Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Уханова Ольга Михайловна

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном  государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России,  примерных программ основного общего образования, программы  основного общего образования «Биология. 5-9 классы». Линейный курс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров - М.: Дрофа, 2013.

Программа адаптирована для обучения детей ЗПР 7 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass_7_vid_na_domu.docx67.98 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Васильевка

муниципального района Безенчукский Самарской области

Рассмотрено                                                                                                                                                                                                                                   Утверждаю

Школьным метод объединением                                                                                                                                                                              Директор ГБОУ ООШ с.Васильевка  

ГБОУ ООШ с.Васильевка                                                                                                                                                                                          муниц. района Безенчукский

муниц. района Безенчукский                                                                                                                                                                                   Самарской области        

Самарской области                                                                                                                                                                                                     ______________/Голованова Л.Н./    

Протокол __________________

___________/Петракова Н.А/

Рабочая программа по изучению курса

«Биология – 8 класс»

Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР

( 1 час в неделю 34 часа)

                                     

 

         Пояснительная записка.

           Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном  государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России,  примерных программ основного общего образования, программы  основного общего образования «Биология. 5-9 классы». Линейный курс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров - М.: Дрофа, 2013.

Программа адаптирована для обучения детей ЗПР 7 вида.

Основа содержания учебного предмета

Цель:     овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения,

 умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

Задачи курса

Обучения:

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской    компетентностей

- обеспечить усвоение учащимися знаний по  биологии в соответствии со стандартом биологического образования   (через систему уроков)

- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)

- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)

      Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,  закрепить умение  достигать поставленной цели.

     Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных  личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

  Научить обучающихся использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценке последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета

        Курс  направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья,  для повседневной жизни и практической деятельности.

   Обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Место учебного предмета в учебном плане

  Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 8 класса предусматривает 1 час в неделю, всего 34 часа.    

Общая характеристика процесса изучения предмета

Методы, формы и средства обучения

  Общеклассные формы: урок, собеседование,  практическая работа, программное обучение.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения.

Формы текущего и итогового контроля

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;  фронтальный и индивидуальный опрос;  творческие задания (проектов, моделирование  объектов)

Межпредметные и внутрипредметные связи

Учебная дисциплина биология «Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» имеет следующие межпредметные связи с экологией  в форме интегрированных уроков.  С органической химией – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их химические свойства. С физикой -  ионизирующее излучение.

УМК: Сонин Н.И., Захаров В.Б. «Биология. Многообразие живых организмов. Животные» 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2016».

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» / Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.

Результаты освоения программы по предмету

Личностные результаты освоения учебного предмета

формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

составлять описания объектов;

составлять простой план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

оценивать работу одноклассников.

   Предметные результаты освоения учебного предмета

Ученик научиться:

- распознавать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, животных  своего региона;

- раскрывать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и - объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных;

- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов; наиболее распространенные  животных своей местности,  домашних животных, опасные для человека  животные;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,

                                     

Содержание курса.

Раздел 1. Царство Животные 28 часа

Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных   1 часа

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности, животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация: Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Лабораторные и практические работы: Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные  2 часа

 Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация: Схемы, строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторные и практические работы: Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные 1 час

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация: Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 1.4. Кишечнополостные 1 час

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторные и практические работы: Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 1.5. Тип Плоские черви 1 час

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация: Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные и практические работы: Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 1.6. Тип Круглые черви  час

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Лабораторные и практические работы: Жизненный цикл человеческой аскариды.

Демонстрация: Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 1.7. Тип Кольчатые черви 1 час

Особенности организации кольчатых червей  (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация: Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторные и практические работы: Внешнее строение дождевого червя.

Тема 1.8. Тип Моллюски 1 час

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация: Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные и практические работы: Внешнее строение моллюсков.

Тема 1.9. Тип Членистоногие 4 часа

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация: Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.

Лабораторные и практические работы: Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.

Тема 1.10. Тип Иглокожие 1 час

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи. Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация: Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные 1 час

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные, ланцетник: особенности его организации и распространения.

Демонстрация:Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы 2 часа

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация: Многообразие рыб. Схемы строения кистеперых и лучеперых рыб.

Лабораторные и практические работы: Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.

Тема 1.13. Класс Земноводные  2 часа

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация: Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторные и практические работы: Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни*.

Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся  2 часа

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация: Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.

Лабораторные и практические работы: Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 1.15. Класс Птицы 3 часа

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие. Бескилевые, или Бегающие. Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация: Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы: Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.

Тема 1.16. Класс Млекопитающие  4 часа

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация: Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы: Изучение внутреннего строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

Тема 1.17. Основные этапы развития животных  1 час

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.

Лабораторные и практические работы: Анализ родословного древа Царства Животные.

Демонстрация: Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп.

Тема 1.18. Животные и человек  1 час

Значение животных в природе и жизни человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.

Демонстрация: Использование животных человеком.

Раздел 2. Вирусы  1 часа

Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов  1 часа

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация: Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Раздел 3. Экосистема  3 часа

Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы  1 час

Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.

Демонстрация: Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.

Лабораторные и практические работы: Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.

Тема 3.2. Экосистема  1 час

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Демонстрация: Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы.

Лабораторные и практические работы: Анализ цепей и сетей питания.

Тема 3.3. Биосфера — глобальная экосистема  1 час

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.

Демонстрация: Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Авторская  программа  основного общего образования по  биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова   - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 8 классе выделяется 68 часов из федерального компонента. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Колич.

часов

Дата

1

Зоология-наука о царстве Животные

1

2

Общая характеристика простейших.  

Класс Саркодовые .Класс Жгутиковые

1

3

Тип Инфузории. Значение простейших в природе и жизни человека

1

4

Общая характеристика многоклеточных животных. Простейшие многоклеточные - губки

1

5

Внешнее строение и образ жизни кишечнополостных .Жизнедеятельность кишечнополостных

1

6

Особенности строения плоских червей.   Многообразие и значение плоских червей

1

7

Особенности строения круглых червей. Многообразие и значение круглых червей

1

8

Особенности строения и жизнедеятельности Кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые. Дождевой червь.

1

9

Особенности организации Моллюсков, их происхождение. Многообразие Моллюсков

1

10

Особенности строения,  жизнедеятельности и многообразие Членистоногих, класс Ракообразные.

1

11

Класс «Паукообразные», особенности строения, жизнедеятельности и многообразие

1

12

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.

1

13

Многообразие насекомых, их роль в природе  и практическое значение.

1

14

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие роль в природе.

1

15

Особенности организации хордовых, бесчерепных животных

1

16

Общая характеристика подтипа Черепные, надкласса Рыбы

1

17

Размножение и развитие рыб. Миграции. Инстинкты. Основные систематические группы рыб

1

18

Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.

1

19

Размножение и развитие земноводных. Происхождение. Многообразие земноводных, их значение.

1

20

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета ящерицы. Особенности внутреннего строения

1

21

Размножение и развитие. Многообразие пресмыкающихся .Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

22

Класс Птицы. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

1

23

Особенности организации птиц связанные с полётом. Размножение и развитие птиц.

1

24

Значение птиц и их охрана. Происхождение. Экологические группы птиц.

1

25

Общая характеристика класса Млекопитающие Особенности внешнего строения и внутреннего строения млекопитающих

1

26

Многообразие млекопитающих. (Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные)

1

27

Многообразие млекопитающих. (Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматые)

1

28

Домашние  млекопитающие

1

29

Историческое развитие животного мира на Земле, доказательства

1

30

Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете

1

31

Общая характеристика вирусов

1

32

Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды.

1

33

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида

1

34

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы.

1

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во

   часов

Тип урока

Содержание урока

требования

к уч-ся 7 вида

  Вид

          контроля

Тема: Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных.  (1 ч)

Цель: Создать представление о царстве животных- группе организмов с гетеротрофным типом питания, особенностями их строения и приспособлениями к условиям окружающей среды. Систематикой животных. Разнообразием видов, значением в природе и в жизни человека

1 (1)

Зоология-наука о царстве Животные

1

Изучение новой темы

 Общая характеристика животных

  развитие и формирование интереса к изучению темы, нравственно-этическая оценка изучаемого материала, формирование ответственного отношения к обучению.

опрос

Тема: Подцарство Одноклеточные животные.    (2 ч.)

Цель: Ознакомить с многообразием простейших, происхождением, общими свойствами. Особенностями строения, жизнедеятельности, значениями в природе и для человека.

1 (2)

Общая характеристика простейших.  

Класс Саркодовые .Класс Жгутиковые

1

комбинированный

Строение простейших корненожек, цитоплазма, ядерное вещество, включения Разнообразные формы саркодовых, питание, размножение.   паразиты, симбионты, патогенные  корненожки.

Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность простейших, корненожек. Понимать: значение простейших в природе. Уметь: схематично изображать амёбу и объяснять её строение       схематично изображать эвглену зелёную и объяснять её строение        

  

опрос

2 (3)

Тип Инфузории. Значение простейших в природе и жизни человека

1

Л. р. 1

Строение и передвижение инфузории туфельки

 Строение простейших типа Ресничные

Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность простейших, корненожек. Понимать: значение простейших в природе. Уметь: схематично изображать инфузорию и объяснять её строение необходимость меры борьбы с паразитическими

 

 Тематический, тестовый

Тема: Подцарство Многоклеточные животные (1 часа)

Цель: Многоклеточные животные  особенности организации, основные представители.

1 (4)

Общая характеристика многоклеточных животных. Простейшие многоклеточные - губки

1

Изучение новой темы

Признаки подцарства многоклеточных животных. Строение и разнообразие многоклеточных животных .  Особенности строение  губок

Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность многоклеточных животных.  Строение, образ жизни, жизнедеятельность губки Понимать: значение животных в природе. Уметь:  объяснять их строение.

 

Лаб. раб

Тема: Кишечнополостные  (1 часа)

Цель: Ознакомить с характерными признаками представителей  типа Кишечнополостные, отличающими их от других типов животных  , с многообразием видов, средой обитания, приспособлениями к жизни, ролью в природе и в жизни человека.

1 (5)

Внешнее строение и образ жизни кишечнополостных .Жизнедеятельность кишечнополостных

1

Изучение новой темы и первичное закрепление изученного

Признаки  лучевой симметрии, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок.

Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность кишечнополостных, класс Гидроидные и Сцифоидные медузы. Коралловые полипы. Понимать: значение кишечнополостных в природе. Уметь: приводить примеры различных представителей кишечнополостных

 

опрос

Тема: Тип Плоские черви (1 часа)

1 (6)

Особенности строения плоских червей.   Многообразие и значение плоских червей

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Признаки типа Плоские черви: трёхслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов

( пищеварительной, выделительной, половой, нервной) Ленточные черви. Сосальщики Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и в жизни человека.

Называть системы органов Плоских червей, органы их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Знать последовательность этапов  цикла развития  печёночного сосальщика.

опрос

Тема:Тип Круглые черви  (1 часа)

1 (7)

Особенности строения круглых червей. Многообразие и значение круглых червей

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями

Распознавать и описывать  животных принадлежащих к типу Круглые черви.

Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность паразитических и свободноживущих круглых червей. Понимать: значение паразитических червей в природе и жизни человека. Уметь: приводить примеры представителей круглых червей

опрос

Тема   Тип Кольчатые черви  (1часа)

1 (8)

Особенности строения и жизнедеятельности Кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые. Дождевой червь.

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Образ жизни . особенности строения Многощетинковых и малощетинковых.червей. Вторичная полость. Кровеносная система

Распознавать и описывать  животных принадлежащих к типу Кольчатые черви. Выявлять особенности строения Кольчатых червей

 Знать: строение, образ жизни, жизнедеятельность дождевого червя. Понимать: значение дождевого червя  в природе и жизни человека.          

опрос

Тема:   Тип Моллюски  (1 часа)

1  (9)

Особенности организации Моллюсков, их происхождение. Многообразие Моллюсков

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела) Строение раковины. Многообразие и практическое значение, роль в природе. Способы питания

Распознавать и описывать животных типа моллюски. Называть системы органов и их функции. Описывать стадии развития моллюсков

опрос

Тема: Тип Членистоногие  4 часа

1 (10)

Особенности строения,  жизнедеятельности и многообразие Членистоногих, класс Ракообразные.

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Система внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая

Распознавать животных типа Членистоногие. Объяснять их происхождение и строение. Выделять признаки животных Называть системы органов и их функции. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль в природе и в жизни человека.

опрос 

2(11)

Класс «Паукообразные», особенности строения, жизнедеятельности и многообразие

1

 Комбинированный

Образ жизни строение; отсутствие усиков, 4 пары ног, органы дыхания наземного типа. Отделы тела

( головогрудь, брюшко) Система органов внутреннего строения. Значение паукообразных Клещи, скорпионы. Строение и значение.

Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паукообразных. Выявлять приспособления к среде обитания и образу жизни.

опрос

3(12)

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Образ жизни и особенности внешнего строения: Разнообразие ротового аппарата Развитие насекомых прямое и непрямое

 ( полное превращение и неполное)

Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов и их функции. Выявлять приспособления к среде обитания и образу жизни

опрос

4 (13)

Многообразие насекомых, их роль в природе  и практическое значение.

1

Комбинированный

Многообразие насекомых. Значение в природе и в жизни человека

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых. Описывать представителей отрядов. Объяснять роль в природе и в жизни человека.

опрос

Тема:   Тип Иглокожие (1 час)

1 (14)

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие роль в природе.

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека

Распознавать представителей  иглокожих. Называть системы органов внутреннего строения.

опрос

Тема:Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 час)

1 (15)

Особенности организации хордовых, бесчерепных животных

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Признаки хордовых: внутреннее строение, нервная трубка, двусторонняя симметрия, вторичная полость. Многообразие внешнего строения. Роль в природе и в жизни человека

Называть подтипы хордовых, приводить примеры представителей. Выделять признаки типа Хордовые

опрос

Тема: Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

1 (16)

Общая характеристика подтипа Черепные, надкласса Рыбы

1

Л. р. 8. Внешнее строение рыбы

Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника, нервной трубки, головного и спинного мозга, парные конечности. Особенности внешнего и внутреннего строения с образом жизни

Знать: особенности внешнего строение, образ жизни Рыб, общую характеристику подтипа Черепные. Особенности внутреннего строения костной рыбы.  Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни.  Уметь:  работать с натуральными объектами

опрос

2(17)

Размножение и развитие рыб. Миграции. Инстинкты. Основные систематические группы рыб

1

Л. р. 10 Изучение скелета рыбы

особенности размножения и развития рыб. Понимать: значение миграций и инстинктов в жизни рыб.

Знать: особенности размножения и развития рыб. особенности класса Хрящевые и Костные рыбы.

Понимать: значение миграций и инстинктов в жизни рыб. Уметь: характеризовать проходные и кормовые миграции

опрос

Тема:   Класс Земноводные  (2 часа)

1 (18)

Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.

1

Комбинированный                Л. р. 11

Изучение внешнего строения лягушки

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие видов

Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Земноводных.  Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни.  Уметь:  работать с влажными препаратами.

опрос

2(19)

Размножение и развитие земноводных. Происхождение. Многообразие земноводных, их значение

1

Л. р. 12

Изучение внутреннего строения лягушки

Особенности размножения. Многообразие: хвостатые, бесхвостые, безногие

Знать: особенности размножения и развития земноводных, происхождение. Понимать: влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. Уметь: распознавать земноводных среди других животных

опрос

Тема:  Класс Пресмыкающиеся  (2 часа)

1 (20)

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета ящерицы. Особенности внутреннего строения

1

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала            Л. р. 14

Внешнее строение ящерицы

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение                           ( покровы тела). Приспособления к образу жизни. Многообразие видов

Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Пресмыкающихся.  Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни.  Уметь:  работать с влажными препаратами, выявлять различия и черты сходства у пресмыкающихся и земноводных.

опрос

2 (21)

  Размножение и развитие. Многообразие пресмыкающихся .Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

 Комбинированный

Особенности внутреннего строения , ароморфозы.

Знать: особенности внутреннего строения пресмыкающихся. роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, древних пресмыкающихся Понимать: усложнённость в строении внутренних органов как настоящих  наземных позвоночных. Уметь: работать с таблицей

опрос

Тем: Класс Птицы  (3 часа)

1 (22)

Класс Птицы. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

1

 Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Общая характеристика класса. Среда обитания. Особенности внешнего строения.

Распознавать и описывать органы и системы органов птиц.

Лаб.раб, опрос

2(23)

Особенности организации птиц связанные с полётом. Размножение и развитие птиц.

1

Комбинированный

Приспособления к полёту: строение внешнее и внутреннее

Выделять особенности строения птиц к полёту. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями

опрос

3 (24)

Значение птиц и их охрана. Происхождение. Экологические группы птиц

1

Комбинированный

Строение яйца. Птенцовые и выводковые птенцы.

Знать: особенности размножения и развития птиц. Понимать: необходимость системы мероприятий по охране птиц. Уметь: делать выводы о происхождении птиц от древних пресмыкающихся.

опрос

Тема: Класс Млекопитающие  (4 часов)

1(25)

Общая характеристика класса Млекопитающие Особенности внешнего строения и внутреннего строения млекопитающих

2

Урок изучение и первичного закрепления изученного материала Л.р. 21

Изучение внутреннего строения млекоп.

Признаки класса. Особенности внешнего и внутреннего строения. Ароморфозы. (покровы тела, млечные железы, пост темпер. Тела и тд)

Знать: особенности внешнего строения, образ жизни Млекопитающих  как одного из наиболее организованных классов позвоночных животных. особенности размножения и развития млекопитающих. Понимать: взаимосвязь между строением и образом жизни. забота о потомстве Уметь:   выявлять различия и черты сходства у млекопитающих и представителей других классов позвоночных животных

Лаб.раб. опрос

2(26)

Многообразие млекопитающих. (Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные)

1

Изучение нового материала

Особенности представителе разных отрядов

Знать: биологические особенности представителей данных отрядов. Понимать: особенности каждого отряда в связи с образом жизни. Уметь: распознавать изученных млекопитающих на таблицах, рисунках, фотографиях.

опрос

  3(27)

Многообразие млекопитающих. (Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматые)

1

Изучение нового материала

Особенности представителе разных отрядов

Знать: биологические особенности представителей данных отрядов. Понимать: особенности каждого отряда в связи с образом жизни. Уметь: распознавать изученных млекопитающих на таблицах, рисунках, фотографиях.

опрос

4 (28)

Домашние  млекопитающие

1

Изучение нового материала

Дикие предки домашних животных.

Знать: особенности  домашних зверей, значение млекопитающих в жизни человека. Понимать: необходимость системы мероприятий по охране млекопитающих. Уметь: обосновывать значение млекопитающих в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

опрос

Тема 1.17. Основные этапы развития животных  1 часа

1(29 )

Историческое развитие животного мира на Земле, доказательства

1

Изучение нового материала

учение Ч. Дарвина об историческом развитии органического мира. Основные этапы развития животного мира на Земле.

Знать: что такое эволюция, учение Ч. Дарвина об историческом развитии органического мира. Понимать: причины многообразия и многочисленности животного мира. Уметь: делать выводы об историческом развитии животного мира.

опрос

Тема: Животные и человек (1 часа)

1(30)

Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете

1

комбинированный

заповедники, заказники. национальные парки Самарской области и России.

Знать: уровни организации живой материи, охрану и рациональное использование животных. Понимать: роль общества в сохранении многообразия животного мира на планете. Уметь: охранять природу на планете.

.

опрос

Тема:   Общая характеристика и свойства вирусов  (1 часа)

Цель: Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

1 (31)

Общая характеристика вирусов

1

 Урок изучение и первичного закрепления изученного материала

Неклеточные формы жизни. Строение и жизнедеятельность Полезное и вредное значение вирусов                          ( бешенство, герпис,

ВИЧ)

Строение вируса отличия от клеточных форм

опрос

Тема Среда обитания. Экологические факторы  (1 часа)

1(32)

Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды.

1

Изучение нового материала

Абиотические факторы (свет, температура, влажность) биотические факторы (хищничество, симбиоз, паразитизм, конкуренция, нейтрализм, квартиранство)

Знать: взаимодействие факторов среды; ограничивающий фактор, результат  проявления  его действия.

Уметь: работать с  текстом, обсуждать  результаты работы

 

опрос

Тема:  Экосистема ( 1часа)

1(33)

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида

1

Изучение нового материала

Биоценозы (естественные и искусственные) пищевые связи в экосистемах, функциональные группы организмов экосистемах

Знать: компоненты биогеоценоза,  признаки и свойства экосистемы

Уметь:  характеризовать экосистем

опрос

Тема: Биосфера — глобальная экосистема  (1часа)

1(34)

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы.

1

Изучение нового материала

Биосфера живая оболочка Земли

Знать: границы биосферы; учение Вернадского о биосфере

Уметь: работать с  текстом, обсуждать  результаты работы

опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования

Методические рекомендациио структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( индивидуальное обучение) -3 часа в неделю

 Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы по русскому языку, рекомендованной  письмом МИНОБР РФ от 7.07.2005 №03-1263» и  авторской «Программы общеобразователь...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)

Рабочая программа по биологии составлена на основе   программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Spotlight

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Spotlight...

Рабочая программа элективного курса по биологии для 5-6 класса основного общего образования «Лекарственные растения Петровского района»

laquo;Программа «Лекарственные растения Петровского района» формирует у учащихся  бережное отношение к окружающей среде, изучение природы родного города. Она базируется на различных...