ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕПедагогические технологии
статья по биологии на тему

Шевченко Елена Витальевна

Педагогические технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевченко Елена Витальевна

учитель географии МКОУ «Ольховлогская ООШ»

ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ

АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

      Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Настоящее время – период  активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающей повышение качества биологической подготовки учащихся.

В последние годы в педагогической печати и в учительской практике получают распространение идеи построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. Если до сих пор обучение приемам умственной работы и исследовательским приемам шло чаще всего стихийно, то в настоящее время речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций. Основную цель организации учебной исследовательской работы связывают с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества. Известно, что многие дети, как и взрослые, отличаются хорошей памятью, умением быстро решать возникающие задачи, находить причины различных явлений и др. Большинство из этих качеств развиваются в учебной деятельности, если она организована на основе поиска.

С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.

Один из путей исследовательской направленности курса – это выделение специального времени, целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. У меня это уроки экскурсии. Второй путь связан с включением в учебный процесс таких приемов исследовательской работы, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Это дает возможность развивать способности использовать биологические знания и умения в быту и в повседневной жизни.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

В проектной деятельности обязательны: выбор, планирование, критика проекта. Большим плюсом данного метода является то, что роль учителя на уроке не является ведущей. Ребенок на таком уроке выступает субъектом образовательного процесса, а не объектом, как часто на стандартном  уроке. Проектную деятельность я организую в несколько этапов: 1.организационный. Создаю инициативные группы с учетом дифференцированного подхода – аналитики, испытатели, экспериментаторы, иллюстраторы; 2. формулирую тему и цели; 3. подготовительный; 4. проектная деятельность; 5. самоанализ; 6. итог всей работы.                                                                                                                                                              Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть  по иному: здесь неизбежно присутствие личностных компетенций мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.  Так же к приоритетным технологиям в моей педагогической деятельности относится игровая технология.  Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.  В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1.в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2.как элемент более общей технологии;

3.в качестве урока или его части (введение, контроль);

4.как технология внеклассной работы.

       Значение игры в том, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.

 Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио объявления и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, объяснение значения игровых аксессуаров.

      Основные принципы организации игры:

отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

принцип развития игровой динамики;

принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

С каждым годом появляется все больше возможностей использовать компьютерные технологии в сельской школе, которые позволяют повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

Использование информационно-компьютерных технологий в тематических занятиях, развлечениях, праздниках, на уроках, с использованием мультимедийного оборудования, в работе с родителями.

        Мультимедийные презентации использую на уроках при изучении нового материала, на уроке обобщения. Программированное тестирование - на заключительном контрольном уроке. Кроме того, с каждой презентации есть возможность выйти на основное содержание и отправится в любой другой раздел. Это особенно ценно для тех учащихся, кто по какой-либо причине пропустил урок или находится на домашнем обучении.

         Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала - наиболее эффективная форма представления учебного материала. В них включены различные наглядные средства: фотографии, рисунки статические и динамические, лежащие в одной плоскости и в трехмерном пространстве, анимация и видеоролики, графические элементы. Слайды наполнены структурированной информацией в логической последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию, как в фактографическом, так и в ассоциативном виде в память учащихся. Уроки становятся более интересными и наглядными, со стороны учащихся повышается уровень активной и осмысленной работы, формируется система мыслеобразов.

         Компьютерная тестирующая программа позволяет создавать контрольные тесты. Обучающиеся при прохождении теста не имеют возможности списывать друг с друга, так как программа дает случайную выборку вопросов, и каждый тестируемый в результате имеет свой порядок вопросов. По окончании теста сразу выдается результат, одновременно можно проверить допущенные ошибки. Учитель тут же определяет пробелы в познаниях конкретного ученика, принимает корректирующие меры. Данный тест может выступать как в роли контрольного, так и обучающего. Но при использовании любых технологий стараюсь помнить, что главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах  Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому, развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в малочисленной сельской школе.

В статье приводится обоснование эффективности использования современных педагогических технологий обучения в малочисленной сельской школе....

Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...

Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования".

Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования"....

Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»

Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...