Мастер-класс "Знакомьтесь, Микроскоп!"
опыты и эксперименты по биологии на тему

Письменная Лидия Юрьевна

Обучающий мастер-класс для учащихся 5-8 классов, расчитан на использование во внеурочной деятельности, при проведении презентаций, научных ярмарок и т.п. Не требует больших затрат и подготовки, при отсутствии разноообразного оборудования, могут быть использованы его прототипы, изображения, видеоматериалы. В ходе мастер-класса учащиеся знакомятся с устройством микроскопа, могут научиться им пользоваться и провести простейший лабораторный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_znakomtes_mikroskop.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Знакомьтесь, Микроскоп! »

Цель: Знакомство с устройством монокулярного, бинокулярного, цифрового микроскопов и проведение простейших  наблюдений.

Оборудование: микроскопы (монокулярный, бинокулярный, цифровой), набор фиксированных препаратов, одноразовые стаканчики, ватные палочки или лопатки, дезинфицирующий раствор в стеклянной ёмкости, предметные стекла, стеклянные палочки, подставка белые халаты, столы и стулья.  

Возраст участников от 10 лет, количество ограничено имеющимися материалами, продолжительность от 15 минут .Для проведения требуется 1 педагог и 3 помощника из числа учащихся, прошедших подготовку.

Теоретические сведения:

Микроскоп от др.-греч. Μικρός «маленький» и σκοπέω «рассматриваю») — оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов (или деталей их структуры), невидимых невооружённым глазом. 

Антони Ван Левенгук (16321723) считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то, что простые увеличительные линзы уже производились с 1500-х годов, а увеличительные свойства наполненных водой стеклянных сосудов упоминались ещё древними римлянами (Сенека). Мнение об авторстве изобретения микроскопа этим ученым ошибочно, его опередил Янсен (1590г).

Оптическая система микроскопа состоит из основных элементов — объектива и окуляра. Они закреплены в подвижном тубусе, расположенном на металлическом основании, на котором имеется предметный столик. Увеличение оптического микроскопа без дополнительных линз между объективом и окуляром равно произведению их увеличений.

В современном микроскопе практически всегда есть осветительная система (в частности, конденсор с ирисовой диафрагмой), макро- и микро- винты для настройки резкости, система управления положением конденсора.

Окуля́р — обращённая к глазу часть микроскопа, предназначаемая для рассматривания с некоторым увеличением оптического изображения, даваемого объективом микроскопа. Типовые увеличения окуляров для микроскопов от 5 до 25 единиц. Так же как и объективы, окуляры различаются по качеству, то есть величине оптических искажений, вносимых окуляром. Однако вклад искажений объектива обычно превалирует в сбалансированном микроскопе благодаря тому, что искажения объектива дополнительно увеличиваются окуляром, а искажения самого окуляра — нет. Поэтому окуляры обычно характеризуются другими параметрами, в первую очередь удобством оператора. Как правило, под этим удобством понимают ширину поля зрения и вынос зрачка.

Изображение, сформированное объективом, может быть непосредственно подано в окуляр или разделено на несколько идентичных изображений. Микроскопы без деления называются монокулярными, в них смотрят одним глазом. Удобство наблюдения двумя глазами предопределило широкое распространение бинокулярных микроскопов с двумя идентичными окулярами. Кроме того, микроскоп может оснащаться фотоаппаратурой, которая может монтироваться либо вместо штатных окуляров либо в отдельный оптический порт. Такие микроскопы именуются тринокулярными.

Первые наблюдения в микроскоп производились непосредственно над каким-либо объектом (птичье перо, снежинки, кристаллы и т. п.). Для удобства наблюдения в проходящем свете, препарат стали размещать на стеклянной пластинке (предметное стекло). Позже препарат стали закреплять тонким покровным стеклом, что позволило создавать коллекции образцов, например, гистологические коллекции. Для исследования методом висячей капли используются предметные стекла с лункой — камеры Ранвье.

Ход мастер-класса:

  1. Участникам предлагается осмотреть микроскопы и прослушать основные сведения об их строении и правила работы.
  2. Далее участники делятся на группы и выполняют задания по выбору или по жеребьевке (листочки с номером задания перевернуты на столе). За каждым заданием закреплен учащийся - помощник:

- работа с фиксированными препаратами (выбрать интересующий препарат, правильно установить, настроить увеличение, угадать что рассматривается);

- назвать части микроскопа, угадать по функции, составляющие детали (Стеклянная пластинка для размещения препарата – предметное стекло. Поверхность, на которой размещают микроскопический препарат  - предметный столик. «Улучшитель» освещённости – зеркало, конденсатор. Обращённая к глазу часть микроскопа, предназначаемая для рассматривания с некоторым увеличением оптического изображения – окуляр. Подвижная трубка, соединяющая объектив и окуляр – тубус.);

- самостоятельное изготовление и рассмотрение временного препарата «Соматические клетки человека» (Участник с помощью ватной палочки делает соскоб с внутренней части щеки и наносит на протертое йодом предметное стекло, препарат отправляется на предметный стол и клетки рассматриваются. Педагог дает пояснение по форме клеток, продолжительности жизни, скорости деления и окраске ядра. Использованные палочки и предметные стекла отправляются участником в ёмкости с дезинфицирующим раствором.)

        Участникам правильно выполнившим задания выдается шуточный сертификат «Ученого микробиолога».