Программа экологического кружка: "Юные лесоводы"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

 Программа экологического кружка направлена на углубление знаний учащихся в области изучения леса, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologicheskogo_kruzhka_yunye_lesovody.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа экологического кружка «Юные лесоводы»

Пояснительная записка.

Леса являются государственной собственностью и поэтому заботиться о них должен весь народ, в том числе учащиеся школ. Наше население широко связано с лесом: многие живут в непосредственной близости к нему, лес используется в народном хозяйстве, в лесах располагается много санаториев, домов отдыха, через леса проходят многочисленные экскурсии.

Законы об охране природы требуют усиления внимания подрастающего поколения к вопросам охраны природы, и в частности, леса. На сегодняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе,  не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Для того чтобы охранять леса сознательно, необходимо хорошо изучать природу. Чтобы пробудить интерес у школьников к изучению природы, необходимо большое разнообразие методов и приёмов работы, организация внеклассной работы в кружках, проведение массовых мероприятий.

Любовь к природе, интерес к её изучению проявляются и закрепляются при постоянном общении и сближении с ней. Этому способствуют самостоятельные наблюдения учащихся в природе, практические работы, экскурсии, приобщение учащихся к общественно полезному труду по лесонасаждениям, в питомниках, по сбору семян. Практические работы по лесным посадкам, уходу за ними, охране леса необходимо связывать с теоретическим изучением биологических особенностей растений, проведением фенологических наблюдений. Практическая направленность нашего кружка способствует реализации принципа связи школы с жизнью, актуализации изучаемого материала, мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к предметам.

Изучение леса школьниками способствует расширению их биологического кругозора, воспитанию патриотических и эстетических чувств, повышению культуры поведения и охране зелёных насаждений, бережному отношению к природе. 

Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Цель: углубление знаний учащихся в области изучения леса, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

- выяснить роль леса в жизни человека, изучить жизнь леса и его взаимодействие с населяющими лес зверями, птицами, насекомыми и другими представителями живой природы.

- показать необходимость природоохранной деятельности.  

Воспитательные:

- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению;

- формирование умения видеть красоту окружающего мира;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Развивающие:

- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе изучения жизни леса.

- формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов. 

Основные методы работы

Занятия проводятся один раз в неделю (35 часов в год). Большое внимание уделяется практике с использованием иллюстративного и природного материала. К практическим занятиям относятся выступления, участие в конкурсах, проведение всевозможных природоохранных мероприятий, изготовление поделок и листовок.

При работе с природным материалом руководитель кружка выбирает те практические работы, которые могут сделать кружковцы с учетом своих способностей при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В случае выполнения группового задания следует предусмотреть четкое распределение обязанностей между членами группы.

Возраст обучаемых 12–15 лет.

Тематический план

Тема

Число часов для занятий

Теория

Практика

Экскурсия

1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории.

1

 

 

2. Значение леса.

1

 

3. Понятие о лесе.

1

1

4. Морфология древесных растений.

4

8

3

5. Видовой состав широколиственного леса. Основные хвойные и лиственные породы – лесообразователи.

6

 4

6. Фенологические наблюдения в природе.

1

7. Лес и животный мир.

1

8. Лес и грибы.

1

9. Международная деятельность в области охраны лесов.

 

1

10. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, республики, подготовка к олимпиадам.

2

 

ИТОГО:

13

18

4

ПРОГРАММА.

1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории (1 час).

Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка.

Условие и характер самостоятельной работы членов кружка.

2. Значение леса (1 час).

Леса – легкие планеты. Лес: проблемы и перспективы. Лесное хозяйство России и Татарстана. Лесные пожары и борьба с ними. Значение леса в жизни человека. Охрана леса и рациональное использование его продуктов.

 3. Понятие о лесе (2 часа).

Что такое лес. Наземная растительная ярусность. Классификация деревьев по росту и характеру крон.

4. Морфология древесных растений (15 часов).

Описание важнейших хвойных и лиственных пород.

Описание деревьев и кустарников по листьям.

Описание хвойных пород по хвое.

Описание деревьев и кустарников по почкам и побегам.

Описание деревьев и кустарников по коре. Описание хвойных пород по шишкам и семенам.

Описание плодов и семян лиственных пород.

Древесина. Описание древесины. 

5. Видовой состав широколиственного леса. Основные хвойные и лиственные породы – лесообразователи (10 часов).

Хвойные породы. Лиственные породы. Кустарники. Травянистые растения леса. Раннецветущие травянистые растения леса. Эфемероиды. Лекарственные растения леса. Съедобные растения леса. Ядовитые растения леса.

6. Фенологические наблюдения в природе (1 час).

Регистрация и изучение сроков наступления сезонных явлений в природе.

7. Лес и животный мир (1 час).

Влияние животных на почву, рост и долговечность леса, плодоношение, распространение семян, смену одних древесных пород другими. Трофические связи.

8. Лес и грибы (1 час).

Участие грибов в почвообразовательном процессе. Грибы - паразиты и грибы -сапрофиты. Важнейшие представители грибов паразитов и сапрофитов.

9. Международная деятельность в области охраны лесов (1 час).

Международные организации охраны природы. Их структура и деятельность, печатные издания, акции.

Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций.

10. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, города, республики, подготовка к олимпиадам (2 часа).

Поурочное планирование

п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения занятия

1

Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории.

1

лекция

2

Значение леса.

1

лекция

3

Что такое лес.

1

работа с электронными ресурсами

4

Леса Татарстана

1

устный журнал

5

Наземная растительная ярусность. Морфология древесных растений.

1

экскурсия

6

Строение и классификация листьев. Сбор и составление гербария. Изготовление наглядных пособий.

1

лабораторная работа

7

Плоды и семена. Классификация плодов.

1

лекция

8

Сбор плодов и семян для коллекции.

1

экскурсия

9

Развитие древесных растений.

1

лекция

10

Определение деревьев лиственных пород по листьям.

1

лабораторная работа

11

Определение хвойных пород по хвое

1

лабораторная работа

12

Строение побега. Сбор веток для лабораторных работ по изучению строения побега.

1

экскурсия

13

Приготовление раздаточного материала для изучения побегов

1

лабораторная работа

14

Побеги и почки в безлистном состоянии

1

лабораторная работа

15

Строение коры

1

лекция

16

Описание деревьев и кустарников по коре.

1

лабораторная работа

17

Шишки и семена хвойных пород.

1

лабораторная работа

18

Плоды и семена лиственных пород.

1

лабораторная работа

19

Строение древесины.

1

лекция

20

Хвойные породы лесов Татарстана.

1

самостоятельная работа

21

Лиственные породы лесов Татарстана.

1

самостоятельная работа

22

Кустарники лесов Татарстана

1

самостоятельная работа

23

Травянистые растения леса.

1

самостоятельная работа

24

Раннецветущие травянистые растения леса.

1

проектная работа

25

Эфемероиды.

1

проектная работа

26

Лекарственные растения леса.

1

проектная работа

27

Съедобные растения леса.

1

самостоятельная работа

28

Ядовитые растения леса.

1

проектная работа

29

Растения, занесённые в Красную Книгу Республики Татарстан

1

семинар

30

Фенологические наблюдения в природе

1

экскурсия

31

Лес и животный мир

1

работа с электронными пособиями

32

Лес и грибы

1

викторина

33

Международные организации охраны природы. Работа в интернет-сайтах международных экологических организаций.

1

практическая работа

34

Лес в поэзии, музыке, живописи

1

поэтический вечер

35

Викторина о лесе

1

викторина

        

                

Литература

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998 .
  2. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - М.: Лесная промышленность, 1967.
  3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А. П. Экология (9 класс). - М: Дрофа.1997.
  4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (9–11 класс). М: АО МДС, Юнисан,1995.
  5. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда (9 класс). - М.: Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы кружка "Юный краевед"

Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...

рабочая программа для кружка "Юный журналист"

Рабочая программа составлена для кружка дополнительного образования «Юный журналист», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 12-13 лет, срок реализации – 1 год. Продолжи...

Программа деятельности кружка "Юный художник"

Программа по дополнительному образованию. Рассчитана на 2 года. Имеется методическое обеспечение....

Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"

В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности....

Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»

Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»...

Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог"

Содержание программы ориентировано на добровольное, разновозрастное звено 5 – 10 классов. Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так ...

Рабочая программа экологического кружка «Юный эколог»

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю). ...