Возможности НСО «Эколог» в социализации студентов техникума
статья по биологии на тему

Бойчевская Инесса Владимировна

        После школы формирование менталитета учащихся перекладывается на плечи учреждений НПО, СПО или вузов. Ведь если на рынок труда придут высококлассные специалисты с невысокими моральными принципами и низкой гражданской позицией, пострадают от этого и общество, и экономика страны. Поэтому,  в этот период взросления подростка так важно создать условия  не только для формирования профессиональных компетенций, но и для нравственного развития личности студента. Большую роль в этом может сыграть экологическое образование, оказывающее влияние на внутреннюю позицию  личности  по отношению к природе,  себе и окружающим людям, избранной профессии и будущей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_sotsializatsiya.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности НСО «Эколог» в социализации  студентов техникума

Нельзя кого – либо изменить, передавая ему готовый опыт.  Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

 К.Роджерс

       В соответствии с ФГОС, экологическое образование, базирующееся на ценностях устойчивого развития природы и общества и формирующее  экологическую культуру гражданина,  является важнейшей составной частью образования в целом.   Однако, с позиции формирования экологической культуры, в организации современного профессионального образования  на сегодняшний день существует ряд противоречий. С одной стороны, из-за  сложившейся экологической ситуации, обществу востребованы специалисты экологоцентрической направленности. В тоже время количество часов на такие учебные дисциплины как «География», «Экология», «Биология», «Экологические основы природопользования» значительно сократилось,  либо эти дисциплины вообще исчезли из учебного процесса. Если учесть, что именно эти дисциплины закладывают основу экологических знаний  и  развивают экологическую культуру  студентов, то перспектива экологического образования очень печальна. Разовые мероприятия экологической направленности, которые проводятся со студентами,  нужного эффекта не дают, требуется ситемно-деятельностный подход. Одним из  способов, который позволит организовать экологическое образование и социализацию студентов в данной сфере, является создание научного студенческого общества.

     При создании НСО мы исходили из следующих положений:

  • Участие студентов в деятельности НСО «Эколог» способствует формированию экологической культуры во всех её аспектах: интеллектуальном  (способности к анализу экологических ситуаций), эмоциональном (отношение к природе как к универсальной ценности) и нравственном (воли и настойчивости, ответственности)
  • Процесс развития и становления экологического мировоззрения личности учащегося сложен и многогранен, он происходит в течение длительного времени. Для достижения успеха необходимо акцентировать внимание на осознание цели и смысла  предстоящей деятельности, при этом нельзя навязывать определенную точку зрения, она должна «вызреть» в процессе работы.
  • Формирование экологической культуры студентов можно обеспечить благодаря последовательному и комплексному включению учащихся в различные виды деятельности, в том числе исследовательскую и проектную.
  • Работа в НСО позволяет не только расширить круг своих интересов и получить новые знания,  но и  повышает  качество подготовки специалиста.  Участвуя в работе над какой-либо темой или проектом, студент учится организовывать свою деятельность:  определяет дальнюю и ближайшую перспективу, находит и привлекает необходимые ресурсы, намечает план действий и, осуществив его, оценивает, удалось ли достичь поставленных целей. Оценивая свою работу, студент учится рефлектировать, что немало важно  для профессиональной и личностной успешности человека. Таким образом, деятельность НСО создает студентам условия  для  формирования общих и некоторых профессиональных компетенций;
  • Деятельность НСО способствует созданию благоприятной социокультурной среды в техникуме,  способствующей самореализации обучающихся, формированию активной жизненной позиции, а также является средством профилактики правонарушений, вредных привычек и формирования потребности в здоровом образе жизни обучающихся.

     Социализация студентов в рамках НСО проходит через различные виды деятельности. Игры, викторины, конкурсы, олимпиады позволяют значительно оживить экологическую работу среди учащихся техникума, раскрыть  им свои творческие способности.      Экологические акции способствуют формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции и расширению природоохранного опыта. Экологические десанты и субботники воспитывают у студентов ответственность за действия в социоприродной среде.

     Большое значение уделяется организации научно – исследовательской работы студентов. Исследовательская деятельность  в системе  экологического образования носит не только познавательный, но и  воспитательный характер. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, помогает развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к жизненно важным проблемам. При этом студенты выходят на иной уровень постижения проблемы, видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно значимые опыт и знания.  С этой целью активно применяется метод проектов, который предусматривает освоение учащимися основных этапов организации творческой деятельности - от идеи до получения конечного продукта труда. Студент, который успешно освоил навыки проектно-исследовательской деятельности, по окончании техникума может смело считать себя конкурентоспособным специалистом. А если учесть, что в   процессе исследовательской деятельности формируются культура мышления и поведения, понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление самому сберечь и защитить природу, то её значимость повышается во много раз.

          Создавая НСО, нужно понимать, что на плечи руководителя ложится огромная работа. Теперь именно от него зависит, сменит ли первоначальный пыл юных исследователей вдумчивая, кропотливая работа, или все так и останется в зачаточной стадии.

         Мы стараемся привлечь к экологической деятельности максимальное количество учащихся независимо от успеваемости по учебным дисциплинам, является ли он членом НСО или нет.  Первокурсники, пришедшие на первое организационное собрание, имеют возможность ознакомиться с направлениями работы НСО, исследовательскими темами и определиться в своих предпочтениях.  Первоначально это не обязательно будет какое-либо научное исследование. Это может быть разовое участие в какой-либо акции, оформлении выставки. Создавая ситуацию успешности и доброжелательности, студенты как следствие все активнее и активнее вовлекаются в деятельность НСО и, впоследствии, в исследовательскую работу.  В результате  состав НСО пополняется новыми членами.      

     На сегодняшний день в работе НСО «Эколог» можно проследить следующие этапы организации научно-исследовательской работы.

Название этапа

Деятельность студентов

1. Организационный

Активисты НСО проводят агитационную  работу среди студентов техникума, особенно 1 курса

2. Подготовительный

Выбор темы и методов исследования, разделение на группы

3.Практический

Работа с различными источниками информации, статистическим материалом, измерительные работы, анкетирование, обработка и анализ данных, написание реферативных  работ, создание презентации и видеороликов.

4. Результативный

Проведение акций, выставок, научно-практической конференции, выступление студентов

     Как итоговый результат деятельности НСО в течение учебного года нами практикуется проведение научно-практической  конференции по результатам проделанной работы,  на которой студенты выступают не только как участники, но и в качестве организаторов.   На конференции у членов НСО предоставляется возможность озвучить выполненную работу, получить опыт публичного выступления. Некоторые пытаются  предложить  возможные варианты  решения экологической проблемы.  По сути,  научно-практическая конференция для НСО «Эколог» – это самый настоящий праздник. Мы стремимся сделать конференцию  зрелищной и информативной,  так как в качестве зрителей приглашаются не только члены НСО, но и студенты техникума.

     Скептики могут утверждать, что организация научного  студенческого общества «Эколог» - это формальность, потому что:

  1. так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты - это написание реферативных, курсовых и дипломных работ;
  2.  формат исследовательской работы часто носит прикладной характер и в некоторых случаях напрямую не связан с профессиональной деятельностью;
  3. период обучения в техникуме непродолжителен, поэтому  эффективность деятельности НСО невысока.

     Эти утверждения в корне неверны. Общение со студентами показало, что учащиеся осознают значимость экологических знаний, понимают важность решения экологических проблем и необходимость личного участия в деле сохранения природы. Таким образом, экологическое воспитание в рамках деятельности НСО «Эколог» рассматривается как разностороннее взаимодействие обучающихся с окружающей социоприродной средой. В результате такого взаимодействия осуществляется процесс социализации личности студента. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал. Общество получает достойного своего члена, который:

  • понимает многостороннюю ценность природы как источника материальных и духовных сил общества каждого человека;  
  • ощущает потребность общения с природой, стремится к познанию реального мира в единстве с нравственно - этическими переживаниями;
  • принимает правильные решения по  улучшению окружающей среды, способен предвидеть возможные последствия своих действий и выбрать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в будущей профессиональной деятельности;
  • активизирует деятельность по улучшению окружающей среды, участвует в пропаганде современных идей охраны природы;
  • сознательно соблюдает нормы поведения в природе, исключающие нанесение вреда или ущерба природе.

 

Список литературы:

  1. Авдуевская (Белинская) Е. П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. – М., 2005.    
  2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю.и др. Воспитание экологической культуры.  Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
  4. Захаров В.М. (ред.) Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения  М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. - 340 с.
  5. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
  6. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; Под редакцией В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200с.
  7. Сиразеева А.Ф. Человекоцентрическая технология обучения Карла Роджерса// Фундаментальные исследования. – 2007. – № 6. – С. 54-55;  URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3160 (дата обращения: 28.01.2016).
  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2005. -- 112 с.
  9. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. Интернет ресурс. URL: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html (дата обращения 27.01.2016)
  10. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: Словарь. // изд. Перспектива. 2010. 88 с.
  11. Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника. Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина - М.: Центр социологии образования РАО, 1993.- Т.1, Вып.II. - 95с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 9 класс "Возможности человечества к адаптации"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа "Биосфера и человечество", автор - И.М.Швец....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Положение о проведении лично–командного первенства техникума по гиревому спорту в зачет спартакиады техникума

Положение о проведении лично–командного первенства техникума по гиревому спорту в зачет спартакиады техникума...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

О ходе реализации личной методической темы: «Мотивация самостоятельной учебной работы студентов через совершенствование возможностей дистанционного обучения в техникуме»

Студенты СПО должны формировать соответствующие компетенции не только на уроках, но и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. В процессе апробации различных форм самостоятельной работы был сд...

«Проблемы экологии и их возможные пути решения» 7 класс

Данные материалы помогут учителю подготовить открытый урок по теме "Экология"...