Спецификация проверочной работы по теме «Клеточное строение организмов» 5 класс ФГОС
методическая разработка по биологии на тему

Лезова Ирина Викторовна

Спецификация проверочной работы по теме «Клеточное строение организмов» 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifikatsiya.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по теме «Клеточное строение организмов» 5класс ФГОС

Назначение проверочной работы

Проверочная работа предназначена для проведения контроля знаний по теме «Клеточное строение организмов»

Документы, определяющие содержание проверочной работы

Содержание и структура работы разработаны на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения
  • Примерной программы  основного общего образования. Биология. ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

Условия работы 40 минут

Дата проведения ноябрь 2015г.

Дополнительные материалы и оборудование

Не предусмотрены

Структура и содержание работы

Работа конструируется таким образом, чтобы обеспечить проверку понятийного аппарата темы курса биологии 5 класса. Она состоит из частей:

  • Часть 1 – 11 заданий
  • Часть 2 – 3 задания
  • Часть 3 – 1 задание

В работе используются задания трех типов:

  • С выбором ответа (ВО), в котором необходимо выбрать и обвести номер верного ответа из четырех предложенных;
  • С кратким ответом (КО), в котором ответ необходимо записать в виде числа, слова  или набора символов;
  • Развернутым ответом (РО), для которых нужно записать полный развернутый письменный ответ на предложенный вопрос.

В таблице 1 приведено распределение заданий по частям работы и содержательным темам курса биологии 5 класса с учетом форм заданий.

Таблица 1

Распределение заданий по темам курса и формам заданий

Часть

работы

Темы курса

Кол-во заданий

Всего

ВО

КО

РО

1

Устройство лупы и микроскопа

3

3

1,2

Строение  клетки

5

4

1

1

Химический состав клетки

2

2

1,2,3

Жизнедеятельность клетки .ее деление и рост

4

2

1

1

2

Ткани

1

1

В работе контролируются различные виды деятельности:

  • владение понятийным аппаратом курса биологии, изученного к моменту окончания 5 класса;
  • объяснение биологических явлений и процессов с использованием имеющихся практических и теоретических знаний
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

В таблице 2 приведено распределение заданий по частям работы и видам деятельности.

Таблица 2

Распределение заданий по частям работы и видам деятельности

Всего

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Владение понятийным аппаратом курса биологии (знать/понимать)

15

11

3

1

Объяснение биологических явлений и процессов с использованием имеющихся практических и теоретических знаний

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Итого:

15

11

3

1

В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности.

        Задания базового уровня сложности (Б) проверяют освоение знаний и умений по биологии, обязательных к усвоению, поскольку без них невозможно успешное продолжение обучения.

        Задания повышенного уровня сложности (П) позволяют оценить и дифференцировать уровень учебных достижений.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Таблица 3

Рекомендуемая шкала перевода тестовых баллов в школьную отметку

Отметка

Тестовый балл

Отметка «2»

До 11 баллов

Отметка «3»

11-14 баллов

Отметка «4»

15-17 баллов

Отметка «5»

18-20 баллов

Ответы:

Часть1                                                    

1-4        
2-2

3-3        

4-2

5-4

6-1

7-1

8-2

9-4

10-3

11-1              

часть 2

        задание-1

1

2

3

4

5

Б

В

Д

Г

А


        задание -2

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

2

1

        Задание 3-3.4,2,1,5,6

        

Тема. Клеточное строение организмов.

Часть 1.В предложенных заданиях необходимо выбрать и обвести номер верного ответа из четырех предложенных. Каждый правильный ответ 1 балл.

1-1. Чтобы рассмотреть устройство клетки, необходимо приготовить

1) штативную лупу2) увеличительное стекло

3) ручную лупу4) микропрепарат

1-2. Процесс размножения клетки называют

1) дыханием2) делением

3) питанием4) ростом

1-3. Зелёный цвет растений обусловлен присутствием в клетках особых зелёных пластид

1) вакуолей2) лейкопластов

3) хлоропластов4) цитоплазмы

1-4. Основную часть старой клетки занимает

1) ядро2) вакуоль

3) цитоплазма4) оболочка

1-5. Простейшим увеличительным прибором является

1) световой микроскоп2) штативная лупа

3) электронный микроскоп                   4) ручная лупа

1-6. Основным запасным питательным растительных клеток является

1) крахмал2) вода

3) клейковина4) масло

1-7. Все живые клетки растения дышат, что проявляется в виде

1) выделения углекислого газа2) выделения кислорода

3) почвенного питания4) роста и размножения

1-8. Резервуары, в которых накапливается клеточный сок, называются

1) пластиды2) вакуоли

3) лейкопласты4) цитоплазма

1-9. Защищает содержимое клетки от внешних воздействий

1) цитоплазма                                          2) вакуоль

3) ядро4) оболочка

1-10. Каким ученым была открыта клетка

1) Антони ван Левенгуком2) Шлейден Матиасом

3) Робертом Гуком4) Шванн Теодором

1-11. Неорганические вещества – это:

1 ) вода и минеральные соли

2 )белки, жиры, вода

3 ) минеральные соли, углеводы

4)белки, жиры, углеводы

Часть 2.В предложенных заданиях ответ необходимо записать в виде числа или набора символов. Правильный ответ 2 балла.

2-1. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям. 

1. Покровная ткань

2. Механическая ткань

3. Проводящая ткань

4. Основная ткань

5. Образовательная

A. Клетки небольших размеров, имеющие тонкую оболочку ,крупное ядро

Б. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев

B. Придает прочность растениям

Г. Образуется в клубнях картофеля, семени фасоли

Д. Клетки имеют вид трубок или сосудов

1

2

3

4

5

2-2. Установите соответствие между частями клетки и особенностями их строения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ЧАСТИ КЛЕТКИ

А) содержат клеточный сок

1) вакуоли

Б) могут быть окрашены в зелёный цвет

2) пластиды

В) содержат растворимые в воде вещества

Г) запасают крахмал, белки или масла

Д) представляют собой полости-резервуары

А

Б

В

Г

Д

2-3. Расположите в правильном порядке события, которые происходят при делении клетки

1) переход хромосом к противоположным концам клетки

2) расположение хромосом по «экватору» клетки

3) распад оболочки ядра

4) удвоение числа хромосом

5) образование перегородки в средней части клетки

6) образование материнской и дочерней клетки

Часть 3.Запишите полный развернутый письменный ответ на предложенный вопрос (3 балла).

Докажите, что растительная клетка живая.

Контрольная работа № 2

 Тема. Строение клетки

Вариант 2

Часть 1.В предложенныхзаданиях необходимо выбрать и обвести номер верного ответа из четырех предложенных. Каждый правильный ответ 1 балл.

 1. Не способны к делению зрелые клетки:

1)кончика корня                                          2) древесины                      

3)крови человека               4)вирусов  

2.Сложный прибор, с помощью которого можно рассмотреть клеточное строение растения, называется

1) увеличительное стекло                                    2) микроскоп

3) штативная лупа 4) микропрепарат

3. Ядро является главным органоидом, потому что оно

1) самый крупный органоид2) передвигается по цитоплазме

3) участвует в делении клетки4) производит питательные вещества

4.В клетках семени подсолнечника содержатся капли особых запасных питательных веществ

1) крахмала                                                                 2) масел

3) солей4) белков

 5.   Клеточного строения НЕ имеют

  1) некоторые виды инфузорий                   2)   плесневые грибы

3) бактерии                    4)вирусы      

6. В животной клетке отсутствуют:

1) ядро                               2)митохондрии                      

3) пластиды                4) цитоплазма              

7. Линзы,  расположенные выше тубуса светового микроскопа, образуют

1) объектив                                                     2) штатив                                    

3) окуляр                                                        4) зеркало

 8. К числу белков относится

1) крахмал                                 2) масло

3) соли                 4) глюкоза

9. Вязкое вещество, заполняющее клетку- это

1) ядро                                          2)цитоплазма        

3)мембрана        4) ядерное вещество

10.Слой водонепроницаемой слизи, который может окружать бактериальную клетку- это

1)капсула                                                        2) оболочка                                

3) мембрана                                                    4)жгутик

11. К ядерным организмам относятся

1) растения, животные и бактерии              2)растения, животные и грибы    

3) бактерии, грибы и растения                     4) бактерии, грибы и животные

12. Вакуоль- это органоид, который

1) запасает воду и минеральные вещества  2)регулирует все процессы жизнедеятельности

 3) выполняет защитную функцию              4) улавливает энергию солнечных лучей 13.Хлоропласты в клетке

1) осуществляют фотосинтез                                 2)поддерживают давление    

 3)накапливают воду и минеральные вещества   4)выполняет защитную функцию

14. Клеточное ядро открыл

1) Р. Гук                                                          2) А. Левенгук                          

3) Р. Броун                                                      4) М. Шлейден

15. Амёбу  относят к

1) одноклеточным  животным2) колониальным организмам

3) многоклеточным гриба                            4) одноклеточным растениям

16.Хроматофоры хлореллы и хламидомонады

1)удаляют излишки воды из клетки             2)осуществляют фотосинтез    

3) обеспечивают подвижность                      4)запасают воду и мин. вещества

Часть 2.В предложенных заданиях ответ необходимо записать в виде числа или набора символов. Правильный ответ 2 балла. 2.1.  Установите соответствие между частями клетки и выполняемыми ими функциями (одна функция лишняя) Для этого к каждому элементу первого столбца подберите одну позицию из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов

 2.1. найдите соответствие между частями клетки и функциями

    Части клетки                                                                      

Функция

А) ядро

1) обеспечивает движение клетки

Б) плазматическая мембрана

2)запасает воду и минеральные вещества

В) жгутик

3) защищает клетку от повреждений

4) регулирует все процессы в клетке

А

Б

В


  2.2. Что из перечисленного явления частью животной клетки? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны

1)Мембрана                                               2) клеточная стенка

3) Хлоропласт                                           4) цитоплазма

5) Вакуоль                                 6) ядро

2.3. Дополните схему

        Обитает  в  …..

   Амёба        Передвигается при помощи……

        Переваривает пищевые частички в……

                                 Удаляет излишки воды при помощи…………….

Часть 3.Запишите полный развернутый письменный ответ на предложенный вопрос (3 балла).

Охарактеризуйте организм- гидра

1) К какому царству относится?

2) Является одноклеточным, многоклеточным или колониальным?

3) Где обитает?

4) Как питается?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Клеточное строение растений"

Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Клеточное строение растений». Представлен карточками в двух вариантах. Разработан к учебнику для общео...

Проверочная работа по теме: « Клеточное строение организмов».

Проверка знаний в форме тестовой работы....

проверочная работа по теме "Клеточное строение растений"

проверочная работа по теме "клеточное строение растений" 6 класс биология по программе Понаморевой И.Н...

Проверочная работа по теме "Клеточное строение растений" - 6 класс

Проверочная работа в двух вариантах для контроля знаний учащихся по строению и функциям клетки и тканей растений в форме теста. УМК В.В.Пасечник....

Проверочная работа по биологии "Клеточное строение организмов" для 5 класса.

Проверочная работа по биологии "Клеточное строение организмов" для 5 класса  к УМК В.В. Пасечника (2 варианта). Данная работа предназначена для тематического контроля предметных и метапредметных ...

Проверочная работа по теме «Клеточное строение организмов»

Проверочная работа  по теме «Клеточное строение организмов»...

Контрольная работа по теме " Клеточное строение организмов". 5 класс. Пасечник В.В.

Контрольная работа по биологии "Клетосное строение организмов" Пасечник В.В. 5 класс....