Современный урок_метапредметный подход
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

луговая елена анатольевна

Урок по курсу «Введение в биологию» в 5 классе на тему «Почва как среда жизни» построен в соответствии с программой базового уровня изучения биологии линии учебников «Сфера» издательства «Просвещение» и подготовлен в соответствии с ФГОС общего образования.   Составлен на основе образовательной программы УМК «Биология. Живой организм.5-6 классы. Сухорукова Л. Н. ,Кучменко В.С., Колесникова И.Я.,Просвещение.2011.»                                                                                             

Урок открытия новых знаний  рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником и текстом, используя стратегию смыслового чтения через групповую работу. Форма урока-урок исследования, использование ИКТ-составляющей, делает урок  наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения материала о почвенной среде обитания. В ходе урока организованна разнообразная деятельность учащихся на уроке: самостоятельное формулирование  проблемы и цели урока; работа с текстом, ответы на поставленные вопросы; афиширование работы группы ;  самооценивание работы группы на разных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_metapredmetnyy_podhod.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Луговая Елена Анатольевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская общеобразовательная школа №4»

Стаж работы 17 лет

Квалификационная категория I

Номинация математика-биология

Предмет биология.

УМК « Биология. Живой организм. 5-6 классы»

Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова - 3-е изд.М.: «Просвещение», 2014.- 143,(1) с.: ил.-(Сфера).-ISBN 978-5-09-033037-4.

Тема: Почва как среда жизни

Класс 5

Пояснительная записка

Урок по курсу «Введение в биологию» в 5 классе на тему «Почва как среда жизни» построен в соответствии с программой базового уровня изучения биологии линии учебников «Сфера» издательства «Просвещение» и подготовлен в соответствии с ФГОС общего образования.   Составлен на основе образовательной программы УМК «Биология. Живой организм.5-6 классы. Сухорукова Л. Н. ,Кучменко В.С., Колесникова И.Я.,Просвещение.2011.»                                                                                             Урок открытия новых знаний  рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником и текстом, используя стратегию смыслового чтения через групповую работу. Форма урока-урок исследования, использование ИКТ-составляющей, делает урок  наглядным, интересным, позволяет снять основные затруднения усвоения материала о почвенной среде обитания. В ходе урока организованна разнообразная деятельность учащихся на уроке: самостоятельное формулирование  проблемы и цели урока; работа с текстом, ответы на поставленные вопросы; афиширование работы группы ;  самооценивание работы группы на разных этапах. Планируемые образовательные результаты:                                                                                                                          Предметные-ученик должен знать условия обитания в почве, обитателей почвенной среды. Ученик должен уметь выявлять приспособления организмов к почвенной среде обитания, интерпретировать текст.

Метапредметные-проводить простейшие наблюдения, использовать различные источники информации для выполнения учебной задачи; участвовать в совместной деятельности; находить и использовать причинно-следственные связи.

Личностные-формирование личностного отношения к изучению материала, осознание ценности живых объектов.

Тема урока: « Почва как среда жизни»

Тема урока входит в главу «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Цель урока: Создание условий для активной познавательной деятельности при формировании навыков поиска новых знаний по теме урока.

Задачи урока:

1.Создание условий для формирования навыков учебного сотрудничества, навыков формулирования и выражения своих мыслей, навыков самооценивания и оценивания, поиска информации.

2.Обеспечить условия для развития логического мышления на основе развития памяти, внимания.

3.Создание условий для усвоения учащимися материала на уроке.

Оборудование: учебники, тетради, картинки и рисунки животных почвенной среды обитания, ноутбук, презентация к уроку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Планируемые результаты:

1Личностные - учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучаемому предмету.

2.Метапредметные - учащиеся продолжают осваивать основы исследовательской деятельности, фиксировать и анализировать полученный материал на уроке.

3.Предметные - учащиеся знакомятся с почвенной средой обитания, с особенностями почвенной среды, с приспособленностью организмов для жизни в ней.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками.

Методы и формы: наглядный (демонстрация слайдов), словесный, работа в группах, работа с текстом учебника.


Технологическая  карта  урока.

Этапы урока

Задача-результат

каждого этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

На каждом этапе

1.Этап мотивации к учебной деятельности

Задача:

настроить учащихся на учебный процесс.

Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, настрой на учебную деятельность.

Личностные:

Уметь мотивировать себя на целеполагание познавательной деятельности.

2.Этап актуализации знаний.

-проверка д/з.

-определение темы урока

Задача: актуализация имеющихся знаний ,способов действий в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов.

Работа с презентацией. Слайд 1.

Вопросы к слайду:

1.Что вы увидели?

2.Какие свойства характерны для

живых организмов?

3.Представители каких царств живой природы вы видите?

Беседа:

1.Могут ли представители всех царств, встретиться вместе в природе?

2.Почему?

3.Что такое среда обитания?

4.Какие среды жизни вам известны?

5.Представители каких царств живой природы обитают в почве?

6.Может ли человек навредить обитателям почвы?

7.Определяет ключевые (в процессе диалога на доске записываются ключевые слова)

Работа с презентацией. Слайд 1.

Ответы на вопросы учителя:

1.Живые организмы.

2.Питание, дыхание, раздражение, размножение, развитие, рост.

3.Растения,животны, грибы, бактерии.

Определение темы урока:

1.Нет.

2.Потому что обитают в разных местах.

3.Совокупность условий, в которых обитает организм.

4.Водная,наземно-воздушная,организменная,почвенная. 5.Растения, черви, микроорганизмы, кроты.

6.Да.

7.Определяют ключевые слова, формулируют тему урока. Делают запись в тетради.

Коммуникативные:

-уметь анализировать полученную информацию, делать выводы, развивать мыслительные способности.

-уметь соотнести известное с неизвестным.

Познавательные:

-уметь выполнять

учебно-практические задачи.

-осуществлять совместную познавательную деятельность.

Регулятивные:

-уметь формулировать цель, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Личностные:

-умение слушать и понимать других, принимать участие в диалоге.

Создание мотивации учения.

3.Создание проблемной ситуации

Задача: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Беседа:

-если переселить обитателей почвы в водную среду обитания ,выживут ли они?

-с какими трудностями сталкиваются обитатели почвы?

-высказывают свое мнение, предполагают, что прежде всего необходимо знать условия обитания организмов и приспособления к ней, выдвигают предположения:

Мало света, недостаток кислорода, избыток углекислого газа, высокая плотность, много мертвых организмов.

4.Целеполагание

Задача:

-формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремление открывать новые знания, приобрести умения.

-овладение приемами

постановки и определения проблемы, формулировки познавательной задачи, выделение известных и неизвестных компонентов.

1.Учитель формулирует учебную задачу: «Определить особенности почвенной среды и приспособления организмов к жизни в ней»

2.Предлагает учащимся высказать свое мнение о том, что им известно о приспособлениях организмов к обитанию в почве и причинах их появления

Записывают задачу в тетрадь, высказывают свое мнение, заполняют таблицу (приложение 1)

Высказывают предположения:

-микроскопические размеры;

-роющие конечности;

-отсутствие зрения;

-кожное дыхание;

-разные типы питания;

-способность изменять толщину своего тела.

5 .Этап моделирования.

Задача:

-формирование способности сравнивать имеющийся учебный материал, анализировать;

-определение последовательности действий для решения поставленной задачи;

-воспитание культуры общения.

1.Формирует группы по названию термина или термина.

2.раздает текст (приложение 2)

3.Раздает инструкции к групповой работе

Занимают места в группах, работают согласно инструкции.

Инструкция:

1.Выбрать командира группы.

2.Прочитать текст.

3.Составить план текста.

1 группа

Дает определение «временные обитатели почвы»

Приводят примеры.

2 группа

Определение «постоянные обитатели почвы» приводят примеры.

3 группа

Определяют трудности, с которыми сталкиваются обитатели почвы.

4 группа

Определяют приспособления к почвенной среде обитания.

Коммуникативные:

Умение работать в группах. Осуществление совместной познавательной деятельности. Умение оформлять свои мысли.

Регулятивные:

Уметь оценивать выполненные действия.

Личностные:

Умение слушать и понимать других.

Познавательные

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь выполнять учебно-практические задачи.

6.Этап конструирования.

Задача:

-формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свое мнение.

1.Заслушивает выступления командиров групп с результатами работы группы.

2.Обсуждение с учащимися нового материала, возвращаясь к таблице составленной раннее.

3.Структурирует материал.

Выступление командиров, обмен полученной информацией, обсуждение, составление итоговой схемы.

7.Этап презентации образовательных продуктов.

Задача:

-применение знаний в новой ситуации

Предлагает выполнить задания.

1.Выявить условия почвенной среды обитания.

2.Назвать основные черты приспособленности и их функциональное назначение.

3.Исходя из полученной информации, какой ответ мы можем дать на основной вопрос урока?

4.Подводит итог по решению основной задачи урока, отмечает наиболее правильные и удачные ответы учащихся.

Выполняют задание в парах и обсуждают.

Выполняют задание индивидуально, затем высказывают свое мнение.

Отвечают на основной вопрос урока «С какими трудностями сталкиваются организмы, обитающие в почве, какие приспособления появились у организмов к жизни в почве и  их функциональное назначение? На какие группы мы можем разделить почвенных обитателей?»

8.Рефлексия

Задача:

-Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1.Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего продвижения к цели и успехи класса в целом.

2.Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные этапы урока, понравившиеся моменты урока, высказывают оценочные суждения.

Регулятивные:

Уметь оценивать выполненные действия.

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Личностные:

Участие в диалоге, умение слушать и понимать других.

Создание положительной мотивации учения.

9.Этап домашнее задание

Задача:

Обеспечение понимания детьми задания по теме.

Предлагает подготовить сообщение на тему «Причины разрушения почв и способы ее защиты».

Запись д/з в дневник, вопросы по заданию.

Познавательные:

Искать и выделять  информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Выполнять учебную задачу.


Литература:

  1.  Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова - 3-е изд.М.: «Просвещение», 2014.- 143,(1) с.: ил.-(Сфера).-ISBN 978-5-09-033037-4.
  2. Тексты составлены на основе книги Акимушкина И. Мир животных. Беспозвоночные и ископаемые животные. Мир животных: беспозвоночные.
  3. Рик Моррис, Тайны живой природы. РОСМЭН», 2005.
  4. Путешествие в подземный мир – сказка для детей и взрослых http://vashe-plodorodie.ru/agriculture/puteshestvie-v-podzemnyi-mir-skazka-dlya-detei-i-vzroslykh

                                        Приложение 1

Особенности почвенной среды

Приспособления организмов к ней

Примеры организмов

1.Высокая плотность

-маленькие размеры;

-роющие конечности;

-способность изменять толщину своего тела.

-водоросли;

-грибы;

-бактерии;

-черви, кроты.

2.Отсутствие света

-отсутствие зрения;

-отсутствие пигментации

у растений и животных.

-кроты;

-слепыши;

-бактерии;

-водоросли.

3.Недостаток кислорода, избыток углекислого газа

-кожное дыхание;

-способность жить в бескислородной среде.

-дождевые черви;

-личинки насекомых.

4.Большое количество мертвых

организмов

-развитие типа питания способность питаться разложившимися остатками.

-дождевые черви;

-грибы;

-бактерии.

Приложение 2

Почва – верхний плодородный слой земли. Она имеет комковатую структуру. Её комочки состоят из твёрдых частиц песка и глины, между которыми находятся минеральные соли и перегной. Такие комочки легко пропитываются водой. Пространство между ними заполнено влажным воздухом.

Почвенная среда – дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагается грибница грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные – черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например кроты. Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия – воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды порой бывает чересчур много. Зато температура более ровная, чем на поверхности. А вот свет в глубину почвы не проникает. Поэтому населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их обоняние и осязание.

Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они – обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные, он вгрызается в почву мощными передними зубами (чтобы земля не попадала в рот, губы закрывают его позади зубов!). Тело у всех этих зверьков овальное, компактное. С таким телом удобно передвигаться по подземным ходам.

Среди крупных животных можно выделить большую экологическую группу обитателей нор (суслики, сурки, тушканчики, кролики, барсуки и т. п.). Они кормятся на поверхности, но размножаются, зимуют, отдыхают, спасаются от опасности в почве. Целый ряд других животных использует их норы, находя в них благоприятный микроклимат и укрытие от врагов. Норники обладают чертами строения, характерными для наземных животных, но имеют ряд приспособлений, связанных с роющим образом жизни. Например, у барсуков длинные когти и сильная мускулатура на передних конечностях, узкая голова, небольшие ушные раковины. У кроликов по сравнению с зайцами, не роющими нор, заметно укорочены уши и задние ноги, более прочный череп, сильнее развиты кости и мускулатура предплечий и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные концепции и подходы к воспитанию "

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ

Статья о ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ...

Современные и традиционные подходы в обучении чтению

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста...

Современные личностно-ориентированные подходы обучения английскому языку.

Современные личностно-ориентированные подходы обучения английскому языку....

Современные и инновационные подходы в физическом воспитании школьников.

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формиров...

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...