Главные вкладки

    Проектно исследовательская технология на уроках биологии
    методическая разработка по биологии на тему

    Санданова Наталья Владимировна

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

                                                                      Из опыта работы учителя биологии

    Сандановой Натальи Владимировны,

                                                            педагогический стаж 9 лет,

    МОУ «СОШ» №43, Забайкальский край, город Борзя

                                         «Если хочешь Воспитать в детях смелость ума, интерес к  серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелином.»

                                                               Ш.А. Амонашвили

    Вот уже несколько лет я работаю над методической темой «Научно-исследовательские проекты в деятельности обучающихся». Она полностью соответствует инновационной педагогической технологии проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

    В настоящее время быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые обучающиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний.

             ФГОС второго поколения ориентирует учебный процесс на реализацию системно-деятельностного подхода. «В целях реализации ФГОС для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».

             Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребенка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Целями проектно-исследовательской деятельности являются повышение стимулирования самостоятельности учеников, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет целенаправленное обучение детей приемам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

             Через проектно-исследовательскую деятельность у обучающихся формируются следующие умения: рефлексивные (осмыслить задачу), поисковые (самостоятельно найти недостающую информацию,

    находить варианты решения проблемы, выдвигать гипотезы), коммуникативные (вступать в диалог, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс и т.п.), презентационные (использовать с средства наглядности, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы и другое).

             Этапы формирования навыков исследовательской деятельности:

    §  1 ступень (5-6 класс)

    - знакомство с видами проектов и исследовательских работ;

     

     

     

     

    - изучение алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ;

    - мини-исследования и мини-проекты.

    §   

    § 

    §   

    §   

    §  2 ступень (7-8 класс)

    Апробация и реализация интегрированных проектов.

    §  3 ступень (9-11 класс)

    Долгосрочные проекты и исследовательские работы.

             Начинать работу над проектом лучше внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы выполнить на уроке, а другую – вне уроков. Например, «погружение в проект» (тема, цели, задачи) выполняется на уроке, а работа с литературными источниками, оформление проекта – дома; проведение экспериментальной части – в кабинете биологии под руководством учителя, а презентация полученных результатов – на уроке.

             В 2015-2016 учебном году обучающимся уже с 5-го класса мною предлагались задания, которые предусматривали выполнение проектов. Учащиеся проводили дома исследования по теме «Плесневые грибы. Дрожжи». На уроке была сформулирована гипотеза: плесневые грибы живут везде, имеют особое строение, приносят вред и пользу. Чтобы это проверить и подтвердить, дети наблюдали за развитием плесени на хлебе, лимоне, компоте, варенье и других продуктах. Во время урока работали в группах: изучали параграф, дополнительную литературу, выполняли лабораторную работу, в ходе которой знакомились со строением плесневых грибов. Итогом являлась разработка памятки для хранения продуктов.

             В том же 2015-2016 учебном году в 6 классе при изучении темы «Вегетативное размножение растений» я ставил проблемный вопрос: «Как в кратчайший срок озеленить квартиру или клумбу?». Тема озеленения всегда актуальна. Класс был разделен на 4 группы, каждая получила задания для выполнения своего мини-проекта. Ученики самостоятельно выдвинули гипотезы, обозначали цель, намечали порядок действий: изучение параграфа и дополнительной литературы, выполнение практической работы «Вегетативное размножение комнатных растений», заполнение таблиц и схем. Групповая работа оценивалась по полученному результату – это рекомендации по озеленению квартиры, кабинета, клумбы.

     

     

             В 7 классе при изучении животного мира обучающиеся с большим интересом выполняли проекты при изучении тем: «Плоские и круглые черви – паразиты человека и животных», «Насекомые – переносчики заболеваний человека, меры борьбы с ними», «Значение птиц в природе и жизни человека».

             В старших классах проектно-исследовательская деятельность обучающихся становится долгосрочной. Школьники  будут работать над проектом в течение четверти, полугодия или даже всего учебного года. В рамках проекта «Здоровый образ жизни» в 11 классе мною были предложены в 2016-2017 учебном году следующие темы: «Курение и здоровье», «Алкоголизм и здоровье», «Проблемы наркомании», «Стрессы и здоровье», «Питание и здоровье».

             Обучающиеся изучают научно-популярную литературу, осваивают  навыки и умения работы с большим объемом информации, отыскивая ее в сети Интернет, проводят социологические исследования – тестирование и анкетирование младших школьников, обращаясь за помощью к психологу, ставят лабораторные эксперименты с химическим оборудованием, а затем оформят результаты в форме научного проекта. Итоговая защита творческих проектов будет проходить с приглашением администрации школы, учителей смежных предметов, классных руководителей, родителей, учащихся 8-9-х классов. Это будет  запоминающееся мероприятие, на котором старшеклассники представят молодых ученых-специалистов в своей области знаний.

             Проектно-исследовательская деятельность способствует достижению метапредметных результатов – способности использовать знания учебной, познавательной и социальной практики. Она направлена на повышение качества знаний школьников по предмету, развитие практической составляющей, а также коммуникабельности, инициативы, сотрудничества и других ценных качеств личности. А это уже личностные результаты.

             Знания, приобретенные обучающимися в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными и максимально осознанными. Учащиеся приобретают не только знания, но и многочисленные умения, которые пригодятся в жизни, в выборе профессии.

             Из сказанного выше можно сделать вывод: чтобы не оказаться позади, надо смотреть вперед, применять в работе инновации, в том числе технологию проектно-исследовательской деятельности, поскольку школа будущего – это школа проектов!

             Во внеурочной деятельности я также использую творческие проекты обучающихся. В 2014-2015  и далее, в 2015-2016 учебных годах я проводила открытые внеклассные мероприятия для 10-х классов по теме «Парадокс близнецов». Школьники готовили проекты по темам: «Типы близнецов», «Сиамские близнецы». Кроме этого, на данных мероприятиях были удачно использованы методы создания презентаций, мини-интервью, беседы-диспута, блиц-опроса, конкурсных заданий для команд. Ребятами 10-х классов были подготовлены отрывки из разных фильмов и телепередач с участием близнецов. В такой деятельности развиваются умения обучающихся работать с разными источниками информации, подбирать нужный материал, правильно вести диспут, формулировать вопросы, работать в группах и парах, то есть развиваются личностные и коммуникативные УУД.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx1.11 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии

    Опытно-экспериментальная  работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии»....

    Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии».

    Опытно-экспериментальная работа по теме: " Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно-исследовательской деятельности "...

    статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"

    Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...

    Из опыта работы «Проектно – исследовательская деятельность на уроках биологии»

    Презентация опыта работы "Проектно - исследовательская деятельность на уроках биологии"...

    Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии

    Опыт использования проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии...

    Статья "Применение проектно-исследовательской технологии на уроках биологии

    Работа представлена в виде обобщения опыта работы учителя биологии...