Дорожная карта по подготовке к ЕГЭ по биологии
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_dorozh.karta_.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Староюмралинская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Дорожная карта для 11 класса

по подготовке к ЕГЭ по биологии

                                                                                                                                                                    Составила учитель биологии

                                                                                                                                                   первой квалификационной                        

                                                                                                                                                   категории

                                                                                                                                                   Мингазиева А.З.

        2014-2015; 2015-2016 уч. г.

 

                     Пояснительная записка.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для  для консультаций в рамках единого государственного экзамена выпускников 11 класса по биологии в общеобразовательных учреждениях в 10-11-хклассах. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на консультациях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия, и помочь выпускникам при сдаче ЕГЭ по биологии.

Данный курс рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год в 10 классе и 34 часа в год (1 раз в неделю) в 11 классе.  Т.к. программа общей биологии учащимися была пройдена в 9 классе, целесообразно объединить учащихся 10-х и 11-х классов в одну учебную группу, и проводить занятия согласно календарному планированию.

Данный курс поделен на несколько модулей, т.к. программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Несколько модулей рассчитаны не только на теоретическую часть, но и на практическую-например, решение генетических задач, а так же решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка, решение типовых тестов ЕГЭ за предыдущие года. Поэтому целесообразно выделить несколько часов для решения данной части программы. Вся программа поделена на два года: для 10 класса и для 11 класса.

     Цель

  • подготовка выпускников 11 класса к единому государственному экзамену
        Задачи
  • отработка и закрепление знаний базового уровня
  • повышение качества знаний учащихся
  • обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи  ЕГЭ

Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов изучаемых в курсе биологии 6- 11 классов, и направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  живой  природы,  жизнедеятельности  собственного  организма;  использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить  наблюдения  за  биологическими  объектами  и  состоянием     собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе     проведения     наблюдений     за     живыми     организмами,     биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

        Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2

                                                  10 класс

1 модуль: Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. - 3ч.

Предмет и методы биологии, свойства живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле. Науки, входящие в состав биологии. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.

2 модуль: Химический состав живых организмов  -5 ч.

Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки, их строение и функции, нуклеиновые кислоты, их строение.

3 модуль: Строение клетки. – 3 ч.

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.

4 модуль: Обмен веществ и превращение энергии. -5 ч.

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.

5 модуль: Размножение и индивидуальное развитие организмов. -5 ч.

Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

6 модуль: Генетика и селекция. – 7 ч.

Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещивание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

7модуль: Эволюция. – 4 ч.

Эволюционное учение Ч. Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.

8 модуль: Тестирование учащихся по пройденным темам курса — 3 ч.

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам.

                                                    11 класс

9 модуль: Повторение пройденного материала за 10 класс — 3 ч.

Повторение теоретического материала 10 класса. Решение типовых заданий ЕГЭ.

10 модуль: Экология и учение о биосфере. - 2ч.

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.

11 модуль: Многообразие живых организмов. – 3 ч.

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.

12 модуль: Царство растения.  4 ч.

Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные и класса Двудольные растения.

13 модуль: Царство животные. – 10 ч.

Подцарство Простейшие(Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви, тип Моллюски, тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Тип Хордовые, класс Ланцетники, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Подклассы Первозвери, Сумчатые, Плацентарные.

14 модуль: Человек и его здоровье. – 8 ч.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.

15 модуль: Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет — 4 ч.

Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет, ориентированность на задания части С.

                               Календарно- тематическое планирование

N

Название темы

Кол-во часов

Домашнее задание

1

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

3 ч

Выявление уровня знаний учащихся, сдающих ЕГЭ. Пробное тестирование.

1 ч

конспект

Предмет и методы биологии, свойства живой материи Уровни организации живой материи

1 ч

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты

2

Химический состав живых организмов

5 ч

Элементный и молекулярный состав. Вода, минеральные соли

1 ч

конспект

Углеводы и липиды: строение и функции

1 ч

конспект

Белки, их строение и функции

1 ч

конспект

Нуклеиновые кислоты, их строение

1 ч

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 1)

1 ч

тесты

3

Строение клетки

3 ч

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма , ядро. Основные различия клеток прокариот и эукариот.

1 ч

конспект

Строение клетки:  одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки

1 ч

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ.

1 ч

тесты

4

Обмен веществ и превращение энергии.

5 ч

Типы питания живых организмов. Фотосинтез, хемосинтез

1 ч

конспект

Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен)

конспект

Биосинтез белка. АТФ и её роль в метаболизме.

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 1)

тесты

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 2)

тесты

5

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5 ч

Воспроизведение клеток: митоз, мейоз

конспект

Размножение организмов.

конспект

Индивидуальное развитие организмов.

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 1)

тесты

Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть 2)

тесты

6

Генетика и селекция. 

7 ч

Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя.

конспект

Дигибридное и моногибридное скрещивание.

конспект

Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Решение задач на генетику пола

конспект

Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

конспект

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание

тесты

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 1)

тесты

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 2)

тесты

7

Эволюция.

4 ч

Эволюционное учение Ч. Дарвина

1 ч

конспект

Развитие органического мира.  Происхождение человека.

1 ч

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 1)

1 ч

тесты

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 2)

тесты

8

Тестирование учащихся по пройденным темам курса

3 ч

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть 1)

1 ч

тесты

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть 2)

2 ч

тесты

ИТОГО

35 ч

9

Повторение пройденного материала за 10 класс

3 ч

Повторение теоретического материала 10 класса.

2 ч

конспекты

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты

10

Экология и учение о биосфере

2 ч

Экологические системы. Понятие о биосфере. Экологические факторы. Популяции.

1 ч

конспекты

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты

11

Многообразие живых организмов

3 ч

Вирусы. Бактерии

1 ч

конспект

Грибы. Лишайники

1 ч

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты

12

 Царство растения

4 ч

Подцарство низшие растения, водоросли

1 ч

конспект

Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения

1 ч

конспект

Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения.

1 ч

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты

13

Царство животные

10 ч

Подцарство Простейшие(Одноклеточные)

1 ч

конспект

Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные

1 ч

конспект

Тип Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви

1 ч

конспект

Тип Моллюски

1 ч

конспект

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные,  Паукообразные, Насекомые.

1 ч

конспект

Тип Хордовые, класс Ланцетники.  Класс  Рыбы

1 ч

конспект

Класс  Земноводные

1 ч

конспект

Класс Пресмыкающиеся

1 ч

конспект

Класс Млекопитающие

1 ч

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты

14

Человек и его здоровье.

8 ч

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Железы внутренней и внешней секреции

1 ч

конспект

Опорно-двигательная система

1 ч

конспект

Пищеварительная система и обмен веществ.

1 ч

конспект

Дыхательная и выделительная система. Кожа и её производные

1 ч

конспект

Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях.

конспект

Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы

1 ч

конспект

Размножение и развитие человека.

1 ч

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты

15

 Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет

4 ч

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 1)

2 ч

тесты

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть 2)

2 ч

тесты

ИТОГО

34 ч+1 резерв

                                              Литература:

  1. Беляев Д.К., .Бородин П.М. ,Воронцов Н.Н. и др.;под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. Биология академик мәктәп дәреслеге      10-11класс М.: Просвещение, Татарчага тәрҗемә. Татарстан китап нәшр. 2013
  2. О.Л.Ващенко Биология.10 класс:поурочные планы по учебнику  В.Б.Захарова,С.Г.Мамонтова,Н.И.Сонина-и др. Профильный уровень Волгоград:Учитель, 2009.
  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.,Захарова Е.Т. Общая биология: профильный уровень: учебник для 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа,  2012
  4. В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский, Общая биология – 10-11 классы, М.,Просвещение 2004
  5. Пасечник В.В.   Биология: Бактерии, грибы, растения: учебник для 6  класса общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник.   - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009 . Татарчага тәрҗемә. “ Мәгариф “ нәшрияты- 2009.-304 б.
  6. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология Человек  8 класс Москва.: Дрофа, 2009.
  7. Латюшин В.В.,.Шапкин В.А. Биология: животные: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009.

            7. А.Кириленко, Сборник задач по генетике, Ростов-на-Дону. Легион 2009.    

            8 .Г.И.Лернер Общая биология.Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы Москва Изд.Эксмо, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дорожная карта по подготовке к ОГЭ по русскому языку

план работы на 2016-2017 ученый год с по подготовке к экзамену в формате ОГЭ...

дорожная карта по подготовке к ОГЭ по биологии

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по биологии...

Дорожная карта для подготовки обучающихся 7 класса к ВПР по английскому языку.

Дорожная карта для подготовки обучающихся 7 класса к ВПР по английскому языку....

Дорожная карта для подготовки обучающихся 11 класса к ВПР по английскому языку.

Дорожная карта для подготовки обучающихся 11 класса к ВПР по английскому языку....

Дорожная карта по подготовке к ОГЭ по математике

Дорожная карта  по подготовке к ГИА учащихся 9 составлена, исходя из Методических рекомендаций ФИПИ. Подготовлена на основе анализа типичных ошибок участников экзамена прошлых лет по математике д...