Использование загадок в учебном курсе Биология.
методическая разработка по биологии (6, 7 класс) на тему

Яндышев Геннадий Иляевич

ЗАГАДКИ – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАГАДКИ      И     БИОЛОГИЯ

Если попытаться назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью букв, слов, то после долгих размышлений, поисков ответов, пересмотра крупных поэм, маленьких рассказов, басен, приходишь к пониманию, что это ЗАГАДКИ. Если дать традиционное определение загадки, то оно будет звучать следующим образом. ЗАГАДКИ – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Например, в загадке «Сто одежек и все без застежек» или «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Однако, весь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. Все загадки можно условно классифицировать на несколько типов, какие как: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы и загадки-задачи. Такие типы загадок свидетельствуют об одной особенности. Отгадка, как правило, может быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку, они неординарны. Это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активируют нашу мыслительную деятельность. Ведь предлагаемые загадки требуют именно сообразительности, нестандартного мышления, умения увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном – обычное. Все эти малые формы фольклора, народного творчества (истинное богатство народа, воссозданное познание прошлых поколений), едины по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности. Именно поэтому они ценны в возможности их использования на уроках биологии. Развивая мышление, загадка стремилась через свое поэтическое иносказание познакомить человека с окружающим его миром, привлечь внимание к таким сторонам явлений, событий или предметов, которые иногда невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

           О чем же все многообразие загадок? Ответ один: обо всем. И о том, что окружало человека, о нем самом, физический и биологический мир в его конкретности и деталях. В загадках изображается не просто лес, который существует, а лес хвойный или лиственный, береза, сосна, не просто дом, а бревна и мох, проложенный между бревнами.

Зимой с седой бородой,

летом новая вырастает,

осенью отпадает. (Лиственный лес)

Весной – в цветном платьице,

зимой – в белом сарафане. (Лиственный лес)

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке. (Береза)

Мягок, а не пух,

зелен, а не трава. (Мох)

           Таким образом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире. Физически осязаемый мир изображается в загадках, удивительно сопоставляясь с таким же конкретным, физически осязаемым миром. Подмечено, что кисти овса похожи на сережки, украшавшие девушек. Так могла возникнуть загадка, передававшая реально осязаемый мир, через иносказание, активизируя воображение, на которое способен только думающий и осмысляющий мир человек. Человек, который способен подмечать частное и воображать общее. Например: «Как во поле на кургане стоят девушки с серьгами». А яйцо, будь то куриное или любой птицы, вообще поражало всегда и сейчас тем, что из НЕЖИВОГО появлялось ЖИВОЕ, тем, что в одном «сосуде» НЕ СМЕШИВАЮТСЯ ДВА ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВА». Любили загадки устанавливать внешнее сходство по признакам, форме или цвету. Так в загадке «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» устанавливается внешнее сходство по цвету. Человек, познавая природу, наделил ее способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его жизнь, судьбу. Как предполагают ученые, в древности загадка являлась средством обучения, но не вообще обучения, а вполне определенного. Очень много загадок связано с растениями, животными, т.е биологическим миром.  

 НАПРИМЕР:

Дышит, растет,

а ходить не может. (Растение)

Эту загадку можно озвучить в ходе актуализации собственных знаний учеников, когда необходимо зафиксировать внимание на особенностях растений, в сравнении их с животными. Растениям действительно свойственна неподвижность, рост и т.д.и внесение эмоционального паузы в виде загадки, создает настрой на дальнейшее изучение особенностей растений, а чем  растения еще отличаются от животных.

Под мостиком

виляет хвостиком. (Рыба)

Глаза на рогах,

а домок – на спине. (Улитка)

Выпуча глаза сидит,

не по-русски говорит,

родилась в воде,

а живет на земле. (Лягушка)

Если внимательно прочитать загадку, обнаруживается удивительная вещь. Как четко зафиксированы особенности строения глаз у лягушки. Вторая часть загадки носит характерный признак, связанный с особенностями размножения  многих земноводных. С учетом наружного оплодотворения, для которого необходима вода, развитие личиночной стадии лягушки напрямую связано с водой, а вот наличие органа дыхания «легкое» не позволяет  лягушке жить в воде. Местообитание лягушки – берега водоемов.

        С осени, после уборки хлеба до начала января, т.е. до наступления нового хозяйственного года народ, накопивший наблюдения за процессами жизнедеятельности растений, стремился интерпретировать их в определенные знания, иносказательно передавая эти протекающие процессы у растений, в различные ответы.

Две недельки колосится,

две недельки отцветает.

две недельки наливает,

две недельки подсыхает. (Колосья)

Вырос в поле дом,

полон дом зерном,

стены позолочены,

ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

на столбе золотом. (Колосья)

Топили, сушили,

колотили, рвали,

крутили, ткали,

на стол клали. (Лен)

Весной веселит,

летом холодит,

осенью умирает,

весной оживает. (Лес)

 У многих народов в загадки вкладывалось магическое, волшебное. Это и появление на небосклоне в зените солнца, движение соков в природе и последующее пробуждение растений. Загадки вбирали в себя события и многие явления, когда засыпает природа, а вместе с ней затихают и природные силы.

Сидит – зеленеет,

летит – пожелтеет,

падает – почернеет. (Лист)

Осенью кружатся,

на землю ложатся,

с земли не встают

и тут изгнивают. (Листья)

Матушкой весной-

в платьице цветном,

матушкой зимой –

в саване одном. (Поле)

Листопад, наблюдаемый у растений, не только связано со сбрасыванием листвы с деревьев и кустарников, но и переход деревьев и кустарников в состояние относительного покоя, когда все процессы жизнедеятельности у растений замедляются. Существовало и поверье у народов о том, что загадки имели особенное свойство влиять на окружающую среду.

Невольно вспоминается в связи со сказанным древнегреческий миф о чудовище с лицом и грудью женщины, телом львицы и крыльями птицы. Это чудовище – Сфинкс. Оно однажды расположилось на горе близ Фив и стало задавать проходившим мимо одну и ту же загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех?» Не сумевших отгадать ее чудовище уничтожало. Их истории мы знаем, что только царь Эдип смог разгадать ее, ответив чудовищу, что это – человек. В отчаянии чудовище бросилось в пропасть и разбилось насмерть.

Таким образом, не только знание загадок, но и умение разгадывать эти загадки, по мнению древних людей, считалось необходимостью. Так было и у наших предков. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком; их знание приносило человеку счастье, незнание – чаще всего - сулило долгое несчастье. Вспомнить хотя бы факт, существовавший у многих народов, когда родители невесты задавали загадки жениху и его друзьям.

          Следует отметить, что и сам человек, его особенности становились предметом наблюдений и детализации. Тонко подмечалось человеком значение каждой части человеческого организма. В загадках о человеке вкладывался иносказательное описание и пояснение значения того или иного органа. Эти загадки действительно кладезь наблюдений, знаний древнего человека. Только человек думающий, любознательный, умеющий абстрагироваться от внешних деталей, мог отгадать эти загадки. Своеобразным кратким поэтическим иносказанием вложены подмеченные факты и детали человеческого организма. НАПРИМЕР:

На скале сидит лягушка,

А спрыгнуть не может. (Нос)

Идут четыре брата

Навстречу старшему:

«Здравствуй, большак!»-

«Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка – сиротка, да крошка Тимошка!» (Пальцы)

Горшок умен,

Семь дырочек в нем. (Голова)

Не часы, а тикает. (Сердце)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги)

            Знание всегда было признаком зрелости, ума человека. Человека-наблюдателя, человека любознательного, человека, который  сохраняет в своей памяти накопившие большие события, мельчайшие детали об окружающем мире, его многообразии и удивительных событиях и явлениях живой природы, которые сейчас мы называем знания. Наши предки учили подрастающее поколение, используя при этом и загадки. Загадки, являясь поэтическими произведениями, воспитывали у подростков и поэтическое видение мира, они учили видеть сходное в несходном, в одинаковом – разное, учили мыслить нестандартно. У многих народов загадки загадывались по определенной системе: начинали с загадок о человеке, затем следовали загадки о доме, огороде, саде, поле, лесе, а заканчивали загадками о явлениях природы. Так и мы в своей работе пытаемся научить  детей анализировать и обобщать, систематизировать и классифицировать наблюдаемые события, явления и мельчайшие детали в жизни растений и животных.

В последнее время, дети редко стали отгадывать загадки, все реже загадки используются как способ активизации мыслительной деятельности ученика, как психологический настрой на работу. Сила загадок в том, что она вызывает восторг, создает позитивный психологический настрой на уроке, вызывает положительные эмоции. А усвоение знаний на положительных эмоциях, долговременнее, устойчивее, осознанное. Как говорится в пословице «Наука – не мука»

(фрагмент статьи)

учитель биологии Г.И.Яндышев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...

Рабочая программа учебного курса "Биология" 5 класс

Рабочая программа включает пояснительную записку, калндарно - тематическое планирование, учебно - тематическое планирование, требования к результатам обучения (по ФГОС второго поколения). Программа со...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа учебного курса «Биология» 5 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология» 5  класс с использованием оборудования центра «Точка роста»...

Рабочая программа учебного курса «Биология» 6 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»

Рабочая программа учебного курса «Биология» 6  класс с использованием оборудования центра «Точка роста»...