Рабочая программа по биологии 7, 9, 11 классы.
календарно-тематическое планирование по биологии (7, 9, 11 класс) на тему

Силькунова Любовь Николаевна

Программа разработана  по УМК И.Н. Пономаревой согласно требованиям ФГОС. 7, 9, 11 лассы - база. 11 класс - профиль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_7911_klassy.docx74.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ гимназия г. Советский.

        

  «Утверждаю»

директор МБОУ гимназии    Быданов В.А.

Приложение  к приказу №

Рассмотрено на заседании МО   от

Руководитель:______________Софронова Т.Г.

 Согласовано заместитель директора по УВР

____________________Лодягина И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  биологии

7, 9, 11 класс – база, 11 класс – профиль (под редакцией Пономаревой И.Н.)

2016 - 2017учебный год

                                                                                   Составитель:

                                                        Силькунова Любовь Николаевна

учитель биологии  высшей                                                                                

квалификационной категории        

Содержание учебного курса.

9 класс.  (68 часов)

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

  1. Введение в общую биологию

Биология –наука о живой природе. Методы изучения живых объектов. Общие свойства живых организмов.

2

Урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповые и индивидуальные формы работы.

Определение понятия «общая биология», выделение объектов и процессов с точки зрения целого и частей, применение на практике методов изучения биологии, повторение правил техники безопасности при работе в кабинете биологии, анализ признаков и свойств живых организмов.

  1. Основы учения о клетке.

   Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки

   Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органические вещества в ней. Их функции. Вода и ее роль в клетках. Углеводы (полисахариды), жиры и липиды. Их разнообразие и свойства.

   Белки. Аминокислоты. Структура и функции белков в клетке.

    Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения.

Строение клетки. Основные компоненты клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

  Разнообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Автотрофы и гетеротрофы.

  Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

  Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клеток энергией в процессе дыхания.

  Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

14

Уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, лабораторная работа, урок –лекция,  уроки - закрепление полученных знаний , уроки систематизации и закрепления знаний. Групповые , фронтальные, индивидуальные формы работы. Урок практикум по решению задач

Усвоение  основных положений клеточной  теории, извлечение необходимой информации из текста, самостоятельная работа по рисункам и схемам, составление презентаций, установление причинноследственных связей , усвоение информации о строении, составе, функциях органоидов клетки, выделение существенных, главных признаков и свойств. Закрепление умений работать с микроскопом и микропрепаратами, выдвижение и обоснование гипотез. Осознание роли космической функции зеленых растений.

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

Анализ информации о процессах, протекающих в клетке и значении этих процессов для жизнедеятельности живых организмов.

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов.

   Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их свойства. Формы размножения организмов. Бесполое и половое. Вегетативное размножение.

   Деление клетки прокариот и эукариот. Подготовка клетки к делению. Митоз и его фазы. Гаплоидные и диплоидные наборы хромосом.

   Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и noлового способов размножения.

   Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека

5

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблиц. Урок – тестирование.

Перечисление видов бесполого размножения,  усвоение  сущности размножения бактерий, грибов.

Знание этапов мейоза и митоза, сравнивать бесполое и половое размножение, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым. Закрепление умений работы с микроскопом. Усвоение  основных этапов эмбриогенеза, причины нарушения развития, репродуктивное здоровье. Уметь спрогнозировать влияние негативных внешних факторов на организм.

4.Основы учения о наследственности и изменчивости.

  Основные понятия генетики. Понятие о гене, генетике, наследственности и изменчивости. Законы наследственности, закономерности изменчивости.

   Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Генотип и фенотип.

   Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом, у человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.        

   Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций Знать о методах диагностики заболеваний и влиянии факторов внешней среды на наследственность. Использование мутаций для выведения новых форм растений   Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

14

Уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, лабораторная работа, урок –лекция,  уроки - закрепление полученных знаний , уроки систематизации и закрепления знаний. Групповые , фронтальные, индивидуальные формы работы. Урок практикум по решению задач.

Уроки проверки и оценки знаний.

Формирование научного мировоззрения на генетические процессы организмов. Запоминание фамилий ученых генетиков, внесших большой вклад в развитие генетики.

Характеризовать  генетические процессы и закономерности,

Обобщение знаний о методах диагностики заболеваний и влиянии факторов внешней среды на наследственность. Умение применять полученные знания при решении генетических задач. Знать о методах диагностики заболеваний и влиянии факторов внешней среды на наследственность.

5. Основы селекции растений , животных и микроорганизмов.

 Генетические основы селекции организмов. Задачи методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

   Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

  Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

 Основные направления селекции микроорганизме понятие о биотехнологии.

4

Обзорная лекция, урок –беседа, составление презентаций,  комбинированный урок

Усвоение знаний о методах селекции растений и животных. Прогнозирование последствий  вмешательства человека в геномы растений, животных и человека,

Перечисление примеров биотехнологических процессов и их значения для человечества.

6.Происхождение жизни и развитие органического мира.

 Происхождение  и развитие органического мира .

 Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма развития жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

    Развитие жизни на Земле. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ археозойскую эру. Усложнение жизни в протерозое. Эволюция от анаэробного к аэробному способам дыхания, от

прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород, формирование первичных почв.

   Освоение растениями суши в палеозойскую эру. Основные приспособительные черты наземных растений Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты, приспосабливающие животных к наземному образу жизни.

   Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

4

Урок самостоятельного открытия новых знаний, комбинированный урок,  Групповые и фронтальные  формы работы,  самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблицы беседа.

Самостоятельное формулирование целей и построение действий в соответствии с поставленной целью. Выдвижение гипотез, Развитие умения интегрироваться в рабочую группу и  строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками. Умение обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений Представление конкретного содержания и сообщения его в письменной и устной форме .Анализ информации выделение существенных, главных признаков и свойств.

7. Учение об эволюции.

   Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин — создатель материалистической теории эволюции.

   Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Изменчивость организмов в природных условиях. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

   Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида, как генетическая система и единица эволюции.

   Основные закономерности эволюции. Популяция и вид как надорганизменные биосистемы.

   Образование новых видов в природе. Роль изоляции в расхождении видов. Видообразование. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

8

Комбинированные уроки ,  урок обсуждение,  лабораторная работа, урок закрепления знаний, Самостоятельная работа с текстом,  урок тестирование.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: эволюция, теория Дарвина, движущие силы, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, синтетическая теория эволюции. Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ч.Дарвина. Ж.Б.Ламарка. Готовят презентации, называют причины изменчивости генотипов, усваивают понятия популяция, вид, видообразование. Приводят примеры, доказывающие адаптивный характер изменений генофонда. Используют смысловое чтение. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии.

.

8. Происхождение человека

   Место человека в системе органического мира: Человек как вид, его сходство с животными.        

   Доказательства происхождения человека от животных. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

   Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический тип. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние люди, становление человека разумного. Этапы развития материальной культуры человечества. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

4

Урок кинопоказ, комбинированные уроки, тестирование, самостоятельная работа с текстом учебника и дополнительной литературой, составление и обсуждение презентаций. Фронтальная форма работы, работа в парах, индивидуальная работа.

Определяют бисоциальную природу человека .Обсуждают гипотезы происхождения человека. Продолжают формировать навыки группового взаимодействия. Анализируют информацию , применяют смысловое чтение, Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Характеризуют основные этапы возникновения и развития человечества на \земле. Сравнивают различные гипотезы. Опровергают сущность расизма.

9. Основы экологии.

   Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и другие организмы как среда обитания.

   Общие законы действия факторов среды на организмы. Законы: оптимума, лимитирующего фактора, комплексное действие факторов. Учет меры действия факторов как необходимый принцип в хозяйственной деятельности человека (удобрения, ядохимикаты, лекарства, радиация и другие загрязнения окружающей среды). Понятие экстремальных условий.

   Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности). Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные и приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов как адаптации их к ритмам внешней среды. Свет как сигнал сезонных изменений. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

   Основные понятия экологии популяций. Основные демографические и структурные характеристики популяции: рождаемость, смертность, численность, плотность, возрастная и половая структура. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Функционирование в природе.

  Динамика численности популяций в природных сообществах. Причины массового размножения популяций и видов. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусное строение, количественное участие видов, средообразователи, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Связи: хищника и жертвы, паразита и хозяина, конкуренции. Взаимовыгодные отношения. Симбиоз. Понятие биологической продукции. Первичная и вторичная биологическая продукция, их соотношение. Продуктивность разных типов экосистем на Земле

   Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Связи в экосистемах. Цепи и циклы питания. Круговорот веществ и баланс потоков вещества и энергии как основа устойчивости экосистемы. Роль разнообразия видов в устойчивости экосистем.

11

Урок беседа, урок –лекция,  лабораторная работа, урок –практикум по решению экологических задач, комбинированные уроки, составление и обсуждение презентаций, письменные работы, тестирование, уроки изучения нового материала.

Определяют понятия, формируемые при изучении темы. Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно- следственные связи на примере влияния условий среды на организм. Приводят примеры адаптации живых организмов  к среде обитания. Готовят презентации. Используют интернет ресурсы.

Учатся применять полученные знания при решении экологических задач. Изучают законы природопользования. Обсуждают негативное влияние человека на окружающую среду. Изучают экологию популяций. Изучают трофические взаимосвязи,   значение биоразнообразия биогеоценозов для сохранения видового разнообразия.

Извлекают необходимую информация из прочитанных и прослушанных текстов. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Устанавливают цели лабораторных работ. Осознают значение глобального круговорота веществ и энергии на Земле.

Резервные уроки

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ гимназия г. Советский.

        

  «Утверждаю»

директор МБОУ гимназии    Быданов В.А.

Приложение  к приказу №

Рассмотрено на заседании МО   от

Руководитель:______________Софронова Т.Г.

 Согласовано,заместитель директора по УВР

____________________Лодягина И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  биологии

11 класс, базовый уровень класс ( под редакцией Пономаревой И.Н.)

2016 – 2017 учебный год

                                                                                   Составитель:

                                                        Силькунова Любовь Николаевна

учитель биологии  высшей                                                                                

квалификационной категории        

Содержание учебного курса.

11 класс (база 35 часов).

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

  1. Молекулярный уровень жизни

Тема 1. Молекулярный уровень проявления жизни

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза.  Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология  и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.

12

Урок беседа, урок – лекция,  лабораторная работа, урок –практикум по решению  задач на биосинтез белка, комбинированные уроки, составление и обсуждение презентаций, письменные работы, тестирование, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний.

Групповые, фронтальные, индивидуальные формы работы.

Обобщают знания , полученные за прошлые курсы, изучают химический состав и процессы на молекулярном уровне жизни, повторяют  правила техники безопасности при работе в кабинете биологии, , извлечение необходимой информации из текста, самостоятельная работа по рисункам и схемам, составление презентаций, установление причинно - следственных связей , усвоение информации о строении, составе, функциях органоидов клетки, выделение существенных, главных признаков и свойств. Закрепление умений работать с микроскопом и микропрепаратами, выдвижение и обоснование гипотез. Осознание роли космической функции зеленых растений.

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

Анализ информации о процессах, протекающих в клетке и значении этих процессов для жизнедеятельности живых организмов. Изучают значение нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации. Решают задачи на биосинтез белка и фотосинтез.

Тема 2.

 Клеточный уровень жизни

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка — основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одно-клеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки — биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки — митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин — комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразостъ». Научное познание и проблема целесообразности.

.

9

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблиц. Урок – тестирование

лабораторная работа, урок –лекция,  уроки - закрепление полученных знаний , уроки систематизации и закрепления знаний. Групповые , фронтальные, индивидуальные формы работы. Урок практикум по решению задач.

Уроки проверки и оценки знаний

Усвоение  основных положений клеточной  теории, извлечение необходимой информации из текста, самостоятельная работа по рисункам и схемам, составление презентаций, установление причинноследственных связей , усвоение информации о строении, составе, функциях органоидов клетки, выделение существенных, главных признаков и свойств. Закрепление умений работать с микроскопом и микропрепаратами, выдвижение и обоснование гипотез. Осознание роли космической функции зеленых растений.

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

Анализ информации о процессах, протекающих в клетке и значении этих процессов для жизнедеятельности живых организмов. Фрмируют научное мировоззрение.

Тема 3. Организменный уровень жизни.

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов — половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы — изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы — неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

13

Урок практикум по решению задач.

Уроки проверки и оценки знаний. Урок кинопоказ, комбинированные уроки, тестирование, самостоятельная работа с текстом учебника и дополнительной литературой, составление и обсуждение презентаций. Фронтальная форма работы, работа в парах, индивидуальная работа. Осуждение профилактических мероприятий ,направленных против инфекционных заболеваний.

Самостоятельное формулирование целей и построение действий в соответствии с поставленной целью. Выдвижение гипотез, Развитие умения интегрироваться в рабочую группу и  строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками. Умение обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений.  Представление конкретного содержания и сообщения его в письменной и устной форме .Анализ информации,  выделение существенных, главных признаков и свойств. Формировать умения решать генетические задачи различных типов.  Понимать последствия влияния вредных привычек на здоровье потомства. Понимать влияние мутагенных факторов на здоровье человека.

Усвоение знаний о методах селекции растений и животных. Прогнозирование последствий  вмешательства человека в геномы растений, животных и человека,

Перечисление примеров биотехнологических процессов и их значения для человечества. Обсуждать этические аспекты медицинской генетики (клонирование человека).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ гимназия г. Советский.

        

  «Утверждаю»

директор МБОУ гимназии    Быданов В.А.

Приложение  к приказу №

Рассмотрено на заседании МО   от

Руководитель:______________Софронова Т.Г.

 Согласовано заместитель директора по УВР

____________________Лодягина И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  биологии

7 класс

2016 – 2017 учебный год

                                                                                   Составитель:

                                                        Силькунова Любовь Николаевна

учитель биологии  высшей                                                                                

квалификационной категории        

Предметные результаты обучения. 7 класс.

Учащиеся должны знать:

 определение наук  зоология, экология, палеозоология;

эволюционный путь развития животного мира;

историю изучения животных;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития,

систематические категории;

исчезающие, редкие, охраняемые виды животных;

особенности строения изученных животных, их многообразие;

среды обитания, адаптации, образ жизни,

биологические и экологические особенности;

значение в природе и в жизни человека

Учащиеся должны уметь:

находить отличия простейших от многоклеточных животных;

правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

использовать увеличительные приборы;

распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

применять полученные знания  в практической жизни;

распознавать изученных животных;

наблюдать за поведением животных в природе;

привлекать полезных животных в парки, сады; вести себя на природе экологически грамотно.

Содержание учебного курса по биологии

(Биология 7 класс 70 часов)

Раздел.

Содержание раздела

Кол-во часов.

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Тема 1. Общие сведения о животных.

Зоология — наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

3

Урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповые и индивидуальные формы работы. Повторение правил техники безопасности при работе в кабинете биологии.

Определяют понятия : систематика, зоология, систематические категории, Описывают и сравнивают царства живой природы. Характеризуют этапы развития биологии. Отрабатывают правила работы с учебником.

Тема 2. Строение тела животных.

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

3

Фронтальная форма работы, работа в парах, индивидуальная работа . Урок лабораторная работа.

Определяют понятия : клетка, органоиды, ткань орган, система органов, Используя дополнительные источники информации раскрывают значение зоологических знаний в природе и в жизни человека. Обосновывают необходимость рационального использования животного мира и его охраны.

Тема 3. Подцарство

Простейшие.

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов.

Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

Значение простейших в природе и жизни человека.

5

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала. лабораторная работа, уроки систематизации и обобщения знаний.

Определяют понятия: простейшие, корненожки, радиолярия, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузория. Жгутиковые. .Систематизируют знания при заполнении таблицы и выполнении лабораторной работы. Проводят наблюдения за изучаемыми  объектами. Извлекают  необходимую информации из текста, самостоятельная работа по рисункам и схемам.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

3

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблиц. Урок – тестирование, лабораторная работа.

Определяют понятия: двуслойные животные, кишечная полость, радиальная симметрия, щупальца, эктодерма, энтодерма, мезодерма, полип, медуза, коралл, регенерация. Самостоятельно работая с текстом учебника выделяют общие признаки изучаемого типа Раскрывают значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Тема 5. Тип Черви.

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая  планария  как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (либо бычий) цепень как представитель парази¬тических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

7

Уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, лабораторная работа, урок –лекция,  уроки - закрепление полученных знаний , уроки систематизации и закрепления знаний. Групповые , фронтальные, индивидуальные формы работы. Урок практикум по решению задач.

Уроки проверки и оценки знаний

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Самостоятельно ставят и обсуждают проблему, определяют цель учебной деятельности. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов. Используют адекватные смысловые средства для отображения своих мыслей. Определяют необходимость знаний о  паразитических червях для  сохранения здоровья.

Определяют понятия: паразит, основной хозяин, промежуточный хозяин, двусторонняя симметрия, трехслойные животные, первичная и вторичная полости тела.

Тема 6. Тип Моллюски.

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах „ практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмар и каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

4

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблиц. Урок – тестирование, лабораторная работа.

Определяют понятия: раковина, мантия, легкое, жабры, мантийная полость, терка, брюхоногие, двустворчатые , головоногие.

Выделяют объекты с точки зрения целого и частей. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Устанавливают причинно- следственные связи строения организма и среды обитания.

Тема 7. Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки),

7

 Комбинированные уроки Урок – тестирование

лабораторная работа, урок –лекция,  уроки - закрепление полученных знаний , уроки систематизации и закрепления знаний.

Работая с текстом учебника, умеют выделять главное, дают общую характеристику типа Членистоногие.

 Работают с муляжами, таблицами, Составляют схемы и таблицы.

 Выделяют и осознают то, что уже освоено и что еще предстоит усвоению. Используют адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основные понятия  при изучении темы.

Тема 8. Тип Хордовые.

33

.Бесчерепные хордовые. Класс Рыбы

Подтип Бесчерепные

Ланцетник — представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб. География рыбного промысла Основные группы

 

промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма — карп.

6

 Комбинирование уроки, составление и обсуждение презентаций, письменные работы, тестирование, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний. Урок- эвристическая беседа,  лабораторные работы, самостоятельные работы с текстом учебника. Урок экскурсия, защита рефератов.  Составление таблиц. Урок – викторина.

Групповые, фронтальные, индивидуальные формы работы.

Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, Описывают систематику хордовых.

Отмечают прогрессивные черты организации рыб, Характеризуют многообразие рыб, Анализируют особенности строения рыб в связи с водной средой обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. Выполняют лабораторную работу.

Класс Земноводные.

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

4

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основные понятия  при изучении темы. Дают сравнительную характеристику. Анализируют адаптации земноводных в связи  с наземно-воздушной средой обитания.

Класс Пресмыкающиеся.

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей, ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

3

Дают общую характеристику класса на примере ящерицы. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий. Характеризуют многообразие пресмыкающихся, особенности их адаптации. Готовят презентации о вымерших рептилиях. Осознают значение пресмыкающихся в жизни человека, вырабатывают бережное отношение к представителям данного класса.

 Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основные понятия  при изучении темы. Анализируют увиденное.

Класс Птицы.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

10

Определяют основные понятия  при изучении темы . Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений при выполнении лабораторной работы. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Вступают в диалог, участвуя в коллективном обсуждении проблемы. Устанавливают взаимосвязь строения определенного отряда птиц в связи со средой их обитания и адаптаций к конкретным условиям среды. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Класс Млекопитающие.

Звери  Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих — древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

10

Определяют основные понятия  при изучении темы. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Готовят презентации о представителях разных отрядов млекопитающих. Интересуются чужим мнением и умеют высказывать свое. Устанавливают причинно- следственные связи. Оценивают экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. Обосновывают необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку.

Тема 9. Развитие животного мира.

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир — результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

2

Определяют и анализируют понятия: эволюция, естественный отбор, наследственность, изменчивость. Знакомятся с основными этапами развития Земли как космического тела. Анализируют родословное древо царства Животные. Прослеживают основные этапы развития животных. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Резервные уроки

3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ гимназия г. Советский.

        

  «Утверждаю»

директор МБОУ гимназии    Быданов В.А.

Приложение  к приказу №

Рассмотрено на заседании МО   от

Руководитель:______________Софронова Т.Г.

 Согласовано заместитель директора по УВР

____________________Лодягина И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  биологии

11 класс, (профильный уровень)

2016 – 2017 учебный год

                                                                                   Составитель:

                                                        Силькунова Любовь Николаевна

учитель биологии  высшей                                                                                

квалификационной категории        

Предметные результаты биология 11 класс профильный уровень:

В результате изучения  биологии  на  профильном  уровне ученик должен

знать /понимать

•        основные положения  биологических  теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях  и  направлениях эволюции;  Н . И . Вавилова о центрах многообразия  и  происхождения культурных растений; В. И . Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов  и  их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности  и  происхождения жизни, происхождения человека);

•        строение  биологических  объектов: клетки (химический состав  и  строение); генов, хромосом, женских  и  мужских гамет, клеток прокариот  и  эукариот; вирусов; одноклеточных  и  многоклеточных организмов; вида  и  экосистем (структура);

•        сущность  биологических  процессов  и  явлений: обмен веществ  и  превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический  и  энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений  и  позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений  и  позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего  и  стабилизирующего отбора, географическое  и  экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ  и  превращения энергии в экосистемах  и  биосфере, эволюция биосферы;

•        современную  биологическую  терминологию  и  символику;

уметь

•        объяснять: роль  биологических  теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой  и  неживой природы, родство живых организмов, используя  биологические  теории, законы  и  правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов  и  окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных  и  ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных  и  хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития  и  смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

•        устанавливать взаимосвязи строения  и  функций молекул в клетке; строения  и  функций органоидов клетки; пластического  и  энергетического обмена; световых  и  темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей  и  направлений эволюции;

•        решать задачи разной сложности по  биологии ;

•        составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ  и  энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

•        описывать клетки растений  и  животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы  и  агроэкосистемы своей местности; готовить  и  описывать микропрепараты;

•        выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы  и  идиоадаптации у растений  и  животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические  и  биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

•        исследовать  биологические  системы на  биологических  моделях (аквариум);

•        сравнивать  биологические  объекты (клетки растений, животных, грибов  и  бактерий, экосистемы  и  агроэкосистемы), процессы  и  явления (обмен веществ у растений  и  животных; пластический  и  энергетический обмен; фотосинтез  и  хемосинтез; митоз  и  мейоз; бесполое  и  половое размножение; оплодотворение у цветковых растений  и  позвоночных животных; внешнее  и  внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный  и  естественный отбор; способы видообразования; макро-  и  микроэволюцию; пути  и  направления эволюции)  и  делать выводы на основе сравнения;

•        анализировать  и  оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни  и  человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в  биологической  науке;

•        осуществлять самостоятельный поиск  биологической  информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет)  и  применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания  и  умения в практической деятельности  и  повседневной жизни для:

•        грамотного оформления результатов  биологических  исследований;

•        обоснования  и  соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции)  и  других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

•        оказания первой помощи при простудных  и  других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•        определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

•        оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание учебного курса по биологии

(11 класс профиль).

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебной деятельности

Виды учебной деятельности

1 Живой организм как биосистема.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

7

Урок изучения нового материала, комбинированный урок, групповые и индивидуальные формы работы

Дают определение организма как биосистемы, Выделяют и осознают то, что уже освоено и что еще предстоит усвоению. Обобщают знания , полученные за прошлые курсы.  Характеризуют типы питания организмов. Приводят примеры организмов с разными типами питания. Описывают процессы жизнедеятельности живых организмов.

Тема 2. Размножение и развитие организмов.

Размножение и развитие организмов. Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

4

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблиц. Урок – тестирование

 Дают определение понятиям: бесполое размножение, вегетативное размножение, половое размножение , онтогенез, Гаструляция, бластула, нейрула. Доказывают  проявление эмбриональной индукции,  Выделяют преимущества полового размножения .Объясняют эволюционные преимущества полового размножения. Сравнивают бесполое размножение с половым. Знание этапов мейоза и митоза, , объяснять преимущества полового размножения перед бесполым. Закрепляют умения работы с микроскопом. Усваивают  основные этапы эмбриогенеза, причины нарушения развития, репродуктивное здоровье. Умеют  спрогнозировать влияние негативных внешних факторов на организм. Осуществляют самостоятельный поиск информации из различных источников.

Тема 3. Основные закономерности наследования признаков.

Основные закономерности наследования признаков. Наследственность и изменчивость свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.

Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.

11

Уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, лабораторная работа, урок –лекция,  уроки - закрепление полученных знаний , уроки систематизации и закрепления знаний. Групповые , фронтальные, индивидуальные формы работы. Урок практикум по решению задач.

Уроки проверки и оценки знаний

Формирование научного мировоззрения на генетические процессы организмов. Запоминание фамилий ученых генетиков, внесших большой вклад в развитие генетики.

Характеризовать  генетические процессы и закономерности,

Обобщение знаний о методах диагностики заболеваний и влиянии факторов внешней среды на наследственность. Умение применять полученные знания при решении генетических задач. Знать о методах диагностики заболеваний и влиянии факторов внешней среды на наследственность

Тема 4. Основные закономерности изменчивости.

Основные закономерности изменчивости. Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследст-венная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

6

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблицы. Урок – тестирование, лабораторная работа.

Дают определение терминам: изменчивость, модификационная, генотипическая, наследственная , ненаследственная,  норма реакции, фенотипическая, групповая, индивидуальная,. Проводят самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника для выполнения необходимых заданий. Объясняют различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Анализируют содержание основных понятий темы.

Тема 5. Селекция и биотехнология на службе у человека.

Селекция и биотехнология на службе человечества. Селекция и её задачи. Вклад Н.И.

Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.

Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

5

Обзорная лекция, урок - беседа, составление презентаций,  комбинированные уроки.

Усвоение знаний о методах селекции растений и животных. Прогнозирование последствий  вмешательства человека в геномы растений, животных и человека,

Перечисление примеров биотехнологических процессов и их значения для человечества. Самостоятельное формулирование целей и построение действий в соответствии с поставленной целью. Интересуются чужим мнением и умеют высказывать свое. Устанавливают причинно- следственные связи.

Тема 6. Царство Вирусы его разнообразие и значение.

Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

4

Уроки проверки и оценки знаний. Урок кинопоказ, комбинированные уроки, тестирование, самостоятельная работа с текстом учебника и дополнительной литературой, составление и обсуждение презентаций. Фронтальная форма работы, работа в парах, индивидуальная работа. Обсуждение профилактических мероприятий ,направленных против инфекционных заболеваний

Объясняют и анализируют основные понятия темы. Извлекают необходимую информации из текста, самостоятельная работа по рисункам и схемам, составляют  презентации, устанавливают  причинноследственные связи , усваивают информацию о строении, составе, функциях вирусов, выделяют  существенные, главные признаки и свойства. Объясняют правила профилактики вирусных заболеваний.

Тема 7.Клеточный уровень организации жизни. Строение живой клетки.

Строение живой клетки. Цитология наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.

Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.

16

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, самостоятельная работа с текстом учебника по составлению таблиц. Урок – тестирование

лабораторная работа, урок –лекция,  уроки - закрепление полученных знаний , уроки систематизации и закрепления знаний. Групповые , фронтальные, индивидуальные формы работы. Урок практикум по решению задач.

Уроки проверки и оценки знаний

Усвоение  основных положений клеточной  теории, извлечение необходимой информации из текста, самостоятельная работа по рисункам и схемам, составление презентаций, установление причинноследственных связей , усвоение информации о строении, составе, функциях органоидов клетки, выделение существенных, главных признаков и свойств.

Тема 8. Процессы жизнедеятельности клетки.

Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе

10

Уроки проверки и оценки знаний. Урок кинопоказ, комбинированные уроки, тестирование, самостоятельная работа с текстом учебника и дополнительной литературой, составление и обсуждение презентаций. Фронтальная форма работы, работа в парах, индивидуальная работа.

Закрепление умений работать с микроскопом и микропрепаратами, выдвижение и обоснование гипотез. Осознание роли космической функции зеленых растений.

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

Анализ информации о процессах, протекающих в клетке и значении этих процессов для жизнедеятельности живых организмов

Тема9. Молекулярный уровень организации жизни. А). Молекулярный состав живых клеток.

Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.

Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.

14

Урок беседа, урок - лекция,  лабораторная работа, урок - практикум по решению задач, комбинированные уроки, составление и обсуждение презентаций, письменные работы, тестирование, уроки изучения нового материала

Обобщают знания , полученные за прошлые курсы, изучают химический состав и процессы на молекулярном уровне жизни,   извлечение необходимой информации из текста, самостоятельная работа по рисункам и схемам, составление презентаций, установление причинно - следственных связей , усвоение информации о строении, составе, функциях органоидов клетки, выделение существенных, главных признаков и свойств. Закрепление умений работать с микроскопом и микропрепаратами, выдвижение и обоснование гипотез..

Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

Анализ информации о процессах, протекающих в клетке и значении этих процессов для жизнедеятельности живых организмов. Изучают значение нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации. Решают задачи на репликацию ДНК,

Б). Химические процессы в молекулярных системах.

Химические процессы в молекулярных системах.

Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура важная задача человечества.

 .

22

Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, самостоятельная работа с текстом учебника по составлению схем . Урок – тестирование

лабораторная работа, урок - лекция,  уроки - закрепление полученных знаний , уроки систематизации и закрепления знаний. Групповые , фронтальные, индивидуальные формы работы. Урок практикум по решению задач.

Уроки проверки и оценки знаний

Анализируют информацию о процессах, протекающих в клетке и значении этих процессов для жизнедеятельности живых организмов. Изучают значение нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации. Решают задачи на биосинтез белка и фотосинтез.  Характеризуют виды химического загрязнения окружающей среды как глобальной экологической  проблемы. Осознают непреходящую  ценность жизни..  Воспитывают экологическую культуру.

Резервные уроки

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...