Арбузный рай
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Корнева Ольга Александровна

Материал предназначен для внеклассной работы по биологии для учащихся 5-6 классов. Форма проведенеияигра. Проходит очень интересно и весело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Истринского муниципального района

д.Покровское, СП Обушковское, ул.Майская , д.7. ОГРН1025001822988, ИНН/КПП5017048296/501701001

тел.(849631)57717(18), факс (849631)57718, e-mail: pokrovskoesosh@mail.ru

Познавательная игра

в 5- 6 классах
«Арбузный рай»

подготовила

биологии

Корнева Ольга Алексанлдровна

Д. Покровское

2016 год

(слайд № 1)

 

Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся  6 классов.  Перед началом мероприятия кабинет биологии  оформляется красочными тематическими стенгазетами.

Мероприятие   включает 6  конкурсов: 1 конкурс  «Посади арбуз!», 2 конкурс «Вырасти арбуз!», 3 конкурс  «Родственники арбуза», 4 конкурс  «Собери пословицу», 5 конкурс  «Самый быстрый!», 6 конкурс  «Арбузный боулинг».

Между 3 и 4 конкурсом проводится физкультминутка.

Цели и задачи:

  • Ознакомление с краткой историей происхождения арбуза, её биологическими особенностями и применением.
  • Развивать познавательные способности учащихся, научить мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения и знания окружающего мира.
  • Воспитать бережное отношение к растениям, чувство взаимопомощи, поддержки в командной игре.
  • Развить познавательные интересы, мыслительные способности учащихся, смекалку, быстроту реакции.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, дидактический материал, шарики зелёного цвета, чёрные фломастеры, арбузные семечки, кегли.

Ход игры.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем познавательную игру. Но сначала послушайте стихотворение.

(слайд № 2)

На рынок бабушка ходила,
И арбуз большой купила.
Очень круглые бока,
И надтреснул он слегка
Потому, что был он спелый.
Разделили так умело,
Очень сладкий он на вкус -
Чудо-ягода - арбуз.

Сегодня наш разговор будет про хозяина нашего познавательной игры – АРБУЗ.

Для того чтобы начать наше мероприятие я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения  для  команд. За активное участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!

(слайд № 3)

Ведущий: Арбуз съедобный – однолетнее растение со стелющимся стеблем, семейства тыквенных. Стебель стелющийся, длиной 2-3 м и более. Листья трехдольчатые, сердцевидные, очередные, шероховатые, но пластинка, глубоко разрезанная на 5 зубчатых остроконечных долей. Возле листьев вырастают разветвленные усики. Цветки крупные, желтые, однополые. Арбуз цветет в летние месяцы. Плоды созревают в августе-сентябре. Плод шаровидная ложная ягода с гладкой поверхностью, достигающая 15-20 кг. Мякоть розовая или красная, очень сочная и сладкая. Но есть сорта с беловато-желтой мякотью.

Для роста им нужен простор. Поле, на котором они растут, называется бахча, а сами они – бахчевыми.

Конкурс 1.  «Посади арбуз» (слайд № 4)

Ведущий:  На расстоянии 10-15 шагов от линии старта обозначить грядку. Участники команд получают по мешочку с семенами арбуза, по команде первый игрок бежит и раскладывает лунки (10 бумажных кружков), второй игрок – на лунки “сажает” семена, третий игрок – собирает семена, пятый игрок – “сажает” семена и т.д. Какая команда быстрее. За победу в этом конкурсе команда получает 3 балла.

Жюри  оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Арбуз - самая большая ягода в мире. Мало найдется людей, которые равнодушны к его сочной, сладкой мякоти. К тому же арбуз очень полезен, в нем есть витамины А, В и С, сахар. Эти ягоды применяют и в лечебных целях. Трудно себе представить, что когда-то в наших краях арбузы не росли.

Родина полосатой ягоды - пустыня Калахари в Африке. Именно там их увидел Ливингстон, английский путешественник. Поскольку в арбузах много косточек, то когда их раскусывали животные, косточки падали на землю, а в период дождей вода разносила их на большие расстояния.
Из пустыни ягоды попали с Азию, а позже распространились и дальше. Разведению арбузов способствовал Петр Первый, который раздавал семена, крестьянам наказывая хорошо за ними ухаживать. Сегодняшние арбузы похожи на своих предков разве внешним видом, а вот размеры их по сравнению с теми, что видел Дэвид Ливингстон, очень изменились. Те были не больше яблока, а теперь средний вес арбуза 8-10 кг. Иногда случается вырастить и 60-килограммовое зеленое чудо.

В Россию арбузы были завезены татарами в XI-XII вв. и первоначально культивировались на Нижней Волге.

Конкурс 2. «Вырасти арбуз!» (слайд № 5)

Ведущий: Приглашается по одному участнику от команды. Игроку выдается зелёный шар, который они должны надуть и нарисовать чёрные полоски, изображая арбуз.  Участник, какой команды быстрее “вырастит” арбуз, приносит свой команде  5 балла.  

 

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 3. «Родственники арбуза» (слайд № 6)

Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать поочереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

1.На бахче – царица ягод

 Очень сладкая на вкус

 Все её прекрасно знают

 Это ягода (Арбуз) (слайд № 7)

2.Я – и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок. (Огурец) (слайд № 8) 

3. Что за странный кабачок -  

 Весь в каёмочках бочок,

 Может, мне приснился сон?

 Это просто… (Патиссон) (слайд № 9) 

4.Круглолица, желтокожа

 На Луну она похожа.

 Словно спелая Луна

 Из травы густой видна. (Тыква) (слайд № 10) 

5.Огурца я пополней.

 Больше - я. Он - зеленей.

 Вам не буду, детки, врать я:

 Мы - двоюродные братья.

 Только он - малыш, сморчок,

 Я же - ладный ... (Кабачок) (слайд № 11) 

6. Круглая и жёлтая,

Словно солнце яркое.

Самая вкусная,

Сочная и яркая. (Дыня) (слайд № 12) 

                                         

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

(слайд № 13) Дыня — растение семейства тыквенных, из рода огурцов, бахчевая культура, ложная  ягода.

Родиной дыни считается Африка, Ост-Индия, Средняя и Малая Азия. Известно, что её выращивали и в Древнем Египте. В Европу эта культура переселилась в античные времена, в Россию попала в XVII веке из теплиц Англии.

Дикорастущая дыня в настоящее время практически не встречается. Культурные формы получены путём отбора из азиатских сорно-полевых видов, которые сохранились и поныне.

В основном дыня употребляется в пищу в сыром виде, порезанная на ломтики, с удалением внешней кожуры. Нельзя употреблять сырую дыню с другими пищевыми продуктами! Совмещенная с другими продуктами дыня может навредить пищеварению.

Дыня содержит витамины В1, В2, РР, А, С. Дыня чрезвычайно богата железом: его массовая доля в дыне в 17 раз больше, чем в молоке. Кроме железа дыня содержит калий, кальций, натрий и хлор. Дыню рекомендуют принимать при истощении и малокровии, а также при атеросклерозе и некоторых других сердечнососудистых заболеваниях.

Физкультминутка «В комнату вошел мой папа» (слайд № 14)

В комнату вошел мой папа,                   (шаги с высоким подниманием ног)

Мама в шкаф убрала шляпу,        (встать на цыпочки, руки вверх)

В конуру залез наш пёс,                    (присесть, руки к коленям)

Петя в дом арбуз принес.                    (встать, развести руки в стороны)

Конкурс  4.  «Собери пословицу» (слайд № 15)

        

Ведущий: Об арбузах люди слагали легенды, мифы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, поэты писали стихи. А мы сейчас предлагаем вашему вниманию  конкурс – собери  пословицу. Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу про арбуз. За правильно собранную пословицу команда получает 5 балла. Максимальное время – 2 минуты. Объясните

Нельзя взять одной рукой два арбуза. (слайд № 16)

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5.  «Самый быстрый» (слайд № 17)

Ведущий:  Приглашаются по одному участнику  от каждой команды. У каждой команды на столе лежат семена арбуза. Нужно выложить слово “А Р Б У З” из семечек арбуза. Кто быстрее? Побеждает та команда, которая быстрее соберет слово. За правильно собранное слово – 5 баллов. Максимальное время – 1 минута.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

(слайд № 18-19) Фестиваль «Арбузный рай»

«Таманская земля красна пирогами, добрым вином, дыней душистой, арбузом медовым да ласковым словом» – таким лозунгом встречал гостей фестиваль «Арбузный рай». Фестиваль проходит теперь уже традиционно в третью субботу августа в посёлке Стрелка Темрюкского района. Ведь август – это то самое время, когда можно вдоволь насладиться разнообразием всех сезонных фруктов. А где это лучше всего сделать, как не на Тамани!

Подобные праздники уже несколько лет проводятся в Астраханской области и в Волгограде. На кубанской земле эту традицию открывают таманские сельхозпроизводители, что не случайно: местный арбуз наряду с виноградом и персиком завоёвывает всё большую популярность не только в районе, но и за его пределами. Именно на Тамани растут самые сладкие арбузы и дыни. Слава об арбузах и дынях, выращенных в Темрюкском районе, звучит далеко за пределами Краснодарского края. Таманские арбузы сегодня – это бренд. Наряду с морями и винами, арбузы для отдыхающих становятся визитной карточкой Темрюкского района.

Таманская земля ежегодно рождает тысячи тонн «полосатиков», в одном только посёлке Стрелка проживают более 100 фермеров, занимающихся выращиванием арбузов и дынь, арбузные плантации занимают огороды жителей посёлка, считай, что весь посёлок – одна большая бахча!

«Арбузный рай» – фестиваль и ярмарка одновременно. На празднике каждый сельхозпроизводитель должен обустроить своё арбузное подворье. Каждый из них старается показать свой товар в лучшем виде. У одних хватает фантазии соорудить карету, у других – устроить для гостей арбузный боулинг, у третьих – организовать выставку огородных чучел. На глазах зрителей из арбузов получаются художественные произведения, арбузы превращаются в удивительной красоты цветы.

Конкурс 6. «Арбузный боулинг» (слайд № 20)

Ведущий:  На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги арбузы. Каждый участник команды  с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы один «арбуз».  За каждый сбитый «арбуз» команда получает по 1 баллу. Затем баллы суммируются.

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель. 

Ведущий:  Благодарим участников за игру. Просим жюри подвести итоги. Пока они готовятся, я хочу вам предложить информацию из рубрики

(слайд № 21)  Вы знаете…

  • что из арбуза на юге делают нардек (арбузный мед), упаривая арбузный сок до густоты меда.
  • что арбузные семена содержат до 25% масла, по физико-химическим свойствам похожего на миндальное масло.
  • что арбуз не только пища, но и лекарственное растение. Мякоть свежего арбуза надо есть при почечнокаменной болезни, циститах, нефритах, при дефиците железа в организме, при беременности, во время лактации. Семена арбуза используют как противоглистное средство. Цедра корки арбуза употребляют в качестве сильного мочегонного средства.

(слайд № 22)

Покупая арбуз, следуйте следующим правилам, и ваш арбуз будет красным и сладким:


1. Настоящий арбуз должен быть крупным.
2. Чем крупнее и легче арбуз, тем он спелее.
3. Арбуз должен резонировать при постукивании по кожуре.
4. Светлое пятнышко, на котором лежал арбуз должно быть темно-оранжевого цвета.
5. хвостик и переход от хвостика к арбузу должен быть высохшим.
6. Корку спелого арбуза сложно проткнуть пальцем.
7. Цвет корки арбуза должен быть наиболее контрастный и яркий.

Ведущий:  Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о большой ягоде - арбузе. Участники команд приглашаются к столу съесть арбуз.        

Спасибо за внимание! (слайд № 22)

Используемая литература:

1. Пасечник В.В. Биология  6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.

   Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Загадки - http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-produkty/zagadki-pro-ovoschi.html

3. Пословица - http://www.vseposlovicy.ru/m/arbuz/

4. Фестиваль «Арбузный рай» - http://www.azovskoe.com/arbuz.php

5. История происхождения арбуза и дыни – http://www.ekulinar.ru/topic32602.html

6. Физкультминутка – http://www.edu54.ru/node/140833

7. Картинки - http://images.yandex.ru , http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html

8. Как выбрать хороший арбуз - http://www.liveinternet.ru/users/roxar/post180664857/



Предварительный просмотр:

Российская Федерация Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Истринского муниципального района

д.Покровское, СП Обушковское, ул.Майская , д.7. ОГРН1025001822988, ИНН/КПП5017048296/501701001

тел.(849631)57717(18), факс (849631)57718, e-mail: pokrovskoesosh@mail.ru

«Экология. Охрана природы»

Внеклассное занятие для учащихся начального уровня образования

                                                                    Подготовила и провела учитель высшей категории

Корнева О.А.

Д. Покровское

2016 год

 

Цели мероприятия:

  • Сформировать основы экологической грамотности и чувства ответственности у каждого   за судьбу России и планеты Земля в целом.
  • Познакомить детей с наукой экологией, с новыми экологическими понятиями, знаниями.
  • Развивать интерес к проблемам экологии.
  • Вовлекать детей  в природоохранную деятельность.
  • Пробуждать у учащихся активность, отзывчивость на бедственное состояние природы

Оборудование:  маски животных,  проектор, компьютер, презентация, фонограмма.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.          (1 слайд)

Учитель: Я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.

  1. Сообщение целей и задач мероприятия:

Учитель:

Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.

Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.

  1. Вступительное слово.     (2 слайд) 

1 ученик:         Берегите эти земли, эти воды,

                        Даже малую былиночку любя.

                        Берегите всех зверей внутри природы,

                        Убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Подготовка детей к восприятию материала.    

                                       

2 ученик:                                  Вспучился асфальт

                                                  И раскрошился.

                                                  И, как ветви,

                                                  Трещины пошли.

                                                  Сквозь проломы

                                                  Тоненький,

                                                  Как шильце,

                                                  Выткнулся листок

                                                  Из – под земли

 3 ученик:                                Люди!

                                                 Пусть башмак ваш

                                                 Не коснется

                                                 Этого листка –

                                                 Ведь знаем мы:

                                                 Кто с таким трудом

                                                 Пробился к солнцу

                                                 Тот достоин солнца,

                                                 А не тьмы…

Учитель:

Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.

4.Знакомство с новым понятием.                           (3 слайд)

Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология.

(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)

Экология:   Вы обо мне?

                   А вот  и я!

                   Здравствуйте, мои друзья.

                   Я – Экология.

Учитель: Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению много человек сделал промахов, ошибок.

Большой проблемой оказался экологический кризис. Ведь человек беспечно относится к природе и к тому, что она дает, сам при этом, являясь частью природы. Природа дает для жизни все, нужно лишь научиться, правильно всем пользоваться.

Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки.  Как можно использовать эти предметы повторно?   (Снимают с Экологии накидку).

  1.  Эмоциональный настрой  перед встречей с объектом  познания.

Экология:

- Спасибо, ребята. Пойдемте со мной!      (5 слайд)

Экология:

Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

(5 слайд)

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! (6  слайд)

Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! (7  слайд)

Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи!(8 слайд)

Экология:

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.

Учитель: (9 слайд)

Примерно250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

(10 слайд)

Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям, а ближе к концу века в ход пошли пулемёты. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.

(11 слайд)

Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» — безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.

 Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.

4 ученик:

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

5 ученик:

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

5.Конкурсы.

Учитель:

-А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в  лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам сыграть в интересные игры на знание природы. Разделимся на 3 команды. (Ученики выбирают капитанов и придумывают название команд)

Учитель:

  1. Знаешь ли вы деревья, которые растут в лесах, животных? (Команды  за 1 минуту должны угадать названия деревьев)
  2. Эстафета. На каждый шаг представитель одной команды называет животного, другой – растения и так кто больше назовет.

Учитель:Спасибо, ребята, вы замечательно справились с заданиями!

Вы слышите, сороки галдят? Посмотрим.

  1. Инсценировка и анализ сказки .

Сценка «Сегодняшний лес»

 Действующие лица: городская сорока

                                лесная сорока

                                медведь

                                заяц

                                лиса

Две девочки – сороки сидят на ветке (стульях).

Лесная сорока:

 - Откуда ты, подружка, прилетела?

Городская сорока:

-Из города.

Лесная сорока:

-Да тебя и не узнать. Ты, что, как заяц, к лету готовишься: белый сарафан на черный поменяла?

Городская сорока:

-А у нас в городе все такие. Летаем через завод, а там такие выбросы! Вот и закоптились. Не то что ты в лесу. У вас здесь экология......

Лесная сорока:

-Эх, подружка, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут.

(Вбегают заяц, лиса и медведь.)

Городская сорока:

- Косолапый, куда бежите? Что случилось?

Медведь:

На дальнее озеро, пить очень хочется.

Городская сорока:

-Звери, да рядом же речка! Зачем бежать?

Медведь:

- Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую – то желтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то чтобы испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.

Заяц:

- Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?

Лиса:

-А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала.

(Показывает забинтованную лапу.)

Лесная сорока:

-И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?

Городская сорока:

-Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду. 

Заяц:

-Эх, тишины хочется. Смех, шум, авто – надоело! Может уйти куда?

Медведь:

- А я вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове горшок. Я так испугался, вускочил,  побежал, да в яму свалился.

Лиса:

-Мне страшно, побежали отсюда! Может где-нибудь есть уголок чистоты и покоя?

                                 (Звери убегают.)

Учитель:

-Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

Учитель: Ребята, мы сейчас попробуем отгадать  отходы, которыми человек захламляет Землю.

Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. Задача команд: постараться понять, что имели в виду дети.

Детские высказывания.

Навоз

1.     Его производит обыкновенная корова.

2.     При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

3.     Его необходимо компостировать.

       Пластмасса

1.     У меня очень много игрушек сделано из нее.

2.     Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3.     Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.     Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

Бумага 

1.     Ее изобрели китайцы.

2.     У нас ее получают из дерева.

3.     Она легко горит.

4.     Из нее получается очень много мусора.

5.     На ней обычно рисуют и пишут.

Стекло 

1.     Его делают из песка

2.     Чаще всего оно прозрачное.

3.     Когда падает, оно разбивается.

4.     Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

Газовые отходы 

1.     Этого почти не видно.

2.     От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

3.     Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

4.     В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

Машинное масло 

1.     Это легче воды.

2.     Это может плавать в воде и не тонет.

3.     В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.     Это мешает дышать рыбам.

5.     Это надо удалять с поверхности воды.

Молодцы, вы замечательно справились с заданием, но чтобы сохранить природу нужно знать правила поведения в ней!

Ребята, давайте попробуем отгадать о каких правилах нам раскажут ребята.                            (Дети читают стихи.)

(12 слайд)

1 ученик:

  1. Не разоряйте птичьего гнезда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

(13 слайд)

2 ученик:

  1. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

8 ученик:

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

(14 слайд)

3 ученик:

  1. Не разжигайте костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

10 ученик:

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться _

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

(15 слайд)

4 ученик:

  1. Не бейте стекло в лесу

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

12 ученик:

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

  (16 слайд)

  5 ученик:

  1. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой

Учитель:

Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.  Не засоряйте природу и она вам ответит урожаем грибов, ягод, чистым воздухом и просто красотой.

  1. Конкурсы.

Ну а теперь, я снова обращаюсь к командам и предлагаю вам посоревноваться, проверить свои знания, смекалку, воображение.

3.Прочитай названия животных из представленных букв.

(17 слайд)-  (банка-кабан, багаж-жаба )

(18 слайд)-  ( коса-оса, кино-кони)

4.Четвертый  «лишний»                                                   

(19 слайд)- первая команда

    ( ландыш, ромашка, гриб, подснежник)

 ( 20 слайд)- вторая команда

   (лиса, филин, кабан, лось)

(21 слайд) (грибы съедобные и мухомор))

9. Блиц – турнир.                                                     (22-23 слайд)

А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц.

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червяков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощенье наше ей снится.

Прилетает к нам часто... (синица).

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней... Кто же это? (Соловей)

Выпал снег, но эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает... (ворона).

Подведение итогов.

11.Заключительная часть. (слайд 24)

Учитель:

Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.

- Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

12. Рефлексия.

Учитель:

  • Ребята, какие ощущения вы испытывали во время нашего мероприятия?
  • Чем для вас будет полезен наш новый материал?
  • Что больше всего вам запомнилось?

Список используемой литературы:

  1. Бурдина С.В. «Береги живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.
  2. Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.
  4. Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...

Варка арбузного меда

Исследовательский проект ученицы 7 класса МЭЛ Швецовой Екатерины...

Три арбузных семечка

три арбузных семечка...