Урок Генетика пола
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Виноградова Светлана Васильевна

Технологическая карта и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_genetika_pola.rar2.13 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Тема урока «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.»

11 класс. Общая биология.

УМК

1.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы: А.Е.Андреева (под редакцией Д.И.Трайтака, Н.Д.Андреевой))

2.Учебник: Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Н.Д.Андреева. – М.: Мнемозина, 2010.

3.Методические пособия:

   3.1.Пименов А.В. Уроки биологии в 10(11) классе. Развёрнутое планирование. – Ярославль: Академия развития, 2001.

   3.2.Пименов А.В., Пименова И.Н. Лекции по общей биологии: Учеб.пособие. – Саратов: Лицей, 2003.

   3.3.Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

Оборудование

Оптимальный вариант: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме «Генетика пола», лекции и опорные конспекты для учащихся, задания для учащихся: проверка знаний, задачи для решения на уроке и домашнего решения, листы рефлексии.

Минимум: рисунки учебника, таблицы по теме.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выдержка из рабочей программы:

Место урока

Урок №7 в теме «Закономерности наследственности».

Предыдущие уроки: «Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание»,  «Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности».

Следующий урок: «Генотип – целостная система».

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Половые хромосомы и определение пола. Наследование, сцепленное с полом.

Дают определения ключевым понятиям. 

Распознают и определяют виды хромосом.

Сравнивают основные типы хромосомного определения пола.

Приводят примеры организмов, относящихся к разным типам хромосомного определения пола.

Знают алгоритм решения генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

Умеют решать задачи на наследование, сцепленное с полом.

Предметные результаты обучения (для темы)

Метапредметные результаты  обучения (для темы)

Учащиеся должны знать:

  • о генетике как науке и её методах
  • определения основных генетических понятий
  • основные закономерности наследования
  • основные положения хромосомной теории наследственности
  • о генотипе как целостной системе

Учащиеся должны уметь:

  • давать определения генетическим понятиям
  • различать типы и закономерности наследования
  • решать генетические задачи на различные типы наследования

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать изучаемые объекты
  • выделять существенные признаки объекта
  • сравнивать изучаемые объекты
  • классифицировать объекты
  • изучать объекты в ходе практической работы (решение задач)
  • находить информацию об объектах, анализировать и оценивать ее, переводить информацию из одной формы в другую


Цель урока: обеспечить осмысление и первичное закрепление знаний об особенностях генетического определения пола у различных групп организмов и наследовании признаков, сцепленных с полом.

Задачи урока

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания

  • о биологическом понятии «пол», первичных и вторичных половых признаках,
  • о видах хромосом, входящих в состав кариотипа,
  • об основных типах хромосомного определения пола,
  • о наследовании признаков, сцепленных с полом.

Сформировать умения

  • определять виды хромосом в кариотипе,
  • сравнивать типы хромосомного определения пола и приводить примеры организмов,
  • решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  • сформировать позитивное эмоциональное отношение учащихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
  • вызвать удивление уникальностью механизмов определения пола в природе,
  • сформировать понимание практической значимости и ценности знаний в вопросах сохранения здоровья через наследование признаков, сцепленных с полом.

Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.

Содержание деятельности

Ход урока

ключевые реплики и вопросы учителя выделены курсивом,

возможные ответы обучающихся – обычным шрифтом

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)

1.1.Формулировка темы урока

Здравствуйте. Я рада вас приветствовать на уроке. Сегодня у нас очень интересная тема.

Начнем урок с просмотра слайдов. Ваша задача определить о чём сегодня пойдет  речь на нашем уроке?

(При показе слайдов – рассказ учителя:

Мальчик или девочка? Как хочется заранее получить ответ на этот вопрос в семье, где уже есть дочь и жаждут сына или, наоборот, 2-3 братика ждут сестричку. «Бракодел», - говорим мы по-доброму и дружески молодому папе, у которого рождается очередная дочь.)

Как бы вы сформулировали тему урока?

Определение пола (генетика пола).

Итак, первая часть урока посвящена теме генетики пола. А 2-я часть? Посмотрите на слайд (родословная королевы Виктории).

Гемофилия – рецессивное заболевание, при котором нарушается образование одного из факторов, ускоряющего свёртывание крови. Перед вами родословная потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы или у одного из её родителей. От гемофилии погибли трое из наследников мужского пола. Гемофилией болел и цесаревич Алексей – сын последнего русского императора Николая II.

Как можно сформулировать вторую часть темы урока?

Наследование признаков (заболеваний), передающихся через сцепление с полом.

Запишите тему урока в опорном конспекте, поставьте дату (тема на слайде).

Что вы знаете о биологическом понятии «пол» на данный момент?

- бывает мужской и женский

- пол определяется в момент оплодотворения

- у человека пол зависит от мужской гаметы

  • Создает условия для самостоятельного определения учащимися темы урока.
  • Побуждает к актуализации знаний учащихся по  генетическим понятиям темы
  • Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании.
  • Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения учащихся к изучаемым биологическим объектам
  • Определяют тему урока
  • Актуализируют свои знания  по генетическим понятиям темы
  • В результате индивидуальной работы предлагают свои варианты формулировки темы

Регулятивные:

  • целеполагание,
  • планирование,
  • прогнозирование
  • волевая саморегуляция

--  контроль и оценка  

     результатов работы    

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью

Познавательные

общеучебные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели
  • выбор оптимальных способов решения задач
  • умение строить речевое высказывание

1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели

Итак, первая часть урока посвящена генетике пола, а вторая – сцепленному с полом наследованию. Какие цели вы поставите перед собой на этот урок? Что бы вы хотели узнать по этой теме?

  • Изучить особенности генетического определения пола
  • Познакомиться с наследованием признаков, сцепленных с полом
  • Продолжить формирование умений, необходимых для решения генетических задач

Возможны различные формулировки целей учащимися.

Цели записываются на слайде презентации, предварительно структурируются учителем (ключевые понятия: знать – уметь).  Если важное направление работы на уроке не называется, можно использовать прием «Мне хочется добавить…» («К целям, которые вы сформулировали, мне хотелось бы добавить еще одну»)

Что мы должны сделать, чтобы достичь перечисленные вами  цели?

  • Поработать с учебником (текстом и рисунками), изучив материал теоретически.
  • А затем практически,  в ходе решения генетических задач на наследование, сцепленное с полом.
  • Делать опорные схемы урока, обозначать элементы схемы, используя термины.
  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.
  • Изучать новые понятия.
  • Задавать вопросы учителю.
  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.
  • Создает учебную ситуацию целеполагания.
  • Побуждает учащихся формулировать цели урока.
  • Структурирует предложенные формулировки.
  • Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые учащимся по урокам биологии в 11 классе.
  • Формулируют цели урока
  • Предлагают пути их достижения

1.3. Актуализация знаний.

Для изучения новой темы нам необходимо вспомнить генетические понятия, которые вам потребуются для достижения целей урока.

Вам предлагается письменная работа по вариантам: на каждый вопрос вы должны дать краткий ответ вместо точек.

(задания по вариантам – приложение 1).

Взаимопроверка работ в парах – выставление оценки учащимися.

(варианты правильных ответов на слайде).

  • Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  • Предлагает выполнить задания по вариантам.
  • Контролирует выполнение работы.
  • Организует взаимопроверку.
  • Выполняют задания по вариантам.
  • Осуществляют взаимопроверку и предварительное оценивание работы.

2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (20 минут)

2.1. Элемент содержания «Пол. Половые признаки.»

Фронтальные вопросы учащимся:

- Что такое «пол»?

- Какие первичные и вторичные признаки организма вы можете назвать?

- Пол – это совокупность признаков организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу генетической информации на основе образования гамет (возможны разные формулировки)

Обратить внимание на определение пола на слайде.

                         Половые признаки

                                       

                      первичные          вторичные

          - образование гамет     - определяются гормональной

         - различия в строении     деятельностью половых желёз

           половых органов         - ♂: рост волос на теле и лице, кадык

                                                 - ♀: увеличение грудных желёз,

                                                        расширение костей таза

- Когда определяется пол будущего организма?

- В момент оплодотворения.

- Правильно, чаще в момент оплодотворения

(хотя есть и исключения:

В природе существует несколько механизмов определения пола:

  • Фенотипический (на пол влияют условия среды) Например, у крокодилов в тепле из яиц выводятся самки, а в холоде самцы
  • Гормональный (пол формируется под воздействием гормонов)  Уже давно было замечено, что самки рыб под воздействием определенных условий (среды, гормональных препаратов и т. п.) превращаются в самцов
  •    Геномный ( пол определяется гаплоидностью или диплоидностью генома, как у пчел: самки диплоидны, а трутни гаплоидны, т.к. выводятся из неоплодотворенных яиц)
  • Хромосомный – основной механизм определения пола (пол  определяется половыми хромосомами)
  • Создает учебную ситуацию, связанную с изучением генетического определения пола.
  • Знакомит с понятиями «пол», «половые признаки», механизмами определения пола в природе.
  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном.

- Отвечают на вопросы учителя, анализируют известную информацию о генетике пола

  • Учатся использовать все введенные на уроке понятия

Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации
  • моделирование через построение схем
  • умение строить речевое высказывание
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • смысловое чтение
  • решение задач

логические:

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • подведение под понятия
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательство

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение слушать и вступать в диалог
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция

На слайде – представлена схема определения пола у человека.

- Первооткрывателем половых хромосом был американский учёный Томас Морган. Своё открытие он сделал, изучая хромосомы плодовой мушки дрозофилы. (рисунок 63 учебника стр.196)

2.2.Элемент содержания «Кариотип: аутосомы, половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол».

- Перейдём к работе с опорным конспектом: используя текст учебника §43стр.195, текст лекции по теме «Генетика пола», рисунки хромосомных наборов мушки дрозофилы (рисунок 63 учебника стр.196) и человека (в лекции) составьте опорный конспект по предложенной схеме (приложение 2). Для быстроты работы – предлагается совместная работа в парах (примерно 3 минуты).

Опорный конспект урока.

ТЕМА: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Кариотип – это хромосомный набор вида

                                                             

     Аутосомы                                                                       Половые хромосомы

- это хромосомы, одинаковые                                - это  хромосомы, по которым    у ♀ и ♂ пола                                             ♂ и ♀ пол отличаются                        

                                                                            ♀ XX                               ♂ XY

 пол у человека (дрозофилы) называется  гомогаметным, потому что образуются гаметы  одного типа, несущие X-хромосому.        

пол у человека (дрозофилы) называется  гетерогаметным, потому что образуются гаметы разного типа, несущие X и Y-хромосомы.              

- Проверим опорный конспект – ответ по схеме одного учащегося.

- Дополнения или исправления учащихся класса:

- Согласны ли вы с предложенной схемой?

- Как можно оценить ответ учащегося?

  • Побуждает учащихся выделять существенные признаки объекта при описании строения кариотипа и введения терминов для обозначения видов хромосом и названий типов полов
  • Создает учебную ситуацию моделирования строения кариотипа при выполнении схемы  опорного конспекта
  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности учащихся при выделении видов хромосом и типов полов
  • Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий
  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации, знаково-символические действия, сравнение объектов, приведение примеров) и коммуникативных УУД в процессе обсуждения результатов работы
  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока)

  • Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации и её преобразования
  • Моделируют строение кариотипа, делая схему опорного конспекта, используя биологические символы
  • Предлагают понятия для обозначения видов хромосом и типов полов
  • Узнают и запоминают существующие понятия «кариотип», «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», дают их определение
  • Сравнивают два типа полов

2.3. Элемент содержания «Типы хромосомного определения пола»

Работаем с информацией в лекции «Генетика пола»:

- существуют четыре основных типа хромосомного определения пола

(представлены на схеме)

- Какие типы пола являются гомогаметными, какие – гетерогаметными и почему?

- У человека и дрозофилы женский пол – гомогаметный (гаметы одного типа), мужской – гетерогаметный (гаметы разных типов).

- У прямокрылых женский пол – гомогаметный (гаметы одного типа), мужской – гетерогаметный (гаметы разных типов, 1 гамета не несёт половой хромосомы).

- У птиц и пресмыкающихся женский пол – гетерогаметный (гаметы разных типов), мужской - гомогаметный (гаметы одного типа).

- У моли женский пол – гетерогаметный (гаметы разных типов, 1 гамета не несёт половой хромосомы ), мужской - гомогаметный (гаметы одного типа).

- От какого пола зависит пол будущего организма?

- От гетерогаметного.

- Какое соотношение полов будет в потомстве при скрещивании гомогаметного и гетерогаметного полов?

- 50% ♀ и 50% ♂.

  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности учащихся при изучении основных типов хромосомного определения пола в природе
  • Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.
  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе фронтального обсуждения материала
  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока)

  • Учатся использовать все введенные на уроке понятия
  • Рассматривают схемы определения пола, анализируют их, выделяют существенные признаки
  • Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации

2.4. Элемент содержания «Динамическая пауза»

Давайте немного отдохнём и проведём динамическую паузу.

Встаньте, пожалуйста. При правильном утверждении прошу поднять руки вверх и потянуться, при неправильном – опускаем руки вниз.

1.Сегодня 16 октября. +

2.Совокупность генов организма называется фенотип. –

3.Подавляемый ген называется рецессивным. +

4.Хромосомы, сходные у ♂ и ♀ особей, называются аутосомами. +

5.Пол, который образует разные типы гамет, называется гомогаметным. –

6.Женский пол человека гомогаметный. +

7.Половые хромосомы мужчины XX. –

  • Создаёт благоприятный настрой для проведения динамической паузы
  • Создаёт учебную ситуацию для закрепления изученных генетических понятий темы
  • Выполняют упражнения динамической паузы
  • Анализируют известную информацию

2.5. Элемент содержания «Наследование, сцепленное с полом»

Переходим ко 2 части темы урока:

- Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y-хромосомах (на слайде).

- У человека X-хромосома несёт много различных признаков: коричневый цвет зубной эмали, дальтонизм – одна из форм цветовой слепоты, гемофилия и другие;

- Y-хромосома генетически инертна и несёт мало признаков: гипертрихоз – повышенная волосатость ушной раковины, перепончатость пальцев ног и др.

- Как правильно решать и оформлять задачи на сцепленное с полом наследование? Обратимся к слайду: Бывает ли кот черепаховой окраски?

У кошек ген чёрной окраски (В) не полностью доминирует над геном рыжей окраски и расположены они в Х хромосоме. Гетерозиготные животные имеют пёструю (трёхцветную) окраску. Скрестили рыжую кошку с чёрным котом и получили 8 котят.

Определите пол и цвет этих котят.

ХвХв- рыжая кошка

ХвУ- рыжий кот

ХВХВ –черная кошка

ХВУ- черный кот

Р     ХвХв                     Х                 ХВУ

рыжая кошка                черный кот

Гаметы      Хв                          ХВ          У 

F1                   ХВХв                                         ХвУ   

             пёстрая  кошка            рыжий кот

             (черепаховая)

- Бывает ли кот черепаховой окраски?

Нет, т.к. ген окраски находится в Х-хромосоме (Y не несёт этого гена), а животные черепаховой окраски – гетерозиготы: ХВХв.

  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности учащихся при решении задач на наследование, сцепленное с полом
  • Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий
  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (решение генетических задач)
  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока)

  • Учатся использовать все введенные на уроке понятия
  • Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации
  • Учатся решать задачи на сцепленное с полом наследование

3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)

Итак, достигнуты ли цели нашего урока?

Да.

Теперь необходимо оценить качество наших результатов. Как отлично, хорошо или плохо мы знаем процесс наследования признаков, сцепленных с полом. Вам предлагается выполнить задания по решению генетических задач по теме урока по вариантам и проверить насколько хороших результатов Вы сегодня добились.

Задачи на закрепление 1 и 2 вариант представлены в приложении 1.

1 вариант

Р ♀ХdXd     ×   ♂XDY

      дальт.           здор.

G     Xd                      XD   Y

F1    XDXd          XdY

       девочка      мальчик

       носитель     дальтоник

        50%

2 вариант

Р ♀ХHXh     ×   ♂XHY

      носит.           здор.

G     XH   Xh              XH   Y

F1    XHXH           XHY          XHXh           XhY

       девочка    мальчик     девочка      мальчик

      здоровая   здоровый   носитель    гемофилик

                                                                   25%

Проверка производится индивидуально по образцу на слайде.

Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

Запишите домашнее задание: параграф 43, опорный конспект в тетради, задачи для домашнего решения разных уровней сложности (на выбор).

Как сегодня прошёл наш урок? Прошу вас заполнить листочки по рефлексии.

Заполнение листочков рефлексии – приложение 1.

(2 вариант проведения рефлексии – ответы на вопросы учителя фронтально:

- Что вам сегодня понравилось на уроке?

- Что было самым сложным?

- Чему новому вы научились на уроке?)

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.
  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов,  эмоционального состояния.

  • Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)
  • Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы по решению генетических задач по вариантам
  • Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов
  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой
  • волевая саморегуляция

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий
  • контроль и оценка способов и результатов действий

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью

Примечание. На заключительном этапе учителю  целесообразно подвести свой итог: в нескольких предложениях резюмировать содержание урока, отметить основные результаты, поблагодарить за работу, создать позитивный настрой на следующий урок. Условия: лаконичность, оригинальность, демонстрация положительных эмоций.

Приложение 1

Лекция №19. Генетика пола

Хромосомное определение пола

Большинство животных являются раздельнополыми организмами. Пол можно рассматривать как совокупность признаков и структур, обеспечивающих способ воспроизводства потомства и передачу наследственной информации. Пол чаще всего определяется в момент оплодотворения, то есть в определении пола главную роль играет кариотип зиготы. Кариотип каждого организма содержит хромосомы, одинаковые у обоих полов, — аутосомы, и хромосомы, по которым женский и мужской пол отличаются друг от друга, — половые хромосомы. У человека «женскими» половыми хромосомами являются две Х-хромосомы. При образовании гамет каждая яйцеклетка получает одну из Х-хромосом. Пол, у которого образуются гаметы одного типа, несущие Х-хромосому, называется гомогаметным. У человека женский пол является гомогаметным. «Мужские» половые хромосомы у человека — Х-хромосома и Y-хромосома. При образовании гамет половина сперматозоидов получает Х-хромосому, другая половина — Y-хромосому. Пол, у которого образуются гаметы разного типа, называется гетерогаметным. У человека мужской пол — гетерогаметный. Если образуется зигота, несущая две Х-хромосомы, то из нее будет формироваться женский организм, если Х-хромосому и Y-хромосому — мужской.

  

Р

♀46, XX

×

♂46, XY

Типы гамет 

  23, X 

  23, X    23, Y 

F

46, XX
женские особи, 50%

46, XY
мужские особи, 50%

Р

♀8, XX

×

♂8, XY

Типы гамет 

  4, X 

  4, X    4, Y 

F

8, XX
женские особи, 50%

8, XY
мужские особи, 50%

Р

♀24, XX

×

♂23, X0

Типы гамет 

  12, X 

  12, X    11, 0 

F

24, XX
женские особи, 50%

23, X0
мужские особи, 50%

Р

♀80, XY

×

♂80, XX

Типы гамет 

  40, X    40, Y 

  40, X 

F

80, XY
женские особи, 50%

80, XX
мужские особи, 50%

4.Женский пол —  Х0, мужской — ХХ (некоторые виды насекомых).

Генетическая схема хромосомного определения пола у моли:

Р

♀61, X0

×

♂62, XX

Типы гамет 

  31, X    30, 0 

  31, X 

F

61, X0
женские особи, 50%

62, XX
мужские особи, 50%

Наследование признаков, сцепленных с полом. Установлено, что в половых хромосомах находятся гены, отвечающие не только за развитие половых, но и за формирование неполовых признаков (свертываемость крови, цвет зубной эмали, чувствительность к красному и зеленому цвету и т.д.). Наследование неполовых признаков, гены которых локализованы в Х- или Y-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. Изучением наследования генов, локализованных в половых хромосомах, занимался Т. Морган.

Хромосомный набор человека.

3.Клеточное ядро. Прокариоты. Эукариоты - Разработала: преподаватель биологии Ракчеева Н. А

Опорный конспект урока.

ТЕМА:

Кариотип – это  …………………………………………....................

?                                                                ?

…………………………                           ………………………….

- это  ……………………                         - это   ……………………...

………………………….                          ……………………………..

                                                                                         

                                                                        ♀ ………                ♂ ………..

 пол у человека (дрозофилы) называется ……………………………, потому что

……………………………………………………………………………………….         

пол у человека (дрозофилы) называется ……………………………., потому что

…………………………………………………………………………………………..              

Проверка генетических понятий.

1 вариант.

1.Совокупность всех генов организма – это  ………………………

2.Ген, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии, называется ………………………

3.Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие альтернативные признаки организма, называются

…………………………

4.Клетка или организм, содержащий разные аллели одного гена и образующий разные сорта гамет, называется ……………………….

5.Как можно назвать данный генотип: АА ?

……………………………………………………..

Проверка генетических понятий.

2 вариант.

1.Совокупность признаков организма – это  ………………………

2.Ген, определяющий развитие признака в гомозиготном и гетерозиготном состоянии, называется ………………………

3.Гены, локализованные в одной хромосоме и наследующиеся совместно, называются   .…………………………

4.Клетка или организм, содержащий одинаковые аллели одного гена и образующий один сорт гамет, называется ……………………….

5.Как можно назвать данный генотип: аа ?

…………………………………………………….

Задачи на закрепление.

1 вариант.

У человека ген цветовой слепоты - дальтонизма -  рецессивен и находится в Х-хромосоме (Хd), доминантный аллель этого гена обусловливает нормальное цветовосприятие (ХD), Y-хромосома этого гена не имеет. Женщины, имеющие один рецессивный ген в генотипе, являются носителями, два рецессивных гена – больные дальтонизмом.

Какова вероятность рождения детей с нормальным цветовым зрением в семье, где мать дальтоник, а отец нормально различает цвета? Если будут дети-дальтоники, то кто – сыновья или дочери? Приведите решение задачи.

2 вариант.

У человека ген гемофилии рецессивен и находится в Х-хромосоме (Xh), доминантный аллель этого гена обуславливает нормальное свёртывание крови (XH). Y-хромосома  этого гена не имеет. Женщины, имеющие один рецессивный ген в генотипе, являются носителями, два рецессивных гена – больные гемофилией.

Женщина-носительница рецессивного гена гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Кто они по полу?

Задачи для домашнего решения

Задача 1 (1-й уровень сложности)

ХВ  - рыжий  цвет шерсти кошек,

Хв   - черный,  

Y – не содержит гена окраски,

ХВ  Хв  - черепаховая окраска.

У кошек гетерогаметны самцы (ХY)

У черной кошки родился трехцветный котенок. Каков его пол? Какую окраску имел отец этого котенка? Какие еще котята могли родиться у этой пары? Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства.

Задача 2 (2-й уровень сложности)

У кур ген полсатости оперения находится в Х-хромосоме и доминантен (ХВ), рецессивный аллель обусловливает черную окраску (Хв), Y-хромосома такого гена не имеет. Какого петуха и какую курицу надо скрестить, чтобы все курочки в потомстве были черными, а петушки – полосатыми? У кур самки гетерогаметны (ХY)

Задача 3 (3-й уровень сложности)

У человека ген пигментации кожи находится в аутосоме и не сцеплен с полом, а ген свертываемости крови находится в Х-хромосоме и сцеплен с полом :

А – нормальная пигментация кожи

а – отсутствие пигмента (альбинос)

ХН – нормальная свертываемость крови

Хh – гемофилия

Y – не содержит гена

У нормальных по обоим признакам супругов родился сын – альбинос, страдающий гемофилией. Какова вероятность рождения в этой семье детей-альбиносов со скрытым геном гемофилии? Каков их пол?

Рефлексия.

1.На уроке я работал:  активно / пассивно.

2.Своей работой я: доволен / недоволен.

3.Урок для меня показался: коротким / длинным.

4.За урок я: не устал / устал.

5.Мое настроение: стало лучше / хуже.

6.Материал урока мне был: понятен / непонятен

                                                полезен / бесполезен

                                                интересен / скучен

Приложение 2

Анализ конспекта урока с позиций требований ФГОС

1. Соответствие структуры урока положениям системно-деятельностного подхода.

  • Присутствуют необходимые компоненты учебной деятельности: ценностно-смысловой, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный, что обеспечивает ее целостность.
  • При отборе содержания и формулировании заданий наблюдается ориентация на зону ближайшего развития учащихся, учитываются возрастные особенности, уровень достигнутых на предыдущем этапе предметных и метапредметных результатов обучения. Урок воспринимается как звено в последовательности действий, направленных достижение как предметных, так и метапредметных результатов обучения.
  • Большое внимание уделяется развитию теоретического мышления обучающихся: операциям анализа, синтеза, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей, доказательству, работе с понятиями.
  • Учебная задача на всех этапах урока вводится путем создания учебной ситуации, направленной на разрешение возникшего затруднения или проблемы, совместно с учителем или самостоятельно организуется поиск способа решения учебной задачи.
  • В целом форма представления заданий предполагает самостоятельность обучающихся при формулировке целей урока, планировании, осуществлении учебной деятельности, контроле и оценке полученных результатов.
  • Роль педагога сводится к роли организатора познавательного процесса, фасилитатора, модератора, консультанта, источника психологической поддержки для учащихся. Общение учителя и учащихся происходит в форме диалога (полилога).
  • Структура и содержание урока предполагает использования различных форм обучения с преобладанием групповой (в парах), предполагающей совместную деятельность, распределение ролей, эффективную коммуникацию.
  • Наличие индивидуальных заданий позволяют учесть личностные особенности учащихся и сделать акцент на индивидуальных достижениях и задачах.  

2. Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий.

Предметное содержание урока насыщено деятельностью учащихся по формированию УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Прослеживается последовательная  работа учителя по формированию всех групп УУД. Связь содержания заданий и разновидностей формируемых УУД подробно отражена в конспекте урока.

3. Технологичность структуры урока.

Урок имеет четкую логичную структуру. Цель и задачи урока сформулированы диагностично. Компоненты содержания соответствуют цели и задачам, деятельность учителя и учащихся направлена на их достижение.

4. Оптимальный отбор содержания.

Содержание урока оптимально для изучения данной темы. Материал характеризуется научностью, доступностью, практической направленностью, оптимальным объемом. В представленном конспекте заложена возможность сместить акценты при изучении темы, сократив одни содержательные элементы и усилив другие в зависимости от уровня подготовки учащихся, особенностей класса, обеспеченности ОУ средствами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "ГЕНЕТИКА ПОЛА"

Цель урока: Формирование знаний о хромосомном механизме определении пола, о гомогаметных и гетерогаметных организмах, сцепленном с полом наследовании признаков, локализованных в половых хро...

Конспект урока "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"

Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный  содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр...

Презентация к уроку "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"

Презентация  содержит 30 слайдов к уроку комбинированного типа для учащихся 11 класса. Она позволяет визуализировать изучаемый материал. Расчитана на каждый этап урока: от целеполагания, до рефле...

Урок "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

Методическая разработка урока биологии по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом". Урок с использованием ИКТ технологий  рассчитан на 2 часа. Материал также может быть использован ...

Презентация к уроку " Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом".

Данная презентация является приложением к методической разработке урока "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"....

Урок «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»

Цель: ·        изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных  с по...