"Многообразие кишечнополостных и их значение". Урок биологии 7 класс.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Щур Наталья Кузьминична

Задачи урока:

1.Раскрыть многообразие кишечнополостных и общность их организации.

2. Показать значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

3. Приобрести навык работы с дополнительной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_kishechnopolostnyh_i_ih_znachenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Многообразие кишечнополостных и их значение"

Материал подготовила

учитель биологии

МБОУ СОШ п.Жилино

Щур Наталья Кузьминична

Задачи урока:

1.Раскрыть многообразие кишечнополостных и общность их организации.

2. Показать их значение в природе и жизни человека.

3. Приобрести навык работы с дополнительной литературой.

Оборудование: Интерактивная доска, слайды, физическая карта полушарий, набор открыток “Многообразие кишечнополостных”, веточка коралла, выставка книг о кишечнополостных, видеофильмы: а) “Жизнь кораллового мира”, б) “Португальский кораблик”, фотографии кораллов, актиний, медуз.

Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в котором познакомимся с представителями подводного мира - типа кишечнополостные. В этом типе насчитывается примерно 9000 видов животных, среди которых есть животные ведущие прикреплённый и свободноплавающий образ жизни. Впереди нас ждут прозрачные студенистые животные – медузы, красивые нежной окраски – актинии и чудесные подводные сады кораллов.

А полученные знания об представителях типа кишечнополостных. Мы будем записывать в таблицу № 1 “Многообразие кишечнополостных”: (четыре колонки)

Представитель

среда обитания

строение

значение

Каждый, кто хотя бы раз побывал на коралловых рифах, никогда не сможет забыть красоту этих удивительных творений природы.

Божество форм и красок, буйство жизни, хрупкость рифостроителей и мощь построенных ими сооружений. Кто же они, где живут и чем полезны человеку?

Ученик: Кораллами, а точнее коралловыми полипами называют примитивных морских беспозвоночных животных, относящихся к типу кишечнополостных. Эти причудливые подводные создания похожи на грибы, кусты, деревья (показывает фотографии кораллов). Их давно принимали за растения. В начале XVIII века один итальянский учёный даже якобы наблюдал у них цветение. Но вот учёные взглянули на кораллы под микроскопом: “Ба, да они шевелятся!” Стало быть, животные. Только очень маленькие.

Ученица: “Полипы” - слово греческое, означает “многоногие”. Но настоящих ног у коралловых полипов нет, а есть щупальца, которыми они захватывают пищу – мелких планктонных животных. Тело кораллового полипа состоит из двух слоёв клеток- наружного и внутреннего. У полипа имеется только одна кишечная полость, от чего и произошло название “кишечнополостные”.

Ученик: Коралловые полипы очень разнообразные по форме, расцветке, строению. Кораллы бывают колониальные и одиночные. Сейчас науке известно более пятисот видов коралловых полипов, участвующих в создании рифов (показывает фотографии рифов). Среди них, пожалуй, больше всего рода акропора. Они имеют ветвистую форму и похожи то на оленьи рожки, то на ветвистые лосинные рога.

Ученица: Плывёшь под водой – вдруг натыкаешься среди водорослей на каменный шар, покрытый извилинами. Это коралл – мозговик. Его колонии бывают со стог сена и, наоборот, совсем маленькие, с кулачёк ребёнка. Есть плоский коралл с известковым скелетом-монтипора.

Учитель: Главное богатство полипов – одноклеточные водоросли, которые живут в тканях полипов. Эти водоросли участвуют в фотосинтезе и дают полипу кислород и органические вещества, но сам полип даёт водорослям для фотосинтеза углекислый газ. Настолько зависят эти полипы от своих водорослей, что живут лишь там, куда доходит свет солнца, не глубже 50 метров. Скелет их растёт днём и имеет кольца роста. По дневным и годовым кольцам ископаемых кораллов учёные выяснили, что симбиоз полипов с водорослями существовал уже 400 миллионов лет назад.

Ученик: Кораллы очень нежные, уязвимые создания. Они живут только в тёплых тропических морях, где вода никогда не бывает холоднее плюс 20 градусов. Поэтому нет коралловых рифов в Чёрном и Средиземном морях – вода там зимой намного холоднее. Им нужна чистая солёная вода. Вблизи устьев больших рек, несущих в океан много пресной воды полипы не живут. Не переносят кораллы и обсыхания, поэтому селятся ниже уровня отлива. Но и слишком глубоко они не могут жить – не хватает света.

Ученица: Главные враги кораллов – крупные морские звёзды “терновый венец”. Размножившись, они огромными полчищами наступают на коралловые рифы, оставляя после себя, как саранча, обглоданные веточки кораллов. Несколько лет назад нашествию “тернового венца” подвергся Большой Барьерный риф (показывает на карте Большой Барьерный риф).

Ученик: Австралийские биологи считают, что чрезмерное размножение хищных морских звёзд из – за туристов. Они увозили из Австралии в качестве сувениров раковины брюхоногого моллюска тритонии. А этот моллюск является главным врагом “тернового венца”. Чем больше вылавливали ныряльщики тритоний, тем сильнее размножались морские звёзды. Теперь риф медленно восстанавливается. Наученные горьким опытом, австралийцы запретили добычу моллюсков. Вот как чутко реагирует природа на необдуманное вмешательство человека.

Учитель: Коралловые рифы – настоящие оазисы жизни. Каких только рыб не встретишь здесь: легко порхают рыбы – бабочки, стремительно проносится стая барабуль. А вот к огромному мозговику подплыла коричневая рыба и крепкими зубами стала обкусывать коралл. Судьба коралловых рифов во многом зависит от движения земной коры. Когда дно океана опускается, то кораллы растут в высоту. Если скорость опускания увеличивается, то кораллы не успевают надстроить риф, он погружается во тьму и гибнет.

Ученик: Нередко коралловый риф выходит на поверхность, образуя коралловый атолл – песчаный остров в виде кольца с лагуной посередине (показывает фотографии). Постепенно такой остров заселяют растения и животные. Возникает посреди океана райский уголок с вечнозелёными лесами, песчаными пляжами, омываемый тёплыми водами.

Ученица: Коралловый риф - это не только экзотика. Кораллы возвели посреди океана свои постройки, на которых живут люди – многие народности Океании. На коралловых островах они находят всё необходимое: рыбу в лагунах, кокосовые орехи, листья пальм, их которых строят хижины. Из красного коралла изготавливают дорогие украшения. А когда полипы отмирают, то их скелеты преобразуются в прочную горную породу – коралловый известняк. И всё это богатство образуется благодаря маленьким полипам.

Учитель: И нам, жителям умеренных широт, они оказали добрые услуги. В древних рифах, что скрыты в недрах Уральских гор, скопилась нефть, которую добывают. А в Чёрном, Балтийском и Японском морях по образу и подобию коралловых возводят прибрежные искусственные рифы, чтобы умножить рыбные стаи возле наших берегов. Предлагаем вашему вниманию видеофильм “Жизнь кораллового рифа”

(Просмотр видеофильма)

Ученик: А вот и прозрачные кораблики мря – медузы! Они относятся к Классу Сцифоидные или высших медуз. Это типичные обитатели морей и океанов всех климатических поясов Земли. Среди них есть и очень мелкие формы, измеряемые несколькими миллиметрами, есть в океанах и настоящие гиганты. Например, Арктическая цианея, её колокол диаметром 2 метра, а общая длина вместе с щупальцами – 3 метра. В Чёрном море в большом количестве встречается характерный представитель высших медуз – Аврелия. Она хорошо знакома курортникам и туристам, отдыхающим на Южном берегу Крыма. Аврелия запоминается многим купающимся, так как при неосторожном прикосновении к ней её стрекательные клетки вызывают на теле чувствительные ожоги, подобно жгучим волоскам крапивы.

Ученица: Медузы могут активно передвигаться в воде благодаря сокращению особых мышц, стягивающих края её “зонтика”, или колокола, и выжимающих из под него воду.

Ученик: В настоящее время небольших медуз китайцы используют в пищу. Они их солят, сушат, маринуют. Вот бы попробовать эти блюда.

(Просмотр видеофильма “Португальский кораблик”).

Ученица: (показывает фотографии актиний) Посмотрите на эти красивые цветы подводного царства – Актиний или морские анемоны. Они ведут малоподвижный образ жизни, передвигаясь при помощи мускулистой подошвы. Тело имеет вид столба, наверху ротовое отверстие окруженное многочисленными щупальцами. Эти подводные “цветы” оказывается прожорливые хищники: своими щупальцами актиния схватывает добычу, убивая или ошеломляя её при помощи стрекательных клеток, а затем отправляя в рот. Иногда актинии прикрепляются к телу других животных, к раковинам моллюсков, к панцирю раков – и таким образом передвигается быстрее. Такое сожительство, и симбиоз, оказывается выгодным не только для актиний, поселившихся на теле краба или раковине, занятой раком- отшельником, и подхватывающей клочки добычи этих ракообразных - выгодно оно и для животного, на котором она “едет”: её жгучие щупальца дают отпор почти всем хищникам. Живут актинии долго, десятками лет.

Учитель: Вот и закончилась наше путешествие в мир кишечнополостных.

Сегодня мы на своём пути повстречались с медузами, кораллами и даже подводными “цветами” - актиниями. Я думаю, что это знакомство запомнится вам на долго, и что многие тайны мира кишечнополостных вы раскроете, прочитав дополнительные книги и журналы о кишечнополостных. Не забывайте замечательную телевизионную передачу “В мире животных”, серию фильмов “Команда Кусто”. Всего вам доброго!

Попутного ветра в пути!

(Оценки за сообщения и за работу по таблице № 1 выставляются в журнал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие кишечнополостных и их значение

Многообразие кишечнополостных и их значение....

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)

Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс

Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...