Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Хасанова Наталья Владимировна

Рабочая программа разработана на основе авторской:Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_7_biologiya_2016.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
  • Основная образовательная программа основного общего образования ОУ «Харламовская школа»;
  • Устав ОУ «Харламовская школа».
  • Авторская программа Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Цели: - базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность;

- обеспечить преемственность развития знаний в области основных биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

УМК Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где приобретают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся  с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014. на 70 часов.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты обучения:

- понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические знания на практике;

- осознавать значения обучения для повседневной жизни.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

-осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта;

- классифицировать объекты;

- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов;

- различать родовое и видовое понятия;

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- эволюционный путь развития животного мира;

- историю изучения животных

- структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

Учащиеся должны уметь:

- определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных;

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведение 2 ч. История развития зоологии. Современная зоология.

Раздел 1 Простейшие 2 ч. Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. Простейшие: жгутиконосцы, инфузории.

Раздел 2. Многоклеточные животные 32 ч. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки.

Лабораторная работа №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.  Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры. Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

 Лабораторная работа №2 Многообразие ракообразных.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Лабораторная работа №3 Многообразие насекомых

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. Отряд насекомых: Перепончатокрылые.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные» Контрольная работа №1

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные,или Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные.

Лабораторная работа №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Класс земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Безхвостые. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы. Класс Птицы. Отряд Пингвины

Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения птиц. Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусееобразные. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. Экскурсия. Изучение многообразия птиц. Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. Отряд млекопитающие: Приматы.

Контрольно-обобщающий урок по теме: Многоклеточные животные. Контрольная работа №2

Раздел 3 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных 12 ч.

 Покровы тела Лабораторная работа №6 Изучение особенностей различных покровов тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения, продления рода. Обобщающий урок по теме: Эволюция строения и функций органов и их систем

Контрольная работа №3

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных 3 ч. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных Лабораторная работа №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Раздел 5 Развитие и закономерности размещения животных на Земле 3 ч. Доказательства эволюции животных. Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Раздел 6. Биоценозы 4 ч. Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Экскурсия Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Раздел 7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов) Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира. Экскурсия. Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Резерв времени 5 ч. Контрольная работа №4 по темам: Индивидуальное развитие животных  Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение по теме: Индивидуальное развитие животных. Обобщение по теме: Развитие животного мира на земле. Обобщение по теме: Биоценозы. Обобщение по теме: Законы об охране животного мира.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 по биологии  7 класс 2016-2017 уч.год

УМК: Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014. на 

Учебник. Биология. Животные 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин- 13-е издание, стереотип-М: Дрофа,2012

         

урока

Дата

Тема урока

Вид учебной деятельности

Планируемые результаты

Форма контроля

Д/з

Личностные

Метапредметные

Предметные

По плану

По факту

Ведение 2 ч.

1

История развития зоологии

Определяют понятия "систематика", "зоология", "систематические категории. Описывают и сравнивают царства органического мира.

осознавать значения обучения для повседневной жизни

определять отношения объекта с другими объектами;

историю изучения животных

фронтальная

П.1  стр.4-8

2

Современная зоология

Определяют понятия "красная книга", "этология", "зоогеография", "энтомология", "ихтиология", "орнитология","эволюция животных". Составляют схему "Структура науки зоологии"

осознавать значения обучения для повседневной жизни

определять отношения объекта с другими объектами;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.2  стр.8-12

Раздел 1 Простейшие 2 ч.

3

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

Определяют понятия "простейшие","корненожки", "радиолярии", "солнечники", "споровики", "циста", "раковина". сравнивают простейших с растениями

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

определять существенные признаки объекта;

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

фронтальная

П.3  стр.12-16

4

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории

Определяют понятия "инфузории", "колония", "жгутиконосцы". Систематизируют знания при заполнении таблицы.

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

определять существенные признаки объекта;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете

фронтальная

П.4 стр.17-21

Раздел 2. Многоклеточные животные 32 ч.

5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Определяют понятия: "ткань", "рефлекс", "губки", "скелетные иглы", "клетки", "специализация".  Систематизируют знания при заполнении таблицы.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

классифицировать объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.5  стр.22-25

6

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Определяют понятия: "двуслойное животное","кишечная полость", "радиальная симметрия", "щупальца", "эктодерма", "энтодерма", "стрекательные клетки". Дают характеристику типа Кишечнополостные.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.6  стр.25-31

7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

Определяют понятия:  "орган", "система органов",  "трехслойное животное", "двусторонняя симметрия", "паразитизм", "гермафродит". Знакомится с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять отношения объекта с другими объектами;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.7-8  стр.31-37

8

Тип Круглые черви

Определяют понятия:  первичная полость тела, пищеварительная система, выделительная система, половая система, мускулатура, анальное отверстие, разнополость.

осознавать значения обучения для повседневной жизни

определять существенные признаки объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.7-8  стр.31-37

9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты

Определяют понятия:  вторичная полость тела, параподия, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка, забота о потомстве. Систематизируют кольчатых червей.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.7-8  стр.31-37

10

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки.

Лабораторная работа №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей

Определяют понятия:  диапауза, защитная капсула, гирудин, анабиоз. Проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчет.

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

индивидуальная

П.9  стр.37-41

11

Тип Моллюски

Определяют понятия:  раковина, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, терка, пищеварительная железа, слюнные железы, глаза, почки, дифференциация тела

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

историю изучения животных

фронтальная

П.11  стр.45-48

12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Определяют понятия:  брюхоногие, двустворчатые, головоногие, реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг. Выявляют различия между представителями различных классов

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.12 стр.49-51

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры.

Определяют понятия:  водно-сосудистая система, известковый скелет,Сравнивают между собой представителей различных классов иглокожих

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.13  стр.52-56

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа №2 Многообразие ракообразных

Определяют понятия:  наружный скелет, хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, развитие без превращения, паутинные бородавки, паутина, легочные мешочки, трахеи, жаберный тип дыхания, легочный тип дыхания, трахейный тип дыхания, партеногенез.

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

индивидуальная

П.14  стр.56-58

15

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Лабораторная работа №3 Многообразие насекомых

Определяют понятия:  инстинкт, поведение, прямое развитие, непрямое развитие. Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчет.

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

индивидуальная

П.15  стр.63-66

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

Работают с текстом параграфа. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

классифицировать объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.16 стр.66-70

17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

Определяют понятия:  развитие с превращением. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни.

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.17 стр.70-77

18

Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Определяют понятия:  чешуекрылые, гусеница, равнокрылые, двукрылые, блохи. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете

фронтальная

П.18 стр.77-85

19

Отряд насекомых: Перепончатокрылые

Определяют понятия:  общественные животные, сверхпаразит, перепончатокрылые, наездники, матка, трутни, рабочие пчелы, мед, прополис, воск, соты. Иллюстрируют значение перпончатокрылых в жизни человека примерами.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете

фронтальная

П.19 стр.85-92

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные» Контрольная работа №1

Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни. Выполняют контрольную работу

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

 под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов;

эволюционный путь развития животного мира;

индивидуальная

Повторить п.5-19 подготовка к к.р

21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные,или Позвоночные.

Определяют понятия:  хорда, череп, позвоночник, позвонок, Составляют таблицу»Общая характеристика типа хордовых»

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

классифицировать объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.20  стр.92-97

22

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб

Определяют понятия:  чешуя, плавательный пузырь, боковая линия, хрящевой скелет, костный скелет, двухкамерное сердце. Выполняют непосредственное наблюдение за рыбами. Оформляют отчет

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

индивидуальная

П.21  стр.97-103

23

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Выявляют черты сходства и различия

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.22  стр.103-107

24

Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

Определяют понятия: нерест, проходные рыбы. Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.23  стр.107-115

25

Класс земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Безхвостые.

Определяют понятия: головастик, легкие. Выявляют различия в строении рыб и земноводных.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.24  стр.115-122

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

Определяют понятия: внутреннее оплодотворение, диафрагма, кора больших полушарий. Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.25  стр.122-129

27

Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы.

Определяют понятия: панцирь. Сравнивают изучаемые группы животных между собой

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.26  стр.129-134

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины

Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения птиц

Определяют понятия: теплокровность, гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация, двойное дыхание, воздушные мешки. Проводят наблюдения за внешним строением птиц.

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

индивидуальная

П.27  стр.134-140

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусееобразные

Определяют понятия: роговые пластинки, копчиковая железа. Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведения.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.28  стр.140-145

30

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные

Определяют понятия: хищные птицы, растительноядные птицы, оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы. Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять отношения объекта с другими объектами;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.29  стр.145-151

31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

Определяют понятия: насекомоядные птицы, зерноядные птицы, всеядные птицы. Работают с учебником и дополнительной литературой.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.29  стр.145-151

32

Экскурсия. Изучение многообразия птиц.

Определяют понятия: приспособленность. Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Проводят наблюдения и оформляют отчет

знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов;

историю изучения животных

групповая

П.30 151-157

33

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Определяют понятия: первозвери или яйцекладущие, настоящие звери, живорождение, матка. Сравнивают изучаемые классы животных  между собой.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.31  стр.157-164

34

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Определяют понятия: резцы. Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.32  стр.164-170

35

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Определяют понятия: миграция,  цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы. Составляют схемы «Отряд Китообразные», «Особенности строения и образа жизни хищных»

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.33 стр.170-178

36

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

Определяют понятия: копыта, рога, сложный желудок, жвачка. Составляют таблицу «Семейство  Лошади»

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.34 стр.178-184

37

Отряд млекопитающие: Приматы

Определяют понятия: приматы, человекообразные обезьяны. Обсуждают видеофильм о приматах и сравнивают их поведение с поведением человека.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять отношения объекта с другими объектами;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.35 стр.184-189

38

Контрольно-обобщающий урок по теме: Многоклеточные животные. Контрольная работа №2

Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни.

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете

индивидуальная

Повторить п.20-35

Раздел 3 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных 12 ч.

39

Покровы тела

Лабораторная работа №6 Изучение особенностей различных покровов тела

Определяют понятия: покровы тела, плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа. Описывают строение и значение покровов у одноклеточных и многоклеточных животных

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

индивидуальная

П.36  стр.190-193

40

Опорно-двигательная система животных

Определяют понятия: опорно-двигательная система, наружный скелет, внутренний скелет, осевой скелет, позвоночник, позвонок, скелет конечностей, пояса конечностей, кость, хрящ, сухожилия, сустав.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П. 37 стр.193-199

41

Способы передвижения и полости тела животных

Определяют понятия: амебоидное движение, движение за счет биения ресничек или жгутиков,  движение с помощью мышц, полость тела животных, первичная полость тела, вторичная полость тела, смешанная полость тела.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П. 38 стр.199-204

42

Органы дыхания и газообмен

Определяют понятия: органы дыхания, диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.39  стр.204-209

43

Органы пищеварения

Определяют понятия: питание, пищеварение, травоядные животные, хищные животные, всеядные животные, паразиты, наружное пищеварение, внутреннее пищеварение.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.40  стр.209-215

44

Обмен веществ и превращение энергии

Определяют понятия: обмен веществ, превращение энергии, ферменты. Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.40  стр.209-215

45

Кровеносная система. Кровь

Определяют понятия: сердце, капилляры, вены, артерии, кровеносная система, органы кровеносной системы, круги кровообращения, замкнутая кровеносная система, незамкнутая кровеносная система, артериальная кровь, плазма, венозная кровь, форменные элементы крови, фагоцитоз, функции крови.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.41  стр.215-220

46

Органы выделения

Определяют понятия: выделительная система, канальцы, почка, мочеточник, мочевой пузырь, моча, клоака.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории

фронтальная

П.42  стр.220-224

47

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Определяют понятия: раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, спинной мозг, большие полушария, врожденный рефлекс, приобретенный рефлекс

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.43  стр.224-230

48

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Определяют понятия: эволюция органов чувств животных, глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение, нервная регуляция, жидкостная регуляция

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.44  стр.230-236

49

Продление рода. Органы размножения, продления рода

Определяют понятия: воспроизводство как основное свойство жизни, органы размножения, бесполое размножение, половое размножение, половая система, половые органы, гермафродитизм, раздельнополость, яичники, яйцеводы, матка, семенники, семяпроводы, плацента

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.45  стр.236-239

50

Обобщающий урок по теме: Эволюция строения и функций органов и их систем

Контрольная работа №3

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выполняют контрольную работу

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете

индивидуальная

Повторить п.36-45

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных 3 ч

51

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Определяют понятия: деление надвое, множественное деление, бесполое размножение, половое размножение, почкование, живорождение, внешнее оплодотворение, внутреннее оплодотворение.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять существенные признаки объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.46  стр.239-242

52

Развитие животных с превращением и без превращения

Определяют понятия: индивидуальное развитие, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, развитие без превращения, метаморфоз.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.47  стр.242-247

53

Периодизация и продолжительность жизни животных Лабораторная работа №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Определяют понятия: половое созревание, онтогенез, периодизация онтогенеза, эмбриональный период, период формирования и роста организма, период половой зрелости,  старость.

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете

индивидуальная

П.48 стр.247-249

Раздел 5 Развитие и закономерности размещения животных на Земле 3 ч

54

Доказательства эволюции животных

Определяют понятия: филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизм.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

осуществлять описание изучаемого объекта;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.49  стр.240-256

55

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Определяют понятия: наследственность, определенная изменчивость, неопределенная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

определять отношения объекта с другими объектами;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.50  стр.256-259

56

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Определяют понятия: Усложнение строения  и многообразие видов как результат эволюции, видообразование, дивергенция, разновидность.

понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию

классифицировать объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

П.51  стр.259-262

Раздел 6. Биоценозы 4 ч.

57

Естественные и искусственные биоценозы

Определяют понятия: биоценоз, естественный биоценоз, искусственный биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты, устойчивость биоценоза

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.53  стр.268-272

58

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Определяют понятия: среда обитания, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.54 стр.272-275

59

Цепи питания. Поток энергии

Определяют понятия: цепи питания, пищевая пирамида, энергетическая пирамида, продуктивность, экологическая группа, пищевые, или трофические связи.

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

фронтальная

П.55  стр.275-278

60

Экскурсия Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособленность к совместному существованию

знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе;

 под руководством учителя оформлять отчет

структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

групповая

П.56  стр.278-284

Раздел 7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов)

61

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

Определяют понятия: промысел, промысловые животные.

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете

фронтальная

П.57  стр.284-286

62

Одомашнивание животных

Определяют понятия: одомашнивание, отбор, селекция, разведение.

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

объяснять значения зоологических знаний  для разведения редких и охраняемых животных

фронтальная

П.58  стр.286-290

63

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Определяют понятия: мониторинг, биосферный заповедник.

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

объяснять значения зоологических знаний  для разведения редких и охраняемых животных

фронтальная

П. 59 стр.290-292

64

Охрана и рациональное использование животного мира

Определяют понятия: заповедники, заказники, памятники природы, акклиматизация

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

объяснять значения зоологических знаний  для разведения редких и охраняемых животных

фронтальная

П. 59 стр.290-292

65

Экскурсия. Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных

Выявляют наиболее существенные признаки породы. Выясняют условия выращивания

знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе;

 под руководством учителя оформлять отчет

объяснять значения зоологических знаний  для разведения редких и охраняемых животных

групповая

Повторить п.57-59

Резерв времени 5 ч.

66

Контрольная работа №4 по темам: Индивидуальное развитие животных  Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Определяют понятия: индивидуальное развитие, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, развитие без превращения, метаморфоз. Выполняют контрольную работу

уметь реализовывать теоретические знания на практике;

анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете

индивидуальная

Повторить п.46-59

67

Обобщение по теме: Индивидуальное развитие животных.

Определяют понятия: индивидуальное развитие, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, развитие без превращения, метаморфоз.

осознавать значения обучения для повседневной жизни

классифицировать объекты;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

Повторить п.46-47

68

Обобщение по теме: Развитие животного мира на земле.

Определяют понятия: филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизм.

осознавать значения обучения для повседневной жизни

определять существенные признаки объекта;

историю изучения животных

фронтальная

Повторить п.49-51

69

Обобщение по теме: Биоценозы.

Определяют понятия: биоценоз, естественный биоценоз, искусственный биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты, устойчивость биоценоза

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

эволюционный путь развития животного мира;

фронтальная

Повторить п.53-56

70

Обобщение по теме: Законы об охране животного мира.

Определяют понятия: заповедники, заказники, памятники природы, акклиматизация

понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

определять отношения объекта с другими объектами;

историю изучения животных

фронтальная

Повторить п.59

7.  ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

- Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.

- Учебник. Биология. Животные 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин- 13-е издание, стереотип-М: Дрофа,2012

- Тетрадь. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные 7 класс/В.В.Латюшин, Е.А. Лемехова.- 4-е издание, стереотип-М: Дрофа,2014

- http://code.directadvert.ru/show.cgi?adp=158391&nnn=158391&t=0.6597781924065202

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты обучения:

- воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;

- знание и соблюдение учащимися правил поведения на природе;

- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

Умение реализовывать теоретические знания на практике;

- осознание значения обучения для повседневной жизни.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

-осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта;

- классифицировать объекты;

- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов;

- различать родовое и видовое понятия;

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

-видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений

- основные процессы жизнедеятельности растений;

- основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

- растительные сообщества и их типы;

Учащиеся должны уметь:

- различать и описывать органы цветковых растений;

-объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

- делать морфологическую характеристику растений;

-объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

Промежуточная аттестация отражает динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач обучающихся. Промежуточная аттестация разделяется на текущую аттестацию, включающую в себя поурочное, потемное и почетвертное оценивание, и годовую аттестацию по результатам итоговых работ по предметам учебного плана за учебный год. Форма текущей аттестации определяется с учетом уровня обученности учащихся класса, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Формы аттестации: опрос, тестирование.   Промежуточная аттестация (годовая) осуществляется в ходе итоговых работ по предметам учебного плана, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Итоговая контрольная работа проводится в виде теста. Оценивание осуществляется по количеству набранных баллов. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

Оценка «5» выставляется при выполнении работы на 81-100%

Оценка «4» выставляется при выполнении работы на 61-80%

Оценка «3» выставляется при выполнении работы на 50-60%

Оценка «2» выставляется при выполнении работы менее чем на 50%

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

тема

Количество часов по авторской (примерной) программе

Количество часов по рабочей программе

Количество часов и способ корректировки

Курсы повышения квалификации (семинар и др.)___________(дата)____________________________________(тема)

______________________________________________________________(учреждение)___________(количество часов)

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

7 класс

дата

тема

20

 Контрольная работа №1 по теме: Многоклеточные животные

38

Контрольная работа №2 по теме: Многоклеточные животные. Класс Звери

50

  Контрольная работа №3 по теме: Эволюция строения и функций органов и их систем

66

Контрольная работа №4 по темам: Индивидуальное развитие животных  Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека

ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

7 класс

дата

тема

10

Лабораторная работа №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей

14

Лабораторная работа №2 Многообразие ракообразных

15

Лабораторная работа №3 Многообразие насекомых

22

Лабораторная работа №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб

28

Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения птиц

39

Лабораторная работа №6 Изучение особенностей различных покровов тела

53

Лабораторная работа №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...