Тогис- задача по биологии, 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

ТОГИС — это Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. Изучение нового материала в технологии ТОГИС строится как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, CD-ROM и информационной сети. В результате решения этих задач кристаллизуется фактический материал и акцентируются способы деятельности.Учитель в технологии ТОГИС — менеджер и эксперт. Его основные функции:

  • подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и перечень информационных источников, культурные образцы);
  • проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков;

  • управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решений задач;

  • анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков.

  •  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тогис 34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Имя задачи: Вещества, необходимые для жизни.

Автор: Гайнутдинова Зифа Муфасаловна, учитель биологии МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа №2» Ютазинского района Республики Татарстан

Предмет: биология.

Класс: 8.

Тема: Витамины

Профиль: общеобразовательный.

Уровень: общий.

Текст задачи: Людям еще с глубокой древности было известно, что отсутствие некоторых продуктов в пищевом рационе может быть причиной тяжелых заболеваний (цинги, бери-бери, «куриной слепоты, рахита).

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей распухали десна и кровоточили, выпадали зубы, лицо отекало. Ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Первые достоверные сведения об этой болезни относятся к эпохе крестовых походов, а именно к началу XIII века, и касаются заболеваний среди экипажа кораблей. Ещё большее распространение так называемый «морской скорбут» получил во второй половине XV века в эпоху первых кругосветных мореплаваний. Так, корабль Васко да Гамы в 1495 году потерял на пути в Индию более ста из 160 членов экспедиции.

Не менее трагично закончилась и первая экспедиция великого английского мореплавателя Джеймса Кука. Возвращаясь на родину, его корабль из-за крайне бедственного положения команды вынужден был зайти на остров Ява. Когда судно достигло, наконец,  спасительного берега,  некому было убрать паруса…

 Но особенно страдали моряки в северных экспедициях. На материке массовые заболевания цингой имели место, как правило, в изолированных местах скопления людей: осаждённых крепостях, тюрьмах, удалённых посёлках. В народе  с давних пор цингу умели лечить плодами шиповника, «сосновым пивом»- настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что болезнь можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук.  

Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу. 

Причины  заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Н.И. Лунин.

Какие неизвестные вещества входили в состав пищи? Как они называются? Почему их нельзя отнести к питательным веществам? Где образуются? Каково их значение?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники:

Книги

И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1989.

Н.Ф.Реймерс. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение, 1988.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология / Сост. С.Т. Исмаилова – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Аванта+, 1996. – 704 с.: ил.

Валеология: Справочник школьника. /Сост.Э.В.Белик. Донецк:ООО ПКФ «БАО», 2004-512с.

О.С.Габриелян Химия 10 класс.М.:Дрофа 2005.

Компакт-диски:

Кирилл и Мефодий

Web-сайты:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Содержание витаминов в продуктах питания

2. http://km.edu.tatar.ru/

  1. Культурный образец

e-КМ-Школa

Дистанционная самоподготовка к урокам и ЕГЭ, проведение учебных исследований, а также – место для организации дистанционного обучения и проектной деятельности с использованием Базы Знаний, интернет-ресурсов, имеющихся удобных конструкторов и социальных сервисов.

Для нормальной жизнедеятельности организма недостаточно содержащихся в пище белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Существует целая группа биологически активных веществ, без которых невозможно нормальное протекание обмена веществ в организме. Веками участники длительных путешествий, особенно мореплаватели, лишенные свежих овощей, фруктов и свежего мяса, страдали от страшного заболевания - цинги. Известно, что за время существования парусного флота от цинги моряков погибло больше, чем во всех морских сражениях, вместе взятых. И только много лет спустя было установлено, что цинга вызывается отсутствием витамина С.Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы вместе с пищей, кроме жиров, белков, углеводов и воды в организм человека регулярно поступали некоторые дополнительные биологически активные вещества. К таким веществам относятся витамины - органические компоненты пищи, которые в небольших количествах необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Витамины не могут вырабатываться в самом организме или же вырабатываются в недостаточном количестве.

Витамины разделяют на две группы: жирорастворимые - А, Д, Е, К и водорастворимые - С, группы В, РР. В первых работах по изучению витаминов их обозначали буквами латинского алфавита - витамины А, В, С. Витаминам же, открытым не так давно, присваивают химические названия, например, ниацин, биотин.

Значение витаминов 

Витамины выполняют специфические функции в процессах обмена веществ: они способны стимулировать химические реакции, протекающие в организме. Часто витамины входят в состав ферментов или оказывают сложное действие на ту или иную систему организма. Витамины влияют на усвоение организмом питательных веществ, способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма.

Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды. Заболевание, возникшее вследствие недостатка одного или нескольких витаминов, называется гиповитаминозом. При полном отсутствии в пище того или иного витамина или витаминного комплекса возникают заболевания, называемые авитаминозами. Эти заболевания - следствие нарушения обмена веществ.

Причины гиповитаминозов (1)

Некоторые витамины легко разрушаются при нагревании, консервировании или долгом хранении пищи, поэтому явление гиповитаминоза может наступить в результате неправильной кулинарной обработки или хранения пищевых продуктов.

Гиповитаминозы могут возникать и при некоторых заболеваниях. Так, у больных, страдающих язвенной болезнью и другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в кишечнике ухудшается всасывание витаминов из пищи.

Наконец, организм может испытывать недостаток в витаминах в результате длительного применения антибактериальных средств -  антибиотиков и сульфаниламидных препаратов. Эти медикаменты подавляют полезные микроорганизмы кишечника, которые частично синтезирует некоторые витамины.

При достаточно калорийном питании гиповитаминоз может развиться в том случае, если пищевой рацион слишком однообразен. Так, строгие вегетарианцы часто страдают гиповитаминозом витамина В12, основной источник которого - печень. Весной содержание витаминов в пищевых продуктах снижается в результате длительного хранения продуктов. Полагают, что именно поэтому весной часто наблюдается ухудшение здоровья у многих людей.

Причины гиповитаминозов (2) 

Рахит.

Классические гиповитаминозы в развитых странах сейчас встречаются редко. Проявления недостаточности витаминов могут возникать либо в результате неправильного питания, несбалансированного или малокалорийного рациона, либо нарушения всасывания. У детей грудного и ясельного возраста, не получающих достаточного профилактического курса витаминов группы D, до сих пор встречается рахит.

Поскольку запасы большинства водорастворимых витаминов в организме ограничены, при неправильном питании или нарушении всасывания может возникать гиповитаминоз сразу нескольких таких витаминов.

Избыток витаминов 

При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности, проходящее после назначения витаминов. Зная об этом, некоторые люди полагают, что витамины «не повредят» и принимают их в избыточных количествах. Но данных о том, что избыточное потребление витаминов способствует повышению трудоспособности правильно питающихся людей, нет! Необходимо знать, что формула «чем больше - тем лучше» неприменима к таким биологически активным веществам, как витамины. Поступление их должно строго соответствовать физиологическим потребностям организма.Передозировка витаминов может быть опасна. Из-за нее возникает болезненное состояние - гипервитаминоз. При однократном поступлении очень больших доз витаминов могут возникнуть острые  гипервитаминозы, а при длительном приеме доз витаминов, превышающих физиологические потребности, возникают хронические гипервитаминозы.

Потребность организма в витаминах 

Потребности человека в витаминах возрастают во время физической работы и после нее, а также при многих заболеваниях. При работе потребности в энергии увеличиваются больше, чем потребности в витаминах, поэтому, если человек потребляет достаточно пищи, чтобы покрыть увеличенные энергозатраты, то он автоматически получает необходимое дополнительное количество витаминов. Напротив, при некоторых заболеваниях повышенная потребность в витаминах сочетается с потерей аппетита, что может приводить к гиповитаминозу. В таких случаях необходимо дополнительно принимать витамины.

Источники витаминов 

Витамины поступают в организм в основном с пищей: как с животной, так и с растительной. Некоторые витамины синтезируются в кишечнике обитающими там микроорганизмами, но это количество не всегда обеспечивает все потребности организма. Некоторые другие витамины вырабатываются в организме из определенных веществ-предшественников -  провитаминов. Роль провитаминов особенно велика в образовании витаминов группы D.

Содержание витаминов в каком-либо пищевом продукте может быть самым различным в зависимости от условий его получения, хранения и приготовления. Некоторые витамины (например, витамины А и С) чувствительны к свету, теплу или изменению кислотности среды.В настоящее время известно около 20 витаминов, необходимых человеку для нормальной жизнедеятельности.

Витамин С (аскорбиновая кислота) имеет большое значение для нормального осуществления ряда физиологических функций организма: процессов клеточного дыхания, всасывания сахаров из кишечного тракта, секреторной деятельности надпочечников и некоторых других. Обнаружена тесная связь между содержанием в организме этого витамина и интенсивностью обмена веществ в тканях. Аскорбиновая кислота стимулирует потребление кислорода тканями, а также деятельность ферментов.

Большинство позвоночных животных синтезирует аскорбиновую кислоту в достаточных количествах, но морские свинки, обезьяны и человек должны получать аскорбиновую кислоту с пищей. В организме человека витамин С не образуется и не накапливается.

Продукты, содержащие витамин С.

Суточная потребность в витамине С для взрослого человека составляет 75 миллиграммов. Этот витамин в большом количестве содержится, например, в лимонах, апельсинах, смородине, картофеле, капусте, ягодах шиповника. При отсутствии витамина С у людей развивается цинга. При этой болезни разрушается соединительная ткань, что ведет к кровоточивости и разрыхлению десен, выпадению зубов, множественным кровоизлияниям в мышцах, коже и другим нарушениям. Аскорбиновая кислота оказывает влияние на обмен кальция и фосфора, поэтому при ее недостатке наблюдается чрезмерная хрупкость костной ткани.Витамин С очень чувствителен к способам хранения и кулинарной обработки продуктов. Он быстро разрушается в очищенных овощах и фруктах, при солении и мариновании. Погружение картофеля и овощей при варке в горячую воду полностью сохраняет витамин С, а при погружении в холодную воду теряется 25-30% витамина. 

Витамины группы В. 

Витамин В1 играет существенную роль в углеводном обмене, поэтому интенсивность клеточного обмена оказывается тесно связанной с количеством поступающего в организм витамина. Суточная потребность взрослого человека в этом витамине составляет 1,5 миллиграмма.Витамин В1 содержится в пивных дрожжах, грецких орехах, яичных желтках, овсяной муке, бобах и некоторых других продуктах. Большое количество витамина В1 содержится в зерновых оболочках различных злаков.К витаминам группы В также принадлежат витамины B2 и B12. Витамин B2 входит в состав ферментов, влияющих на состояние эпителия, а B12 участвует в образовании ферментов, отвечающих за созревание клеток крови.

Нехватка витаминов группы В.

При недостатке витамина Вразвивается болезнь бери-бери,или острый полиневрит. Это заболевание носит еще одно название - «болезнь богатых». Оно было выявлено в Южной Азии в то время, когда наиболее обеспеченные слои населения стали питаться полированным рисом. При обработке риса, тщательно очищая его от зерновых оболочек, теряли содержащийся в них витамин В1. У больныхбери-бери нарушаются движения, может возникнуть паралич,  атрофия мышцсердечная недостаточность.Недостаток витамина B2 приводит к воспалениям слизистых оболочек и малокровию, а нехватка витамина B12 приводит к злокачественному малокровию - опасной болезни, иногда даже приводящей к смерти.

Витамин А (ретинол) образуется из растительных пигментных веществ - каротиноидов. Провитамин А (растительный каротин) в животном организме превращается в витамин А. Собственно витамин А содержится в животных продуктах - рыбьем жире, сливочном масле, яйцах, печени, икре рыб, молоке. Провитамин А содержится в моркови, шпинате, абрикосах, красном перце и других овощах и фруктах.Суточная потребность взрослого человека в этом витамине составляет 1 миллиграмм, каротина же необходимо примерно вдвое больше. Витамин А откладывается в печени.

Пигменты, содержащиеся в зрительных рецепторах, образованы соединением витамина А с белком. Поэтому недостаточность этого витамина в пище приводит, в первую очередь, к нарушению зрения. Это так называемая «куриная слепота» - понижение остроты зрения в сумерках. При значительном недостатке витамина А возникают повреждения кожи и задержка в росте костей.

  1. Методический комментарий
  2. Цель задачи выяснить роль витаминов в обмене веществ; углубить знания о значении витаминов, содержании их  в продуктах питания.
  3. Ключевые слова для поиска: рахит, бери-бери, «куриная слепота» цинга, плоды  шиповника, «сосновое пиво», квашеная капуста, зеленый лук, Лунин Н.И.

В процессе решения данной задачи учащиеся овладевают коллективными формами работы,  развивают навыки информационного, проблемно-поискового и аналитического чтения.

 Задачу можно отнести к общему уровню. Работа предполагает не только сбор и анализ большого количества информации, но и формулирование выводов о причинах заболеваний, роли витаминов в обмене веществ.

Продолжительность работы над задачей один ТОГИС-урок.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

Программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач». 10-11 класс

Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их  в возможности прим...

СБОРНИК ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ» Пособие для учителей биологии и обучающихся

Проблемное обучение открывает широчайшие педагогические возможности формирования личности ребенка. Школьник в проблемном обучении – активный исследователь, а потому знания, обретенные на таком п...

ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 11 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»

Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г.,  предназначена для работы в 11 классе и ра...

ПРОГРАММА элективного курса по общей биологии для 10 класса «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ»

Программа элективного курса составлена на основе программы В.Б.Захарова «Общая биология» для общеобразовательных учебных заведений, 2002 г.,  предназначена для работы в 10 классе и ра...

Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )

Сборник проблемных задач по биологии / для учащихся, учителей, студентов педагогических ВУЗов (автор - Сорокин Ю.П., учитель биологии СОШ №6 с углубленным изучением предметов г.Надым )...

Задачи по биологии на тему "Генетика пола".Биология 10 класс.

quot;Генетика пола" задачи по генетике. 10 класс. Биология. Цель задачи: рассмотреть хромосомный механизм определения пола, изучить явление сцепленного с полом наследования....