Задания к урокам
материал по биологии (10 класс) по теме

Воробьева Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Задачи для домашнего решения на законы Менделя.

  1. Задача на дигибридное скрещивание (6 баллов – 2 оформление задачи, 1 балл – правильное оформление решетки Пиннета, по 1 баллу за ответ на каждый вопрос в ответе)

У овса ранняя спелость (В) и нормальная высота растений (Н) доминирует над поздней спелостью и гигантским ростом. Скрестили раннеспелые растения нормального роста с гигантским растением позднеспелого сорта. Исходные растения гомозиготны. Какой фенотип будет у растений первого поколения? Дайте количественную оценку фенотипов в % от дальнейшего скрещивания гибридов. Во сколько раз растений гигантов будет меньше, чем растений обычного роста?

  1. Задача на моногибридное скрещивание при не полном доминировании. (4 балла – 1 балл за оформление, по 1 баллу за ответ на каждый вопрос в ответе)

Арбузы бывают светлой и темной окраски кожуры. Гибридные формы имеют полосатую окраску. Какое потомство и в каком соотношении получится при скрещивании светлых и полосатых арбузов. Определите генотипы родительских форм арбузов.

  1. Задача на наследование групп крови. (3 балла – 1 балл за оформление, по 1 баллу за ответ на каждый вопрос в ответе)

У матери II  группа крови, а у отца – I. Решите задачу и объясните: могут ли дети унаследовать группу крови отца и в каком случае?

Критерии оценки домашней работы:

12-13 баллов – «5»

11- 9 баллов – «4»

8 – 6 баллов – «3»

Менее 6 баллов – «2»



Предварительный просмотр:

Задачи на дигибридное скрещивание.

  1. У человека свободная мочка уха (А) доминирует над несвободной, а подбородок с треугольной ямкой (В) – над гладким подбородком. У мужчины несвободная мочка уха и подбородок с треугольной ямкой, а у женщины – свободная мочка уха и гладкий подбородок. У них родился сын с несвободной мочкой и гладким подбородком. Какие варианты фенотипов и генотипов у детей возможны в этой семье? Какова вероятность рождения ребенка с треугольной ямкой на подбородке?
  2. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) над короткими. Скрестили двух гетерозигот по этим двум признакам. В потомстве все не полные гетерозиготы оказались не жизнеспособные. Получили 16 котят.  Какие фенотипы и генотипы у котят? Сколько котят будут с полосатыми хвостами и длинными усами?
  3. У дурмана красная окраска цветков (А) доминирует над белой, а шиповатые семенные коробочки (В) над гладкими. Скрестили гетерозиготные растения и получили 64 потомка. Сколько получится растений с красными шиповатыми цветками? Сколько типов гамет образует каждый родительский организм. Сколько разных генотипов получится при таком скрещивании.
  4. Каковы генотипы родителей и детей, если у светловолосой и голубоглазой матери и темноволосого и кареглазого отца в браке родилось 5 детей и все кареглазые и темноволосые. Какой закон наследования проявляется?



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

Свойства экосистем.

Цель: исследование основных процессов, совершающихся в биогеоценозах и влияющих на их устойчивость.

Ход работы:

1. Назовите биологические отношения между следующими организмами в лесу. Выберите из предложенных. Ответы внесите в таблицу.

Волк

Кровососущий комар

Заяц

Береза

Лисица

Полевка

Подберезовик

Жук-навозник

Круглый червь

Пчела

Цветковые растения

1. Паразитизм. 2. Хищничество. 3. Конкуренция. 4. Комменсализм. 5. Мутуализм . 6. Протокооперация.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

2. Назовите тип пищевых отношений (А - паразитизм, Б - фильтрация, В - хищничество,  Г - собирательство,  Д - пастьба), который соответствует следующим парам взаимодействующих организмов.

  1. дятел - короеды;
  2. лиса - заяц;
  3. человек - аскарида;
  4. медведь - лось;
  5. кузнечик - злак мятлик;
  6. вирус гриппа - человек;
  7. божья коровка - тля;
  1. медведь - личинки пчел;
  2. синий кит - планктон;
  3.  корова - тимофеевка;
  4. гриб-трутовик - береза;
  5. карп - мотыль;
  6. губка - простейшие;
  7. коала - эвкалипт;
  1. стрекоза - муха;
  2. моллюск беззубка - простейшие;
  3. тля - щавель;
  4. гусеница сибирского шелкопряда - пихта;
  5.  муравьед - термиты.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

3. Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов:  

1. Медведь. 2. Бык. 3. Дуб.  4. Белка. 5. Подосиновик. 6. Шиповник. 7. Скумбрия. 8. Жаба. 9. Ленточный червь. 10. Баобаб. 11. Капуста. 12. Пеницилл.  13. Гнилостные бактерии. 14. Вирус гриппа.

Продуценты

Редуценты

Консументы

4. Если организмы живут в сходных условиях и ведут близкий образ жизни, у них формируются сходные жизненные формы.

Из приведенного списка выберите пары организмов, имеющих сходные приспособления (сходная жизненная форма). Объясните в чем сходство этих приспособлений.

Акула, ласточка, волк, ясень, крот европейский, хмель, лещина, касатка, медведка, сумчатый волк, бузина, стриж, дуб, виноград.

Пара организмов

В чем сходные приспособления

5. ответьте на вопросы:

  1. Предположим, на Земле исчезли все организмы, кроме зеленых растений. Опишите дальнейшее развитие событий.
  2. Какие морфологические адаптации могут возникать у организмов в результате коэволюции, приведите примеры.



Предварительный просмотр:

Морские биогеоценозы.

Океаны и моря занимают почти 70% земной поверхности.

Площадь водных биогеоценозов

Первичная продукция

(продукция продуцентов)

Открытый океан

более 10%

30%

Континентальный шельф

5%

10%

Заросли водорослей и кораллов

1%

1%

Эстуарии

2%

3%

!!! Вспомнить с точки зрения географии эти части океана.

Эстуарии – узкие заливы, места впадения крупных рек.

??? Какие абиотические факторы влияют на жизнь морских биогеоценозов?

  1. Температура (чем глубже, тем холоднее, температура всей толщи мирового океана +3+4оС
  2. Освещенность (глубже 200 м полная темнота, там не могут жить растения. Самые глубоководные растения – красные водоросли, могут жить 80 – 200 м, бурые - до 80м, зеленые -  всего несколько м.)
  3. Соленость (Зависит от количества впадающих рек, испарения, т.е температуры)
  4. Приливы, отливы
  5. Количество кислорода (максимально в прибрежной зоне, достаточно в поверхностных частях воды т.к. там вода перемешивается, больше в холодной воде, чем в теплой, т.к. при повышении температуры уменьшается способность газов растворяться. По количеству кислорода самые благоприятные воды умеренных широт (В арктических широтах слишком низкая температура для жизни, и они в большинстве скрыты льдом)
  6. Океанические течения. Они могут приносить холодную или теплую воду в нетипичные широты, например в теплых широтах места холодных течений более обильные рыбой, т.к. там больше кислорода в воде; а в холодных широтах более благоприятные для жизни районы теплых течений (Баренцево море, находясь за полярным кругом не замерзает)
  7. Давление (с глубиной усиливается)

!!! Самая большая численность организмов в морях умеренных широт, самый большой видовой состав в морях тропических и экваториальных широт.

 

!!! особенность экологических пирамид морских (особенно открытых частей) биоценозов в том, что они перевернуты

Консументы II (второго прядка)

Консументы I (первого порядка)

Продуценты

- Можете объяснить почему?

В открытом океане основными продуцентами является фитопланктон. Они очень мелкие (микроскопические, поэтому их общая масса мала), но с большой скоростью воспроизводства. Их годовая продукция в10 – 100 раз больше, чем их фитомасса. Вся первичная продукция продуцентов сразу вовлекается в цепи питания, поэтому накопления фитомассы нет, но происходит накопление зоомассы.

  • Домашнее задание - § 44 (I часть), записи в тетради.
  • Работа на закрепление:

Задание 1.

Используя текст стр. 211 – 212, прочитать особенности прибрежной и открытой части океана.

Задание 2.

Выписать определения:

Планктон –

Фитопланктон –

Зоопланктон –

Нектон –

Бенталь –

Бентос –

Литораль – прибрежная часть океана.

Биогеоценозы пресных водоемов.

Проверь свои  знания (устно)

  1. Типы морских экосистем, отличия абиотических факторов в разных частях океана и их влияние на жизнь организмов в биогеоценозе (по конспекту)
  2. Особенности прибрежной и открытой частей океана, их характеристика. Экологические пирамиды открытых частей океана ( по учебнику)

Пресные водоемы занимают 2 – 3% земной поверхности.

??? Вопросы для рассуждения:

  1. Какие пресные водоемы вам известны? (озера, болота, пруды, каналы, реки, ручьи, и.т.д)
  2. В чем коренное отличие реки (ручья) от озера? (течение воды, движение воды определяет перемешивание воды и растворение в ней кислорода; кроме того в реках почти не накапливаются органические и минеральные осадки)
  3. Какие факторы могут быть ограничивающие в пресном водоеме? (скорость течения (река), количество кислорода, количество пищи, загрязненность)

Виды озер

I. По проточности.

  1. Сточные, если из озера вытекают реки
  2. Проточные, если в озеро впадают реки и вытекают тоже
  3. Аккумулятивные или накопительные, если в озеро впадают реки, но не вытекают.

??? Какие озера из этих становятся соленые и почему?

II. По глубине. (составить самостоятельно схему или список на основе текста стр. 214)

  1. Очень глубокие. Вода в них расслаивается постоянно на 2 слоя: верхний, который прогревается и обогащается кислородом, вода в нем перемешивается; нижний – более холодный, лишенный кислорода и света.
  2. Средней глубины. Расслоение воды в них временное, т.к. иногда вода полностью перемешивается.
  3. Мелкие. В них расслоения воды нет.

Организмы пресного водоема (списать в тетрадь)

Наиболее благоприятствует развитию жизни прибрежная зона водоема, т.к здесь изобилие света, необходимого для процесса фотосинтеза, хорошо прогревается вода, достаточно насыщена кислородом, есть отложения органических веществ.

Население пресного водоема очень разнообразно. Здесь интенсивно размножаются одноклеточные зеленые водоросли, многоклеточные и нитчатые водоросли, высшие цветковые растения (элодея, валлиснерия, рдест, кубышка, уруть, роголистник и др.). С водоемом связана жизнь большинства позвоночных и беспозвоночных животных. Сверху по пленке воды перемещаются водомерки, на границе воды и воздуха – жуки-вертячки. В толще воды или на дне водоема могут быть найдены водяные клопы  (гладыш, гребляк, водяной скорпион, ранатра), паукообразные (паук-серебрянка, водяные клещи), ракообразные (водяной ослик, циклоп, дафния), моллюски (большой и малый прудовик, роговая катушка, беззубка), позвоночные (различные виды рыб, взрослые лягушки и жабы, их головастики, тритоны, их личинки, обыкновенный уж). Особенно велико многообразие насекомых. Кроме названных уже – жуки-плавунцы, личинки стрекоз и комаров, ручейники, поденки и др. животные.

Эвтрофикация  - преобразование водной экосистемы, в результате привнесения в водоем минеральных и органических веществ с водосбора в таких количествах, которые не могут быть усвоены и переработаны биоценозом водоема.

  • Домашнее задание - § 44 (II часть), записи в тетради. (!!! Все организмы, не известные вам, найти в интернете, посмотреть фото или рисунки)
  • Работа на закрепление:

Задание 1.

Составить несколько цепей питания пресного водоема, указать трофические уровни организмов.

Вопрос для устного рассуждения: сравнить биогеоценоз пресного водоема и морской, выявите сходства и отличия.

Практическая работа.

«Аквариум как экосистема»

Цель: изучить видовой состав аквариума, выявить трофические связи организмов и доказать, что аквариум модель пресного водоёма.

Прочтите особенности аквариума как биогеоценоза:

Аквариум может рассматриваться как упрощенная модель естественного биогеоценоза, основными компонентами которого являются продуценты (производители органических веществ из неорганических), консументы (потребители уже созданных другими существами органических веществ) и редуценты (разрушителя органических останков, превращающие их в неорганические вещества). Между ними в аквариуме устанавливаются прочные пищевые (трофические) связи, являющиеся своеобразными каналами, служащими для перераспределения внутри искусственной экосистемы вещества и энергии.

Источником энергии, необходимым для функционирования биогеоценоза аквариума, является искусственный источник света (например, обычная лампа накаливания). Эта энергия частично поглощается автотрофными фотосинтезирующими организмами: одноклеточными водорослями (хлорелла, хламидомонада и др.),  нитчатыми водорослями (спирогира, улотрикс и др.), водными цветковыми растениями (элодея, валлиснерия, кабомба, перистолистник и др.).

Отмирающими частями цветковых растений, а также нитчатыми водорослями, образующими зеленый налет на хорошо освещенных стенках аквариума, питаются гетеротрофные организмы, в частности, консументы первого порядка: брюхоногие моллюски (ампуллярия, физа, красная катушка и др.). Нитчатые водоросли являются также объектами питания взрослых рыб (гуппи) и их мальков, периодически появляющихся в аквариуме. Одноклеточные водоросли (наряду с инфузориями-туфельками) поедаются мальками рыб в первые дни жизни этих водных позвоночных. Сами же мальки гуппи могут быть объектами питания для взрослых рыб, поскольку для этого биологического вида характерен каннибализм.

Нормальная жизнедеятельность рыб возможна лишь при систематическом внесении в аквариум разнообразных кормов (личинки комаров: мотыль, коретра; черви: трубочник, энхитреус; мелкие ракообразные: циклоп, дафния). Данный факт указывает на то, что аквариум является искусственным биогеоценозом и может рассматриваться лишь как его упрощенная модель.

Мертвые тела брюхоногих моллюсков, взрослых рыб и их мальков, отмершие части водных растений, остатки корма для рыб разлагаются редуцентами, функции которых в аквариуме выполняются микроорганизмами (например, бактериями гниения). Сами они, однако, могут поедаться инфузориями-туфельками. Тела погибших инфузорий «поедаются» бактериями. Таким образом, в аквариуме устанавливается динамическое равновесие между бактериями гниения и поедающими их инфузориями.

Результатом деятельности микроорганизмов является разложение органических останков и превращение их в неорганические вещества, снова включаемые в круговорот водорослями и водными цветковыми растениями. Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту взаимосвязей между организмами в аквариуме, данный искусственный биогеоценоз является действующей моделью естественного биогеоценоза (например, пруда или озера).

Задание:

1. Используя предложенные группы, составьте пищевую сеть аквариума.

  • Энергия искусственного источника света
  • Мальки рыб
  • Водные цветковые растения
  • Нитчатые многоклеточные водоросли
  • Одноклеточные водоросли
  • Микроорганизмы
  • Инфузории туфельки
  • Взрослые рыбы
  • Брюхоногие моллюски
  • Корма, вносимые человеком
  • Неорганические вещества

2. Используя знания об особенностях биогенетического уровня, докажите, что аквариум – модель водного биогеоценоза.

3. Предложите правила по уходу за аквариумом, чтобы поддержать устойчивость данного сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, задание к уроку, домашнее задание к уроку информатики в 5 классе по теме Основная позиция пальцев на клавиатуре

Данный материал содержит презентацию, задание к уроку и домашнюю работу (сканированная копия упражнений из рабочей тетради к УМК Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.) по информатике в рамках УМК Л. Л. Босо...

Нестандартные уроки и задания на уроке МХК

Использование нестандартных заданий на уроке МХК.Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к...

Презентация к уроку "Рождество в Англии" (Hot-list задание к уроку )

Презентация к уроку "Рождество в Англии" (Hot-list задание к уроку)...

Презентация, конспект урока, карточки - задания к уроку биологии для 6 класса на тему "Фотосинтез".

Матерьял содержит презентацию к урока "Фотосинтез" для 6 класса, а также разработку урока, карточки с заданиями для работы в парах и группах....

Задание для урока с применением интернет-технологии к уроку в 8 классе "What\'s for lunch"

Задание возможно применить для работы на уроке или для выполнения дома. Расчитано на работу в парах или группах, выполнение задания не менее 5-8 дней.(урок 2 модуля учебника Spotlight 8 класс)...

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...