Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Экология в экспериментах"
    рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

    Чувашова Ольга Владимировна

    Данная рабочая программа предназначена для обучения учащихся в 11 классе и содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_kursa_ekologiya_v_eksperimentah.doc141.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Лицей имени В.Г.Сизова»    

     

    Утверждаю

    Директор лицея

    ____________В.А.Ермоленко

    «»  августа  2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    элективного курса

    «Экология в экспериментах»  

    Класс 11

    Учебный год 2016-2017

    Учитель Чувашова О.В.

    УМК Г.А. Нечаев, Е.И.Федорос . Экология в экспериментах: 10-11 класс: методическое пособие. – М. :Вента – Граф, 2006.

    Обсуждена и согласована                                                                                        Принята на заседании

    на заседании методического объединения                                                                 педагогического совета

    учителей естественно-научного цикла                                                                        протокол № 1

    Протокол № 1  от «29» августа 2016 г.                                                                        от «» августа 2016 г.

    г. Мончегорск

    Пояснительная записка

    2.1. Нормативно-правовая база.

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы элективного курса  «Экология в экспериментах» авторов Г.А. Нечаева, Е.И.Федороса . Экология в экспериментах: 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана- Граф, 2006. –112 с  

    2.2.  Общая характеристика учебного предмета

    Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем её дальнейшего развития. Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является учебный эксперимент.

    Экологический эксперимент выполняет, кроме познавательной, ещё и интегративную функцию в системе естественного образования учащихся, поскольку в его условиях рассматриваются не только конкретные объекты изучения данной науки, но и система их взаимосвязей с окружающей средой. Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экологической деятельности, являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся предметам естественнонаучной образовательной области, дальнейших самостоятельных исследований подобного рода, а также для профессиональной ориентации школьников.

    Элективный курс предусматривает применение проектного подхода в обучении. Проектная деятельность позволяет педагогу эффективно использовать современные образовательные технологии и реализовывать вариативность обучения, а учащимся – подобрать индивидуальные образовательные маршруты в рамках курса.

    2.3. Цели и задачи курса

    Цели курса:

    -освоение учащимися основных понятий синэкологии, аутэкологии, демэкологии, являющихся теоретической основой для проведения исследований;

    - освоение основными правилами и подходами к организации научного эксперимента;

    -формирование  у учащихся системы умений проводить частные и комплексные исследования.

    Задачи курса:

    1. Освоение основными понятиями общей экологии. 

    2. Овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области экологии; устанавливать связь между развитием экологии и социально-этическими,  экологическими  проблемами  человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую (экологическую) информацию; пользоваться биологической (экологической) терминологией и символикой;

    3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной экологии; проведения экспериментальных исследований, решения экологических задач, моделирования экологических объектов и процессов;

    4. Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

    5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры.

    2.4. Место предмета в учебном плане лицея

    Преподавание курса осуществляется в соответствии с учебным планом лицея, согласно которому в 11 профильном естественнонаучном классе на курс отводиться 2 час в неделю, т.е. 68 часов в год.

    2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

    Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных биологических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

    — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

    — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

    — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

    3. Учебно – тематический план (11 класс)

    Раздел, тема

    Всего часов

    Теория

    Практика

    I. Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований.

    2

    2

    -

    II. Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно – библиографической работы. Методы статистической обработки данных.

    8

    5

    3

    III. Экология особей. Биоэкологические исследования

    18

    14

    4

    IV. Экология популяций. Биоэкологическое исследование

    18

    17

    1

    V. Экология сообществ. Биоэкологические исследования и эксперименты.

    16

    -

    16

    VI. Научно-практическая конференция учащихся по проведенным исследованиям

    4

    -

    4

    VII. Повторение и обобщение изученного  материала.

    2

    2

    Всего:

    68

    40

    28

    4. Содержание курса.

    Тема 1. Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований

    Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, моделирование. Научные понятия, гипотезы и теории.

    Логические приёмы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия.

    Дополнительный материал. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях.

    Тема 2. Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных

    Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, работа с литературой, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта.

    Проведение исследования: ведение документации, ошибки в исследованиях.

    Обработка и обобщение результатов исследования, оформление результатов исследования.

    Дополнительный материал. Структура отчёта о научной работе: введение, литературный обзор, материалы и методика, анализ результатов, выводы, список литературы. ГОСТ 7.32-2001 «Правила оформления отчёта о научно-исследовательской работе»

    Основы научно-библиографической работы. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документов» общие требования и правила составления.

    Основные понятия биометрии (статистические оценивание качественной и количественной изменчивости признака по выборке, статистические методы проверки статистических гипотез).

    Дополнительный материал. Основные статистические оценки количественной и качественной изменчивости.

    Практикум: практические работы

    Современные способы представления результатов исследования. Построение таблиц и диаграмм.

    Методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (библиографических ссылок и списка литературы).

    Использование компьютерных программ для статистической обработки данных.

    Тема 3. Организм и среда обитания: биоэкологические исследования и эксперименты

    Экология и её разделы. Основные понятия аутэкологии. Окружающая среда, местообитания. Абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы. Экологическая пластичность (экологическая валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов на организмы: правило минимума, закон толерантности Шелфорда.

    Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва, организм.

    Температура и влажность наземных местообитаний, солёность вод и свет как важнейшие экологические факторы. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.

    Биологические факторы: понятие о внутривидовой конкуренции, межвидовая конкуренция, хищничество, паразитизм, мутуализм, аменсализм, комменсализм.

    Основные направления и возможные темы исследовательских работ по теме 3.

    Практикум: проекты

    - исследование влияния абиотических факторов на организмы (на базе школьной теплицы)

    - определение хронобиологического типа человека

    - определение типа высшей нервной деятельности человека

    - оценка показателей здоровья человека и факторов, влияющих на него

    - влияние тяжёлых металлов на физиологические процессы живых организмов (на базе школьной теплицы)

    Тема 4. Экология популяций: биоэкологические исследования и эксперименты

    Основные понятия экологии популяций: численность популяции, плотность популяции, рождаемость, смертность, прирост популяции, темп прироста; возрастная и половая структура популяции.

    Пространственная структура популяции. Образ жизни и типы использования территории популяциями животных.

    Динамика численности популяции при освоении нового местообитания (экспоненциальный и логистический рост численности) и в освоенной среде (устойчивые колебания).

    Типы динамики численности популяции.

    Факторы и механизмы, регулирующие численность популяции. Ультимативные факторы: климатические изменения, межвидовая конкуренция (экологическая ниша), взаимоотношения «хищник – жертва» и «паразит – хозяин», косвенные взаимоотношения растений. Сигнальныеи факторы (авторегуляция численности популяции): сигнальные уровни численности, эффект группы, эффект массы, принцип Олли.

    Практикум: проекты:

    - влияние плотности популяции на прорастание, рост растений на примере фасоли (на базе теплицы)

    - оценка некоторых показателей здоровья групп людей.

    Тема 5. Экосистемы: биоэкологические исследования и эксперименты

    Экологические сообщества. Экосистема (биоценоз, биотоп, экотон), биогеоценоз. Естественные и искусственные экосистемы.

    Характеристика организмов по типу питания и по роли в сообществе. Трофическая структура экосистемы. Трофические цепи, трофические сети. Трофические связи организмов в экосистеме. Пространственная структура экосистемы.

    Продуктивность и энергетика экосистем: биомасса, продукция (валовая и чистая – первичная и вторичная), характеристика потока энергии по трофическим цепям в экосистеме.

    Динамика экосистем: динамическое равновесие, гомеостаз, устойчивость. Периодические изменения в экосистемах: суточные, сезонные и многолетние циклы. Непериодические изменения в экосистемах: флуктуации, сукцессии. Понятие о климаксных сообществах.

    Практикум: проекты

    - изучение микробиоценозов почвы

    - изучение водных экосистем

    - город как экосистема

    5. Требования к уровню подготовки учащихся

    Учащиеся должны знать:

    — определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

    — о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

    — законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

    — об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

    — о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

    — законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

    — о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

    — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

    — о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

    — о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

    Учащиеся должны уметь:

    — решать простейшие экологические задачи;

    — использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

    — объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

    — строить графики простейших экологических зависимостей;

    — применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

    — использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.

    6. Календарно-тематическое планирование курса «Экология в экспериментах» (11 класс)

    № урока

    Дата

    Тема урока

    Содержательный компонент урока

    Тип урока

    Тема 1. Основы общей методологии научных исследований.

    1

    Уровни и методы научного познания.

    Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, моделирование

    Лекция

    2

    Специальные о общенаучные методы научного познания

    Научные понятия, гипотезы и теории. Логические приёмы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях

    Лекция

    Тема 2. Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных

    3

    Основные принципы организации исследования

    Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, работа с литературой, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта.

    Проведение исследования: ведение документации, ошибки в исследованиях.

    Комбинированный

    4

    Основные принципы организации исследования

    Обработка и обобщение результатов исследования, оформление результатов исследования.

     Структура отчёта о научной работе: введение, литературный обзор, материалы и методика, анализ результатов, выводы, список литературы.

    Практикум

    5

    Основы научно-библиографической работы.

    ГОСТ 7.32-2001 «Правила оформления отчёта о научно-исследовательской работе»

    Основы научно-библиографической  работы. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись.

    Лекция

    6

    Основы научно-библиографической работы.

    Библиографическое описание документов» общие требования и правила составления, методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (библиографических ссылок и списка литературы).

    Практикум

    7

    Статистическая обработка данных.

    Основные статистические оценки количественной и качественной изменчивости. Современные способы представления результатов исследования.

    Лекция

    8

    Статистическая обработка данных.

    Построение таблиц и диаграмм.

    Использование компьютерных программ для статистической обработки данных

    Практикум

    Тема 3. Организм и среда обитания: биоэкологические исследования и эксперименты

    9

    Основные понятия экологии особей (аутэкологии)

    Экология и её разделы. Основные понятия аутэкологии. Окружающая среда, местообитания. Абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы.

    Лекция

    10

    Основные понятия экологии особей (аутэкологии)

    Экологическая пластичность (экологическая валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов на организмы: правило минимума, закон толерантности Шелфорда.

    Лекция

    11

    Среды жизни

    Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная. Особенности каждой среды жизни, влияние их на жизнедеятельность организмов.

    Семинар

    12

    Среды жизни

    Основные среды жизни: почва, организм. Особенности каждой среды жизни, влияние их на жизнедеятельность организмов.

    Практикум

    13

    Важнейшие экологические факторы: температура

    Температура наземных местообитаний как важнейший экологический фактор. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.

    Лекция

    14

    Важнейшие экологические факторы: температура

    Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.

    Практикум

    15

    Важнейшие экологические факторы: влажность.

    Влажность наземных местообитаний, как важнейшие экологические факторы. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.

    Лекция

    16

    Важнейшие экологические факторы: солёность

    Соленость водных местообитаний, как важнейшие экологические факторы. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.

    Комбинированный

    17,18

    Важнейшие экологические факторы: свет.

    Свет как важнейший экологический фактор. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.

    Практикум

    19

    Биотические экологические факторы.

    Биологические факторы: понятие о внутривидовой конкуренции, межвидовая конкуренция.

    20

    Биотические экологические факторы.

    Биологические факторы: хищничество, паразитизм, мутуализм, аменсализм, комменсализм.

    Практикум

    21

    Обобщающее повторение

    Семинар

    Тема 4. Экология популяций: биоэкологические исследования и эксперименты

    22

    Демографические характеристики популяций

    Основные понятия экологии популяций: численность популяции, плотность популяции, рождаемость, смертность, прирост популяции, темп прироста; возрастная и половая структура популяции.

    Лекция

    23

    Демографические характеристики популяций

    Динамика численности популяции при освоении нового местообитания (экспоненциальный и логистический рост численности) и в освоенной среде (устойчивые колебания).

    Лекция

    24,25

    Пространственная структура популяций.

    Пространственная структура популяции. Образ жизни и типы использования территории популяциями животных.

    Комбинированный

    26

    Динамика численности популяций.

    Типы динамики численности популяции.

    Факторы и механизмы, регулирующие численность популяции.

    Лекция

    27

    Динамика численности популяций.

    Ультимативные факторы: климатические изменения, межвидовая конкуренция (экологическая ниша), взаимоотношения «хищник – жертва» и «паразит – хозяин», косвенные взаимоотношения растений

    Лекция

    28,29

    Факторы, влияющие на популяции.

    Сигнальные факторы (авторегуляция численности популяции): сигнальные уровни численности, эффект группы, эффект массы, принцип Олли.

    Практикум

    30

    Обобщающее повторение

    Семинар

    Тема 5. Экосистемы: биоэкологические исследования и эксперименты

    31

    Экосистемы и их структура

    Экологические сообщества. Экосистема (биоценоз, биотоп, экотон), биогеоценоз. Естественные и искусственные экосистемы.

    Характеристика организмов по типу питания и по роли в сообществе.

    Лекция

    32

    Экосистемы и их структура

    Трофическая структура экосистемы. Трофические цепи, трофические сети. Трофические связи организмов в экосистеме. Пространственная структура экосистемы.

    Лекция

    33,34

    Продуктивность и энергетика экосистем.

    Продуктивность и энергетика экосистем: биомасса, продукция (валовая и чистая – первичная и вторичная), характеристика потока энергии по трофическим цепям в экосистеме.

    Комбинированный

    35

    Динамика экосистем.

    Динамика экосистем: динамическое равновесие, гомеостаз, устойчивость. Периодические изменения в экосистемах: суточные, сезонные и многолетние циклы.

    Лекция

    36

    Динамика экосистем.

    Непериодические изменения в экосистемах: флуктуации, сукцессии. Понятие о климаксных сообществах.

    Комбинированный

    37,38

    Факторы, влияющие на популяции.

    Сигнальные факторы (авторегуляция численности популяции): сигнальные уровни численности, эффект группы, эффект массы, принцип Олли.

    Комбинированный

    39

    Обобщающее повторение по теме.

    Семинар

    40,41

    Выполнение биоэкологических исследований по выбранным темам и оформление результатов.

    42-64

    Представление и обсуждение результатов исследований.

    62-66

    Научно – практическая конференция учащихся по проведённым исследованиям.

    67, 68

    Подведение итогов курса. Итоговая аттестация.

    7. Перечень учебно –методического обеспечения

    Для учителя:

    -Экологический  практикум школьника: Методическое пособие для   учителя.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2010 .-144 с.    

    -Петунин О..В. изучение экологии в школе. \ О.В. Петунин – Ярославль: Академия развития ; Владимир : ВКТ , 2008 год.- 192 с. : ил .-( в помощь учителю)

    -Суматохин С.В. Экология : 10-11 классы : методическое пособие \ С.В. Суматохин,Л.Г. Наумова .- М. :  Вентана- Граф. 2012.-2012.- 304 с.

    Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы \ Авт. В.Н. кузнецов. - М. : Вентана – Граф , 2007.-384 с. ( Экзамен для всех).

    Для учащихся:

    • Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В.Экологический практикум школьника: учебное пособие для учащихся .-Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.-304

    • Алексеев С.В., Груздева Н.В. ,Гущина Э.В. Экологический  практикум школьника : Методическое пособие для   учителя.- Самара: Издательство «Учебная литература» , Издательский дом «Федоров», 2010 .-144 с.

    • Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся  общеобразовательных  учреждений : профильный уровень \ Б.М. Миркин ,Л.Г. Наумова ,С.В. Суматохин .- М.: Вентана-Граф , 2012 .- 384 с.      

    Дополнительная литература

    1.Ашихмина  Т.Я.Школьный экологический мониторинг.- «Агар», «Рандеву-АМ»,2000,385с.

    2.Арнаутова Н.З. Исследовательская деятельность   учащихся в процессе экологического о образования.  Учебно - методическая газета для учителей химии и естествознания. «Химия». ИД. Первое сентября, №12, 2009 г, с.24-34

    3. Высоцкая М.В. .Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся\  ав.- сост.М.В. Высоцкая .- Волгоград : Учитель, 2008.-203 с. : ил.

    4 .Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии.- М.: АО МДС, 1996, 80с. Б.Небел. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993,2т.

    5. Исидоров В.А. Экологическая химия. СПб.: Химиздат, 2000.

    6. Кузменок Н.М., Стрельцова Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. М.: Красикопринт., 1996.

    7.Маркачев А.Е. Учебно-исследовательские проекты по химии :Содержание и  методика  реализации / А.Е.Маркачев ,Т.А. Боровских ,Г.М.Чернобельская .- М.: Чистые пруды, 2009 год.- 32с.: ил. –(Библиотека «Первое сентября», серия «Химия «. Вып.27)

    8. Назаренко В.М. .Экологический курс химии : от темы к теме. -М.: Просвещение , 2000

    9. Монин А.С., Шишков Ю.В. Глобальные экологические проблемы. – М.: Знание, 1991.

    10. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология : учебное пособие : в 3 ч. Ч. 1. Общая биология и экология / Е.А. Солодова, Т.Л.Богданова. – М. : Вентана-Граф, 2009. – 160 с. – (Школьный курс за 100 часов).

    11. Татарина  Л.Ф.. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязненной среды). М.: Аргус, 1997, 80с. С.Б.Шустов, Л.В.Шустова. Химические основы экологии. М.: Просвещение,1995, 239.

    12. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М.: Просвещение, 1995

    13. Уорк К., Уорнер С. Загрязнение воздуха: Источники и контроль. – М.: Мир, 1980.

     Полезные интернет-ресурсы:

     Федеральный портал «Российское образование»

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    Образовательные ресурсы Интернета - Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm

    http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);

    http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

    http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

    http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).

    http://www.eidos.ru (эвристические олимпиады дистанционного центра «Эйдос»)

    "Вся биология" - это научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Основная идея портала заключается в создании большого информационного ресурса, главная цель которого: предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме для обычного читателя. http://www.sbio.info.

    Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО" : |http://http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com

    Экология курс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ee76ce85-0d71-499c-99b3-fd5e2196e4b2/KODO_main.pps

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса "Химический эксперимент"

    Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса и способствует повышению их интереса к предмету, углублению имеющихся знаний и практических умений, предоставляет возмож...

    Программа элективного курса "Компьютерные эксперименты в механике"и методические рекомендации

    Методическое пособие  предназначено для учителей физики, желающих использовать на своих занятиях компьютерные  технологии, для проведения экспериментов, исследований, лабораторных рабо...

    Программа элективного курса «Виртуальные эксперименты в курсе физики 11 класса»

    Данный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений как гуманитарного, так и физико-математического профиля. Он  предназначен для учащихся, желающих приобрести опыт са...

    Рабочая программа Элективного курса «Эксперименты и теории научного познания 10-11 класс

    освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащихся 10-11 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных в сфере «Человек-природа»...

    Рабочая программа элективного курса "Физический эксперимент" для 9класса

    Элективный курс разработан для учащихся 9класса. Физика - экспериментальная наука, в которой любое утверждение справедливо, если оно подтверждается результатами опыта. Учебный физический эксперимент в...

    Рабочая программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ

    Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по...