Программа экологического кружка: "Юные лесоводы"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Программа экологического кружка направлена на углубление знаний учащихся в области изучения леса, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологического кружка «Юные лесоводы»
Пояснительная записка.
Леса являются государственной собственностью и поэтому заботиться о них должен весь народ, в том числе учащиеся школ. Наше население широко связано с лесом: многие живут в непосредственной близости к нему, лес используется в народном хозяйстве, в лесах располагается много санаториев, домов отдыха, через леса проходят многочисленные экскурсии.
Законы об охране природы требуют усиления внимания подрастающего поколения к вопросам охраны природы, и в частности, леса. На сегодняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Для того чтобы охранять леса сознательно, необходимо хорошо изучать природу. Чтобы пробудить интерес у школьников к изучению природы, необходимо большое разнообразие методов и приёмов работы, организация внеклассной работы в кружках, проведение массовых мероприятий.
Любовь к природе, интерес к её изучению проявляются и закрепляются при постоянном общении и сближении с ней. Этому способствуют самостоятельные наблюдения учащихся в природе, практические работы, экскурсии, приобщение учащихся к общественно полезному труду по лесонасаждениям, в питомниках, по сбору семян. Практические работы по лесным посадкам, уходу за ними, охране леса необходимо связывать с теоретическим изучением биологических особенностей растений, проведением фенологических наблюдений. Практическая направленность нашего кружка способствует реализации принципа связи школы с жизнью, актуализации изучаемого материала, мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к предметам.
Изучение леса школьниками способствует расширению их биологического кругозора, воспитанию патриотических и эстетических чувств, повышению культуры поведения и охране зелёных насаждений, бережному отношению к природе.
Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Цель: углубление знаний учащихся в области изучения леса, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- выяснить роль леса в жизни человека, изучить жизнь леса и его взаимодействие с населяющими лес зверями, птицами, насекомыми и другими представителями живой природы.
- показать необходимость природоохранной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению;
- формирование умения видеть красоту окружающего мира;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Развивающие:
- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе изучения жизни леса.
- формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов.
Основные методы работы
Занятия проводятся один раз в неделю (35 часов в год). Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.
При работе с природным материалом руководитель кружка выбирает те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы.
Возраст обучаемых 12–15 лет.
Тематический план
Тема | Число часов для занятий | ||
Теория | Практика | Экскурсия | |
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. | 1 |
|
|
2. Значение леса. | 1 |
| |
3. Понятие о лесе. | 1 | 1 | |
4. Морфология древесных растений. | 4 | 8 | 3 |
5. Видовой состав широколиственного леса. Основные хвойные и лиственные породы – лесообразователи. | 6 | 4 | |
6. Фенологические наблюдения в природе. | 1 | ||
7. Лес и животный мир. | 1 | ||
8. Лес и грибы. | 1 | ||
9. Международная деятельность в области охраны лесов. |
| 1 | |
10. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, республики, подготовка к олимпиадам. | 2 |
| |
ИТОГО: | 13 | 18 | 4 |
ПРОГРАММА.
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории (1 час).
Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка.
Условие и характер самостоятельной работы членов кружка.
2. Значение леса (1 час).
Леса – легкие планеты. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство России и Татарстана. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса и рациональное использование его продуктов.
3. Понятие о лесе (2 часа).
Что такое лес. Наземная растительная ярусность. Классификация деревьев по росту и характеру крон.
4. Морфология древесных растений (15 часов).
Описание важнейших хвойных и лиственных пород.
Описание деревьев и кустарников по листьям.
Описание хвойных пород по хвое.
Описание деревьев и кустарников по почкам и побегам.
Описание деревьев и кустарников по коре. Описание хвойных пород по шишкам и семенам.
Описание плодов и семян лиственных пород.
Древесина. Описание древесины.
5. Видовой состав широколиственного леса. Основные хвойные и лиственные породы – лесообразователи (10 часов).
Хвойные породы. Лиственные породы. Кустарники. Травянистые растения леса. Раннецветущие травянистые растения леса. Эфемероиды. Лекарственные растения леса. Съедобные растения леса. Ядовитые растения леса.
6. Фенологические наблюдения в природе (1 час).
Регистрация и изучение сроков наступления сезонных явлений в природе.
7. Лес и животный мир (1 час).
Влияние животных на почву, рост и долговечность леса, плодоношение, распространение семян, смену одних древесных пород другими. Трофические связи.
8. Лес и грибы (1 час).
Участие грибов в почвообразовательном процессе. Грибы - паразиты и грибы -сапрофиты. Важнейшие представители грибов паразитов и сапрофитов.
9. Международная деятельность в области охраны лесов (1 час).
Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции.
Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций.
10. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, республики, подготовка к олимпиадам (2 часа).
Поурочное планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения занятия |
1 | Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. | 1 | лекция |
2 | Значение леса. | 1 | лекция |
3 | Что такое лес. | 1 | работа с электронными ресурсами |
4 | Леса Татарстана | 1 | устный журнал |
5 | Наземная растительная ярусность. Морфология древесных растений. | 1 | экскурсия |
6 | Строение и классификация листьев. Сбор и составление гербария. Изготовление наглядных пособий. | 1 | лабораторная работа |
7 | Плоды и семена. Классификация плодов. | 1 | лекция |
8 | Сбор плодов и семян для коллекции. | 1 | экскурсия |
9 | Развитие древесных растений. | 1 | лекция |
10 | Определение деревьев лиственных пород по листьям. | 1 | лабораторная работа |
11 | Определение хвойных пород по хвое | 1 | лабораторная работа |
12 | Строение побега. Сбор веток для лабораторных работ по изучению строения побега. | 1 | экскурсия |
13 | Приготовление раздаточного материала для изучения побегов | 1 | лабораторная работа |
14 | Побеги и почки в безлистном состоянии | 1 | лабораторная работа |
15 | Строение коры | 1 | лекция |
16 | Описание деревьев и кустарников по коре. | 1 | лабораторная работа |
17 | Шишки и семена хвойных пород. | 1 | лабораторная работа |
18 | Плоды и семена лиственных пород. | 1 | лабораторная работа |
19 | Строение древесины. | 1 | лекция |
20 | Хвойные породы лесов Татарстана. | 1 | самостоятельная работа |
21 | Лиственные породы лесов Татарстана. | 1 | самостоятельная работа |
22 | Кустарники лесов Татарстана | 1 | самостоятельная работа |
23 | Травянистые растения леса. | 1 | самостоятельная работа |
24 | Раннецветущие травянистые растения леса. | 1 | проектная работа |
25 | Эфемероиды. | 1 | проектная работа |
26 | Лекарственные растения леса. | 1 | проектная работа |
27 | Съедобные растения леса. | 1 | самостоятельная работа |
28 | Ядовитые растения леса. | 1 | проектная работа |
29 | Растения, занесённые в Красную Книгу Республики Татарстан | 1 | семинар |
30 | Фенологические наблюдения в природе | 1 | экскурсия |
31 | Лес и животный мир | 1 | работа с электронными пособиями |
32 | Лес и грибы | 1 | викторина |
33 | Международные организации охраны природы. Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций. | 1 | практическая работа |
34 | Лес в поэзии, музыке, живописи | 1 | поэтический вечер |
35 | Викторина о лесе | 1 | викторина |
Литература
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998 .
- Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - М.: Лесная промышленность, 1967.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А. П. Экология (9 класс). - М: Дрофа.1997.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (9–11 класс). М: АО МДС, Юнисан,1995.
- Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда (9 класс). - М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/02/picture-64296.jpg)
программа работы кружка "Юный краевед"
Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137504-1352062482.jpg)
рабочая программа для кружка "Юный журналист"
Рабочая программа составлена для кружка дополнительного образования «Юный журналист», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 12-13 лет, срок реализации – 1 год. Продолжи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-104989-1358581322.jpg)
Программа деятельности кружка "Юный художник"
Программа по дополнительному образованию. Рассчитана на 2 года. Имеется методическое обеспечение....
Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"
В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/09/picture-273002-1373383394.jpg)
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/30/picture-374638-1388396019.jpg)
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог"
Содержание программы ориентировано на добровольное, разновозрастное звено 5 – 10 классов. Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так ...
Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю). ...