Рабочая программа по биологии 10-11 класс.
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

Рабочая программа по курсу "Биология" для 10-11 классов разработана на основе авторской программы  И.Н.Пономаревой  "Общая биология. 10-11 класс "  М. Вентана-Граф, 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10-11_klass.docx68.71 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

зам.директора по УВР

___________А.Н.Исаенкова

«29» августа 2016 года

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СОЧИ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

 ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

Класс:    10 – 11 классы

Учитель:    Лапатина Татьяна Эдуардовна

Кол-во часов: 10 класс – 70 часов, 2 часа в неделю, 11 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «Общая биология». Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. (Базовый уровень) авторов: И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В.Симоновой. Издательство  «Вентана-Граф» 2009 г.


                                                                                                    10 класс

п/п

Содержание: разделы и  темы уроков

Кол-во часов

Дата

проведения урока

Оборудование урока

По плану

По факту

Раздел 1. Введение в курс общебиологических явлений.

12

Тема 1.1. Элементарные понятия общей биологии.

6

1

Предмет изучения общей биологии

02.09

Таблица «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин», рисунки пчелы и мухи

2

Основные свойства жизни

05.09

Карточка – информация «Методы изучения биологии», лупа, микроскоп

3

Отличительные признаки живого, понятие жизнь.

09.09

Таблица-«живые организмы»

4

Биосистема-структурная единица живой материи.

12.09

Таблица «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин»

5

Уровни организации живой природы: молекулярный.

16.09

Карточки – задания, таблица «Уровни организации живой материи», схема «Уровни организации живой материи»

6

Уровни  организации живой природы: клеточный.

19.09

7

Уровни организации живой природы: организменный.

23.09

8

Уровни организации живой природы: популяционно-видовой

26.09

9

Уровни организации живой природы: биогеоценотический.

30.09

10

Уровни организации живой природы: биосферный.

03.10

.Гербарные материалы растений, рисунки с изображением животных, иллюстрирующие приспособленность данных организмов.

11

Биологические методы .Значение практической биологии. .

07.10

Таблица «От химической революции к биологической эволюции»

12

Экскурсия. Многообразие видов в родной природе.

10.10

Раздел 2.Биосферный уровень организации жизни.

18

Тема 2.1. Эволюция биосферы на Земле.

7

13

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

14.10

Портрет В.И. Вернадского, физическая карта мира, таблица « Границы биосферы», карточки – задание «Живое вещество и его функции»

14

. Функции живого вещества в биосфере

17.10

Таблица «Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере», карточки – задание «Круговорот углерода, азота, фосфора»

15

Гипотезы возникновения жизни на Земле.

21.10

Таблица «Биосфера»

16

Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении живого вещества на Земле.

24.10

Портрет А.И. Опарина, схемы «Этапы химической революции», «коацервант - пробионт»

17

Эволюция в развитии биосферы.

28.10

Таблица «Круговорот веществ и превращения энергии».

18

Этапы биологической эволюции.

07.11

 Гербарные материалы растений, рисунки с изображением животных разных биоценозов,  схемы трофических цепей и экологических пирамид

19

Эволюция биосферы.

11.11

Фотографии леса и пшеничного поля, гербарные материалы сельскохозяйственных и декоративных растений, коллекции вредителей сельского хозяйства

Тема 2.2. Характеристика биосферы.

3

20

Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере

14.11

Таблица «Биогеоценоз дубравы», «Роль различных организмов в пищевой цепи»

21

Биологический круговорот.

18.11

Гербарные материалы растений, рисунки с изображением животных разных биоценозов,  схемы трофических цепей и экологических пирамид

22

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

21.11

Таблица- «Экосистемы».

Тема 2.3.Человек и биосфера.

8

23

Человек как житель биосферы.

25.11

 Таблицы «Генотипическая изменчивость», «Борьба за существование», «Естественный отбор».

24

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

28.11

25

Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

02.12

26

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

05.12

27

. Среды жизни организмов на Земле.

09.12

28

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

12.12

Гербарий растений и фотографии животных различных систематических групп, карточка – задание.

29

Лабораторная работа: «Определение пылевого загрязнения воздуха» (Д).

16.12

30

Обобщение по теме «Биосферный уровень организации жизни».

19.12

Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни.

16

Тема 3.1. Понятие о биогеоценозе.

6

31

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

23.12

 Карточка – информация, рисунки исчезнувших видов животных

32

Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

26.12

Гербарные материалы растений, рисунки с изображением животных разных биоценозов.

33

Пространственная и видовая структура биогеоценоза.

13.01

34

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

16.01

Таблица «типы связей»

35

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

20.01

Таблица «приспособленность организмов»

36

Лабораторная работа  «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» (Д).

23.01

Тема 3.2. Характеристика экосистем.

10

37

Строение и свойства экосистем.

27.01

38

Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозе.

30.01

39

Устойчивость и динамика экосистем.

03.02

40

Зарождение и смена биогеоценозов.

06.02

Таблица «Смена Экосистем».

41

Саморегуляция в экосистеме.

10.02

42

Многообразие экосистем.

13.02

Таблица «Экосистемы».

43

Агроэкосистема.

17.02

Таблица «Агросистемы».

44

Сохранение разнообразие экосистем.

20.02

Книга «Редкие и исчезающие виды растений и животных», Красная книга, карточки - задание

45

Экологические законы природопользования

24.02

46

Обобщение по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни».

27.02

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни.

24

Тема 4.1. Вид и популяция как биосистемы

4

47

Вид, его критерии и структура.

03.03

Портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина, карточки - закрепления

48

Популяция как форма существования вида.

06.03

49

История эволюционных идей.

10.03

50

Популяция как основная единица эволюции.

13.03

. Тема 4.2. Понятие об эволюции.

5

.

51

Движущие силы ,факторы и результаты эволюции.

17.03

Портрет Ч.Дарвина, книга «Происхождение видов…», схема «Причинно – следственные связи  в теории Дарвина»,

52

Лабораторная работа  «Обнаружение признаков аромарфоза у растений и животных» (Д).

20.03

53

Видообразование.

24.03

Карточки – информация, гербарный материалы растений, рисунки животных, иллюстрирующие процессы видообразования.

54

Система живых организмов на Земле.

03.04

55

Современное учение об эволюции.

07.04

Тема 4.3. Эволюция человека.

3

57

Человек как уникальный вид живой природы.

10.04

58

Этапы происхождения и эволюция человека.

14.04

Таблица «Антропогенез».                                                      

59

Гипотезы происхождения человека.

17.04

Тема 4.4. Биологическое разнообразие  и эволюция.

11

60

Основные закономерности эволюции

21.04

61

Основные направления эволюции.

24.04

Портрет А.Н. Северцова

62

Биологический прогресс и биологический регресс.

28.04

Схема учебника.

63

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества.

01.05

64

Проблема сохранения биологического разнообразия.

05.05

Демонстрация «Красной книги».

65

Всемирная стратегия сохранения природных видов.

08.05

66

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

12.05

67

Экскурсия. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных.  

15.05

68

Обобщение по теме « Популяционно-видовой уровень организации жизни».

19.05

69

Итоговый урок.

22.05

70

Повторение.

26.05

11 класс

п/п

Содержание: разделы и  темы уроков

Кол-во часов

Дата

проведения урока

Оборудование урока

По плану

По факту

Раздел 5. Организменный уровень организации живой материи

34

Тема 5.1. Организм как биосистема

7

1

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

05.09

Гербарный материал растений, рисунки животных различных систематических групп

2

Организм как биосистема

07.09

3

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов

12.09

Набор схем в конвертах, таблицы из разных курсов, иллюстрирующие формы размножения

 

4

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

14.09

5

Различия организмов в зависимости от способа питания

19.09

6

Размножение организмов – половое и бесполое.

21.09

Набор схем в конвертах, таблицы из разных курсов, иллюстрирующие формы размножения, клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, луковица, папоротник,

мох сфагнум,фиалка

7

Оплодотворение и его значение.

Двойное оплодотворение у цветковых растений.

26.09

Таблицы «Митоз», «Двойное оплодотворение у растений».

Тема 5.2.Развитие организма

3

8

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период.

 

28.09

Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых (на примере ланцетника)», «Биогенетический закон», Книга «Ошибки природы», фотографии людей с уродствами

9

Постэмбриональный период развития организма.

03.10

10

Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

05.10

Видеофильм.

Тема 5.3. Понятия «наследственность» и «изменчивость»

3

11

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

10.10

12

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

12.10

Портрет Г. Менделя, карточка - информация

13

Изменчивость признаков организма и ее типы.

17.10

Таблица «Типы изменчивости»,

карточка- задание

Тема 5.4. Законы Г.Менделя

4

14

Генетические закономерности наследования.

19.10

Таблицы «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание»

15

Цитологические основы генетических закономерностей наследования

24.10

16

Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа №1 «Решение элементарных генетических задач (моногибридное скрещивание)»

26.10

Карточки с задачами.

17

Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа №2 «Решение элементарных генетических задач (дигибридное скрещивание)»

07.11

Карточки с задачами.

Тема 5.5. Закономерности наследования признаков

8

18

Закон Т.Моргана

09.11

Портрет Т. Моргана, модель ДНК, таблица «Коссинговер», пластилиновые модели хромосом

19

Хромосомная теория наследственности

14.11

Таблица «Хромосомные наборы».

20

Взаимодействие генов

16.11

21

Лабораторная работа №3 «Решение элементарных генетических задач (взаимодействие генов)»

21.11

Карточки с задачами.

22

Современные представления о гене, генотипе и геноме

23.11

23

Генетика пола

28.11

Таблица «Генетика пола»

24

Наследование, сцепленное с полом

30.11

Таблицы «Генетика пола», «Основные типы хромосомного определения пола», карточки - инструкции  «Заболевания сцепленные с полом».

25

Наследственные болезни.

05.12

Тема 5.6. Генетика и медицина

3

26

Наследственные болезни. Мутагены и их влияние на организм человека.

07.12

Рисунки в учебнике.

27

Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом.

12.12

28

Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу. Факторы, определяющие здоровье человека.

14.12

Модель ДНК, таблица «Строение хромосом», схема «Классификация мутагенов»

Тема 5.7. Царство Вирусы

3

29

Вирусы – неклеточная форма существования организмов.

19.12

Таблица «Строение вируса»

30

Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

21.12

Видеофильм.

31

Вирусология – наука о вирусах

26.12

Портрет Д.И.Ивановского

Тема 5.8. Основы селекции

5

32

Генетические основы селекции.

28.12

33

Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции Учение Н.И. Вавилова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

16.01

Портрет Н.И.Вавилова

34

Основные методы селекции

18.01

Портрет Н.И. Вавилова, книга Н.И. Вавилова «Пять континентов», физическая карта мира.

23.01

Раздел 6. Клеточный уровень организации жизни

18

Тема 6.1. История развития науки о клетке

3

36

Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории, ее значение.

25.01

Портреты Шванна и Шлейдена.

37

Методы изучения клетки

28.01

Тема 6.2. Клеточный уровень организации жизни

11

38

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

01.02

39

Многообразие клеток и тканей.

06.02

Таблица «Строение клеток» карточка - информация

40

Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности организмов

08.02

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной  клетки». Модель клетки

  41

Основные части клетки, ее постоянные и временные компоненты

13.02

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной  клетки». Модель клетки.

42

Клетки прокариот и эукариот

15.02

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки»,  «Структура хромосом», модель ДНК.

43

Гомологичные и не гомологичные хромосомы

20.02

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки»,  «Структура хромосом», модель ДНК.

44

Значение видового постоянства

22.02

45

Формы и размеры хромосом в клетке

27.02

Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки»,  «Структура хромосом», модель ДНК.

46

Понятие «природосообразность»

1.03

хромосом», модель ДНК.

47

Разнообразие, характеристика и значение бактерий

06.03

48

Многообразие одноклеточных организмов

08.03

Модели одноклеточных организмов.

Тема 6.3. Жизнедеятельность клетки

4

49

Клеточный цикл жизни клетки. Митоз. Лабораторная работа №5 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» (Д)

13.03

Таблицы «Митоз»,микроскоп, микропрепарат  клеток кончика корня лука.

50

Мейоз.

15.03

Таблицы «Мейоз», карточки - повторение

51

Структура и функции хромосом.

20.03

52

Обобщение по теме «Клеточный уровень организации жизни».

22.03

Раздел 7. Молекулярный уровень проявления жизни

15

Тема 7.1. Химия клетки

5

53

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

03.04

54

Основные химические соединения (органические и неорганические) живой материи.

05.04

Таблицы «Строение и функции липидов», «Строение и функции углеводов», ««Строение и функции белков», модель ДНК

55

Роль органических веществ в клетках организма человека.

10.04

Модель структуры белка.

56

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. ДНК.

12.04

Модель ДНК. Таблицы «Строение и функции нуклеиновых кислот», модель ДНК, карточки - информация

57

Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке.

17.04

Тема 7.2. Молекулярные процессы в клетке

5

58

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез.

       19.04

Вытяжка хлорофилла, различные плоды, корнеплоды, таблицы «Фотосинтез», «Типы питания»

59

Процессы биосинтеза молекул белка.

24.04

60

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Клеточное дыхание.

26.04

61

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Регуляторы биомолекулярных процессов.

01.05

Схема «Этапы энергетического обмена».

62

Естественные и искусственные биополимеры

03.05

Таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка», модель ДНК, карточка – информация.

Тема 7.3. Экологическая культура человечества

5

63

Роль химических элементов в обменных процессах живых систем.

08.05

64

Химическое загрязнение окружающей среды – глобальная экологическая проблема.

10.05

65

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

15.05

Книга «Редкие и исчезающие виды растений и животных», Красная книга, карточки - задание

66

Экологическая культура-важнейшая задача человечества

17.05

67

Обобщение по теме «Молекулярный уровень проявления жизни».

22.05

Раздел 8. Заключение

1

68

Обобщение знаний о многообразии жизни.

24.05

Карточки – задание

Пояснительная записка.

         Программа составлена в связи с тем, что в соответствии со школьным учебным планом на курс биологии в 10-11 классах выделено 2 часа в неделю (138 часов: 70 ч. в 10 классе -35 недели и 68 часов в 11 классе -34 недели).

         При составлении  программы за основу взята программа среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень  авторов: И.Н.Пономарева. О.А. Корнилова, Л.В.Симонова .Издательство  М. «Вентана-Граф» 2009 г. С увеличением часов на темы: введение  курс общебиологических явлений; биосферный уровень; биогеоценотический уровень; понуляционно-видовой уровень в 10 классе. Организменный и клеточный уровень в 11 классе

Программа построена на важной содержательной основе- свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни

        Программа авторов обеспечена учебником ,который написан  доступным для учащихся языком, даны очень грамотные, понятные иллюстрации, которые не встречаются в учебниках других авторов, четко выделены основные термины и понятия, много дополнительного материала находящиеся вне текста. В конце каждого раздела даны вопросы для обсуждения, которые можно использовать на обобщающих учебных занятиях и как задания на дом.

        При составлении  программы увеличены часы в разделах и темах, которые недостаточно хорошо усваиваются учащимися из-за сложности и вызывают наибольшие затруднения при выполнении заданий ЕГЭ на основе анализа : химический состав клетки, строение ,эукариотической и прокариотической клеток, вирусы, наследственность и изменчивость организмов, современное эволюционное учение, экосистемы и присущие им закономерности.

        Для систематического контроля знаний учащихся, анализа и корректировки усвоения учебного материала выделены часы для тематического учета знаний.

        Больше часов выделено на выработку умений применять знания в нестандартных ситуациях в виде решения различных биологических задач

        В  программе сохранены все обязательные для выполнения лабораторные работы и экскурсии.

        Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования.

Введение в курс общебиологический явлений

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение в курс общебиологических явлений

6

12

2

Биосферный уровень организации жизни

9

18

3

Биогеоценотический уровень организации  жизни

8

16

4

Популяционно- видовой уровень организации жизни

12

24

Итого в 10 классе

35

70

5

Организменный уровень организации жизни

17

34

6

Клеточный уровень организации жизни

9

18

7

Молекулярный уровень проявления жизни

           8

          15

8

 Заключение

1

1

Итого в 11 классе

35

68

Всего в 10-11 классах

70

138

 Программа

среднего (полного) общего образования по биологии

10-11 классы

Программа составлена на основе государственной программы базового уровня авторов: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова.

Содержание курса

138 часов(70 часов – 10 класс + 68 часов – 11 класс)

По 2 часа в неделю в 10 кл. (35 недель) и 11 кл. (34 недели).

10 классс

Раздел 1

Введение в курс общебиологических явлений.

12 часов

    Отличительные признаки живого.
   Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
   Биологические методы изучения природы ( наблюдение, измерение,        описание, эксперимент).
   Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
   Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Раздел 2

Биосферный уровень организации жизни

18 часов

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.  
            Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни(живого вещества) на Земле. Этапы биологических эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосфера и экосистема.
            Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношения человека и природы в развитии биосферы.
             Особенности биосферного уровня организации живой материи.
             Среды жизни организмов на земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальные действия экологических факторов.

                     

Раздел 3

Биогеоценотический уровень организации жизни

16 часов

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Раздел 4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

24 часа

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Раздел 5

Организменный уровень организации живой материи

34 часа

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

5.1.  Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя. Никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

5.2. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

5.3. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Раздел 6

Клеточный уровень организации жизни

18 часов

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.

Раздел 7

Молекулярный уровень проявления жизни

15 часов

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы  в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как у уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.

 



Раздел 8

Заключение

1 час  

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

        Лабораторные и практические работы:

1.Определение пылевого загрязнения воздуха.

2.Исследование черт приспособленностей растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

3.Обнаружение признаков ароморфозов у растений и животных.

4.Решение элементарных генетических задач.

5.Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Экскурсии:

1.Многообразие видов в родной природе.

2.Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч. Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ в природе и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять:

 роль биологии в формировании научного мировоззрения;

 вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

 отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

 влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

Взаимосвязи организмов и окружающей среды;

Причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

Необходимости сохранения многообразия видов;

решать:

Элементарные биологические задачи;

Составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)

описывать:

Особей видов по морфологическому критерию;

выявлять:

Приспособление организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в своей местности;

сравнивать:

Биологические объекты, тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы, процессы полового и бесполого размножения, искусственный и естественный отбор и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать:

Различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы  и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

изучать:

Изменения в экосистемах на биологических моделях

находить:

Информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек, правила поведения в природной среде;

Оказание первой помощи при простудных заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

Оценка этических аспектов некоторых объектов в области биотехнологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС

        Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...