Рабочая программа по биологии 10-11 класса
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

Самородова Лидия Алексеевна

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника автор –составитель Г.М. Пальдяева-3-е издание. М: Дрофа, 2011.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

10 – 11 классы.  Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

● Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.;

● Приказ Минобразования России от31января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004тг. № 1089»;

● Учебный план МОУ СШ № 13 на 2014-2015 учебный год

● Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника автор –составитель Г.М. Пальдяева-3-е издание. М: Дрофа, 2011.

Цели и задачи

     В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего  образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

Глобальном:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение  к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;    

развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

овладение  ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

Метапредметном:

- освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины

мира; о методах научного познания;

- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений в биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез;

- воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;

- использование приобретенных знаний и умений  в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики  заболеваний, правил поведения в природе.

Предметном:  

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;

сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. При выполнении лабораторной работы изучаются живые объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

                   Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки. Курс завершает урок

обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,

мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, анализу и отбору информации


                                                            Общая характеристика курса биологии

(10-11 класс)

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить  знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи отличительных способностей живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания»,  «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование  у  учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение обьектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках

Отличительные особенности реализации  рабочей программы

  • использование мультимедийных презентаций, которые позволяют не только наглядно и эффективно преподнести учебный материал, но и развивать ключевые компетентности учащихся;
  • использование разнообразных ЦОР на разных этапах урока, способствующих достижению триединой цели урока;
  • реализация принципов  личностно-ориентированного обучения.


Место курса биологии в базисном учебном плане

На биологию в 10-11 классах приходится 70 часов: 35 часа в 10 классе и 35 часа в 11 классе (по 1 часу в неделю)

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс программы основного общего образования, включающий определенные биологические сведения. Опираясь на понятия, содержащиеся в изученном курсе при изучении биологии на ступени среднего (полного) общего образования возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений.

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  среднего  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ СОШ №13 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10-11 классах в объеме 70 часов 2 часа в неделю. В 10 классе провожу контрольных работ – 2, практических работ – 4, лабораторных работ – 4, регионального компонента – 5.

  В 11 классе провожу контрольных работ – 2, практических работ – 6, лабораторных работ – 4, регионального компонента – 16.    

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану.

Изменения, внесенные в программу и их обоснование:

1. Не включена лабораторная  работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» из-за отсутствия в кабинете аквариума». Учащиеся теоретически  ознакамливаются    с изменениями в естественных водоемах на примере высыхания водоема.

2. Экскурсии «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).» «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).» не включены из-за нехватки свободных часов

Рабочая программа предусматривает  дифференцированный подход к обучению.  Так как  в каждом классе имеются учащиеся с разным уровнем обучаемости,  в календарно- тематическом планировании отображены требования   к подготовке на базовом и повышенном уровнях. Кроме того, поурочные и тематические  проверочные и контрольные работы  носят разноуровневый характер.

Рабочая программа предусматривает применение различных методов, форм и приемов обучения, которые позволяют  с учетом специфики каждого класса, с учетом особенностей учащихся  формировать и развивать различные умения и навыки, как общеучебные, так и специальные.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования  и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

Описание ценностно- ориентированного содержания курса биологии

Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой, но не тождественны друг  другу, поскольку культура включает лишь ценности, созданные человеком. Личность в процессе деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и  соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.

Поскольку само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического образования как в основной, так и в старшей школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. По сути ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы,

понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к результатам обучения.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

 • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

 • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

 • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

 • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

 • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

 • выявлять причины и следствия простых явлений;

 • осуществлять сравнение и классификацию,

самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

 • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

 • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

 • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

 • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

 • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

 • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

 • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

 • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

 • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
  2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
  3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
  4. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.


Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.


Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.


Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.


Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.


Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

                                                                            Содержание программы 10 класса

Биология как наука. Методы научного познания. (2 часа)

        Объект изучения биологии  - живая природа. Краткая история развития биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, гипотез, идей в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.

Демонстрация: Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Схема биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

Клетка ( 11 часов)

Развитие знаний о клетке ( Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Вирусы – неклеточные формы.  Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

 

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы балка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», « Строение клеток прокариот и эукариот», « Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторные и практические работы.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Организм ( 20 часов)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.  Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.  Оплодотворение и его значение. Искусственное опыление у растений и животных. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.  Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях  наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.                                           Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.  Селекция. Учение Н. В. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.  Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание»,  «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии»

Лабораторные и практические работы.

Выявления признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Резерв времени – 2 часа


Вид. (20 часов)

История эволюционных идей(4часа)

Содержание курса «Общая биология», 11 класс

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Современное эволюционное учение(8 часов)

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица Эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.  

Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Лабораторная работы: «Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов»

  «Выявление приспособленности особи к среде обитания»

                                                   «Вывление изменчивости у особей одного вида на примере комнатных растений.

Происхождение жизни на Земле(3часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Лабораторная работа: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Происхождение человека(5часов)

Лабораторная работа: «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.

Экосистемы (14 часов)

Экологические факторы(3 часа)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Межвидовые отношения.

Структура экосистем (5 часов)

Видовая  и  пространственная  структура  экосистем.  Пищевые  связи,  круговорот  веществ  и  превращение  энергии  в  экосистемах.  Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Лабораторная работы: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

                                           «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Биосфера – глобальная экосистема (2часа)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса

Биосфера и человек (4 + 1 час)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы, пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

           Лабораторная работы: «Решение экологических задач»

                                                       «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

Описание технического обеспечения.

1. Весы электронные

2.Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ). Набор включает 18 наиминований:

  1. Воронка
  2. Колба коническая 100 мл
  3. Чашка Петри 100 мл с крышкой
  4. Капельница 25 мл
  5. Стакан пластиковый 25 мл
  6. Флакон с пробкой 30 мл
  7. Покровное стекло 18×18
  8. Предметное стекло 26×76
  9. Пробирка 14×120
  10. Палочка стеклянная
  11. Промывалка
  12. Ложка – штапель
  13. Зажим пробирочный
  14. Пробка резиновая 12,5
  15. Комплек из 3-х трубочек соединенных
  16. Штатив для пробирок на 10 гнезд
  17. Набор инструментов препаровальных
  18. Лоток для раздаточного материала

3. Микроскоп цифровой

Методическая литература.

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008. – 368 с.

Д о п о л н и т е л ь н а я  л и т е р а т у р а   д л я   у ч и т е л я:

1). Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.

2). Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;

3). Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С-Пб, 2009. – 30с.http://www.teacher-of-russia.ru 

4). Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов. – М., 2010.

5). Калинова Г.С, Петросова Р.А., Никишова Е.А. ЕГЭ-2012. Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2011.

 6). Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2008. – Ч. 6. – 256с.

7). Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272с.

8). Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144с.

9). Рохлов В.С. Биология. 9 класс. Курс комплексной подготовки. В 4 книгах. – М.: Национальное образование, 2010. – 248с.

10). Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

11). Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – Волгоград, 2007. – 94с.

12). Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. ЕГЭ. Биология. Сдаем экзамен. – М., 2011. – 44с.

13). Калинова Г.С, Петросова Р.А., Никишова Е.А. ЕГЭ-2012. Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов // ФИПИ. – М.: Национальное образование, 2011.

Основная литература:

1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к

комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г.

М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011.

2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11

классы. «Дрофа», 2012.

3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва.

ЭКСМО, 2009.

4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.

Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11

классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.

5. Биология. 10 класс: поурочные планы. – Волгоград6 Учитель, 2009. – 351с.

Дополнительная литература:

1. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект

– центр.

2. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО,

2006-09-07

3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-

во Рост. ун-та, 1993. – 240с.

4. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. –

Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.

5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

6. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых

ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

Журналы:

1. Журнал «Современный урок». – М.: «Педагогический поиск».

2. Журнал «Мастер-класс: Приложение к журналу. – М.: «Методист».

3. Журнал «Биология в школе».

4. Журнал «Вестник Всероссийской олимпиады школьников».

5. Журнал «Наука и жизнь» http://nauka.relis.ru 

6. Журнал «Одаренный ребенок».

Сайты:

http://www.priroda.ru – Природа: национальный портал. 

http://obi.img.ras.ru – База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной    

биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

www.nature.ru – Научная сеть».

www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://ege.edu.ru – Информационной портал ЕГЭ.

http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.

http://www.mioo.ru – Методическая лаборатория биологии.

http://bio.1september.ru – Газета «Биология».

                         СОГЛАСОВАНО                                             СОГЛАСОВАНО                                

                         Протокол заседания МО                                  Зам. директора по УВР

                         учителей _________________                          ___________________                  

                          _________________________                          С.Х.Абдулкадырова                                      

                         от _______________ № _____                          «___» ____________ 2016 г.

                         Директор  ОУ _____________

                                                 /Л.Л.Батталова/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...