Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Монахова Светлана Николаевна

Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока.

 Предмет:  биология

Класс: 8

Тема урока: Дыхательная система. Органы дыхания.

Цели урока: 1. Деятельностная: изучить особенности строения органов дыхания;  найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями;  раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ. 

2. Предметно-дидактическая: организовать деятельность учащихся по формированию системы знаний о сущности дыхания и строении органов дыхательной системы в связи с выполняемыми функциями.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты обучения:

личностные осознание  значения здорового образа жизни для сохранения собственного здоровья

предметные определение существенные признаков органов дыхательной системы в связи с их выполняемыми функциями, составление мыслительной карты по теме, применение знаний при решении биологических задач.

метапредметные работа с текстом, выделение главного, преобразование информации из одной формы в другую, работа в группе.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Средства обучения:   учебник, презентация по теме, индивидуальные маршрутные листы.

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Оценка/ самооценка

учителя

ученика

1. Организационный момент.

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Настрой на работу на уроке.

Регулятивные: умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации.

2. Целеполагание и мотивация.  

беседа

 1. На слайде известный ученый, врач Константин Павлович  Бутейко. Он предложил проводить интересный эксперемент, который позволяет определить здоровье человека. Этот эксперемент мы проведем.

2. Почему мы начали урок с эксперимента? Определите тему урока?

Что уже знаем о дыхательной системе?

(слова ассоциации)

3. Выделим слова, что объединяет эти слова?

1.Проводят эксперимент

2. Оценивают свое состояние,

3. Отвечают на вопросы.

4. Формулируют тему урока.  

 

Личностные УУД : осозное восприятие нового материала

Познавательные УУД :

3. Актуализация знаний.

Индивидуальная работа

  1. Объяснение заданий учащимся.

Проверка заданий в мыслительном листе

2. Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих имеет схожее строение?

1. Выполнение заданий в мыслительном листе

2. Самопроверка выполнения заданий по рядам.

3. отвечают на вопросы, ответ обосновывают

Познавательные : выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. Коммуникативные: строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свои действия; оценивать работу одноклассников

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы

4. Первичное усвоение новых знаний

Групповая работа

Давайте выясним, какие органы входят в нашу дыхательную систему и как  они устроены?

Прочитайте п. 23, заполните интеллект – карту, используя слова подсказки.

1. Читают параграф, заполняют интеллект – карту.

2. Проводят взаимопроверку по слайдам презентации.

3. Оценка выполнения задания.

Личностные:  формирование познавательных интересов на изучение организма человека; формирование умений оценки деятельности других учеников

Регулятивные:

осознавать конечный результат

Метапредметные: умение работать с текстом учебника: находить биологическую информацию,   анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую Предметные:    формирование первоначальных систематизированных представлений о дыхательной системе человека                                                                                                                                                                             

5. Первичная проверка понимания

Организация работы учащихся  группами по выполнению заданий по теме.

Выполнение заданий по группам, выступление с результатами работы.

Личностные:  осознание ответственности за общее дело,  участвовать в коллективном обсуждении вопросов

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, выявлять причины и следствия простых явлений по теме.

Предметные:  применение теоритических знаний о строении органов дыхательной системы на практике.

6. Первичное закрепление

Метапредметные:  контроль и коррекция результатов работы.

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха.

Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД Контроль Коррекция Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

7. Домашнее задание:

Домашнее задание:

1.Составьте кроссворд  (10 слов) по теме п. 23,24.

2. Какие опасности подстерегают микробов при «путешествии» по дыхательным путям? Составить рассказ, используя информационные ресурсы.

8. Рефлексия

Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело



Предварительный просмотр:

Урок биологии 8 класс.

ТЕМА: «Дыхательная система. Органы дыхания»

ЦЕЛЬ:  изучить  особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь.

Ход урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  На слайде известный ученый, врач Константин Павлович  Бутейко. Он предложил проводить интересный эксперемент, который позволяет определить здоровье человека. Этот эксперемент мы проведем.

  Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и замерьте, сколько секунд вы можете не дышать. (время по секундомеру)

 Если после задержки дыхания вам хочется сделать глубокий вдох, значит, эксперимент проведен неточно. 

Оценка состояния: если вы задержали дыхание более чем на 40 с, значит, вы здоровы; на 20–40 с – здоровье ослаблено, менее 20 с – возможно, имеются какие-либо заболевание.

Почему мы начали урок с эксперимента? Определите тему урока?

Что уже знаем о дыхательной системе?

Жизнь

Энергия

Объём

Кислород

Углекислый газ

Клетка

Кровь

Воздух

Атмосфера

Легкие

Нос

Бронхи

Гортань

Жабры

Трахеи

       

Что объединяет слова в этом списке? Значит тема урока «Органы дыхания».

Работать на уроке мы будем в рабочих листах, подпишите их и напишите тему урока.

Какую цель мы ставим перед собой изучая,  эту тему? (изучить  особенности строения органов дыхания и их функции).

3) Актуализация знаний.

На первом этапе урока каждый выполняет задание в мыслительном листе, ответ обоснуем.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Выбрать органы дыхательной системы животных, объяснить свой выбор

легочные мешки

легкие

печень

нос

вены

сердце

жабры

сустав

гортань

трахеи

Исключите лишнее, что объединяет оставшихся животных?

http://www.fishing-rus.com/sitepages/Fish-Russia/Karas/karas2.jpg    http://cs419131.vk.me/v419131956/23aa/k48g9Am76ZM.jpg

  http://www.thegoodogs.ru/filestore/uploaded/%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%82%D1%8C_siv.jpg 

http://tattook.ru/img/delfiny/es-delfin3.jpg 

Расположить таксономические единицы классификации  в порядке, начиная с самой большой

Приматы

Животные

Млекопитающие

Хордовые

Позвоночные

Слушая ответы учащихся, проверьте  выполнения своих заданий.

Вопрос:  Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

4. Первичное усвоение новых знаний.

На втором этапе урока, получаем знания самостоятельно, выполняя задания. Работая с п. 23 и 24 (стр. 105-108), заполните интеллект-карту, используя слова под картой. Все слова расположите в карте.

1. носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи,  легкие

2. мерцательный эпителий, кровеносные сосуды, хрящи,  голосовые связки, надгортанник, хрящевые полукольца, бронхиальное дерево, легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная жидкость, альвеолы

После заполнения интеллект-карты, проводим взаимопроверку. Поменяйтесь листами, проверьте выполнения задания по слайду.

Кто справился с заданиями полностью?   Перечислите органы дыхательной системы человека, не смотря в лист.

Носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея и бронхи – образуют дыхательные пути системы. В легких происходит газообмен.  

Мы изучили особенности строения органов дыхания человека.

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание:

1.Составьте кроссворд  (10 слов) по теме п. 23,24.

2. Какие опасности подстерегают микробов при «путешествии» по дыхательным путям? Составить рассказ, используя информационные ресурсы.

Сейчас выполним упражнения, которые увеличивают вентиляцию легких, упражнения, выполняем спокойно.

Физкультминутка

Упражнение 1. упражнение для быстрой вентиляции лёгких.

 Ноги поставить на ширину плеч, Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».

Упражнение 2. Начать медленный вдох. По мере наполнения легких плечи поднимаются, затем без задержки делать выдох, опуская плечи.

Упражнение 3.

Медленно втяните воздух через нос, максимально надувая брюшную полость (как воздушный шар), затем сделайте паузу на 1-2 секунды и медленно выдохните, пытаясь полностью втянуть живот, и снова задержите дыхание на 1-2 секунды. 

5. Применение нового знания.

Переходим к третьей  части урока, выполняем практическую работу по группам. Задания на рабочих листах. Группа, объединяет учащихся двух парт.

1 группа. Пользуясь рисунком, найдите на себе щитовидный хрящ,  сделайте глотательное движение. Что происходит со щитовидным хрящом? Что вы  чувствуете? (хрящ уходит  вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом движении надгортанник закрывает вход в гортань, и по нему как по мосту, движется пищевой комок в пищевод). В чем значение надгортанника?

http://www.transferfaktory.ru/cont/img/podyazyichnaya-kost.jpg

2 группа.  Проделайте нехитрый эксперимент с линейкой желательно металлической и краем своей парты. Оставьте сначала длинный конец у линейки и  «поиграйте на ней», приведите в колебательные движения, словно струну на гитаре. Затем уменьшайте плечо- длину линейки, и вы услышите разные по тембру звуки. Линейка – это имитатор голосовых связок, какую закономерность на примере линейки можно установить между длинной голосовых связок и высотой голоса? 

3 группа. Попробуйте  сказать «я красиво говорю» на вдохе и выдохе.  

Как располагаются голосовые связки при разговоре, а как при молчании?
http://blgy.ru/images/biology8/pic87.png

4 группа.  На какой орган дыхательной системы похож шланг пылесоса, почему он держит форму при вдохе и выдохе. Какое значение имеет отсутствие хрящей в задней стенке трахеи, прилегающей к пищеводу?

5 группа. Наши предки были внимательными людьми и названия окружающих нас явлений и вещей носят неслучайный характер.  Если при разделке животного органы попадали в таз с водой, а это вполне естественно, то только легкие всплывали. Почему? В чем биологическое значение альвеолярного (ячеистого) строения легких?

6 группа. Прочитав тест, продемонстрируйте одноклассникам правила выполнения искусственного дыхания.

 Искусственное дыхание (вентиляция легких) представляет собой замену воздуха в легких больного, осуществляемую искусственным путем с целью поддержания газообмена при невозможности или недостаточности естественного дыхания. При проведении искусственного дыхания больного укладывают горизонтально на спину. При применении способа «изо рта в рот», закрывают нос больного, а выдох осуществляют в рот пострадавшего, предварительно прикрыв его марлей или носовым платком,  вторую руку  подведя под шею, запрокидывают его голову.  Следят за поднятием грудной клетки. Выдох делают – сводя руки больного перед грудью или прижимая согнутые в коленях ноги к груди.

Искусственное дыхание проводят с частотой 12–18 искусственных вдохов в 1 мин.

7 группа.  Изучите снимки флюорографии легких. На каком снимке изображены легкие здорового человека?  Для чего ее проходят каждый год?

   http://wikipigs.net/wp-content/uploads/2014/07/tub3.jpg      б

   (табачный дым оседает в дыхательной системе человека, альвеолы, из которых состоят легкие, теряют свою эластичность)

Проверка выполнения заданий группами.

(просмотр презентации) Оценка работы групп.

6.  Первичное закрепление.

Цель урока: изучить  особенности строения органов дыхания и их функции.

Проверим усвоение темы, выполним тест по теме.

1. Одной из функций носовой полости является

а) обогащение крови кислородом      б) задержка микроорганизмов

в) охлаждение воздуха                           г) осушение воздуха

2.Вход в гортань защищен

а) черпаловидным хрящом                б) голосовыми связками

в) надгортанником                               г) щитовидным хрящом

3.Голосовые связки расположены в области

а) трахеи            б) бронхов           в) гортани           г) носоглотки

4.Дыхательная поверхность легких образована

а) бронхами           б) бронхиолами           в) ресничками          г) альвеолами

5. Хрящевые полукольца составляют основу

а) пищевода               б) гортани               в) трахеи        г) мелких бронхов

1

2

3

4

5

б

в

в

г

в

Результаты тест. Подведение итогов.

8 . Рефлексия

Продолжи фразу:

Я сегодня узнал

Я понял, что

Я научился

Я смог

Меня удивило


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Павлович Бутейко ( учёный, физиолог, кандидат медицинских наук )

Слайд 2

Дыхательная система. Органы дыхания.

Слайд 3

ЦЕЛЬ: изучить особенности строения органов дыхания и их функции

Слайд 4

1. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ легочные мешки легкие печень нос вены сердце жабры сустав гортань трахеи Приматы Животные Млекопитающие Хордовые Позвоночные

Слайд 5

1. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ легочные мешки легкие нос жабры гортань трахеи Приматы Животные Млекопитающие Хордовые Позвоночные

Слайд 6

1. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ легочные мешки легкие нос жабры гортань трахеи Приматы Животные Млекопитающие Хордовые Позвоночные

Слайд 7

1. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ легочные мешки легкие нос жабры гортань трахеи 5.Приматы 1. Животные 4.Млекопитающие 2.Хордовые 3.Позвоночные

Слайд 8

Интеллект-карта носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие мерцательный эпителий, кровеносные сосуды, хрящи , голосовые связки, надгортанник, хрящевые полукольца, бронхиальное дерево, л егочная плевра, пристеночная плевра, плевральная жидкость, альвеолы

Слайд 11

Домашнее задание : 1.Составьте кроссворд по теме, п. 23, 24. (10 слов) или 2. Какие опасности подстерегают микробов при «путешествии» по дыхательным путям? Составить рассказ, используя информационные ресурсы.

Слайд 12

Упражнение 1. упражнение для быстрой вентиляции лёгких. Ноги поставить на ширину плеч, с делать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот «порциями » Упражнение 2. Начать медленный вдох. По мере наполнения легких плечи поднимаются, затем без задержки делать выдох, опуская плечи. Упражнение 3. Медленно втяните воздух через нос, максимально надувая брюшную полость (как воздушный шар), затем сделайте паузу на 1-2 секунды и медленно выдохните, пытаясь полностью втянуть живот, и снова задержите дыхание на 1-2 секунды.

Слайд 13

1 . Гортань

Слайд 14

2 .

Слайд 15

3 .

Слайд 16

4 . Трахея

Слайд 17

5 .

Слайд 18

6 .

Слайд 19

7 . б

Слайд 20

1. Одной из функций носовой полости является а) обогащение крови кислородом б) задержка микроорганизмов в ) охлаждение воздуха г) осушение воздуха 2.Вход в гортань защищен а) черпаловидным хрящом б) голосовыми связками в) надгортанником г) щитовидным хрящом 3.Голосовые связки расположены в области а) трахеи б) бронхов в) гортани г) носоглотки 4.Дыхательная поверхность легких образована а) бронхами б) бронхиолами в) ресничками г) альвеолами 5. Хрящевые полукольца составляют основу а) пищевода б) гортани в) трахеи г) мелких бронхов

Слайд 21

1 2 3 4 5 б в в г в

Слайд 22

Продолжите фразу: Я сегодня узнал .. Мне было трудно … Я понял, что … Я научился … Я смог … Меня удивило …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Презентация "Дыхательная система человека"

Данная презентация является  наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

"Потребность организма в кислороде. Строение дыхательной системы человека"

Урок посвящен изучению структурно- функциональных особенностей специализированных органов человека для дыхания. На уроке также осуществляется углубление знаний и умений по вопросам: Что такое дыхание ...

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

урок дыхательная система человека

Урок биологии в 8 классе по ФГОС. Описаны ход урока,  деятельность ученика и учителя....

Обобщающий урок "Дыхательная система человека"

Обобщение знаний по теме "Дыхательная система человека" в виде командной игры....