, обеспечивающие культуру поведения в природе, знаний собственного организма. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего   образования, изложенные в   пояснительной   записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных  и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
  • способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при осуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в воде.

Характеристика учебного процесса.

Программа составлена на 2015-2016 учебный год и рассчитана на 70 учебных часов.

Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, с ослабленным здоровьем и во время погодных условий и длительного карантина по ОРВИ с учетом дистанционных форм обучения и современных педагогических технологий (проектные методики) и индивидуальные задания с использованием возможностей Интернет на портале Дневник.ру.

Программа рассчитана на один год обучения.

Основные методы ведения занятий: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование элементов проектной технологии.

Формы учебной деятельности: комбинированные уроки, лабораторные работы, деловые игры, семинар.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые  полностью соответствуют стандарту.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,  устанавливать взаимосвязи, решать задачи,  составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие  за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Инструментарием для оценивания результатов служат устные ответы, контрольные работы, тестирование, лабораторные и практические работы. ( К.р.- контрольные работы, П.р.- практические работы, Л.р- лабораторные работы)

Учебно-тематическое планирование

по биологии.

(70 ч, 1 ч в неделю; 3 ч — резервное время)

Введение (1 ч)

Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.

Раздел I

КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО(16 ч)

Тема 1. Химический состав клетки (5 ч)

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.

Прокариоты и эукариоты.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.

Вирусы. Профилактика СПИДа.

Демонстрации

Схемы, таблицы, транспаранты* и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».

Лабораторные и практические работы

1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожица лука).

3. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

4. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

5. Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы).


Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ(6 ч)

Тема 5. Размножение организмов (4 ч)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 ч)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

Демонстрации

Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).

Раздел III

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ(13 ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5 ч)

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Тема 8. Закономерности изменчивости (4 ч)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Тема 9. Генетика и селекция (4 ч)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).

Лабораторные и практические работы

1. Составление простейших схем скрещивания.

2. Решение элементарных генетических задач.

3. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).

4. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).


Раздел IV ЭВОЛЮЦИЯ(20 ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей. 

Доказательства эволюции (3 ч)

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека (5 ч)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации

Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).

Лабораторные и практические работы

1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).

3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел V ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ(11 ч)

Тема 15. Экосистемы (7 ч)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Лабораторные и практические работы

1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

5. Решение экологических задач.

6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).

7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Примерные темы экскурсий 

  1. Способы размножения растений в природе (окрестности школы).
  2. Изменчивость организмов (окрестности школы).
  3. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
  4. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
  5. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
  6. Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея).

Темы проектов

  1. Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).
  2. Хемоавтотрофные животные — вестиментиферы.
  3. Знаменитые овечки Долли и Полли.
  4. Трансгенные растения.
  5. Перспективы использования стволовых клеток: сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы?
  6. Трансгенные животные. Для чего они нужны?
  7. Молекулярная биология и криминалистика: как идентифицировали останки царской семьи.
  8. Расселение человека по Земле: молекулярная биология и история.
  9. Перспективы лечения наследственных болезней.
  10. Прогностическая оценка возможных последствий действия различных мутагенов на организм.
  11. Что может естественный отбор: удивительные приспособления (орхидеи, насекомые, птицы

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Литература

1. Учебник: «Общая биология», 10-11 класс под ред. академика  Д.К. Беляева, профессора Г.М. Дымшица, Москва, «Просвещение», 2006 год.

2. Биология. Практикум. Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. Издательство: «Просвещение, 2008

3. Биология в таблицах и схемах. СПб. :ООО  “Виктория плюс”, 2013г.

4. Биология в школе.  Научно- теоретический и методический журнал  2006-2009г.

Мультимедиа и интернет сайты:

  1. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
  2. www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
  3. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
  4. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
  5. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

Календарно-тематическое планирование 10 класс.

№ п/п

№ урока в теме

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

Использование ИКТ

Корректировка

10А

10Б

10А

10Б

Введение(1ч) Биология-наука о живой природе

Клетка-единица живого (16ч)

Тема 1. Химический состав клетки (4ч)

Биологически важные химические элементы. Неорганические соединения.

Биополимеры. Углеводы. Липиды.

Биополимеры. Белки, их строение. Функции белков. Л.Р.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов.

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Тема 2.Структура и функции клетки (4ч)

Развитие знаний о клетке.Клеточная теория.

Цитоплазма.ЭПС.Комплекс Гольджи и лизосомы и другие органоиды клетки.Л.Р.№2 Наблюдение клеток растений и животных , их описание и сравнение.

Ядро. Прокариоты и эукариоты.Л.Р.№3 Приготовление и описание микропрепаратов растений. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука.

Контрольная работа по теме:«Химический состав,  структура и функции клетки»

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3ч)

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию хим. связей.

Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода.

Биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4.Наследственная информация и реализация её в клетке (5ч)

Генетическая информация. Удвоение ДНК.

Образование и РНК по матрице ДНК. Генетический код.

Биосинтез белков.

Вирусы. Профилактика СПИДа.

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Обобщение знаний и тестирование по теме «Обеспечение клеток энергией. Наследственная информация и реализация её в клетке»

Размножение и развитие организмов (5ч)

Тема 5. Размножение организмов (3ч)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение

Мейоз. Сравн.митоза и мейоза.

Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (1ч)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.

Основы генетики и селекции (13ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (8ч)

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

Генотип и фенотип. Аллельные гены. Практическая работа. Составление простейших схем скрещивания.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Практическая работа. Решение элементарных генетических задач.

Сцепленное наследование генов.

Генетика пола.

Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Контрольная работа: «Основные закономерности явлений наследственности.»

Тема 8.Закономерности изменчивости (2ч)

Виды изменчивости. Л.р. 4 Построение вариационного ряда

Наследственная изменчивость человека.Л.р.5Изменчивость организмов. Выявление источников мутагенов в окружающей среде.

Тема9. Основы селекции. (3ч)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции.

Методы современной селекции. Этические аспекты развития исследований в биотехнологии.

Итоговое обобщение знаний.


Календарно-тематическое планирование 11 класс.

№ п/п

№ урока в теме

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

Использование ИКТ

Корректировка

11А

11Б

11А

11Б

I. Эволюция.

1. Развитие эволюционных идей, доказательство эволюции.(3 часа)

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Возникновение и развитие дарвинизма.

Доказательство эволюции.

Вид. Критерии вида. Популяция.

2. Механизмы эволюционного процесса. (7 часов)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

Формы естественного отбора.

Случайные изменения частот генов и генотипов популяции.

Приспособленность организмов – результат эволюции.

Виды образования. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс.

Контрольно обобщающий урок по теме: «Эволюция органического мира».

3. Возникновение жизни на Земле. (2 час)

Развитие представлений о возникновении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни.

4. Развитие жизни на Земле. (7 часов)

Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эры.

Пути и направления эволюции в палеозое.

Развитие жизни в позднем палеозое.

Пути и направления эволюции в мезозое.

Развитие жизни в кайнозое.

Многообразие органического мира. Принципы систематике.

Классификация организмов.

5. Происхождение человека. (5 часов)

Ближайшие родственники человека среди животных.

Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo.

Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.

Человеческие расы.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Эволюция человека».

II. Основы экологии.

1. Экосистемы. (8 часов)

Предмет и задача экологии. Экологические факторы среды.

Взаимодействие и популяция разных видов.

Сообщество. Биогеоценозы.

Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.

Свойства биогеоценозов.

Смена экосистем.

Агроценозы.

Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

2. Биосфера. Охрана биосферы. (2 часа)

Состав и функция биосферы.

Круговорот веществ и его значение для биосферы.

3. Влияние деятельности человека на биосферу. (1 час)

Основные экологические проблемы современности. Ноосфера.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен.

знать/понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад  выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать представителей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности),  процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми шля сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  • отличать научные методы, используемые в биологии;
  • определять место биологии в системе естественных наук;
  • доказывать, что организм - единое целое;
  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
  • обосновывать единство органического мира;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

Перечень

учебно- методического обеспечения

Программа ориентирована на использование учебника: «Общая биология», 10 – 11 класс под ред. Академика Д.К. Беляева, профессора Г.М. Дымшица, Москва, «Просвещение», 2006 год, а также методических пособий для учителя:  

  1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор), М., Мир, 1990 г.;
  2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.;
  3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 Пособие для учащихся:  
  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
  5. Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.
  6. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).    Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы.  – М., Просвещение, 2008),
  7. MULTIMEDIA- поддержка курса «Общая биология»:
  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004;
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон. 2006.
  1. Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
  • www.bio.1 september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»;
  • www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования;
  • www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.:  «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
  6. Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

литературы для учащихся:

  1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

литературы, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное
  3. пособие»);
  4. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
  5. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.- 96с;
  6. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
  7. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
  8. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. суглубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.


Дидактический материал учителя.

Оборудование и приборы.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Состав комплекта

1

Микроскоп демонстрационный

Служит для демонстрации микрообъектов с большим увеличением

 

2

Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

Используется как раздаточный материал для проведения лабораторных работ

В набор должны входить следующие (или заменяющие их, аналогичные по тематике) препараты: дробление яйцеклетки, дрозофила – мутация (бескрылая форма), дрозофила – норма, зародышевые листки, митоз в корешке лука, сперматозоиды млекопитающего

3

Модель ДНК

Объемная модель. Служит для демонстрации строения ДНК

 

4

Портреты ученых-биологов

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

Портреты в количестве 12-15 шт.

5

Таблица демонстрационная "Уровни организации живой природы"

Используется в качестве постоянной экспозиции кабинета биологии

 

6

Комплекты таблиц демонстрационных по биологии

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

Комплект таблиц демонстрационных для соответствующих тем учебников по предмету, имеющих гриф Министерства образования РФ

7

Портативный компьютер учителя

Используется учителем для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных, дистанционных и др.), поиска информации в Интернете, оперативной коммуникации с учащимися по локальным и глобальным сетям, оперативного контроля за работой учащихся на уроке, технической поддержки при изложении материалов урока.

 

8

Мультимедиа проектор

Используется учителем для вывода на экран мультимедийных материалов по теме урока, для демонстрации видеофильмов, презентаций или других визуальных материалов учащихся,

 

9

Крепление к потолку для мультимедийного проектора

Служит для стационарного крепления проектора.

 

10

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

 

11

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для подключения компьютерной и оргтехники чувствительной к нестабильности сетевого напряжения.

 

12

Съемный накопитель

Предназначена для хранения информации  и обмена файлами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС

        Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...