Экологическая игра для 5-6 классов "Робинзонада"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Вересова Татьяна Николаевна

В игровой форме ребята обучаются правилам поведения в лесу, закрепляют знания о съедобных грибах и ягодах, лекарственных растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry_robinzonada.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

    Экологическая игра «Робинзонада» для учащихся 5 -6 классов.

Цель: продолжить формирование экологических знаний обучающихся, расширить знания  о пользе и ценности лесных растений,  формировать у школьников правила поведения в лесу, воспитывать бережное отношение и любовь к  природе.

Оборудование: презентация по материалам сценария, учебный кинофильм «Тайны заветных трав», таблички с названиями лекарственных трав, магниты и магнитные доски,  декорации к пантомиме, спортинвентарь для спортивной эстафеты.

Ведущий 1.

Вот уже около 300 лет живёт на свете, любимый для многих поколений ребят, герой книги Даниэля Дефо Робинзон Крузо. Судьба сыграла с ним злую шутку,  выбросив одного на необитаемом острове, где он прожил долгих 28 лет. Этот мужественный, изобретательный человек, нашёл в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах. Он выжил…

А помогли ему знания, трудолюбие, физическая подготовка, надежда. Имя Робинзона Крузо стало нарицательным. Так называют людей, оказавшихся с природой один на один. Во все времена находились смельчаки, стремившиеся проверить себя в самых сложных испытаниях. Кто знает, что ждёт нас впереди? Основные правила выживания должны быть известны всем! Итак, мы начинаем.

  1. Пантомима «Отряд заблудился в лесу».

Ведущий 2.     Ребята, внимательно посмотрите пантомиму и расскажите, какие события произошли с отрядом Робинзонов в лесу. Засчитываются все правильные ответы, которые вы не только назвали, но и записали  на листе.

Под музыку через весь зал бодро шагает отряд Робинзонов. Они собрались в поход и экипированы соответственно. Отряд поднимается на сцену. Характер музыки меняется. Отряд заблудился. Робинзоны пытаются ориентироваться по пням, веткам, мхам на деревьях. Один из  них вспоминает, что у него есть компас и карта. Все радостно начинают собираться вокруг карты, неумело ее крутят, рассматривают компас и дружно показывают в разные стороны!

Очень хочется кушать! Один из Робинзонов достаёт из кармана печенье и отправляет его в рот, другой находит грибы  и пробует их - не съедобные, кто-то находит листья и ягоды и начинает их жевать - очень горько!

Двое Робинзонов пытаются развести костёр под кронами деревьев - их останавливают. В довершение всех бед один из Робинзонов повреждает ногу; ему пытаются помочь, прикладывая к ране первое попавшееся растение, от чего страдания больного еще больше усиливаются. Спасают Робинзонов люди, которые указывают им дорогу. Под бодрую музыку ребята спускаются в зал и хором произносят: «Ура! Наконец-то мы вышли к людям!»

Ведущий раздаёт командам листы для записей, объявляет время для совещания – 2 минуты, после чего по одному члену команды дают свои ответы. Жюри присуждает за каждый элемент пантомимы по 1 баллу.

Элементы ответов: 1. заблудились, 2. пытаются ориентироваться по пням, 3. -веткам, 5. –мхам, 6. – компасу и карте, 7. хочется кушать, но грибы несъедобные, 8. ягоды – горькие,  9. костёр под деревьями разжигать нельзя, 10. не знают лекарственных растений, к ране приложили не то растение.

  1. Лесные тайны.

Звучит стихотворение Р. Рождественского «Лес».

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным у срубленного пня.

Зальётся пеночка короткой, чёткой трелью,

И ветер прошумит в сухой истоме дня.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести и всё в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком.

Берёт он для себя от щедрости твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жильё, и мачты кораблей.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

Ведущий 1.

Некоторые тайны леса вам откроют наши эксперты.

Эксперт 1. Ребята, а вы знаете,  как можно испечь хлеб в лесу? Нет? Это совсем несложно.

У топкого берега озера видна стройная заросль растений с черными, бархатными шишками и длинными, линейными, как у злаков, листьями.

Часто это растение называют камышом, правильное его название - рогоз  и относится оно к семейству рогозовых. Черный початок - это соцветие пестичных цветков. Семян образуется великое множество, все они с пушинками, и поэтому ветер их переносит из одного водоема в другой. Поплавав два-три дня, семена тонут и на следующий год прорастают.

Растение это очень полезное! Стебли и листья можно использовать на корм скоту, из них плетут циновки и корзины, покрывают в деревнях крыши сараев. Но самое ценное у рогоза - корневище. В нем содержится сахар, крахмал, белок. Из него можно приготовить муку. Для этого корневище разрезают на кусочки  длиной примерно в 1 см и высушивают над огнем до тех пор, пока они не будут разламываться с сухим треском. Затем их измельчают. Из муки, приготовленной таким способом, в Астрахани еще в прошлом веке пекли хлебцы, бисквиты и пряники!

А еще можно приготовить муку и испечь хлеб из корневищ тростника. Растет он вместе с рогозом по берегам рек, болот и озер. Тростник такой же высокий, как и рогоз, но стебель его - соломина, листья тонкие и длинные, сине-зеленого цвета, на верху стебля густая метелка  темно-фиолетовых колосков. Над озером часто бывает ветер, но стебель тростника не ломается. Это потому, что листья растений поворачиваются ребром к ветру, а гибкая соломина не ломается, а гнётся.

Корневища тростника опутывают влажную почву. Они нежны и сладки, раньше их ели сырыми, варенными и печеными. В них содержится до 50% сахара. И немудрено. Ведь наш тростник - родственник знаменитого сахарного тростника!

Можно приготовить муку и испечь хлеб и из корневищ сусака.

      Эксперт 2. А я расскажу вам, как приготовить настоящий лесной чай!

Вам приходилось видеть лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня до сентября иван-чай (кипрей). Растения высокие, больше метра.

Цветки собраны в заостренную кверху кисть. Раскрываются они от 6 до 7 ч утра.

Очень полезное это растение. Корневища сладкие, их едят сырыми и вареными Можно их высушить и приготовить муку. Молодые листья кладут в салаты, а из  высушенных заваривают вкусный лесной чай. Растения являются прекрасными медоносами и их охотно посещают пчелы.

Лесной чай можно приготовить  также из листьев земляники, малины, черники, брусники. Правда, есть одна хитрость. Если бросить  в котелок горсть сухих листьев, то чай получается невкусный: напиток пахнет веником. Для получения настоящего чай листья земляники и других лесных растений следует обработать. Сначала листья рассыпают тонким слоем в тени и оставляют на день. Затем подвяленные листья скручивают между ладонями до тех пор, пока не появится сок. После этого скрученные листья накрывают мокрой чистой марлей и выдерживают 10 часов при температуре 26  С (можно на солнце). Завершают обработку листьев сушкой в хорошо протопленной печи. Заварка готова! А к такому чайку не помешало бы и душистое лесное варенье! Только очень я сомневаюсь, хорошо ли вы знаете, какие ягоды съедобны, а какие ядовиты? Это мы сейчас проверим. На выданных вам листах запишите названия ягодных растений, которые увидите в презентации,  в два столбика. Жюри оценивает правильные ответы.

1.шиповник коричный

2.калина

3.крушина ломкая

4.боярышник

5.черника

6.брусника

7.вороний глаз

8.ландыш майский

9.ежевика

10. земляника

11.волчье лыко

12. воронец колосистый

Эксперт 1. Да, жаль, что ребята не все растения знают. Вот, например, не назвали…(перечисляет и показывает эти растения). Может грибы, вы – ребята, знаете лучше?

Также в два столбика запишите на листах съедобные и ядовитые грибы (показ слайдов).

1.подберёзовик

2.бледная поганка

3.опята

4.ложные опята

5.лисичка

6.ложная лисичка

7.белый гриб

8.свинух

9.сатанинский гриб

10.сыроежка

11.подосиновик

12.мухомор

Подведение итогов.

3.Лесные целители.

Ведущий 2. Издавна лес называли люди «зелёной аптекой». Оглянись вокруг – повсюду лекарства. Чудодейственные силы растений помогут и человеку и животным.

Вашему вниманию мы предлагаем кинофрагмент «Тайны заветных трав».

После просмотра ведущий предлагает членам команд по очереди выходить и крепить к стенду таблички с названиями лекарственных растений, которые встречались в кинофрагменте. Хитрость состоит в том, что на табличках есть надписи растений, не встречавшихся в фильме. Это задание на внимательность, хотя необходимо сказать учащимся,  что все растения обладают целебными свойствами. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

1.крапива двудомная

2. ятрышник

3.венерин башмачок

4. адонис весенний

5. ландыш майский

6. подорожник

7. коровяк (медвежье ухо)

8. зверобой продырявленный

9. чистотел

10. ромашка аптечная

11. мать-и-мачеха

12. одуванчик

13. хвощ полевой

14. иван-чай

15. пастушья сумка

Растения, не встречавшиеся в кинофрагменте (лопух большой, лапчатка прямостоячая, валериана, кувшинка белая, полынь горькая).

Ведущий 1.А знаете ли вы, где найти в лесу вату? За ней надо пойти на болото, где растёт в изобилии мох сфагнум. Во время войны он не раз выручал партизан и бойцов, попавших в окружение. Листья сфагнума обладают удивительным свойством – они могут впитывать жидкость в 24 раза больше собственного веса. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату, и йод, так как содержит в своих клетках вещество сфагнол, способное убивать бактерии гниения.

4.У костра.

Ведущий 1. Настоящим туристам необходимо знать ещё одну хитрость.

Встречается в лесу на влажной земле маленькая травка с овальными листочками, влажными на ощупь даже в сухую погоду. Это звездчатка средняя, или, как её ещё называют, мокрица. Маленькие белые цветочки имеют вид изящных звёздочек. После дождя мокрица становится , как хрустальная: волоски на стеблях удерживают воду, капельки блестят на солнце и всё растение кажется сделанным из стекла. По этим цветочкам можно предсказать погоду. Запомните: если до 7 часов утра венчик не раскроется, днём будет дождь. А это значит – ставь турист палатку или готовься разводить костёр.

Представителям от каждой команды предлагается разложить из брёвнышек и веток костёр и по очереди называть правила разведения костра в лесу. Жюри оценивает правильность ответов и качество сборки костра.

Элементы ответов: 1. место для костра должно быть в 2-3 метрах от деревьев.

2.снять дёрн.   3.использовать сухие ветви и т.д.     4.должен быть доступ воздуха, поэтому существуют разные способы укладки брёвен     5.уходя, залить кострище.    6.на место костра уложить дёрн.

Возможны и другие варианты ответов.

       5.Спортивно – туристическая эстафета.

Ведущий 1. Лесным Робинзонам в походе надо уметь преодолевать по кочкам топкое болото, пролезать через лесные завалы, проникать в пещеры, влезать на деревья. Как подготовились ребята к походу, покажут соревнования. Судить соревнования будут лучшие спортсмены школы.

Участвуют все члены команды.

На каждом этапе эстафеты – старшеклассники (подстраховывают, следят за выполнением).

Главный судья отмечает по секундомеру время прохождения эстафеты. Разница во времени – количество очков, которое жюри добавит к набранным баллам.

         6. Заключительное слово жюри.  Церемония награждения. Финальная музыка.

Пантомима «Отряд Робинзонов в лесу». Основные события.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

                             Ягодные растения.

съедобные

ядовитые

                                             Грибы.

съедобные

ядовитые

                                 Материалы для жюри.

  1. Пантомима «Отряд заблудился в лесу».

Элементы ответов: 1. заблудились, 2. пытаются ориентироваться по пням, 3. -веткам,  5. –мхам, 6. – компасу и карте, 7. хочется кушать, но грибы несъедобные, 8. ягоды – горькие,  9. костёр под деревьями разжигать нельзя, 10. не знают лекарственных растений, к ране приложили не то растение.

  1. Лесные тайны.

                               Ягодные растения.

1.шиповник коричный                     2.калина

3.крушина ломкая                         4.боярышник

5.черника                                          6.брусника

7.вороний глаз                                8.ландыш майский

9.ежевика                                          10. земляника

11.волчье лыко                               12. воронец колосистый

                            Грибы.

1.подберёзовик                                2.бледная поганка

3.опята                                              4.ложные опята

5.лисичка                                          6.ложная лисичка

7.белый гриб                                    8.свинух

9.сатанинский гриб                       10.сыроежка

11.подосиновик                                12.мухомор

  1. Лесные целители.

1.крапива двудомная

2. ятрышник

3.венерин башмачок

4. адонис весенний

5. ландыш майский

6. подорожник

7. коровяк (медвежье ухо)

8. зверобой продырявленный

9. чистотел

10. ромашка аптечная

11. мать-и-мачеха

12. одуванчик

13. хвощ полевой

14. иван-чай

15. пастушья сумка

Растения, не встречавшиеся в кинофрагменте (лопух большой, лапчатка прямостоячая, валериана, кувшинка белая, полынь горькая).

  1. У костра.

Элементы ответов: 1. место для костра должно быть в 2-3 метрах от деревьев.

2.снять дёрн.   3.использовать сухие ветви и т.д.     4.должен быть доступ воздуха, поэтому существуют разные способы укладки брёвен     5.уходя, залить кострище.    6.на место костра уложить дёрн.

Возможны и другие варианты ответов.

  1. Спортивно – туристическая эстафета.

Главный судья отмечает по секундомеру время прохождения эстафеты. Разница во времени – количество очков, которое жюри добавит к набранным баллам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "День воды"

Экологическая игра для 5-6 классов...

Экологическая игра

Экологическая игра на тему: "Познавая природу, познаешь себя". Цели:-        воспитать в детях чувство любви к родной природе;-        развить желание детей больше узнать о животных и растениях, о сре...

Экологическая игра, посвященная Международному дню птиц

 Экологическая игра, посвящённая Международному дню птицЦели:Экологическое воспитание;Прививать любовь к родной природе...

"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"

•    Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...

Экологическая игра "Мы природой дорожим".

  Проблемы экологии очень актуальны на сегодняшний день.    Экологическая игра "Мы природой дорожим" предназначена для учащихся пятых классов и способствует повышению уровня...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Театрализованная игра....

Экологическая игра "Своя игра"

Материал используется при проведении экологических недель для ребят 8-9 классов....