Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
статья по биологии (10, 11 класс) на тему

Михайлова Елена Николаевна

В статье рассматриваются особенности проектной деятельности,возможные этапы проектов, их влияние на познавательную активность учащихся. Приводятся примеры проектов, используемых на уроках биологии и элективных курсах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания .Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся - наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке  направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимосвязанные. Познавательный интерес порождает активность, но и повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.

Творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.

Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий ученика при проектной деятельности идет с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результатом проектной деятельности является графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.

 Проектная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Изучение фактов и явлений
  2. Постановка проблемы
  3. Составление плана деятельности
  4. Реализация плана
  5. Графическое или теоретическое составление проекта
  6. Защита проекта

Попытка изложения своих мыслей способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное – не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования своих идей.

Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.

В своей работе я часто использую метод  проектов как на уроках биологии так и во внеурочной деятельности. Так учащимися 10 классов были реализованы проекты на элективных курсах «Калининский район: природа и человек» ( посвящен юбилею района и представлен на городском семинаре  «Использование инновационных технологий на уроках биологии и во внеурочное время») и  « Экологические аспекты урбанизации».

Элективный курс « Экологические аспекты урбанизации» знакомит учащихся с природой и экологией мегаполиса ( Санкт- Петербурга ), влиянием их на здоровье горожан, позволяет развить их умения и навыки по предупреждению некоторых отрицательных воздействий факторов среды на организм, развивать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

Курс призван помочь учащимся точнее определиться с выбором будущей профессии и адресован учащимся 10  классов.

Особенностью курса является его междисциплинарный характер, что побуждает учащихся к интеграции знаний по анатомии, физиологии, гигиене человека, генетике и экологии, истории, географии, краеведению. На основе этих знаний у учащихся развивается ценностное отношение к здоровью, углубляется осознание необходимости ведения здорового образа жизни, профессиональная ориентация учащихся на овладение профессиями врача, эколога, краеведа, экскурсовода, учителя.

Программой предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдения, исследования, приемы проектной деятельности.

В процессе освоения материала программы у учащихся формируется умение искать и анализировать информацию, результаты наблюдений, опытов, интегрировать информацию, обобщать, разрабатывать исследовательские проекты. При этом создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений учащихся, необходимых для формирования их профессиональных предпочтений.

Реализацию программы можно считать успешной в случае выраженного интереса к его содержанию, к самостоятельному поиску информации, проведению наблюдений, выбору, успешному завершению и представлению проектов.

В ХХI веке в медицине появился новый диагноз – «синдром больных зданий», а в санитарии новая тема – «экологическая безопасность жилища».

Экологически грязные дома – это не фантазии ученых и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей.

«Мой дом – моя крепость» гласит народная мудрость. А какой она должна быть, чтобы человек в ней чувствовал себя комфортно, не болел?  Вот мы и решили « построить такую крепость». Но в процессе этого « строительства» у нас появились вопросы:

- Говорят «В своем доме и стены помогают». А из каких материалов должны быть стены нашего дома?

- Как выбрать цвет обоев, чтобы в доме было уютно и комфортно?

- Как  выбрать безопасные лакокрасочные материалы?

- Какую мебель лучше использовать?

- Нужна ли на кухне вытяжка?

- Можно ли  пить воду из-под крана?

- Может ли бытовая техника стать источником опасных заболеваний?

-Какие растения можно содержать в своем доме и как они влияют на наше самочувствие?

- Каких животных безопасно содержать в нашем доме?

- Какими средствами защиты можно охранять наш дом?

На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить в своей работе над проектом.

Примерные темы проектов:

  1. Защитные системы дома
  2. Строительные материалы и здоровье человека
  3. Интерьер и здоровье человека
  4. Микроклимат жилища
  5. Растения и животные в доме
  6. Препараты бытовой химии и их безопасное использование
  7. Состав и качество питьевой воды и здоровье человека
  8. Компьютеры и здоровье
  9. Проблема бытового мусора
  10. Проблема эксплуатации автомобилей
  11. Городской ландшафт и его зоны
  12. Шум и здоровье человека
  13. Болезни цивилизации
  14. Стресс и защита от него
  15. Фаст фуд – вкусно и…  полезно?

Элективный курс « Экологические аспекты урбанизации» учащиеся завершают зачетными работами, выполненными в форме проектов, которые являются длительными

( срок подготовки 4 месяца).

« Конечный продукт» проектной деятельности учащихся представлен в виде виртуальной экскурсии. С презентацией своего проекта учащиеся выступили перед одноклассниками на конференции « Дом, который построил Я».

Источники информации

1 .Алексеев СВ., Муравьев А.Г., Город и окружающая среда. Пособие для

учителя. СПб.: Крисмас +, 1996-61с.

2.Иванов В.П., Кричевская И.Е., Обуховская А.С. Экология человека. СПб,

СПбГМА, 1997-233с.

З.Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум.

Учебное пособие с комплектом карт- инструкций. Крисмас +, СПб, 2003-

176с.

4.Новиков Ю.В. Экология , окружающая среда и человек- М.: ФАИР -

ПРЕСС, 2005-736с.

5.Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды-М.: ТЦ

Сфера, 2005-64с.

6.Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке- М.:

ФАИР-ПРЕСС, 2001 -208с.

7.Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ Под

ред. Т.Я. Ашихминой. -М: АГАР, 2000-386с.

8.lrttp:www.golovkovo.rtr/modules.php?name:News&file:print&sid:141

9.http://photo.bymedia.net/index.php?mode=list&cat=130040&psize=12&page=3

&bcat-1 30000

10.http://vkontakte.ru/photos.php?act:album&id:8946707


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время по ФГОС

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласую...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

                Содержание: Информация об опыте………………………….......…....………….4Технология опыта………………………................………....………7Результативность...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

«Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

В статье рассказывается  об опыте  использования проектной деятельности в школе,на предметах естественно - экологического цикла...

Выступление на педагогическом совете «Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

Большие возможности для развития творческой личности создаетактуальная и востребованная в современной педагогике проектно-исследовательская деятельность учащихся....