Интегрированный урок по информатике и биологии "Обобщение и повторение строения эукариотической клетки с использованием текстового редактора Word"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Сосновская Екатерина Михайловна

Разработан интегрированный (совместный) урок по биологии и экологии на тему "Обобщение и повторение строения эукариотической клетки с использованием текстового редактора Word". В процессе урока, проводимого одновременно двумя учителями, ученики получают, с одной стороны - навыки работы с информационными ресурсами, в частности Microsoft Word, с целью решения практических задач,  сдругой стороны - эффективно усваивают и закрепляют знания по предмету биология, используя современные информационные технологии. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Microsoft Word – это текстовой файл 2. Текстовый редактор – это папка 3. Основные параметры абзаца - отступ, интервал 4. Специальный раздел памяти, в который можно поместить удаленный фрагмент из текста называется – буфер 5. Текст – это словесное высказывание 6. Использование компьютерных словарей – для перевода разговорной речи 7. Чтобы подготовить абзац к изменению параметров необходимо - выделить абзац 8. В процессе редактирования текста изменяются – размер символов 9. Чтобы удалить пустую строку, надо нажать клавишу пробел 10. При подготовке текстовых документов на компьютере используются операции - сохранения и распечатки


Предварительный просмотр:

Наружная клеточная мембрана

Эндоплазматическая сеть

Рибосомы

Митохондрии

Лейкопласты

Хлоропласты

Хромопласты

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Клеточный центр

Органоиды движения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Выберите правильный алгоритм создания нового документа в Microsoft Word 1. Файл/Создать 2. Вставка/Файл 3. Вставка/Документ 4. Окно/Создать Ответ 4. Как правильно увеличить отступ (красную строку)? 1. 2. 3. 4. Ответ 2. Закрывают документ нажатием на кнопку 1. 2. 3 . 4. Ответ 5. Выберите верный алгоритм копирования формата 1 . Выделить фрагмент, Копировать, установить курсор, Вставить 2. Кнопка Формат по образцу, Выделить фрагмент 3. Формат/Копировать, Формат/Вставить 4. Выделить фрагмент-образец, кнопка Формат по образцу, Выделить фрагмент Ответ 3. Выберите верный алгоритм перемещения фрагмента текста 1. Установить курсор, выделить фрагмент, Вырезать, Вставить 2. Установить курсор, выделить фрагмент, Копировать, Вставить 3. Выделить фрагмент, Вырезать, установить курсор, Вставить 4. Выделить фрагмент, Копировать, установить Курсор, Вставить Ответ 1 4 4 2 1


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 22

Обобщение и повторение строения эукариотической клетки с использованием текстового редактора WORD

Открытый интегрированный урок по предметам

биология и информатика

(10 класс)

                                                        Учитель биологии и экологии

                                                        высшей категории

                                                        Сосновская

Екатерина Михайловна

Учитель информатики

Фещенко

Вера Григорьевна

2017 год

г. Сергиев Посад

Цели урока:

1) по предмету биология - обобщить и повторить знания о строении и функциях эукариотической  клетки с использованием современных компьютерных технологий.

2) по предмету информатика - продолжить формирование навыков редактирования и форматирования текстовых  документов, используя текстовый редактор Word.

Задачи:

  • Образовательные: формировать и развивать навыки и умения в  выполнении тестовых работ, использовании дидактических карточек; уяснить различия в строении растительной и животной клетки, используя сравнительный и системный подходы; овладеть навыками использования различных шрифтов при наборе текста.
  • Развивающие: способствовать развитию мышления, формировать у учащихся умение четко и грамотно формулировать свою точку зрения,   анализировать и делать выводы.
  • Воспитательные: Осуществлять нравственное воспитание, развивать взаимоуважение, формировать умение слушать внимательно ответы одноклассников и рассказ учителя, воспитывать чувство такта при взаимоконтроле на уроке.  

Оборудование: персональные компьютеры, сигнальные карточки, иллюстрации органоидов растительной и животной клетки, мультимедийный проектор.

Введение

Интегрированный (совмещённый) урок по двум дисциплинам является перспективной формой школьного обучения. Проводится двумя учителями одновременно. Учителя поочерёдно в ходе урока передают друг другу слово, выдерживая общую канву и идею.

Решаются обучающие задачи сразу по двум предметам, в данном случае – по информатике и биологии.

Урок построен таким образом, что биологическая тема формирует предметную часть для отработки практических навыков работы с информационными ресурсами, в частности – с Microsoft Word (или далее по тексту просто Word). В свою очередь, возможности Word повышают эффективность обучения по предмету экология, улучшая качество усвоения материала. В ходе урока вырабатывается навык использования WORD для конкретных прикладных целей.

Фещенко Вера Григорьевна – учитель информатики:

Работая в средних старших классах средних образовательных школ, я столкнулась с проблемой технической  неграмотности  учеников. Большинство из них активно пользуются социальными сетями, есть даже такие, которые обучаются дистанционно и умеют обращаться с соответствующим оборудованием,  но правильно оформить сообщение, реферат и.т.п., используя текстовый редактор Word,  не могут. Либо скачивают готовые  тексты  из Интернета, либо оформляют собственные  работы,  не соблюдая общепринятые нормы. При этом многие  из учеников, в силу завышенной самооценки (учитываем психологические особенности возраста) считали данную проблему надуманной со стороны взрослых.

Сосновская  Екатерина Михайловна – учитель биологии и экологии:

Преподавая  в старших классах  биологию и экологию,  я часто сталкиваюсь с проблемой запоминания обучающимися терминов и понятий. Анализируя свою работу и потенциал своих учеников, стараюсь придумывать и практиковать различные формы запоминания изучаемого материала. Применяю на  уроках дидактические карточки, интерактивные игры, работу в парах и.т.п.  Обязательно  использую на каждом уроке информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Поскольку школа -  «живой организм»  и  в творческом  коллективе единомышленников часто возникают интересные идеи решения проблем обучения, то, объединив наши усилия, мы разработали и провели интегрированный урок: «Повторение строения эукариотической клетки с использованием текстового редактора Word».  Надеемся, что нашим коллегам наш опыт тоже пригодится.

Использованные информационно-коммуникативные технологии

        - «Взаимоконтроль» Формирует чувство ответственности, активизирует зрительную память, развивает внимание, повышает самооценку.

        -   «Выбери верные утверждения» На основе слухового восприятия позволяет развивать в учениках способность к выбору правильного варианта ответа на вопрос (да/нет) за короткий промежуток времени.

        -  «Проблемное изучение материала»  Способствует активизации мышления учащихся. На основе аналитической работы позволяет формулировать и аргументировать свою точку зрения и давать ответы на  проблемные вопросы.

- «Игра-жеребьевка» Позволяет снять напряжение, способствует формированию комфортного психологического климата на уроке, исключает конфликт выбора .

-  «Тестирование»  Необходимая технология для подготовки сдачи ЕГЭ. Элементы тестирования желательно использовать на каждом уроке.

Ход урока 

Учитель биологии (вступительное слово):

 Добрый день, у нас сегодня необычный урок, наша  цель - обобщить и повторить знания о строении и функциях эукариотической  клетки с использованием современных компьютерных технологий. Для этого нам понадобится применить свои знания умения и навыки, полученные не только на  биологии, но и  приобретенные на уроках информатики. Вспоминать строение органоидов клетки мы будем с помощью текстового редактора  WORD.

Учитель информатики ( вступительное слово):

Древние люди сохраняли рисунки и текст сначала на камне и глиняных табличках, затем на коре, бересте, папирусе и бумаге, используя острые предметы, палочки, перья и наконец чернильные и шариковые ручки.

Прошло много лет,  прежде чем появился первый компьютер.

С созданием компьютера в работе с текстом совершен огромный прорыв. Сейчас для ПК придумано множество различных программ. Одним из наиболее мощных и функциональных текстовых редакторов является Microsoft Word.

Появился Word благодаря текстовому редактору под названием Bravo, создателем которого в 1981 году являлся Чарльз Симони.

1-ая версия редактора Word была выпущена в 1983 году Ричардом Броди и предназначалась лишь для ОС MS-DOS. В 1985 году выпустили  версию Word 3.0.1, предназначенную для ПК Macintosh.

Выпуск текстового редактора Word для операционной системы Windows состоялся в 1989 году и по сей день лучшей программы, чем текстовый редактор Word еще никто не придумал.

Цель урока - продолжить формирование навыков редактирования и форматирования текстовых  документов, используя текстовый редактор Word.

Далее учитель информатики предлагает ученикам для повторения правил оформления текстовых документов провести устное тестирование, состоящее из 10 утверждений.

Учитель информатики: « Перед вами лежат 2 карточки, вам нужно подтвердить либо опровергнуть утверждение подняв соответствующую карточку. Зеленая - если вы согласны, красная – не согласны с утверждением.

1. Microsoft Word – это текстовой файл

2. Текстовый редактор – это папка

3. Основные параметры абзаца - отступ, интервал

4. Специальный раздел памяти, в который

    можно поместить удаленный фрагмент из

    текста называется – буфер

5. Текст – это словесное высказывание

6. Использование компьютерных словарей –

    для перевода разговорной речи

7. Чтобы подготовить абзац к изменению параметров

    необходимо - выделить абзац

8. В процессе редактирования текста изменяются –

    размер символов

9. Чтобы удалить пустую строку, надо нажать

    клавишу пробел

10. При подготовке текстовых документов на компьютере используются операции - сохранения и распечатки

Далее учитель информатики предлагает сопоставить свои ответы с тем, что отображено на слайде (1). И объясняет, что вопросы были заданы для самопроверки. В качестве разминки.

Учитель биологии:

Для повторения строения и функций органоидов я предлагаю вам следующую форму работы: (для тех учеников, которые сидят за компьютерами). Сейчас перед вами на экране мультимедийного проектора появятся названия органоидов, которые вам знакомы, они будут напечатаны разными цветами и шрифтами. В течение одной минуты вы должны их запомнить, при этом нельзя шевелить губами, писать их в  воздухе пальцами и.т.п. Тренируем свою зрительную память.

Затем вам необходимо набрать в текстовом редакторе все термины, которые вы запомнили. На эту работу отводится 10 минут. После сигнала СТОП все должны остановиться. Время пошло. (учитель информатики демонстрирует  на экране слайд (2)

А теперь давайте проверим нашу работу, для этого поменяемся местами с вашими одноклассниками, сидящими рядом, чтобы исправить или добавить термины, которые отсутствуют. На эту работу отводится 5 минут.

Учитель информатики напоминает ученикам, что во время выполнения этой работы будут оцениваться не только знания биологических терминов, но и навыки набора и форматирования текста.

Те ученики, которые успешно справились с заданием, оцениваются, как одним, так и другим учителем.

Далее учитель биологии предлагает повторить строение и функции органоидов, следующим образом: Ученик выбирает на слайде название любого из предложенных органоидов, рассказывает о его строении и функциях, выходит к доске на которой расположены рисунки органоидов и выбирает нужный (см.слайд 3) Если он справляется с заданием, то учащиеся удаляют на своих компьютерах название этого органоида, если нет, то ему помогают одноклассники с устным ответом, затем термин удаляется. В результате этой работы экран монитора должен остаться чистым.

Когда работа с биологическими терминами завершена, то учитель биологии переедет инициативу учителю информатики, который предлагает свою форму работы для закрепления навыков форматирования текстовых документов.

Учитель информатики:  Для закрепления навыков редактирования и форматирования текстовых документов предлагаю вам пройти тест «Текстовый редактор WORD». Из четырех вариантов ответа вам нужно выбрать один. (см. слайд 4)

1. Выберите правильный алгоритм создания нового документа в Microsoft Word 

1. Файл/Создать                     2. Вставка/Файл

3. Вставка/Документ             4. Окно/Создать 

Ответ    

           

4. Как правильно увеличить отступ (красную строку)?

1.                              2.    

3.                              4.  

                   

Ответ 

2. Закрывают документ нажатием на кнопку

1.                                2.

3.                                   4.

Ответ

5. Выберите верный алгоритм копирования

 формата 

1. Выделить фрагмент, Копировать, установить

    курсор, Вставить

2. Кнопка Формат по образцу, Выделить

    фрагмент

3. Формат/Копировать, Формат/Вставить

4. Выделить фрагмент-образец, кнопка Формат

    по образцу, Выделить фрагмент

Ответ

3. Выберите верный алгоритм перемещения

   фрагмента текста

1. Установить курсор, выделить фрагмент, Вырезать,

    Вставить

2. Установить курсор, выделить фрагмент,

    Копировать, Вставить

3. Выделить фрагмент, Вырезать, установить курсор,

   Вставить

4. Выделить фрагмент, Копировать, установить

    Курсор, Вставить

Ответ

Учитель информатики выставляет оценки за выполнение теста, и далее оба учителя предлагают следующую форму работы. Учитель биологии предлагает: пользуясь параграфами учебника биологии о строении клетки составить 10 заданий в формате ЕГЭ (часть 1) . А учитель информатики предлагает их напечатать  и отправить   на эл. почту своим одноклассникам. Кто кому конкретно отправлять будет задания - решает жеребевка.

Учитель биологии выносит коробку с записками в которых написан номер адресата. Учитель информатики вносит данные учеников  в сводную таблицу, сопоставляя порядковый номер списка с  электронной почтой отправителя (список класса с указанием электронной почты учеников составляется заранее и выводится на экран) Оговаривается условие: все работы также отправляются учителям информатики и биологии для проверки (в качестве примера см. таблицу 1). Каждому из учащихся выдается в конце урока список одноклассников с адресами электронной почты.

 Таблица 1

ФЕЩЕНКО ВЕРА ГРИГОРЬЕВНА

почта vera…….ru

Домашнее задание: По теме «Строение клетки» составить тест,

10 утверждений (в формате ЕГЭ)

№ п/п

Ф.И. ученика

Эл. почта отправителя теста

№ адресата

1.

Иванов Иван Иванович

I…..ru

7

2.

16

3.

4

4.

6

5.

1

6.

2

7.

Петров Петр Петрович

P…..ru

10

8.

12

9.

10.

3

11.

14

12.

Выводы:

1. Учитель информатики: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

А понятие информационной культуры многозначно и включает в себя множество видов работы с самой разнообразной информацией.

Сегодня на уроке мы с вами повторили возможности текстового редактора WORD  и еще раз убедились в том что, этот уникальный редактор обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста и работы со шрифтами.

2. Учитель биологии: Сегодня на уроке мы обобщили  и систематизировали знания о строении и функции клетки,  доказали, что органоиды клетки объединены в единое функциональное целое.

В процессе урока мы продемонстрировали, что для эффективного усвоения материала  активизируется наша моторная,  зрительная и слуховая память, чему способствуют современные информационные технологии.

Литература

  1. Угринович Н.Д. Информатика 10 класс. М.- 2009.
  2. Пащенко Ф.Ф. Основы современной информатики, М.-2004.
  3. Гальченко Г.А. Информатика для колледжей. Учебное пособие, М., -2017.
  4. Заяц Р.Г, Бутвиловский В.Э. Давыдов В.В. Биология. Школьный курс. Тестовые заданий с решениями, Минск, 2014.
  5. Калинова Г.С., Мазяркина Т.В. Биология. Типовые тестовые задания, М.-2017.
  6. Кириленко А.А. Биология. Тетрадь для подготовки ЕГЭ. Ростов-на-Дону, 2015.
  7. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень 10-11, М.-2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе. Линия Н.И. Сонина. Эукариотическая клетка. Ядро, строение, функции

Материал параграфа интересный, насыщенный, в нем перемешано то, что уже хорошо знакомо учащимся и новые сведения, достаточно обширные и не везде подробно разобранные. Чтобы самой не излагать, а вызват...

Методическое пособие по информатике ( практические работы для учащихся в текстовом редакторе Word)

Методическое пособие по информатике( практические работы  для учащихся в текстовом редакторе Word)...

Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»

Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»...

Открытый урок по биологии в 10 классе. Строение эукариотической клетки

урок развития метапредметных учебных действий - изучение метода интеллект карт, который можно применять на любом уроке, занятии и т.д....

Урок "Текстовый редактор Word. Вставка графических объектов в текстовый документ"

Можно ли в текстовом редакторе создать рекламный листок для профориентации школьников по профессии «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»? Как это сделать, можно узнать в данной разработке...