Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 10  кл. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._po_biologii.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

Рассмотрена
на заседании методического
совета МБОУ СОШ п. Солидарность

протокол

от _______ №

Председатель МС

_________В.А. Авдеева

Принята

решением педагогического совета МБОУ СОШ п. Солидарность

протокол

от__________ №

Утверждена
приказом МБОУ СОШ п. Солидарность
от ________№

Директор школы

________ Т.И. Купавцева



Рабочая программа

по учебному предмету Биология   10 класса


Автор-составитель: 

учитель Зуева Л.А.

2016 – 2017  уч. г.



Требования к результатам обучения и освоения курса «Биология»

Личностные результаты освоения основной образовательной

программы среднего общего образования

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к

своему здоровью, к познанию себя:

- Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного

достоинства, собственного мнения.

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и

идеалами гражданского общества.

- Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа

жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному

физическому и психологическому здоровью

- Неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,

наркотиков

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с

окружающими людьми:

- Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и

доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению,

мировоззрению

- Способность к сопереживанию и формирования позитивного

отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к

физическому и психологическому здоровью, других людей, умение оказывать

первую помощь

- Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к

окружающему миру, к живой природе, художественной культуре:

Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития

науки, значимость науки, владение достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об

устройстве мира и общества.

- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

- Экологическая культура, бережное отношения к родной земле,

природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды,

ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков

разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,

приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной

деятельности

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к

труду, в сфере социально-экономических отношений:

- Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации

собственных жизненных планов

- Готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности

как к возможности участия в решении личных, общественных,

государственных, общенациональных проблем

Метапредметные результаты

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты освоения основной образовательной

программы среднего общего образования

 Выпускник на базовом уровне научится:

–        раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

–        понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

–        понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

–        использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

–        формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

–        сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

–        обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

–        приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

–        распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

–        распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

–        описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

–        объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

–        классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

–        объяснять причины наследственных заболеваний;

–        выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

–        выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

–        составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

–        приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

–        оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

–        представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

–        оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

–        объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

–        объяснять последствия влияния мутагенов;

–        объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–        давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

–        характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

–        сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

–        решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

–        решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

–        решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

–        устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

–        оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание учебного предмета

10 класс

 Обязательный минимум ФГОС ООО выделен жирным шрифтом.

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные критерии живого. Уровни организации живой природы. Биологические системы разных уровней организации.

Структурные и функциональные основы жизни.

 

Т.1 Химический состав клетки.

Молекулярные основы жизни. Химический состав

организмов. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение.  Биополимеры. Свойства ДНК как носителя наследственной информации. АТФ. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Лабораторная работа №1 «Изучение каталитической активности ферментов на примере каталазы».

Т.2 Строение клетки. 

Цитология, методы цитологии.  Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.  Строение и функции хромосом. Геном. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Лабораторная работа №2 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука».

Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».

Т.3 Обмен веществ и превращения энергии.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен.

Т. 4 Наследственная информация и реализация её в клетке

 Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм

Т. 1 Размножение организмов

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных.

Т. 2 Индивидуальное развитие организмов.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Т. 3 Закономерности наследственности и изменчивости.

 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

   

Т. 3 Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Т. 4 Селекция

Доместикация и селекция. Методы селекции. Селекция растений. Селекция животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Содержание учебного предмета

11 класс

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Формы естественного отбора. Микроэволюция и макроэволюция. Способы видообразования. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия».

Лабораторная работа №2 «Изменчивость организмов».

Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания».

 Лабораторная работа №4 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптация (у насекомых)».

 

Развитие жизни на Земле.

Т. 1 Гипотезы происхождения жизни

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Первые клетки и их эволюция 

Т. 2 Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Т. 3 Гипотезы происхождения человека.  Эволюция человека

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

 

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме.  Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы. Живое вещество и его роль в биосфере.  Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.

Лабораторная работа №5 «Составление пищевых цепей».

Лабораторная работа №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности»

Тематическое планирование 10 класс

Содержание

Количество часов

1

   Биология как комплекс наук о живой природе.

1

2

Структурные и функциональные основы жизни.

14

Химический состав клетки

4

 Строение клетки

5

Обмен веществ и превращения энергии.

2

Наследственная информация и реализация её в клетке

3

3

Организм.

19

Размножение организмов

3

Индивидуальное развитие организмов

2

Закономерности наследственности и изменчивости

7

Наследственная и ненаследственная изменчивость

4

Селекция

3

Резерв

1

Тематическое планирование 11 класс

Содержание

Количество часов

1

Теория эволюции

13

2

Развитие жизни на Земле.

13

Гипотезы происхождения жизни

1

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

6

Гипотезы происхождения человека.  Эволюция человека

6

3

Организмы и окружающая среда

7

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по биологии 10кл/35ч Н.И.Сонин базовый уровень

Программа составлена для 35ч/год и 1 ч/нед  в соответствии с авторской программой (Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.) 2010г, допущенной  Министерством образования РФ. Содержит пояснительную за...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии по ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, для основного общего образования 5-9 кл., на основе авторской программы Пасечника В.В....

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...

Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ

Рабочая программа по  биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...