Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Сидоренко Елена Григорьевна

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_kl.docx158.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова «Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2012»  в соответствии с п.6 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и  учебным планом ГБОУ «Гимназия 1591».

 Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царства растений, в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности, способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Учебник: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс.

Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Рабочая тетрадь: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология.6 класс. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2016.

Методические пособия:

1. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология. 6 класс. Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой). Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

2. С.Н. Березина. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс. ФГОС. ВАКО, 2015.

Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования

направлено на достижение следующих целей:

  • Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
  • Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
  • Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе ее устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
  • Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
  • Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
  • Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных

умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования к результатам освоения программы

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть

направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и

простудных заболеваний;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления

             наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  •  выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в т ом числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и, прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сертификацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и, прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

осознание роли жизни (1-я линия развития);

рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

–различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности;

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.

Учебно-тематический план

п.п.

Раздел

Количество

часов

В том числе:

лабораторные

работы

контрольные

работы

экскурсии

1.

Наука о растениях - ботаника

 4

1

2.

Органы цветковых растений

 9

4

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

 6

1

1

4.

Многообразие и развитие растительного мира

11

1

5.

Природные сообщества

 4

1

1

Итого

34

6

2

2

Содержание разделов и тем учебного курса

Наука о растениях - ботаника (4ч.)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений»

Органы цветковых растений. (8ч.)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Основные процессы жизнедеятельности растений. (7ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений - фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».

Многообразие и развитие растительного мира.(10 ч.)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Природные сообщества. (5 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Экскурсия №2 «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ урока

Тема урока

Тип урока,

форма проведения

Планируемые результаты

Основные средства

обучения

Формы организации учебно-познаватель

ной деятельности

Система контроля

личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа)

7.09

1

(1)

Царство Растения.

Внешнее

строение и

общая характеристика растений.

Урок

формирова

ния

знаний.

Эвристичес

кая беседа,

работа с

учебником и ЭОР

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение.

Формирование

интеллектуальных

умений:

анализировать

иллюстрации

учебника, строить

рассуждения о

происхождении

растений, делать

выводы о роли

растений в жизни

человека;

формирование

познавательных

интересов и

мотивов,

направленных на

изучение растений

как части природы

Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения.

Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком (П) Умение слушать и вступать в диалог (К)

Формирование

умения

использования

информационных

ресурсов для

подготовки

сообщения о роли

и месте растений в

природе, об

отличительных

особенностях

семенных и

споровых растениях

Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Уметь называть царства живой

природы, приводить

примеры

представителей

царства Растения.

Характеризовать

внешнее строение

растений, объяснять

отличия вегетативных

органов от

генеративных.

Описывать историю

развития науки о

растениях

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, таблицы

«Многообразие

растений»,

комнатные

растения, гербарий

дикорастущих

и культурных

растений,

учебник.

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

кооперативно

-групповая

Задания 1,2 в р/т.

Вопросы № 1-5 с. 13

14.09

2

(2)

Многообразие

жизненных форм

растений.

Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений»

Урок

формирования знаний.

Урок-

путешествие.

Формирование

ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к

обучению и

познанию.

Формирование

познавательных

интересов и мотивов,

направленных

на изучение

растений как части природы,

эстетического

отношения к

живым объектам,

знания основных

принципов и

правил отношения к

живым объектам.

Умение слушать и вступать в диалог (К)

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Умение

определять способы

действий в рамках

предложенных

условий и

требований.

Умение работать

с различными

источниками

биологической

информации, ее

анализировать и

оценивать.

Умение создавать

модели и схемы,

преобразовывать

знаки и символы

для решения

учебных задач.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

для решения

совместных

задач. Развитие

ИКТ-компетентности.

Обобщать и систематизировать знания,

делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять

задания для самоконтроля. Давать определе-ния понятиям, устанавливать

причинно-следст-

венные связи,

осуществлять срав-

нение и классификацию, строить логические рассуждения.

Оценивать свои

достижения и достижения одноклассников Усвоение

системы научных

знаний о живой

природе, формирование первичных представлений об эволюции

растений.

Знание особенностей различных методов

исследования

биологических наук, приобрете -ние опыта использования

некоторых из них для получения знаний о

многообразии

растений. Формирование представлений о

жизненных формах растений и связью их со средой обитания.

Умение давать характеристику основным

жизненным формам растений, узнавать их на иллюстрациях и в

гербариях.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, натуральные

объекты и экземпляры,

комплект

наглядно-

методических

материалов

«Растения.

Биоразнообразие и размножение»

Индивидуаль

ная, фронтальная,

групповая,

кооперативно

-групповая.

Вопросы № 1- 5 на с. 16 устно,

р/т № 1,2

с.5-6

Отчет по экскурсии

21.09

3

(3)

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Урок формирова

ния знаний.

Урок-иссле

дование.

Работа с

учебником и ЭОР

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Формирование

интеллектуальных умений, направленных

на изучение живой природы: умения

сравнивать клетки

растений,

анализировать

информацию и

делать выводы о

чертах их сходства и различия.

Формирование

умения работать с

различными

источниками

информации

(учебник, ЭОР,

микропрепараты)

при изучении

клетки растений.

Умение использовать

схемы и таблицы

для преобразования

информации,

анализировать и

оценивать

информацию.

Формирование

коммуникативной

компетентности в

ходе работы в парах.

Формирование умения выделять

существенные

признаки клетки

растений, умение

различать на таблицах клетки растений и её

органоиды,

дальнейшее развитие навыков работы с

увеличительными

приборами при

рассматривании

микропрепаратов.

Умение приводить

примеры однокле-

точных и многокле

точных растений.

Умение характери-

зовать основные

процессы жизнедеятельности растительной клетки, обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей

растительной клетки.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Микроскоп, ручная лупа, микропрепараты строения клеток растений.

Таблица «Строение

растительной

клетки».

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

парная.

Р/т № 1,4

с.7, 9,

№2 с.35

методического

пособия

28.09

4

(4)

Ткани растений

Комбиниро

ванный урок.

Урок-

Лаборатория

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование

познавательных

интересов,

умение

анализировать

особенности

растительных

тканей и их

функции и

делать выводы о

взаимосвязи

строения и

функций тканей

растений

Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы.

Дальнейшее развитие

навыков работы с

увеличительными

приборами при

рассматривании

микропрепаратов.

Умение работать с

различными

источниками

информации,

развитие ИКТ-

компетентности.

Умение давать

определение ткани,

распознавание

различных видов

растительных тканей. Умение устанавливать

взаимосвязь строения и функции тканей.

Приобретение опыта использования методов

биологической науки наблюдение,

описание/,

совершенствование навыков работы с

микроскопом.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Микроскоп, микропрепараты растительных тканей

Индивидуальная,

фронтальная

парная,

групповая.

Самостоятельная работа по теме

Вопр. 1-5

на с. 25.,

р/т №1

 с.9-10.

Тема 2. Органы растений (9 часов)

12.10

5

(1)

Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли»

Урок формирова

ния и первич

ного

закрепления

знаний.

Урок-

исследование.

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;

овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Формирование

коммуникативной

компетентности

в общении и

сотрудничестве с

одноклассникам

и в процессе

учебно-исследова- тельской деятельности

/лабораторная

работа/.

Формирование

ИКТ-компетент-

ности, умение

создавать, приме-

нять, преобразо-

вывать различ-ные знаки и сим-волы для реше-ния учебных и

познавательных

задач. Овладение

основами само-

оценки, самоконтроля,

способность выбирать целевые и смысловые уста-

новки в своих

учебных действиях. Овладение иссле- дователькими умениями

Умение называть и характеризо- вать функции частей семени, описывать

строение семени и зародыша, называть

отличительные

признаки семян

двудольных и

однодольных

растений. Объяснять

роль семян в жизни растений.

Формирование

умения проводить

наблюдения,

фиксировать

результаты.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Лупы, семена фасоли (сухие и набухшие).

Таблица «Строение семени

фасоли»,

«Строение

семени

пшеницы».

Индивидуальная, парная.

Тест

Строение

семян с.42

метод. пособия

Оформление лабора- орной работы в

тетради, р/т № 1,3, с.13

19.10

6

(2)

Условия

прорастания семян

Комбиниро - ванный урок.

Урок-

Лаборатория

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование

устойчивого

познавательного

интереса и

становление

смыслообразую-

щей функции

познавательного

мотива.

Формирование

экологической

культуры.

Развитие ИКТ-

компетентности,

умения работать с

различными

источниками

биологической

информации.

Овладение состав- ляющими иссле- довательской

деятельности

/опыты по прора-

щиванию семян/,

умение выдвигать

гипотезы, поводить

эксперименты,

делать выводы.

Умение опреде-

лять условия, необходимые для прорастания

семян. Прогнозирование сроков посадки

семян различных

растений. Умение

определять части

проростка на таблицах и натуральных

объектах, умение

сравнивать про-ростки  различных растений,

представителей

классов Двудольные и

Однодольные.

Таблица

«Развитие проростка».

Натуральные

объекты и

гербарные

экземпляры.

Индивидуальная, фронтальная

Вопр. № 1-2 на с. 36, р/т

№ 1 с.15.

26.10

7

(3)

Корень, его строение и значение. Лабораторная

работа №2

«Строение

корня проростка»

Урок

формирова-

ния и

первичного

закрепления

знаний.

Урок-

исследование.

Дальнейшее

формирование

познавательного

интереса,

формирование

экологической

культуры.

Формирование

коммуникативной

компетентности

в общении и

сотрудничестве с

одноклассникам

и в процессе

учебно-исследова- тельской деятельности

/лабораторная

работа/.

Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Формирование

умения добывать

информацию из

различных

источников,

преобразовывать,

анализировать,

использовать

схемы и модели.

Развитие навыков

исследовательс-

кой деятельности,

работы с микрос-

копом. Умение

организовывать

учебное сотруд-

ничество и сов-

местную деятель- ность с учащими- ся и учителем, работать

индивидуально и в группе. Умение

осознанно

использовать

речевые средства,

излагать свою точку зрения.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Проводить

наблюдения и

фиксировать

результаты во время выполне-

ния лаборатор - ной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с

лабораторным

оборудованием.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Таблица

«Строение

корня растения»,

«Корневые

системы»

Натуральные

объекты и

гербарные

экземпляры со

стержневой и

мочковатой

корневыми

системами

Проростки

фасоли

Оборудование

для л/р.

Индивидуальная, парная,

кооператив

но-группо-

ая

/презента-

ции,

стендовые

доклады/.

Оформле-

ние резуль- татов

лаборатор

ной

работы в

тетради, р/т.№ 1,4 с.17- 19.

02.11

8

 (4)

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная

работа №3

«Строение

вегетативных и

генеративных

почек».

Урок

формирова-

ния и

первичного

закрепления

знаний.

Урок-

лаборатория.

Дальнейшее

формирование

познавательного

интереса,

экологической

культуры,

коммуникативной

компетентности

в общении и

сотрудничестве с

одноклассниками в процессе учебно–исследовательс-

кой деятельности

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

Развитие навыков

исследовательс-

кой деятельности,

работы с микро-

скопом. Умение

организовывать

учебное сотруд-

ничество с уча-

щимися и учите-

лем, работать

индивидуально и в группе. Умение

осознанно

использовать

речевые средства,

излагать свою

точку зрения.

Развитие ИКТ-

компетентности

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

Формирование

навыков исследования,

наблюдения строения и

развития побега на примере домашнего растения. Сравнивать

побеги различных

растений, находить сходства и различия.

Соблюдать правила работы в кабинете и

обращения с

лабораторным

оборудованием.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Лупа, побеги с почками (тополь, сирень).

Таблицы

«Разнообразие

побегов».

«Строение стебля»,

«Листорасполо-

жение»

Индивидуальная, парная,

групповая

/составление

плаката-

схемы/.

Тест строение

побега с.51-52 методпо-

собия,

р/т зад.1,3

с.19-20.

Оформле-

ние

лабораторной

работы в

тетради.

09.11

9 (5)

Лист, его строение и значение

Комбиниро-

ванный урок.

Работа с

различными

источниками

информации.

Элементы урока-

путешествия.

Работа с

учебником и ЭОР

Дальнейшее

формирование

познавательного

интереса,

экологической

культуры,

коммуникативной

компетентности

в общении и

сотрудничестве с

одноклассниками в процессе учебно–исследовательс-

кой деятельности

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

Развитие навыков

исследовательс-

кой деятельности,

работы с микро-

скопом. Умение

организовывать

учебное сотруд-

ничество с уча-

щимися и учите-

лем, работать

индивидуально и в группе. Умение

осознанно

использовать

речевые средства,

излагать свою

точку зрения.

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Гербарии простых и сложных листьев.

Таблицы «Внутрен-

нее строение

листа», «Простые и сложные листья»

Индивидуальная,

фронтальная

работа в

группах

/компьютер-

ные

презентации/.

Задание на

соответствие с.55 методич.

пособия,

р/т №1,5 на с. 21,23

23.11

10 (6)

Стебель, его строение и значение

Лабораторная

работа №4

«Внешнее

строение

корневища, клубня и

луковицы»

Урок

Формирова

ния и

первичного

закрепления

знаний.

Урок-

лаборатория

Дальнейшее

формирование

познавательного

интереса,

экологической

культуры,

коммуникативной

компетентности

в общении и

сотрудничестве с

одноклассниками в процессе учебно–исследовательс-

кой деятельности

Формирование умения добывать

информацию из

различных

источников,

преобразовывать,

анализировать,

использовать

схемы и модели.

Развитие навыков

Исследовательс

кой деятельности,

работы с

натуральными

объектами и

гербарием.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

с учащимися и

учителем, работать

индивидуально и

в группе. Умение

осознанно

использовать

речевые средства,

излагать свою

точку зрения.

Развитие ИКТ-

компетентности

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать

строение подземных

побегов, отмечать их различия, фиксировать

результаты

исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Таблицы

«Внешнее строение стебля»,

«Внутреннее

строение стебля».

Клубни картофеля и луковицы,

оборудование

для л/р.

Индивиду

альная,

фронтальная

работа в

группах

(составление схемы)

Биологический диктант, р/т зад.1,4

с.24-26,

оформление

лаборатор

ной работы в тетради.

30.11

11 (7)

Цветок, его строение и значение. Соцветия.

Урок

Формирова- ния и первичного

закрепления

знаний.

Урок

«Устный

журнал»

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование

познавательных

интересов,

направленных

на изучение

природных

объектов,

понимания

ценности природы.

Формирование

экологической

культуры на

основе признания

ценности жизни

во всех её

проявлениях.

Развитие умения

работать с раз-

личными источ-

никами инфор-

мации, выявлять

главные особен-

ности, умения

преобразовывать

информацию в

символы, схемы.

Развитие ИКТ-

компетентности.

Умение организо

вывать совмест-

ную учебную

деятельность с

одноклассникамиРазвитие умения

соотносить свои

действия с плани-

руемым резуль-

татом, осущест-

влять само и

взаимоконтроль

учебной деятельности, фиксирование и анализ фактов или явлений, а также проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеризовать значение соцветий.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать

типы опыления у растений.
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, цветки комнатных растений.

Гербарии соцветий.

Таблицы

«Строение

цветка», схема

«Соцветия»

Модели цветка.

Индивиду

альная,

фронтальная

работа в

группах

(составление схемы и презентации.

р/т №1,2

с.26-27.

Вопросы 1,3 на с. 66.

07.12

12 (8)

Плод. Разнообразие и значение плодов

Комбиниро

ванный

й урок с

элементами

исследова

тельской

деятельности

Эвристичес-

кая беседа.

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование

личностных

представлений о

ценности природы,

эстетического

отношения к

природным

объектам.

Знание

основных

правил и

принципов

отношения к

природе.

Умение развивать

мотивы своей

познавательной

деятельности,

определять

способы действия

в рамках

предложенных

условий и

требований,

корректировать их в соответствии с меняющейся

ситуацией.

Владение основами

самооценки.

Формирование и

развитие ИКТ-

компетентности

Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Обобщать и систематизиро-

вать знания,

делать выводы. Отвечать на итоговые

вопросы темы, выполнять задания для

самоконтроля. Обсуждать выполнение

создаваемых проектов, высказывать своё

мнение по проб-

лемным вопросам.

Оценивать свои

достижения и

достижения

одноклассников по усвоению учебного

материала.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, муляжи плодов. Таблицы «Типы

плодов»

Коллекции

плодов и

семян.

Натуральные

объекты/плоды

разных

растений/

Индивиду

альная,

фронтальная,

дифференци-

рованно-

групповая

р/т зад.2 с.29,

самостоя-

тельная работа

№ 1-3

с.31-33.

14.12

13

(9)

Обобщающий урок по теме: «Органы растений». Промежуточ-

ный контроль

Урок

обобщения и

систематиза-

ции знаний

Формирование ответственного отношения к учебе на основе мотивации к обучению и познанию.

Умение определять

способы действий

в рамках

предложенных

условий и

требований

Обобщать и систематизиро-

вать знания,

делать выводы. Отвечать на итоговые

вопросы темы,

выполнять задания для

самоконтроля. Давать

определения понятиям,

устанавливать

причинно-

следственные связи,

осуществлять сравнение и классификацию, строить логичес- кие рассуждения.

Оценивать свои

достижения и достижения одноклассников по усвоению

учебного материала.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Индивидуаль

ная,

фронтальная

Тест: нау ка о расте ниях -ботаника,

органы

растений.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов)

21.12

14 (1)

Минеральное питание растений и значение воды

Урок

формирова

ния и

первичного

закрепления

знаний.

Эвристичес

кая беседа,

работа с

учебником,

схемами и ЭОР

Формирование познавательных

интересов,

направленных

на изучение

природных объектов,

понимания

ценности природы.

Формирование

экологической

культуры на

основе

признания

ценности жизни

во всех её

проявлениях.

Развитие умения

работать с

различными

источниками

информации,

выявлять главные

особенности,

умения преобра-

зовывать инфор-

мацию в символы

и схемы. Разви-тие ИКТ-компе-

тентности. Овла-

дение основами

самоконтроля,

самооценки.

Умение налажи-

вания партнёрс-

ких отношений во

время работы в

парах, в группах,

умение

осуществлять

взаимоконтроль.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Сравнивать и

различать состав и

значение органичес-

ких и минеральных

удобрений для рас-

тений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Таблицы «Строение

корня

растений»,

«Экологические

группы

растений»,

коллеция

минеральных

удобрений.

Видеофрагмент

«Почва, ее

обработка и

удобрение»

Индивидуаль

ная, работа в

парах,

фронтальная,

групповая

Р/т № 2,3

с.34

28.12

15 (2)

Воздушное питание растений — фотосинтез

Урок формирова

ния и

первичного закрепления знаний.

Учебная

лекция,

эвристичес-

кая беседа.

Работа с

учебником и ЭОР.

Формирование

способности

учащихся к

саморазвитию и

самообразованию

 на основе

мотивации к

обучению и

познанию.

Знание основных

правил и принципов

отношения к живой природе.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Растение герани, лабораторное оборудование для проведения опытов.

Видеофрагмент

«фотосинтез».

Таблицы

«Клеточное

строение

листа»,

«Листовая

мозаика».

Индивидуаль

ная, работа в

парах,

фронтальная

Обобщающая беседа, р/т

№ 2,3 с.35-

36

11.01

16 (3)

Дыхание и обмен веществ у растений

Комбинированный

урок.

Эвристичес-

кая

беседа,

работа с

различными

источниками

информации,

таблицей.

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование

познавательного

интереса и

мотивов,

направленных

на изучение

природы.

Формирование

способности

учащихся к

саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к

обучению и

познанию.

Развивать умения самостоятельно

ставить цели,

формулировать

новые задачи в

познавательной

деятельности.

Давать определения понятиям,

сравнивать, делать выводы. Находить

биологическую

информацию в

различных источниках,

логично излагать материал,

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Таблицы

«Внутреннее

строение

листа»,

«Сравнение

фотосинтеза и

дыхания»

побеги

древесных

растений с чечевичками.

Индивидуаль

ная, работа в

парах,

фронтальная.

Задание на соответствие с.71 методич.

пособия,

р/т №4 с.38.

18.01

17 (4)

Размножение и оплодотворе-

ние   растений.

Урок

Формирова-

ния и

первичного

закрепления

знаний.

Эвристичес

кая беседа,

работа со

схемами,

таблицам

и ЭОР

Формирование

познавательного

интереса и мотивов,

направленных

на изучение

природы.

Формирование

способности

учащихся к

саморазвитию и

самообразованию

 на основе

мотивации к

обучению и

познанию.

Развитие ИКТ - компетентности.

Умение находить

биологическую

информацию в

различных

источниках,

структурировать

её. Развитие уме-

ния самостоятель- но ставить цели, формулировать новые задачи

в познавательной

деятельности.

Давать определе- ния понятиям,

классифициро-

вать, устанавли- вать причинно-следственные связи, сравнивать,

делать выводы.

Способность к

самооценке и

взаимооценке.

Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Схема

учебника,

Таблицы

«Размножение

растений»,

гербарии

растений,

видеофрагмент

«Размножение

растений»

Индивидуальная,

фронтальная, групповая

№ 1-3 с.74

методич.

пособия, р/т №1 с.38

25.01

18

(5)

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Лабораторная

работа №5

«Черенкование комнатных растений»

Комбиниро-

ванный урок.

Урок - практикум

Формирование

познавательного

интереса и мотивов,

направленных

на изучение

природы.

Формирование

способности

учащихся к

саморазвитию и

самообразованию

 на основе

мотивации к

обучению и

познанию.

Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы.

Овладение

составляющими

исследовательс-

кой деятельности,

проведения

эксперимента,

умением делать

выводы, заключе-

ния в ходе иссле-

дования. Разви-тие ИКТ-компе-

тентности. Уме-

ние находить биологическую информацию в

различных

источниках,

структурировать

её. Развитие

умения самостоя-

тельно ставить

цели, формулиро-

вать новые задачи

в познавательной

деятельности.

Давать определе- ния понятииям, сравнивать,

делать выводы.

Способность к

самооценке и

взаимооценке.

Умение органи-

зовывать учебное

сотрудничество,

формулировать,

аргументировать,

отстаивать своё

мнение.

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Применять знания о способах

вегетативного

размножения в

практических целях. Формировать умения

проведения

черенкования в ходе выполнения

лабораторной работы.

Наблюдать за

развитием корней у черенка и фиксировать

результаты. Соблюдать

правила работы в

кабинете.

Таблицы

«Вегетативное

размножение

растений»,

«Прививка

древесных

растений»,

комнатные

растения,

оборудование для л/р

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах,

коллективная

р/т  №2,3

с.41.

Отчёт о

лабораторной

работе

01.02

19

(6)

Рост и развитие растений.

Комбинированный  урок.

Работа по карточкам, с

учебником, ЭОР.

Эвристичес

Кая беседа

Формирование

ответственного

отношения к учёбе,

способности к

саморазвитию,

самообразованиюи формированию

познавательных

интересов.

Знания основных правил отношения к живой природе,

формирование

личностных

представлений о

ценности природы.

.

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достиже-ния результата,

определять спо-

собы действий в

рамках предложен

ных условий и

требований. Уме-

ние осознанно

использовать

речевые средства,

аргументировать

отстаивать свою

точку зрения.

Развитие ИКТ-

компетенции

Называть основные черты, характеризующие роста растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Таблицы

«Строение

корня»,

«Строение

побега», «Рост

и развитие

растений»

Натуральные

объекты и

гербарные

экземпляры.

Индивидуаль

ная, фронтальная,

работа в парах, в группах

Самостоятельная работа,

р/т № 3-4

с.43-44,

№ 2-4 с.45-

47;

задания на

с.101-102

учебника

Тема 4 Многообразие и развитие растительного мира (11 часов)

08.02

20

(1)

Систематика растений, её значение для ботаники.

Урок формирова

ния и

первичного

закрепления

знаний.

Эвристичес

кая беседа,

лекция,

работа в

группах.

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование

познавательного

интереса и мотивов,

направленных

на изучение

природы.

Формирование

способности

учащихся к

саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и

познанию.

Развитие умения

самостоятельно

ставить цели,

формулировать

новые задачи в

познавательной

деятельности.

Давать определе-ния понятиям,

сравнивать, делать выводы. Находить

биологическую

информацию в

различных

источниках.

Овладение осно- вами самоконтро-

ля, самооценки.

Умение налажи-

вания партнёрс-

ких отношений во

время работы в

парах, в группах,

умение осуществ- лять взаимо конт-роль, проводить анализ и обработ- ку информации.

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизиро-

вать растения по группам.
Характеризовать единицу системати ки — вид.
Осваивать приёмы работы  определи-

телем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Таблицы по

основным группам

растений, гербарий растений

разных системати- ческих групп, схема системати-

ческих единиц на

примере

смородины красной и

смородины

черной

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах,

кооперативно

-групповая

р/т №2

№ 1,3 с.3-4

15.02

21

(2)

Водоросли, их разнообра-зие в природе

Комбиниро - ванный урок.

Урок Путешествие

Работа с

учебником и ЭОР.

Формирование

ответственного

отношения к учёбе,

способности к

саморазвитию,

самообразованию,

формированию

познавательных

интересов.

Знания основных

правил отношения к живой природе.

Формирование

личностных

представлений о

ценности природы.

Формирование

коммуникативной

компетентности.

Формирование умения находить

биологическую

информацию в

различных

источниках,

анализировать,

структурировать

её, преобразовы-

вать один вид

информации в

другой. Развитие

коммуникативной

компетентности

учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного

сотрудничества,

умение излагать

свою точку зрения, отстаивать её,

используя рече-

вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения.

Выделять и описывать

существенные

признаки водорослей.

Характеризовать

основные черты,

лежащие в основе

систематики водорослей. Распознавать

водоросли на рисунках, гербарных мате-

риалах. Сравнивать

водоросли с наземными растениями и

находить общие

признаки. Объяснять

процессы размножения у одноклеточных и многоклеточ - ных водорослей. Приводить примеры

использования

водорослей человеком,

значения водорослей в

природе

Таблица

«Водоросли».

Видеофрагмент «Водоросли».

Натуральные

объекты и

гербарные

экземпляры.

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах,

кооперативно

-групповая

р/т №1,3,4

с.4-6

01.03

22 (3)

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов»

Комбиниро

ванный урок.

Урок-

лаборатория.

Формирование ответственного

отношения к учёбе,

способности к

саморазвитию,

самообразованию,

формированию

познавательных

интересов.

Знания

основных

правил

отношения к

живой природе,

формирование

личностных

представлений о

ценности

природы.

Формирование

коммуникативной

компетентности

Формирование умения находить

биологическую

информацию в

различных

источниках,

анализировать,

структурировать

её, преобразовы-

вать один вид

информации в

другой. Развитие

коммуникативной

компетентности

учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного

сотрудничества,

умение излагать

свою точку зрения, отстаивать её,

используя рече-

вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения.

Выделять и описывать

существенные

признаки мхов. Сравнивать представите-

лей различных групп растений отдела, делать выводы.

Распознавать

представителей

моховидных на

рисунках, гербарных

материалах и натуральных объектах.

Устанавливать взаимосвязь строения мхов

и их воздействия на среду обитания.

Изучать и сравнивать

внешнее строение

кукушкина льна и сфагнума, отмечать их

сходства и различия.

Фиксировать

результаты

исследования.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Микропрепараты строения листьев мха, микроскоп, гербарии мхов.

Таблицы «Мох

кукушкин лен»,

«Сфагновые мхи»,

«Многообразие

мхов».

Оборудование

для л/р

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах,

кооперативно

-групповая

р/т №1,4

с.7-8.

Отчёт по

лабораторной

работе

15.03

23 (4)

Плауны. Хвощи, папоротники.

Их общая характеристика

Комбинированный урок.

Урок «Удивитель- ное рядом»

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование ответственного

отношения к учёбе,

способности к

саморазвитию,

самообразованию,

формированию

познавательных

интересов.

Знания

основных

правил

отношения к

живой природе,

формирование

личностных

представлений о

ценности

природы, экологической грамотности.

Формирование

коммуникативной

компетентности

Формирование умения находить

биологическую

информацию в

различных

источниках,

анализировать,

структурировать

её, преобразовы-

вать один вид

информации в

другой. Развитие

коммуникативной

компетентности

учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного

сотрудничества,

умение излагать

свою точку зрения, отстаивать её,

используя рече-

вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения.

Выделять и описывать

существенные

признаки папоротниковидных. Сравни-вать представи- телей различных групп растений отдела, делать выводы. Рас-

познавать представителей хвощей, плаунов, папоротников на

рисунках, гербарных

материалах и натуральных объектах.

Сравнивать особенности строения и

размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном развитии

папоротников.

Обосновывать роль папоротни– кообразных в природе и

необходимость охраны исчезаю- щих видов

Обосновывать необходимость охраны исчезаю- щих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе.

Таблицы

«Плауны.

Хвощи.

Папоротники».

Натуральные объекты,

гербарные

экземпляры,

коллекция

«Каменный

уголь». 

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах,

кооперативно

-групповая

№1 на с.91

методич.

пособия, р/т №1,3 с.9-11

22.03

24 (5)

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Комбиниро

ванный урок.

Эвристичес-

Кая беседа.

Защита

Проектов.

Формирование ответственного

отношения к учёбе,

способности к

саморазвитию,

самообразованию,

формированию

познавательных

интересов.

Знания

основных

правил

отношения к

живой природе,

формирование

личностных

представлений о

ценности

природы, экологической грамотности.

Формирование

коммуникативной

компетентности

Формирование умения находить

биологическую

информацию в

различных

источниках,

анализировать,

структурировать

её, преобразовы-

вать один вид

информации в

другой. Развитие

коммуникативной

компетентности

учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного

сотрудничества,

умение излагать

свою точку зрения, отстаивать её,

используя рече-

вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.

Распознавать

представителей

голосемянных на

рисунках, гербарных

материалах и натуральных объектах.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Описывать

использование

голосеменных

растений в

практической

деятельности человека

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Видеофрагмент

«Значение

хвойных пород и

лесозаготовка».

Натуральные

объекты и

гербарные

экземпляры.

Раздаточный материал  для

создания

плаката в

группах

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах,

кооперативно

-групповая

р/т  №1,3

с.11-13,

Работа со

Схемой

Строение и

размножение

голосеменных растений»

Создание

плаката

«Многообразие

Голосеменных растений»

25 (6)

Отдел Покрытосемен-ные. Общая характеристика и значение.

Комбинированный урок.

Эвристичес- кая беседа.

Элементы урока

«Устный

журнал»

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование ответственного

отношения к учёбе,

способности к

саморазвитию,

самообразованию,

формированию

познавательных

интересов.

Знания

основных

правил

отношения к

живой природе,

формирование

личностных

представлений о

ценности

природы, экологической грамотности.

Формирование

коммуникативной

компетентности

Формирование умения находить

биологическую

информацию в

различных

источниках,

анализировать,

структурировать

её, преобразовы-

вать один вид

информации в

другой. Развитие

коммуникативной

компетентности

учащихся, уме-ния организовы-вать работу в группе в ходе учебного

сотрудничества,

умение излагать

свою точку зрения, отстаивать её,

используя рече-

вые возможнос-ти, аргументируя свою точку зрения.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельнос-

ти покрытосемен -ных и голосемен -ных. Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленнос-

ти покрытосемен-

ных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Таблицы

«Покрытосемен-

ные растения»,

гербарные

экземпляры,

натуральные

объекты.

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах,

кооперативно

-групповая

Тест «Отделы

растений»

р/т № 1,2

с.13-14

05.04

26 (7)

Семейства класса Двудольные

Урок

формирова-

ния знаний.

Защита

проектов

Готовность к переходу к

самообразованию на основе

учебно-

познавательной

мотивации в

ходе работы над

проектом.

Формирование

способности к

саморазвитию,

личностных

представлений о

ценности

природы.

Овладение состав- ляющими проект-ной деятельности.

Формирование

умения учитывать

разные мнения и

стремиться к

координации

различных позиций в сотруд- ничестве. Формулировать собственное мнение и

позицию; уста-

навливать и срав-

нивать разные

точки зрения,

прежде чем при-

нимать решения и

делать выбор,

аргументировать

свою точку зрения. Развивать способность

задавать вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнером. Осуществлять взаимоконтроль, оказывать в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь;

использовать речь

для планирования

и регуляции своей

деятельности, для

решения различ-

ных коммуника-

тивных задач;

планирование

путей достиже-ния целей.

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств класса Двудольных.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор,

Таблицы

семейств

класса

двудольных

Натуральные

объекты и

гербарные

экземпляры.

муляжи плодов.

Фронтальная,

работа в

парах,

кооперативно

-групповая

Р/т №1 с.16-17,

Защита

проектов

19.04

27 (8)

Семейства класса Однодольные

Урок

формирова ния знаний.

Защита

проектов

Готовность к переходу к

самообразованию на основе

учебно-

познавательной

мотивации в ходе работы над

проектом.

Формирование

способности к

саморазвитию,

личностных

представлений о

ценности

природы.

Овладение состав- ляющими проект-ной деятельности.

Формирование

умения учитывать

разные мнения и

стремиться к

координации

различных позиций в сотруд- ничестве. Формулировать собственное мнение и

позицию; уста-

навливать и срав-

нивать разные

точки зрения,

прежде чем при-

нимать решения и

делать выбор,

аргументировать

свою точку зрения. Развивать способность

задавать вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнером. Осуществлять взаимоконтроль, оказывать в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь,

использовать речь

для планирования

и регуляции своей

деятельности, для

решения различ-

ных коммуника-

тивных задач;

планирование

путей достижеия целей.

Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства.
Описывать характерные черты семейств однодольных растений.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Таблицы

«Семейства

класса

Однодольные».

Натуральные

объекты и

гербарные

экземпляры

Фронтальная,

работа в парах,

кооперативно

-групповая

№ 1,2 с.102

методич.

Пособия, р/т№ 1 с.18-19

Защита

проектов.

Задание на сравнение

одно - и

двудоль-

ных

26.04

28 (9)

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

Комбиниро- ванный урок.

Урок-

открытие.

Формирование

устойчивого

познавательного

интереса,

интеллектуальных умений

анализировать,

сравнивать,

делать выводы.

Формирование

бережного

отношения к

окружающей

среде.

Развитие умения

давать определе-

ния понятиям,

сравнивать, клас-

сифицировать,

делать выводы и

заключения.

Умение работать с различными

источниками

биологической

информации,

преобразовывать

один вид инфор-

мации в другой,

работать со схема ми и таблицами. Умение организо- вывать учебное

сотрудничество.

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Выделять этапы развития расти-

тельного мира.

Называть черты приспособленнос-

ти растений к наземному образу жизни. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Иметь

представление о

научных заслугах Н.И.

Вавилова, о его

открытии центров

происхождения культурных растений.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Таблицы

«Развитие

растительного

мира»,

изображения

редких и

исчезающих

видов,

видеофрагмент

«Возникновение

 жизни на

земле» Физическая

карта мира, центры

происхождения

культурных

растений.

Фронтальная,

работа в парах,

кооперативно

-групповая

Тест

«Покрыто

семенные

растения»р/т №1,2 с.20-21

03.05

30

(11)

Дары Нового и Старого

света

Урок

обобщения и

систематиза-ции знаний

Формирование

коммуникативной

компетентности

в общении и

сотрудничестве

со сверстниками

в процессе

образовательной

деятельности, формирование

интеллектуальных умений анализа,

построения

рассуждений.

Эстетическое

отношение к

живым

объектам.

Формирование

умения осознанно

использовать

речевые средства

для дискуссии,

аргументации

своей позиции.

Умение

организовывать

совместную

учебную

деятельность с педагогом. Умение

распределять

время в ходе

учебной

деятельности,

обобщать и систематизиро-вать знания по теме, делать выводы.

Называть родину наиболее

распространён-

ных культурных растений, объяснять причины

вхождения картофеля,

ржи и пшеницы в ряд ведущих

сельскохозяйст-

венных культур России.

Характеризовать

значение растений в

жизни человека.

Обобщать и

систематизиро-

вать знания по теме, делать

выводы, выполнять

задания для

самоконтроля

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Натуральные

объекты и

гербарные

экземпляры 

Индивидуаль

ная, групповая

Тестовый контроль по теме.

р/т

№ 1-3,5 с.25-28

Тема 5 Природные сообщества (4 часа)

10.05

30 (1)

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

Урок

формирова-

ния и первич ного закрепления

знаний.

Урок

«Следствие ведут знатоки»

Работа с

учебником и ЭОР

Формирование

экологической

культуры на основе

понимания

ценности жизни

Во всех её

проявлениях и

необходимости

ответственного,

бережного

отношения к

окружающей

среде.

Формирование

личностных

представлений о

ценности

природы.

Способность к

целеполаганию,

включая преобра- зование практи- ческой задачи в

познавательную.

Умение осуществ лять само- и взаимоконтроль,

организовывать

учебное сотруд-

ничество,

 самостоятельно оценивать

правильность

выполнения

действия и внесе-

ние необходимых

корректив.

Способность к

осуществлению

познавательной

рефлексии в

отношении

действий по ре-

шению учебных и познавательных

задач. Умение

создавать модели и схемы для решения задач.

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России

Видеофрагмент

«Растительный

покров Земли».

Таблицы

«Природные

сообщества»,

«Цепи питания».

Гербарные

экземпляры

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах

р/т №1,2

с.29-30

составле-

ние

цепей

питания

17.05

31 (2)

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

Экскурсия№2

«Весенние явления в жизни экосистемы. Взаимоотно-

шения организмов в растительном сообществе»

Урок

систематиза ции и

закрепления

знаний.

Формирование

знаний основных

правил и принципов

отношения к

живой природе,

признание

ценности жизни

во всех её

проявлениях.

Формирование

познавательных

интересов, направленных

на изучение

живой природы.

Овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе.
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе

Таблицы

«Природные

сообщества»,

видеофрагмент

«Природные

сообщества»

Индивидуальная, в группах, парах.

р/т № 1,2

с.33-34, составить отчет об экскурсии

24.05

32 (3)

Смена природных сообществ и её причины

Комбиниро-

ванный  урок.

Эвристичес-

кая беседа,

работа с

учебником,

 ЭОР,

Схемами и таблицами.

Формирование

Знаний основных

правил и

принципов

отношения к живой природе, признание

ценности жизни

во всех её проявлениях.

Формирование

познавательных

интересов,

направленных

на изучение

живой природы.

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Способность к

целеполаганию,

включая преобра зование практи- ческой задачи в

познавательную.

Умение осуществлять само и взаимо-контроль,

организовывать

учебное

сотрудничество,

адекватно

самостоятельно

оценивать

правильность

выполнения

действия и

внесение

необходимых

корректив.

Способность к

осуществлению

познавательной

рефлексии в

отношении

действий по

решению учебных и познавательных

задач. Умение

создавать модели и схемы для решения задач

Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

Компьютер, презентации, мультимедийный проектор.

Таблица

«Смена

природных

сообществ».

Видеофрагмент

«Сукцессия».

Индивидуаль

ная,

фронтальная,

работа в

парах

Тестовый контроль, вопросы

Календарно - тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по биологии в 6  классе

п/п

Название темы

Кол-во часов по теме

Время

прохождения

Формы контроля,

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа)

1.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

1

07.09

2.

Многообразие жизненных форм растений.

1

14.09

3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

21.09

4.

Ткани растений.

1

28.09

С.р.

Тема 2. Органы растений (9 часов)

1.

Семя, его строение и значение.

1

12.10

2.

Условия прорастания семян.

1

19.10

3.

Корень, его строение и значение.

1

26.10

4.

Побег, его строение и развитие.

1

02.11

5.

Лист, его строение и значение.

1

09.11

6.

Стебель, его строение и значение.

1

23.11

7.

Цветок, его строение и значение. Соцветия.

1

30.11

8.

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

07.12

Тестовый контроль

9.

Промежуточный контроль

1

14.12

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов)

1.

Минеральное питание растений и значение воды.

1

21.12

2.

Воздушное питание растений — фотосинтез.

1

28.12

3.

Дыхание и обмен веществ у растений.

1

11.01

4.

Размножение и оплодотворение   растений.

1

18.01

5.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

1

25.01

6.

Рост и развитие растений.

1

01.02

С.р.

Тема 4 Многообразие и развитие растительного мира (10 часов)

1.

Систематика растений, её значение для ботаники.

1

08.02

2.

Водоросли, их разнообразие в природе

1

15.02

3.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

1

01.03.

4.

Плауны. Хвощи, папоротники. Их общая характеристика

1

15.03

5.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1

22.03

6.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

29.03

7.

Семейства класса Двудольные

1

05.04

8.

Семейства класса Однодольные

1

19.04

9.

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

1

26.04

10.

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого света.

1

03.05

Тестовый

контроль

Тема 5. Природные сообщества (3 часа)

1.

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

1

10.05

2.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины.

1

17.05

Тестовый контроль

3.

Смена природных сообществ и ее причины.

1

24.05

Домашнее задание 6 класс

№ урока

Домашнее задание

№ урока

Домашнее задание

1.

§1, воп.1-5 с.6-13, подготовится к вводному контролю, р/т № 3-5 с. 4-5.

19.

§18, воп.1-5 с.96-100 р/т № 1,2,5 с.43-44,

по желанию проект № 1 – 3, с. 103

2.

§2, вопросы 1-5, р/т №3-4 с.6-7.

20.

§19, воп.1-4 с.104-107 р/т № 2, 4, по желанию сообщение про К. Линнея

3.

§3, воп.1-4 с. 17-21, р/т  №2,3 с.8,  макет «Строение растительной клетки».

21.

§20, воп.1-4 с.108-112, р/т № 2,5 с.4-6 , сообщение о значении водорослей

4.

§4, воп.1-5 с.21-25 повторить §1-3, р/т №1-4 с.11-13, проект №3.

22.

§21, вопросы 1-5, с.113-116, р/т зад.2,3 с.7-8, сообщения о древовидных папоротниках, о каменном угле.

5.

§5, воп.1-5 с.28-34, р/т №2-3 с.13-14 зарисовать строение семени фасоли и пшеницы в тетради.

23.

§22, воп.1-5 с.117-121, р/т № 2 с.10, сообщение о многообразии и значении хвойных растений.

6.

§6, воп.1-5 с.34-37, р/т № 2-4 с.16, опыт по прорастанию семян.

24.

§23, воп.1-4 с.122-126, р/т зад.2 с.12 повторить §§ 19-22.

7.

§7, воп.1-5 с.37-42, р/т № 2,3 с.17-18.

25.

§24, воп.1-4 с.126-131, р/т № 3 с.14-15, подготовка проектов «Представители класса Двудольные»

8.

§8, воп.1-5 с.43-47, р/т №.2,3 (дописать) с.20-21

26.

§25, воп.1-5 с.132-137, р/т № 2 с.17, 3, подготовка проектов «Представители класса Однодольные».

9.

§9, воп.1-5, с.48-54, р/т № 3-4, 2(по желанию) с.22-23, знать термины.

27.

§26, воп. 1-5 с.138-143,р/т №2 с.19.

10.

§10, воп.1-5, с.54-60, задание № 5 на с. 59 (сообщение), р/т  № 2,3 с.24.

28.

§27, воп.1-4 с.143-147, р/т № 3 с.21-22

11.

§11, воп.2,4 задание № 5 (сообщение) с.60-66, р/т № 3,4 с.28, термины

29.

§28, воп.1-5 с.147-150, р/т №3 с.24

12.

§12, воп.1-4, 5 (сообщение), р/т № 1,3,4 с.29-31

30.

§29, воп.1-5 с.150-154, р/т № 1-2 с.24-25. Повт. §19-28

13.

§13, воп.1-4 с.74-78 р/т № 1,4 с.34-35

31.

§30, воп.1-5 с.159-162 р/т зад.3 с.30. Повт. курс 6 класса

14.

§14, воп.1-4 с. 78-82, р/т №1,4 с.35-36 повтор. §1-14

32.

15.

33.

§31, воп.1-5 с.163-166, р/т № 3 с.34

16.

§15, воп.1-5 с.82-86, р/т зад.1-3 с.37-38

34.

§32, воп.1-5 с.166-170

17.

§16, воп.1-4 с. 86-90, сообщение о С.Г. Навашине р/т зад.2-4 с.40-41

35.

Задания на лето

18.

§17, воп.1-5 с.91-96 р/т зад.1,3 с.40-43 задания на с. 103, проект по вегетативному размножению»

Перечень материально-технического обеспечения

1. Мультимедийный проектор.

2. Наглядные пособия:

• муляжи плодов;

• разборная модель цветка;

• гербарий.

3. Лабораторное оборудование:

• предметные стекла;

• покровные стекла;

• микропрепараты;

• препаровальные иглы;

• микроскоп лабораторный и ученический;

• скальпель;

• пинцет;

• фильтровальная бумага.

4. Печатные пособия:

• таблицы;

• карты;

• атласы.

Информационные источники

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Программа Биология – 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко.

2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н.

Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.

3. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).

4. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки.

Список литературы для учителя:

1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, -96с.;

2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; 2009.

3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2010.-128с. (Дидактические материалы);

4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. « Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники» – М.: Дрофа, 2015. -127с.;

Список литературы для учащихся:

1. Акимушкин И.И. «Занимательная биология» М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.

2. Артамонов В.И. «Редкие и исчезающие растения» (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 2008, 383С.

5. «Биология. Энциклопедия для детей» – М.: «Аванта+», 2012.

6. Верзилин Н.М. «По следам Робинзона»: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.

7. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. «Энциклопедия природы России. Грибы» – М.: 1997. 350с.

8. Головкин Б.Н. «О чем говорят названия растений». 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.

9. Губанов И.А. « Энциклопедия природы России. Пищевые растения», справочное издание. М.: 1996. – 556с.

10. Золотницкий Н.Ф. «Цветы в легендах и преданиях» М.: Дрофа, 2002. – 320с.

12. Новиков В.С., Губанов И.А. «Школьный атлас-определитель высших растений»: кн. для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

1. Учебное электронное издание «Биология: лабораторный практикум. 6-11 класс»;

2. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология 6-9 классы»;

3. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание).

4. Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов wwwfcior.edu.ru

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов w.w.w.school-collection.edu..ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...