Проект шумовое загрязнение и борьба с ним
проект по биологии (7, 11 класс) на тему

Татьяна Ивановна Отмахова

Проект шумовое загрязнение и борьба с ним 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shumovoe_zagryaznenie_i_borba_s_nim.odt62.73 КБ

Предварительный просмотр:

        МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский"

                                      Проект

      Шумовое загрязнение и борьба с ним

   

                                                Выполнил

                                              Отмахов Матвей

                                              ученик 7в класса

                                                          Руководитель

                                              Отмахова Т.И.

                                              учитель биологии

                                               

                                             

                                             1.  Введение

   

    Человек всегда жил в мире звуков и шума.Что такое шум?

Шум — это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызывать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

      «Самая большая роскошь на земле роскошь общения»- писал Антуан де Сент-Экзюпери. А именно самого элементарного общения лишены плохо слышащие люди.

   Актуальность

   Начиная с 25 лет, у человека снижается острота слуха, но в последнее время болезнь катастрофически молодеет, в 1 5- 18 лет — человек не может рассчитывать на тонкий слух.

   Цель проекта: изучить влияние шума на здоровье человека

   Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Провести микроисследование по определению остроты слуха у обучающихся 7-11 классов.

3.Провести анкетирование, с целью выяснения отношения обучающихся к шуму.

4. Выяснить люди каких профессий должны иметь идеальный слух и хорошую  остроту слуха, могут ли пробемы с органом слуха повлиять на карьерный рост и достижение успеха.

5.Разработать здоровьесберегающие рекомендации для обучащихся.

  Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что в современных условиях «шумового загрязнения»   среди обучающихся есть дети, чья острота слуха ниже нормы.

 Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.

                           

                               2. Основная часть

     Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала. По его утверждению, в столице трудно было заснуть — скрип, грохот обозов на узких улицах, брань возниц мешали сну, раздражали. «Большая часть больных,- писал он — умирают в Риме от бессоницы. Но все  же эти шумы были более или менее терпимы для человеческого уха, и только в настоящее время проблема шума заявила о себе в полный голос.

     Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

       Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно небольшой интенсивности.

   Познакомившись с литературой, мы  приступили к работе по определению остроты слуха с помощью речи и анализу её результатов.

   Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводим шепотной речью. Рекомендуется составить 2 группы слов. Первая группа слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например: ворон, двор, море, номер и т. д. Вторая группа слов — гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т. д.

       Цель работы: определить остроту слуха.

    Оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

   Ход работы: работа проводится в группе. Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо заглушают смоченным ватным тампоном, далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь. Как только испытуемый начинает правильно называть 50% произнесенных слов, то это расстояние считают пороговой величиной. После чего расстояние между исследователем и испытуемым начинают быстро увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет та точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка полученных результатов: 1) слова 1-й группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные); 2) слова 2-й группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

 Результаты практической работы показали, что не все мы  обладаем хорошей остротой слуха.

   Для определения остроты слуха из каждой параллели 7-11 классов были выбраны по 10 человек. Результаты исследований представлены в таблице.

Класс

Количество человек

Нормальная острота (%)

1

7

10

60

2

8

10

30

3

9

10

40

4

10

10

50

5

11

10

40

   

   Анализируя  таблицу, мы заметили, что результаты у обучающихся 7 классов повыше. Мы подумали, что это случайность, но при оформлении проекта нам встретилась информация, что к 12 годам острота слуха достигает максимального значения, а потом начинает падать. По нашей таблице это падение пока не заметно.  В среднем 50% обучающихся имеют нормальную остроту слуха. Что нас удивило при проведении данного исследования:

  1. часть ребят отказывались проверять остроту слуха, так как сразу признавались, что не очень хорошо слышат;
  2. у юноши из 9 класса очень низкая острота слуха, что сильно удивило и его самого, он сам сделал предположение, возможно это от того, что он постоянно ходит в наушниках. Мы посоветовали ему срочно обратиться к отолорингологу и выяснить причину;
  3. у ученицы 8 класса наоборот, высокие показатели остроты слуха, низкочастотные слова она различала на расстоянии 7 метров, а именно эти слова вызывали затруднения у испытуемых.

  Авиценна говорил: «Главным сокровищем жизни являются ни земли, которые ты завоевал, ни богатства у вас в сундуках... главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, надо много знать...» Что же мы должны знать, чтобы сохранить здоровье?

   Строение органа слуха.  Поражение хотя бы одной части слухового анализатора может привести к потере слуха полного или частичного.

 Нарушение работы слухового анализатора могут вызывать инфекционные болезни, физические повреждения, сильный шум.

  Рев авиационных моторов, пароходов, поездов, шум машин и станков на промышленных предприятиях, угрюмое гудение стиральной машины и пылесоса вплетает свои голоса в адскую какофонию «цивилизованной жизни».

    Человеческое ухо беззащитно. В отличие от глаза оно не имеет век, не закрываются даже во сне. Природа позаботилась о том, чтобы повысить у животных и первобытнообщинного человека функцию бдительности так, чтобы даже во сне у них были ушки на макушке и сигналы опасности своевременно воспринимались слуховым постом. Поэтому шум бесконтрольно продвигался к нашим барабанным перепонкам.

   Звуки в пределах от О до 80 дБ приятны для восприятия и отрицательных эмоций не вызывают. Если громкость превышает 80 дБ, шум вредно влияет на здоровье.

 Повседневное воздействие шума вызывает их медленное разрушение, клетки как бы умирают от «акустического туберкулеза». Отсюда повсеместный рост глухоты. Второй губительный эффект громких звуков — связан с нервной системой. По данным французских ученых, шум виновен  в 70% неврозах.

   Чутко реагирует на него сердце, изменяется ритм его деятельности (тахикардия), поражаются сосуды, давление поднимается до гипертонических высот, нарушается цикл дыхания - тут как тут бронхиальная астма, выбившаяся из нормальной колеи работа желудочно-кишечного тракта.

  Длительное пребывание в условиях повышенного звукового давления ведет к нарушению логики мышления, отсюда понижение производительности труда на 10-20 %.

 «Тишины хочу, тишины…Нервы, что ли обожжены?» воскликнул однажды поэт Андрей Вознесенский. Наверное, в жизни у каждого из вас были минуты, когда и вам хотелось произнести нечто подобное.

 Вторая часть исследования заключалась в проведении анкетирования, с целью выяснения отношения обучающихся к шуму. Учитель биологии предложила взять вопросы, которые она задавала обучающимся 6 лет назад, при подготовки материала к родительскому собранию и сделать сравнение результатов. Вопросы анкеты.

     1.  Нравится ли вам слушать громкую музыку?

  1. Можете ли вы делать уроки, если включен телевизор или плеер?
  2. Мешает ли вам шум на перемене?
  3. Нужно ли в   школе место, где бы вы могли отдохнуть, посидеть в тишине, уединиться?
  4. Где самое шумное место в школе?
  5. Что нужно сделать, чтобы уменьшить шум на переменах?

В анкетировании приняло участие 92 человека. Результаты представлены в таблице.

Вопросы

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

1

Нравится ли вам слушать громкую музыку?

64

28

2

Можете ли вы делать уроки, если включен телевизор или плеер?

54

38

3

Мешает ли вам шум на перемене?

39

53

4

Нужно ли в   школе место, где бы вы могли отдохнуть, посидеть в тишине, уединиться? 

43

49

    Работая с анкетами мы обратили внимание, что обучающиеся любят громкую музыку и шум им не мешает. На последний вопрос, ответы разделились поровну.  В школе достаточно мест где можно отдохнуть, пообщаться между собой.

       На пятый вопрос «Где самое шумное место в школе?» почти все ответили «Столовая»

   На вопрос «Что нужно сделать, чтобы уменьшить шум на переменах?»

    73 человека ответили, что сами создаем шум, не разговаривать громко, 9- не знаем, были и такие «позвать учителя ОБЖ», «позвать директора», «наказать», «штрафовать», «наругать», «поговорить с человеком, чтобы он понял», «ничего не делать».

   Работа по уменьшению шума в школе ведется всегда, проводятся классные часы по культуре поведения, в столовой есть организатор, который следит за процессом питания, решает спорные вопросы, за порядком в коридорах следят дежурные и учителя. Мы тоже решили внести свой вклад. В столовой поместили плакаты «Когда я ем, я глух и нем», «Тишина», «Тихо! Идет обед». Этим плакатам больше всего обрадовались повара. Они очень устают от шума в столовой. Шум раздражает, мешает работать, думать.

 Но самое главное, чтобы каждый ученик понимал, что впереди длинная жизнь и беречь здоровье нужно с детства.

  Хороший слух расширяет выбор  профессий выпускниками школ. Ведь часто самые престижные публичные профессии и профессии, связанные с многочисленными  и разнообразными социальными контактами, требуют хорошего слуха. Мы попробовали составить список таких профессий.

 Профессии, требующие идеального слуха: настройщики музыкальных инструментов, звукооператоры, хореографы, музыканты, композиторы, певцы.

    Профессии, требующие хорошей остроты слуха: пилоты, дикторы, радисты, диспечеры, кинологи, терапевты, спасатели.

                                   

                                 3. Выводы

1. В ходе выполнения проекта мы освоили методику определения остроты слуха.

2. Убедились, что наша гипотеза верна. Шум негативно влияет на здоровье.

3. Хороший слух дает возможность расширить выбор профессий.

4. Чтобы сохранить на долгие годы способность хорошо слышать, необходимо соблюдать здоровьесберегающие рекомендации.

              4. Здоровьесберегающие рекомендации

1. Не говорите слишком громко на переменах.

2. Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.

3. Не слушайте музыку через наушники, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

4. На дискотеке постарайтесь находиться подальше от аккустических колонок.

5. Отдыхайте в выходные дни на природе (слушайте тишину).

6. Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом.

7.«Подобное лечить подобным». Для улучшения здоровья использовать классические произведения, отрывки из которых прозвучали в ходе выступления.

Специалисты предлагают каталоги лечебной музыки, образцом которой может служить, например, такой.

    Для снятия раздражимости:

Бах «Кантата  № 2» , Бетховен «Лунная соната».

    Против беспокойства и тревоги:

Шопен мазурки и прелюдии, Штраус вальсы, Рубинштейн «Мелодия».

     Успокоительные:

Бетховен «6 симфония» З часть, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Дебюсси «Свет луны».

     При головной боли:

Бетховен «Фиделио», Лист «Венгерская рапсодия»,

Бах «Концерт ре - минор для скрипки»,

Шопен «Ноктюрн ре-минор».

8. Необходимо помнить уровни шумов от различных источников и реакцию организма на акустические воздействия (в дБ).

Зимний лес в безветренную погоду

0

Комфортный

 акустический

режим (при уровне звука 10-60 дБ)

Шелест листвы

10-30

Тиканье часов в 1м от уха

около 10-25

Шёпот

20-30

Спокойный разговор

40-60

Шум в салоне легкового автомобиля

60

Урок в школе

40-60

Шум на перемене в школе

50-80

Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль.

Будильник

60-80

Телевизор

60-90

Поезд (метро, на железной дороге)

70

Громкий разговор

75

Пылесосы

80

Игра на пианино

до 80

Детский плач

80-90

Реактивный самолет (на высоте 300 м)

95

Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс, язвенная болезнь, гипертония.

Школьный шум на переменах

80-110

Цех текстильной фабрики

100

Автомобильный гудок

100

Плеер

110

Вызывает звуковое опьянение, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте.

Транспортный шум оживлённой городской магистрали

120-130

Реактивный двигатель

130-150

Шум на дискотеке

175

Удар молнии

120-130

Взлет реактивного самолета

140

Старт космической ракеты

150-160

Выстрел из орудия

 170

                     

       

               

                 Список использованных источников

1. Баулин И. За барьером слышимости. - М.: «Знание»,1971. – 176 с.

2. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина/Я 11. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997., С.244-246.

3. Влияние шума больших городов на здоровье человека (www.health-for-family.com/article)

4.Влияние шума на здоровье человека (www.veritas.kiev.ua/view/shum).

5. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /. – М.: Дрофа, 1995., С.209-213

6. О вредном влиянии шума (www.webasto-msk.ru).

7. Проблема влияния шума на организм человека. (www.conf.muh.ru).

                         

   

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Noise Pollution/ Шумовое загрязнение 10-11 класс по теме "Экология"

Урок Noise Pollution  /Шумовое загрязнение  для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ  способствует их экологическому просвещению.  Задания, выполняемые на уроке,  н...

Изучение шумового загрязнения (практическая работа)

Экологический шум - одна из форм загрязнения окружающей среды. Увеличение уровня шума сверх природного отрицательно действует на человека: повышается утомляемость, снижается умст­венная активность, во...

Экологические проблемы ( Шумовые загрязнения города и их влияния на здоровье человека).

Мы живем в современном  городе, который  сочетает в себе промышленность, транспорт, высокую плотность жилой застройки, зеленые зоны отдыха, спортивные сооружения и многое другое. Одной...

Исследовательский проект "Шумовое загрязнение"

Исследовательский проект "Шумовое загрязнение". Цель - выявить источники шумового загрязнения в школе....

Презентация по ОБЖ. Тема "Шумовое загрязнение среды и его влияние на организм человека". 9 класс.

Изучения влияния шумового загрязнения на организм че­ловека, а также мер безопасности и способов защиты организма от шума.Получение  представления  о  безопасном  использовании...

«Шумовое загрязнение

Основные составляющие устройства к проекту «Шумовое загрязнение»....

Шумовое загрязнение

Изыскивая пути экологического воспитания в процессе обучения физике, учитель должен  руководствоваться, прежде всего тем, чтобы методы и приемы использования материала, раскрывающего ту или иную ...