Рабочая программа по биологии в 7 классе (Пасечник)
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Тихонов Владимир Александрович

Рабочая программа  по биологии в 7 классе (Пасечник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_biologiya_7_klass_2016-2017.docx62.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «___»_______2016 г

№_____

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2016 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ______________биологии________________________

(предмет, курс)

класс _________________7_________________________

срок реализации программы__________1 год____________

учитель __Тихонов В.А., ---____________

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу биологии 7 класс

Цели изучения

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых

организмов;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и

явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за

домашними животными.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются формирование:

метапредметных компетенций, в том числе

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

предметных  и специальных знаний:

В результате изучения биологии  ученик должен

знать/понимать

• Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона

• Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция

жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

• Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

• Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

• Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты

• Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.

• Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем

• Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)

• Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

• Оказания первой помощи при укусах животных

• Соблюдения правил поведения в окружающей среде

• Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Нормативные  документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Образовательная программа и учебный план ГБОУ СОШ № 348 на 2016-2017 учебный год;


Сведения о программе
, на основании которой разработана рабочая программа.

  • «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
  • Программа авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.),

Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся


Учебный предмет «Биология» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7- ого класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа соответствует Федеральному  государственному  образовательному  стандарту и примерной учебной программе  по биологии для общеобразовательных школ (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова ),

Таким образом, преподавание биологии в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.

Информация о внесенных изменениях

Рабочая программа составлена без внесения изменений.

Используемые учебники:

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник  для 7 класса общеобразовательных   учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2016 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение ОБЖ в 7 классе составит 35 часов.

Используемые технологии: 

 

  • Технология критического мышления
  • Технология развивающего обучения
  • Проектная и исследовательская деятельность

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • тест;
  • фронтальный опрос;
  • зачет

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.

Содержание  рабочей программы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (34 часов)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия: Изучение многообразия птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильмов.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела.

Лабораторная работа: Изучение особенностей различных покровов тела

Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5. Закономерности размещения животных на Земле (3часа)

Ареал. Зоогеографические области. Миграции.

6. Биоценозы (4 часов)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Тематический план 7 класс

Тема

Кол-во часов

Формы контроля, лабораторные и практические, экскурсии

Введение. Общие сведения о животном мире

1

Пров. работа № 1 «Общие сведения о животных. Тип Простейшие»

Тема 1. Многообразие животных

43

Проверочная работа № 2 «Типы червей» Проверочная работа № 3 «Тип Членистоногие» Зачет №1 «Одноклеточные и Многоклеточные животные (беспозвоночные)»

Проверочная работа № 4 «Рыбы. Земноводные» Зачет № 2 «Многокл. животные. Позвоночные: рыбы, земноводные, рептилии, птицы»

Зачет № 3 «Строение и многообразие живых организмов» Л.Р. № 1 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания».

Л.Р. № 2 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни».

Л.Р. № 3 «Изучение внешнего строения млекопитающих».

Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

10

Зачет №4 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» Л.Р. № 4 «Выявление особенностей строения покровов тела в связи с образом жизни».

Л.Р. № 5 «Скелет позвоночных. Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни»

Тема 3. Индивидуальное развитие животных

4

Тема 4. Историческое развитие животного мира на Земле

3

Проверочная работа № 5 «Индивидуальное и историческое развитие животных/животного мира».

Тема 5. Закономерности размещения животных на Земле

1

Тема 6. Биоценозы

3

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

2

Итоговое тестирование за курс 7 класса/

1

Тестирование

Резервное время

2

Итого:

70

Календарно-тематическое планирование
7 класс(68 ч, 2 ч в неделю)

№ уро-ка, дата

Тема

Основные элементы содержание урока

Планируемые результаты обучения

1

История развития зоологии

Зоология - наука о животных.

Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Черты сходства и различия животных и растений. Систематика животных. Значение животных

Давать определения терминам Называть: предмет изучения зоологии; методы, систематические категории.

Описывать методы изучения животных.

Объяснять значение классификации животных.

Характеризовать этапы развития зоологии

Называть области применения зоологических знаний

Отличать животных от растений Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в пр. деятельности человека

2

Современная зоология

Современная зоология -система наук о животных: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология.

Давать определения терминам Называть: предмет изучения зоологии; методы, систематические категории.

Описывать методы изучения животных.

Объяснять значение классификации животных.

Характеризовать этапы развития зоологии

Называть области применения зоологических знаний

Отличать животных от растений Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в пр. деятельности человека

3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики 

Простейшие -одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Корненожки. Особенности строения и многообразие. Органоиды движения -ложноножки, жгутики, реснички. *Циста

Выявлять черты организации простейших

Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать класс Корненожки

4

Жгутико-носцы, Инфузории

Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие - возбудители заболеваний человека.

Распознавать по рисункам

представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать органоиды передвижения простейших.

Объяснять общность происхождения животных и растений.

Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности

5

Тип Губки

Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов.

Роль губок в природе и в жизни человека.

Называть способы защиты от врагов.

Распознавать и описывать

строение слоев тела губки.

 Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок

6

Тип Кишечно-полостные

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок (эктодерма, энтодерма). Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. *Регенерация. * Чередование поколений.

Распознавать и описывать  строение кишечнополостных.

Объяснять значение термина «кишечнополостные».

Выделять сходства между губками и кишечнополостными.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу

7

Тип Плоские черви

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная) Плоские черви -возбудители заболеваний человека и животных

Давать определение основным понятиям.

Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.

Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека

8

Тип Круглые черви

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

 Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

9

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе.

Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей

10

Классы  Олигохеты и Пиявки

Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека.

Распознавать   и   описывать   по

рисункам червей

Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

11

Тип Моллюски

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности внешнего строения моллюсков Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двуствор-чатые, Головоногие

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

 Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски более организованные животные, чем черви

13

Тип Иглокожие

Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

Узнавать по рисункам

представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

14

Тип Членисто-ногие. Класс Ракообразные
и Пауко-образные

Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварит., дыхат., кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Образ жизни и особенности строения паукообразных: органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать

внешнее строение и многообразие членистоногих.

Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания

15

Класс Насекомые.

Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа.Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий,колюще- сосущий,фильтрующий, сосущий

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки,  Поденки

Названия          отрядов насекомых.

Значение   насекомых   в природе         и         в практической деятельности   человека.

Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений.     Опылители, естественные        враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых

Узнавать      по     рисункам      и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать            представителей различных отрядов.

Доказывать          принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать        образ        жизни представителей различных отрядов насекомых. 

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

Названия          отрядов насекомых.

Значение   насекомых   в природе         и         в практической деятельности   человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений.     Опылители, естественные        враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых

Узнавать      по     рисункам      и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать            представителей различных отрядов.

Доказывать          принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать        образ        жизни представителей различных отрядов насекомых. 

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

18

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Названия          отрядов насекомых .Значение   насекомых   в природе         и         в практической деятельности   человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений.     Опылители, естественные        враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых

Узнавать      по     рисункам      и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать            представителей различных отрядов.

 Доказывать          принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать        образ        жизни представителей различных отрядов насекомых. 

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

19

Отряд  Перепон-чатокрылые

Названия          отрядов насекомых. Значение   насекомых   в природе         и         в практической деятельности   человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений.     Опылители, естественные        враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых

Узнавать      по     рисункам      и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать            представителей различных отрядов. Доказывать          принадлежность различных насекомых к отрядам. 

Сравнивать        образ        жизни представителей различных отрядов насекомых. 

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

20

Роль насекомых в природе и жизни человека (КОУ)

21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные 

Признаки

хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость, замкнутая кров. Система. Местообитание и внешнее строение. Роль в природе и жизни человека.

Распознавать животных типа Хордовые

Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

22

Класс Рыбы.

Позвоночные Классификация Многообразие классов: круглоротые, хрящевые, костные Значение в природе и жизни человека. Приспособления для жизни в воде. Водная         среда обитания  и   образ жизни.

Признаки   подтипа позвоночные

(скелет       головы, позвоночник,

Совершенствование органов       чувств,

сердце,       органы дыхания)

Представители черепных хордовых,     класса круглоротые: минога и миксина

Приводить примеры представителей классов круглоротые, хрящевые и костные.

Описывать     строение     биологического объекта (живых рыб в аквариуме)

Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным.

Выделять      характерные      особенности строения позвоночных.

Самостоятельно               формулировать определение термина.

Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде.

Анализировать                       содержание демонстрационной  таблицы  и рисунков учебника.

Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения

23

Подкласс Хрящевые рыбы

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека.

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека

24

Подкласс Костные рыбы

Многообразие костных рыб. Морские рыбы. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания

Распознавать и описывать представителей костных рыб. Характеризовать по плану отряды костных рыб. 

Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных

25

Класс Земноводные, или Амфибии

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Распознавать и описывать внешнее строение.

Выделять особенности строения в связи со

средой обитания.

Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся - более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных

Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся

Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам.

Объяснять роль в природе и жизни человека пресмыкающихся

27

Отряды пресмыкающихся. Черепахи и Крокодилы

Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся - более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам.

Объяснять роль в природе и жизни человека пресмыкающихся

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Общая

характеристика класса.

Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету.

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего

строения птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные

животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нанду-образные, Казуаро-образные, Гусеобразные

Признаки отрядов нелетающих птиц. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. Признаки гусе-ных: длинная шея, короткие ноги, с четырьмя пальцами, короткий широкий клюв. Знач-е в природе и в жизни человека. Охрана птиц.

Распознавать и описывать представителей отрядов птиц Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.

Объяснять роль в природе и жизни человека. необходимость защиты

30

Отряды птиц: Хищные птицы

Признаки   отряда хищных         птиц: крючковатый клюв, мощные    ноги    с острыми когтями.

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей отрядов.

Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями хищных.
Объяснять роль в природе и жизни человека

31

Отряды птиц: Куриные

Признаки   отряда: мощный, короткий клюв, широкие крылья, мощные    ноги    с острыми когтями.

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей отрядов.
Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.
Наблюдать в природе за представителями куриных.
Объяснять роль в природе и жизни человека

32

Отряды птиц: Воробьино-образные, Голенастые

Признаки отр. воробьинообразные Особенности биологии и экологии. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц.

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей отрядов. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями хищных, воробьинообразных, куриных. Объяснять роль в природе и жизни человека

33

Значение птиц в природе и жизни человека

34

Класс Млеко-питающие. Подклассы Однопроход-ные, Сумчатые

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих Первозвери. Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Представители, обитающие на территории своей области.

Редкие виды и их охрана

Приводить примеры, распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.
Описывать строение зубов. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни.
Доказывать, что однопроходные - древние и примитивные млекопитающие.
Характеризовать отряды млек-х. Анализировать содержание таблиц и рисунков.

35

Подкласс Плацентар-ные. Отряды: Насекомо-ядные, Рукокрылые

Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Представители, обитающие на территории своей области.

Редкие виды и их охрана

Приводить примеры, распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.
Описывать строение зубов. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни.
Характеризовать отряды млек-х. Анализировать содержание таблиц и рисунков.

36

Отряды млеко-питающих: Грызуны, Зайцеобраз-ные 

Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана.

Определять принадлежность

млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей

класса Млекопитающие.

Объяснять родство человека с млекопитающими

37

Отряды млеко-питающих: Китообраз-ные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.

Определять принадлежность

млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей

класса Млекопитающие.

Объяснять родство человека с млекопитающими

38

Отряды млеко-питающих: Хоботные, Хищные

Признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.

Определять принадлежность

млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей

класса Млекопитающие.

Объяснять родство человека с млекопитающими

39

Отряды млеко-питающих: Парноко-пытные, Непарно-копытные

Признаки отрядов. Отдельные представители. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.

Приводить примеры, распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.
Описывать строение конечностей. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни.
Характеризовать отряды млек-х. Анализировать содержание таблиц и рисунков.

40

Отряд  Приматы

Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком.

Определять принадлежность

млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей

класса Млекопитающие.

Объяснять родство человека с млекопитающими

41

Контрольно-обобщающий урок по теме «Хордовые»

Описывать строение биологического объекта, значение в природе и для человека.

Приводить примеры представителей разных кл. и отр. Рыб, Земноводных, Пресмыкающихся и птиц, обитающих в данной местности. Узнавать их по рисункам. Описывать их строение и значение.

Доказывать принадлежность к тем или иным классам и отрядам, выделять хар. особенности
Сравнивать рыб и земноводных, пресмыкающихся и птиц, находить различия в их развитии

Объяснять особенности приспособлений к жизни в воде, на суше и в почве; происхождение земноводных от рыб, птиц от пресмыкающихся; особенности адаптации птиц к полету и адаптации их к наземному нелетающему образу жизни. Определять тип птенцов.

Выделять причинно-след. зависимость между способом передвижения и особенностями строения. Анализировать табл и рис учебника.
Выдвигать предположения и аргументировать свою точку зрения.

42

Покровы тела.

Разнообразие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни.

Строение кожи млекопитающих.

Называть функции покровов тела.

строение кожи млекопитающих.

Выявлять приспособления покровов тела к среде

обитания

43

Опорно-двигательная система

Функции             опорно-двигательной       системы: обеспечение

перемещения, защитная, опора                 Опорные структуры:          оболочка клетки,           наружный скелет,          внутренний скелет

Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), скелет конечностей и пояса конечностей

Перечислять основные функции опорно-двигательной системы

Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Обосновывать   взаимосвязь   строения   и   функций

опорно-двигательной системы

Находить   черты   сходства   в   строении   опорно-двигательной системы.

Обосновывать   приспособления   опорно-двигательной системы к различным условиям обитания.Анализировать      содержание      демонстрационной таблицы и рисунков

44

Способы передвижения животных

Передвижение животных. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная

Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела.

Давать определения терминам.

Распознавать и описывать способы передвижения
Выявлять приспособления организмов к передвижению

45

Органы дыхания и газообмен

Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни.

Называть пути поступления кислорода в организм животных и основные функции органов дыхания. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания
Сравнивать строение органов дыхания. Доказывать преимущества легочного дыхания на суше над жаберным дыханием.

46

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии 

Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих.

Называть функции органов пищеварения.
Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения.
Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

47

Кровеносная система. Кровь

Транспорт веществ. Приспособления к условиям жизни.

Называть функции кровеносной системы.
Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы., механизм кровообращения.
Сравнивать строение органов кровеносной системы.
Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. Прогнозировать последствия повреждения кровеносной системы

48

Органы выделения

Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих.

Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания

49

Нервная система, Рефлекс. Инстинкт

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособления к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих.

Называть функции нервной системы Распознавать и описывать на таблицах  и рисунках органы нервной системы и органы чувств, поведение животных.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение органов нервной системы и

органов чувств

Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы.

Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания.

50

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Рефлекс Инстинкт Врожденные и приобретенные рефлексы Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. Механизм регуляции.

Давать определения терминам

Перечислять основные функции органов размножения.

Приводить примеры животных - гермафродитов и

раздельнополых; с внешним и внутренним

оплодотворением.

Описывать строение органов размножения, механизмы бесполого размножения животных

51

Продление рода. Органы размножения

Размножение  - свойство живых организмов.

Значение             органов размножения

Строение половой системы животных:          половые железы, половые пути.

Влияние среды обитания на строение органов размножения

52

Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения, функций органов и их систем»

53

Способы размножения животных. Оплодотворение

Оплодотворение Типы          размножения:

бесполое и половое Механизмы       бесполого

размножения и  полового размножения Особенности размножения и развития хордовых

животных: рыб, земноводных,

пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

Отличать бесполое и половое размножение

Объяснять биологическое значение гермафродитизма.

Обосновывать взаимосвязь строения органов

размножения и типа развития животного

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков
Доказывать
эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме

54

Развитие животных с превращением и без превращения

Типы развития. Стадии развития с

превращением. Стадии развития без превращения.

Приводить примеры животных с развитием с

метаморфозом и без метаморфоза.
Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза

55

Периодизация и продолжительность жизни животных

Эмбриональный период. Формирование и рост

организма. Половая зрелость и старость.

Называть периоды в жизни животных.

Характеризовать возрастные периоды домашних животных.

56

Контрольно-обобщающий урок по теме «Индивидуально развитие»

57

Доказательства эволюции животных

Палеонтологические, эмбриологические,

доказательства эволюции

Значение для объяснения эволюции животных

сравнительно- анатомические доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных

Давать определения терминам

Приводить          примеры       палеонтологических,

эмбриологических      и      сравнительно-анатомических

доказательств эволюции

Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных.

Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия

палеонтологических     и     сравнительно-анатомических доказательствах эволюции. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

58

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора

Описывать процесс видообразования

Объяснять     сущность     проявления     борьбы     за существования;     роль     дивергенции     в     процессе

видообразования.  
Прогнозировать результаты эволюции животных

59

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Усложнение и упрощение организации животных в эволюции. Разнообразие видов как результат эволюции

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора

Описывать процесс видообразования

Объяснять     сущность     проявления     борьбы     за существования;     роль     дивергенции     в     процессе

видообразования.
Прогнозировать результаты эволюции животных

60

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Ареал Эндемики Виды-космополиты Причины, определяющие границы ареала Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль.

Давать определения терминам Приводить примеры животных с различными ареалами
Объяснять       механизм       образования       ареалов. Анализировать      содержание      демонстрационной таблицы и рисунков
Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных.
Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

61

Естественные и искусственные биоценозы

Биоценоз Агробиоценоз

Естественные         и искусственные

Биоценозы Структура биоценоза:

продуценты, консументы, редуценты

Давать определения терминам

Приводить примеры различных биоценозов

Описывать структуру биоценоза водоема и леса

Находить    различия     между     естественными     и

искусственными биоценозами.

Анализировать      содержание      демонстрационной

таблицы        и        рисунков.        Аргументировать

целесообразность  сложной  структуры  консументов  в отличие продуцентов

62

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Основные среды жизни: водная,

почвенная, наземно-воздушная.

Условия в различных средах.

Называть основные среды жизни. Описывать условия

среды обитания.
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных.

63

Цепи питания. Поток энергии

Цепь питание. Примеры цепей питания.

Давать определение понятию цепь питания.

Приводить примеры цепей питания.

64

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи.

Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза

Давать определение понятию пищевые связи

65

Контрольно-обобщающий урок по темам «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

66

Влияние деятельности человека на животный мир Одомашнивание животных

Положительное и отрицательное

Воздействие Домашние животные.

Промыслы Одомашнивание Селекция

Причины и факторы одомашнивания

Давать определения терминам

Приводить примеры направленности отбора домашних животных Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими.

67

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга Охрана и рациональное использование животного мира

Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Приводить примеры редких и охраняемых животных.

Объяснять меры по охране животных.

68

Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». Летние задания

Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы

  1. ФГОС основного общего образования
  2. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник  для 7 класса общеобразовательных   учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013

Электронные учебные издания

Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.)

Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии

Биология .ру http://www.biology.ru/

Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа Биология 5 класс В.В. Пасечник

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа биология 5 класс. Пасечник

рабочая программа по биологии 5 класс 34 часа. Линия Пасечника...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...