«Основные этапы эволюции человека» - тренировочные тесты биологии в 8 классе
тест по биологии (8 класс) на тему

Язгулиди Татьяна Николаевна

Цель: показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; выделить основные этапы в эволюции человека; научить анализировать факты в определённой логической последовательности; стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии и вопросу происхождения человека.

 

Оборудование: АРМ, набор палеонтологических находок по теме: «Происхождение человека» (№ 1-4, 8-14)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Основные этапы эволюции человека»

Цель: показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; выделить основные этапы в эволюции человека; научить анализировать факты в определённой логической последовательности; стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии и вопросу происхождения человека.

Оборудование: АРМ, набор палеонтологических находок по теме: «Происхождение человека» (№ 1-4, 8-14)

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

1) Выполнить задание части В у доски (3 человека)

2) Индивидуальный опрос: систематическое положение человека, рудименты, атавизмы.  

3. Изучение нового материала (презентация)

1. Изучение современных и ископаемых приматов дает материал, позволяющий понять, каким образом возникли характерные  особенности человека, которые вывели его за пределы мира животных. Общим предком человека и человекообразных обезьян была одна из ветвей узконосых обезьян. Древнейшие представители этой ветви передвигались по земле на задних конечностях, помогая передними. Движения передних конечностей стали более свободными и разнообразными, изменилось соотношение между всеми органами животного.

Важными были: стадный образ жизни, общение друг с другом, забота о потомстве. Высокий уровень развития мозга и психики, использование естественных предметов в качестве орудий труда для охоты и защиты от врагов стали главнейшими предпосылками очеловечивания, основой развития мышления и трудовой деятельности.

Родословная человека (схема в тетрадь)

2.  Австралопитеки («австралос» - южный, «питек» - обезьяна) жили на открытых лесостепных пространствах около 5,5 млн. лет назад. Они передвигались на задних конечностях, имели хорошо развитый большой палец кисти. Австралопитеки не имели таких естественных органов защиты, как большая физическая сила, мощные челюсти, острые когти, не обладали преимуществом быстрого бега. Использование природных предметов (камней, длинных костей крупных животных) в качестве орудий, заменявших органы защиты и нападения, позволяло австралопитекам преодолевать свою беззащитность в условиях, где было трудно спрятаться от врагов.

Со временем некоторые группы австралопитеков постепенно стали переходить к изготовлению орудий труда из вулканической лавы, кварцита и особенно кремния. Однако человек возник не сразу вслед за появлением  трудовой деятельности, а в результате его длительного становления и развития. Стадия австралопитеков помогает восстановить один из самых важных моментов в эволюции – начало превращения животных в человека.    

3. Древнейшие люди

Считают, что древнейшие люди возникли около 1 млн. лет назад. Известно несколько форм древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др.

Питекантропы (обезьяночеловек) жили в жарком тропическом климате. Ходили на задних конечностях, возможно, опирались на дубинку. Имели рост около 170 см. Строение черепа: мозговая часть маленькая, объём мозга до 1100 см3; массивная нижняя челюсть со скошенным подбородком; на лбу имеется надглазничный валик. Изготовляли примитивные каменные орудия (скребки, рубила). Наряду с добыванием растительной пищи, большую роль играет охота. Пользовались огнём. Общались жестами и звуками, вели стадный образ жизни, жилищ не строили.

Недалеко от Пекина в пещере Чжоу – Гоу – Дянь найдены останки синантропа (китайского человека), близкого по многим признакам к питекантропу человека. У  синантропов объём мозга достигал до 1200 см3; левая доля мозга развита больше, чем правая, что, по – видимому, связано, как и у современного человека, с праворукостью (демонстрация мозговой части черепа)

Умение пользоваться огнем было большим завоеванием человека. Оно позволило сделать пищу более усвояемой, способствовало лучшей защите от врагов и холода, расширению ареала древнейших людей.

Мышление (в примитивной форме), использование огня, изготовление орудий стали главнейшими преимуществами древнейших людей в борьбе за существование. На этом этапе эволюции начинают проявляться новые, социальные закономерности в существовании человеческого общества.

4. Древние люди, которых называют неандертальцами, сменили древнейших людей. Они появились около 150 тыс. лет назад. Неандертальцы жили в суровых условиях подвергшейся оледенению Европы. Рост достигал у них 156 см. Строение черепа: низкий скошенный лоб, сплошной надглазничный валик, слабо развитый подбородочный выступ; объём головного мозга составлял до 1400 см3. Неандертальцы общались жестами и звуками; происходило развитие зачаточной речи (демонстрация черепа).

Древние люди умели добывать и поддерживать огонь, делали орудия труда из дерева и камня. С помощью изготовленных орудий древние люди охотились, сдирали с  животных шкуры, разделывали туши (демонстрация муляжей орудий труда).

Неандертальцы селились в пещерах по 50 - 100 человек, которые им часто приходилось отвоёвывать у пещерных медведей, гиен. Пещера, в которой пылал огонь, надёжно защищала от холода и от нападений хищных зверей.

У древних людей отмечается возникновение элементарных социальных взаимоотношений, которые выражались в заботе о тех, кто из–за ран или болезней не мог самостоятельно добывать пищу. У неандертальцев впервые встречаются захоронения. Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование победили те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, достигали меньшей смертности детей и взрослых, лучше преодолевали тяжёлые условия существования. Умения изготовлять орудия труда, членораздельная речь, способность к обучению – эти качества оказались полезными и для коллектива в целом. Естественный отбор обеспечивал дальнейшее прогрессивное развитие многих признаков. В результате совершенствовались и биологическая организация людей. Этот эволюционный путь привёл к проявлению 40 тыс. лет назад вида человек разумный. Некоторое время неандертальцы и первые современные люди сосуществовали, но примерно 28 тыс. лет назад неандертальцы были окончательно вытеснены первыми современными людьми – кроманьонцами.

5.  Первые современные люди - кроманьонцы – были высокого роста - до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см3. Над глазами отсутствовал  сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Кроманьонцы обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в их жизни.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными,   кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы живут родовыми общинами в построенных жилищах. На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Использование единой коллекции ЦОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/85151/?interface=pupil&class=50&subject=29 

4. Закрепление материала

Заполнение таблицы

Стадии

Иско-

паемые предки человека

Возраст

Объём мозга

Владение речью (да/нет)

Особенности строения

Трудовая  деятельность

Образ жизни

Древнейшие

Питекантроп

Синантроп

Древние

Неандерталец

Первые современные

Кроманьонец

5. Домашнее задание

§ 4, таблица


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы эволюции человека

Слайд 2

Человек и человекообразные обезьяны – две разные ветви родословного ствола. Австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди. Обобщение об этапах антропогенеза .

Слайд 3

Родословная человека ПАРАПИТЕКИ ДРИОПИТЕКИ ПРОПЛИОПИТЕКИ ГИББОН ОРАНГУТАН ШИМПАНЗЕ ГОРИЛЛА АВСТАЛОПИТЕКИ ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ (питекантроп, синантроп) ДРЕВНИЕ ЛЮДИ (неандерталец) ПЕРВЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ (кроманьонец, современный человек)

Слайд 4

Австралопитеки

Слайд 5

Древнейшие люди

Слайд 6

Древние люди

Слайд 7

Первые современные люди

Слайд 8

Схема антропогенеза

Слайд 9

Движущие силы антропогенеза Биологические Наследст-венность, изменчи-вость Борьба за существование, естественный отбор Социальные Трудовые операции Общест-венный труд и образ жизни Речь Сознание Образование, воспитание

Слайд 10

Эволюция человека Стадии Иско - паемые предки человека Возраст Объём мозга Владение речью Особенности строения Трудовая деятель-ность Образ жизни Древней-шие Питекантроп Синантроп Древние Неандерталец Первые современ-ные Кроманьонец

Слайд 11

Домашнее задание § 4, заполнить таблицу «Эволюция человека»



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Науки, изучающие организм человека Место человека в систематике»

Часть В

1. Науки, изучающие организм человека

А) это наука, изучающая функции человеческого организма и его органов

Б) отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей

В) это наука, изучающая внешнее и внутреннее строение

Г) это наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека

1) Анатомия

2) Гигиена

3) Физиология

4) Психология

А

Б

В

Г

2. Становление наук о человеке

А) Изучал, описывал и зарисовывал строение человека.

Б) Установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются

В) Ввел термин «организм»

Г) Развили учение о рефлексе

Д) Изучали иммунитет

Е) Открыл два круга кровообращения

1) Аристотель

2) Леонардо да Винчи

3) Андреас Везалий

4) Уильям Гарвей

5) Луи Пастер, И.И. Мечников

6) И.М. Сеченов, И.П. Павлов

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Систематическое положение человека

1. Подтип Позвоночные

2. Семейство Гоминиды

3. Царство Животные

4. Тип Хордовые

5. Вид Человек разумный

6. Класс Млекопитающие

7. Род человек

8. Отряд Приматы

4. Рудименты, атавизмы

А) аппендикс

Б) многососковость

В) волосатость тела

Г) третье веко

Д) остатки скелета хвоста

1) Рудименты

2) Атавизмы

А

Б

В

Г

Д

Самостоятельная работа по теме «Науки, изучающие организм человека Место человека в систематике»

Часть В

1. Науки, изучающие организм человека

А) это наука, изучающая функции человеческого организма и его органов

Б) отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей

В) это наука, изучающая внешнее и внутреннее строение

Г) это наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека

1) Анатомия

2) Гигиена

3) Физиология

4) Психология

А

Б

В

Г

2. Становление наук о человеке

А) Изучал, описывал и зарисовывал строение человека.

Б) Установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются

В) Ввел термин «организм»

Г) Развили учение о рефлексе

Д) Изучали иммунитет

Е) Открыл два круга кровообращения

1) Аристотель

2) Леонардо да Винчи

3) Андреас Везалий

4) Уильям Гарвей

5) Луи Пастер, И.И. Мечников

6) И.М. Сеченов, И.П. Павлов

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Систематическое положение человека

1. Подтип Позвоночные

2. Семейство Гоминиды

3. Царство Животные

4. Тип Хордовые

5. Вид Человек разумный

6. Класс Млекопитающие

7. Род человек

8. Отряд Приматы

4. Рудименты, атавизмы

А) аппендикс

Б) многососковость

В) волосатость тела

Г) третье веко

Д) остатки скелета хвоста

1) Рудименты

2) Атавизмы

А

Б

В

Г

Д

Самостоятельная работа по теме «Науки, изучающие организм человека Место человека в систематике»

Часть В

1. Науки, изучающие организм человека

А) это наука, изучающая функции человеческого организма и его органов

Б) отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей

В) это наука, изучающая внешнее и внутреннее строение

Г) это наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека

1) Анатомия

2) Гигиена

3) Физиология

4) Психология

А

Б

В

Г

2. Становление наук о человеке

А) Изучал, описывал и зарисовывал строение человека.

Б) Установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются

В) Ввел термин «организм»

Г) Развили учение о рефлексе

Д) Изучали иммунитет

Е) Открыл два круга кровообращения

1) Аристотель

2) Леонардо да Винчи

3) Андреас Везалий

4) Уильям Гарвей

5) Луи Пастер, И.И. Мечников

6) И.М. Сеченов, И.П. Павлов

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Систематическое положение человека

1. Подтип Позвоночные

2. Семейство Гоминиды

3. Царство Животные

4. Тип Хордовые

5. Вид Человек разумный

6. Класс Млекопитающие

7. Род человек

8. Отряд Приматы

4. Рудименты, атавизмы

А) аппендикс

Б) многососковость

В) волосатость тела

Г) третье веко

Д) остатки скелета хвоста

1) Рудименты

2) Атавизмы

А

Б

В

Г

Д

Самостоятельная работа по теме «Науки, изучающие организм человека Место человека в систематике»

Часть В

1. Науки, изучающие организм человека

А) это наука, изучающая функции человеческого организма и его органов

Б) отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей

В) это наука, изучающая внешнее и внутреннее строение

Г) это наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека

1) Анатомия

2) Гигиена

3) Физиология

4) Психология

А

Б

В

Г

2. Становление наук о человеке

А) Изучал, описывал и зарисовывал строение человека.

Б) Установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются

В) Ввел термин «организм»

Г) Развили учение о рефлексе

Д) Изучали иммунитет

Е) Открыл два круга кровообращения

1) Аристотель

2) Леонардо да Винчи

3) Андреас Везалий

4) Уильям Гарвей

5) Луи Пастер, И.И. Мечников

6) И.М. Сеченов, И.П. Павлов

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Систематическое положение человека

1. Подтип Позвоночные

2. Семейство Гоминиды

3. Царство Животные

4. Тип Хордовые

5. Вид Человек разумный

6. Класс Млекопитающие

7. Род человек

8. Отряд Приматы

4. Рудименты, атавизмы

А) аппендикс

Б) многососковость

В) волосатость тела

Г) третье веко

Д) остатки скелета хвоста

1) Рудименты

2) Атавизмы

А

Б

В

Г

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы эволюции человека"

Урок-лекция с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содержит теоретический мате...

Урок-конференция "Современный этап эволюции человека. Расы и расогенез" 11 класс

Интегрированный урок с использованием информационных технологий...

Основные этапы эволюции приматов и человека. Биология 11 класс

Цель урока: дать понятие об основных этапах в эволюции человека. Задачи урока:сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции;развивать умение объяснять совершенствование в с...

Этапы эволюция человека

Данный урок способствует развитию материалестического мировозрения, умению учащихся выступать перед коллективом, анализировать свою работу и работу  товарища....

Этапы эволюции человека

В конспекте раскрывается доказательство происхождения человека от животных;  даются знания об этапах эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогене...

Эволюция человека. Урок по биологии 11 класс

На уроке реализуются элементы личностно-ориентированного подхода в обучении и элементы ИКТ на всех этапах урока. Материал состоит из трёх основных этапов: активизация знаний (мотивационно-целевой этап...

Презентация к уроку биология 8 класс "Этапы эволюции человека"

Презентация может быть использована при проведении урока биологии в 8 классе....