Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Саттарова Ольга Михайловна

Рабочая программа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass_fgos.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,                                            

   тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

 «Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2»

                                                                                                                                                                                       г. Тарко- Сале Пуровского района

__________________________________        

Приказ № ______от «_____»   _________2016 г.                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

БИОЛОГИЯ

для учащихся 6 а, б, в, г класса

Учитель - составитель: Саттарова Ольга Михайловна, высшая квалификационная категория

     Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений.  Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа  и авторской  программой  ФГОС «Биология» 5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Дрофа.

Учебник: «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений\ В.В.Пасечник, М.: Дрофа, 2014.

«Согласовано»                                                                                                                            Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по                                                                                                                        учителей ______________________________________.      

образовательному процессу                                                                                                        руководитель МО                                    /____________/

  __________ /_____________./                                                                                                    Протокол №___  от «_____» ____________ 2016 г

  1.  Планируемые результаты изучения учебного предмета.

                         В результате освоения программного материала по учебному предмету биология учащийся «научится» и «получит возможность научиться»:

 Научиться:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

                Особое место в программе отводится формированию УУД (метапредметность) – воспитание и развитие качеств личности школьника, отвечающих требованиям современного общества,  что невозможно без акцента на метапредметные результаты освоения основной

образовательной программы общего образования. Они включают универсальные учебные  действия, которые должны усвоить обучающиеся: познавательные, регулятивные и     коммуникативные (они определены в КТП к каждому уроку).

Формы и виды контроля

     Используются различные формы текущего контроля знаний для установления уровня освоения определённого раздела (отдельной темы (качества знаний учащихся)):

- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование;

- письменные виды контроля (вводный контроль, письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных и практических работ; выполнение самостоятельной, контрольной работы, письменной проверочной работы, проектной и творческой работы, подготовка   реферата и т.п.).

        Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы и другие виды    письменных работ проводятся  в соответствии с календарно-тематическим    планированием, представленным в данной рабочей программе.

                                                                                             Критерии и нормы оценки УУД учащихся

                                  Оценка устного ответа учащегося

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на  фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и

внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при  устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов    учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и  примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять    полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного   материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,   затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной   помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на  видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

                                        Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если учащийся:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое  оборудование, все опыты провёл в условиях и режимах, обеспечивающих получение  результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В  представленном отчёте правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,  графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с  материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если учащийся выполнил требования к отметке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочёта;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочёта,

4. или эксперимент проведён не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если учащийся:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные  результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта  провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены   ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с  большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух   ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.)

не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат  выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),

Отметка исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчёте обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к отметке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

                     Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если учащийся:

1. выполнил работу без ошибок и недочётов;

2. допустил не более одного недочёта.

Отметка "4" ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;

2. или не более двух недочётов.

Отметка "3" ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или

допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочётов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочётов.

Отметка "2" ставится, если учащийся:

1. допустил число ошибок и недочётов превосходящее норму, при которой может быть

выставлена отметка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 81 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 80%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 50%.

                                                                                                    Оценка выполнения проектных заданий

Отметка «5»: учащийся выполнил  на 85 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил  на 71 – 85%.

Отметка «3»: учащийся выполнил  на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил  менее чем на 50%.

  1.  Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

  1. Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

лабораторно-практические

 работы

контрольные работы

проект

1.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

12

1

6

2.

Раздел 2. Жизнь растений

10

3

1

2

3.

Раздел 3. Классификация растений

5

1

2

4.

Раздел 4. Природные сообщества

4

1

5.

Итоговая контрольная работа

1

1

6

Повторение по теме: «Растения»

1

Итого

35

15

5

10

 ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Формы организации учебной деятельности

 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Примечание

План

фактич

Проектная деятельность

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные результаты

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений – 14 часов.

1.

 Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа «Изучение строения семян двудольных растений».

1

 Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж памятку последовательности действий при проведении анализа.

Распознают органы цветковых растений.  Знают строение семян двудольных растений. Различают и описывают семена двудольных растений

Познавательные:  работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации

Формирование научного мировоззрения на основе изучения строения и функций семян двудольных растений, формирование познавательного мотива на основе проведения простейших исследований, интереса к изучению новых объектов

2

Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных растений».

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян.

Проект на тему «Все будущее растения в семени».

Распознают органы цветковых растений.  Знают строение семян однодольных растений. Различают и описывают семена однодольных растений

Познавательные работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные:   определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп

Формирование познавательного интереса на основе изучения строения и функций семян однодольных растений, формирование познавательного мотива на основе проведения простейших исследований, интереса к изучению новых объектов

3

Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы».

Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем.

Проект на тему «Корень – живой якорь»

Знают виды и значение корней для растений, различают типы корневых систем

Познавательные:

 работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую; давать определение понятий; структурировать учетный материал; разделять текст на смысловые блоки и составлять план параграфа.

Регулятивные: организовать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные работать в составе творческих групп; эффективно взаимодействовать со сверстниками

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представление о видах корней и типах корневых систем,  умения применять полученные знания в практической деятельности

4

Строение корней. Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски».

Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона делеления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня.

Имеют представление о зонах корня и  связи  особенностей строения и функций зон; знают понятия: корневой чехлик, корневые волоски.

Познавательные  устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; составлять план параграфа.

Регулятивные  формировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее  результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные  строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представление о строении корней, понимания необходимости соблюдать правила при выполнении лабораторных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности

5

Условия произрастания и видоизменения корней.

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно- следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.

Умеют распознавать видоизменения корней на рисунках, таблицах; объясняют причины возникновения видоизменений в природе и зависимость глубины проникновения корней в почву.

Познавательные  работать с различными источниками информации; осуществлять подбор материалов по заданной теме; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные  определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные  выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представление о условиях произрастания семян и видоизменениях корней,  умения применять полученные знания в практической деятельности

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Имеют представление о строении и различии вегетативной и генеративной почек; распознают листорасположение у растений; знают понятия:

 побег, почка, узел, междоузлие, пазуха листа.

 Познавательные воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные   организовать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности; Коммуникативные работать в группах; вести диалог в доброжелательной, открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представление о побеге и почках, их строении; понимания необходимости соблюдать правила при выполнении лабораторных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности

7

Внешнее строение листа. Лабораторная работа

 «Листья простые и сложные. Жилкование листьев».

Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев.

Проект на тему «Строение и функции листа».

Распознают отличие

простых и сложных листьев, типов жилкования и листорасположение

Познавательные  давать определения понятий; работать с приборами; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные   организовать выполнение заданий учителя по готовому плану; оценивать результаты своей деятельности. 

Коммуникативные   работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представлении о внешнем строении листа; умения применять полученные знания в практической деятельности.

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа».

Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты.

Имеют представление о внутреннем строении листа; знают понятия: устьице, кожица листа, жилки листа (сосуды, ситовидные трубки, волокна). Знают видоизменения листьев; объясняют причины возникновения видоизменений (связь с условиями среды).

Познавательные  давать определения понятий, сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные  работать в группах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о клеточном строении листа и видоизменениях листьев; умения применять полученные знания в практической деятельности

9

Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа «Внутреннее  строение ветки дерева».

 Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают еѐ результаты.

Имеют представление о внутреннем строении стебля; разнообразие  и функции стебля.

Познавательные  давать определения понятий, сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные  работать в группах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о строении и многообразии стеблей; умения применять полученные знания в практической деятельности.

10

Видоизменение побегов. Лабораторная работа «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)».

 Определяют понятия: «видоизменѐнный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают еѐ результаты.

Знают видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище; умеют объяснять их значение, строение; сравнивают со строением стебля.

Познавательные  давать определения понятий, сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные  определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные  работать в группах, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о видоизменениях побегов; умения применять полученные знания в практической деятельности

11

Цветок и его строение. Лабораторная работа «Изучение строения цветка».

Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», Изучение строения цветка «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают еѐ результаты

Проект на тему: «Я веночек сделаю».

Умеют распознавать части цветка, знают  строение пыльцы и тычинки, их роль в размножении; знают понятия: двойной и простой околоцветник, правильные неправильные цветки, обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения, формула цветка.

Познавательные  работать с различной информацией и преобразовывать ее  из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные организовывать выполнении заданий, анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представление о сложности растительного организма на основе знаний о строении цветка; осознание необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей цветка для нормальной жизнедеятельности цветковых растений; умения применять полученные знания в практической деятельности

12

Соцветия. Лабораторная работа «Изучение с различными видами соцветий»

Ознакомление с различными видами соцветий Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.

Знают понятия: соцветия сложные и простые; значение соцветий и их разновидности.

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представление о соцветиях и их видах; умения применять полученные знания в практической деятельности.

13

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.  Лабораторная работа «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

Ознакомление с сухими и сочными плодами Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех»,«зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Проект на тему: «Многообразие плодов и их значение».

Знают понятие: плод,  сухой и сочный плод; Умеют  распознавать плоды растений  и их называют. Знают способы и значение распространения семян.

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о плодах и их классификации,

понимания необходимости повторения для закрепления знаний

14

КОУ по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

 

Проверка знаний, умений и навыков

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний.

Раздел 2. Жизнь растений – 10 часов.

15

Минеральное питание растений.

Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путѐм внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды,соблюдения правил отношения к живой природе.

Проект на тему: «Влияние минеральных солей на рост и развитие растений»

Знают понятия: корневое давление, плодородие почвы, органические и минеральные удобрения; умеют объяснять сущность минерального питания .

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о минеральном питании растений и необходимости минеральных веществ для нормальной жизнедеятельности растительного оргпнизма.

16

Фотосинтез. Дыхание растений.

 Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Знают и умеют объяснять сущность фотосинтеза и процесса дыхания и их взаимосвязь.

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о процессах фотосинтеза и дыхания и их взаимосвязи; умения применять полученные знания в практической деятельности.

17

Испарение воды листьями. Листопад.

 Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Проект на тему: «Вода в жизни растений».

Знают значение испарения и листопада в жизни растений

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о процессе испарения воды листьями, листопаде; умения применять полученные знания в практической деятельности.

18

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа «Передвижение веществ по побегу растения».

 Передвижение веществ по побегу растения Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений.

Знают и умеют объяснять процессы передвижения воды и минеральных веществ по сосудам, органических веществ- по лубу и их значение

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о передвижении воды и питательных веществ в растении; умения применять полученные знания в практической деятельности

19

Прорастание семян. Лабораторная работа «Определение всхожести семян растений и их посев».

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ.

Знают и объясняют значение семени в жизни растений и условия прорастания семян.

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о прорастании семян; умения применять полученные знания в практической деятельности

20

Способы размножения растений.

 Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Знают виды бесполого и полового размножения, их особенности.

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о способах размножения растений; умения применять полученные знания в практической деятельности

21

Размножение споровых растений.

 Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.

Имеют представление об особенностях размножения споровых растений на примере водорослей, кукушкина льна, папоротников.

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о размножении споровых растений; умения применять полученные знания в практической деятельности

22

Размножение семенных растений.

 Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрѐстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян

Знают и объясняют преимущество семенного размножения перед споровыми; особенности размножения голосеменных и покрытосеменных,  знают понятия: самоопыление и перекрестное опыление, двойное оплодотворение; имеют представление о сущности полового размножения цветковых.

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. 

Коммуникативные воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о размножении семенных растений; умения применять полученные знания в практической деятельности

23

Вегетативное размножение покрытосеменных  растений

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.

Знают способы вегетативного размножения цветковых, их особенности.

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты.

Регулятивные: работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о вегетативном размножении покрытосеменных растений; умения применять полученные знания в практической деятельности

24

 КОУ по теме: «Жизнь растений».

 

Проверка знаний, умений и навыков.

 Познавательные воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные   организовать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности; Коммуникативные работать в группах; вести диалог в доброжелательной, открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний.

Раздел 3. Классификация растений – 5 часов.

25

Систематика растений.

 Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений.

Имеют представление об  основных систематических группах растений; знают понятия: вид и сорт, значение классификации, признаки класса однодольных и двудольных.

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты.

Регулятивные: работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии растений на планете и понимания необходимости их классификации для удобства изучения; понимания единства живого на основе знаний об общих признаках живых организмов.

26

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Культурные растения.

 Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками.

Имеют представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса двудольных.    

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные:  организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей  деятельности, осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии растений семейства крестоцветные и розоцветные, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

27

Семейства Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Культурные растения.

 Выделяют основные особенности растений семейств Паслѐновые и Бобовые. Определяют растения по карточкам.

Имеют представления об особенных признаках и многообразии растений  семейств Пасленовых, Бобовых, Астровых как представителей класса двудольных.    

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные:  организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей  деятельности, осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии растений семейства пасленовые, бобовые, сложноцветные, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

28

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Культурные растения

 Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам.

Проект на тему: «Культурные растения».

Имеют представления об особенных признаках и многообразии растений  семейств Лилейных и Злаковых как представителей класса однодольных.

Познавательные: Работать с текстом, структуировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о многообразии растений семейства злаковые и лилейные. умения эстетически воспринимать объекты природы.  

29

КОУ по теме: «Классификация растений».

 

Проверка знаний, умений и навыков

 Познавательные воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные   организовать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности; Коммуникативные работать в группах; вести диалог в доброжелательной, открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний.

Раздел 4. Природные сообщества – 4 часа.

30

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

 Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе.

Знают: что такое  природное сообщество, типы и смена сообществ, ярусность, влияние факторов среды на растения;  умеет объяснять взаимосвязь строения растения с условиями среды обитания.

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные:  организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей  деятельности, осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы и формулировать их.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необходимости их классификации для удобства изучения; понимания единства живого на основе знаний об общих признаках живых организмов

31

Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия «Природное сообщество и человек».

 Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах.

Умеет объяснять причины развития и смены растительных сообществ.

Познавательные: Работать с текстом, структуировать учебный материал, сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о развитии и смене растительных сообществ, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

32

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

 Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчѐт по экскурсии.

Проект на тему: «Редкие и охраняемые растения ЯНАО».

Умеет обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира.

Познавательные: работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний.

Регулятивные:   самостоятельно определять цель и задачи урока, анализировать и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные:  воспринимать информацию на слух, формулировать вопросы и отвечать на них.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, представления о влиянии деятельности человека на растительный мир нашей планеты,   умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

33

КОУ по теме: «Природные сообщества»

 

Проверка знаний, умений и навыков

 Познавательные воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные   организовать выполнение заданий по предложенному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности; Коммуникативные работать в группах; вести диалог в доброжелательной, открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности; понимания необходимости повторения для закрепления знаний.

34

Итоговая контрольная работа

1

35

Повторение по теме: «Растения».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки учебной программы

2016 - 2017 уч. год

№ урока

Дата

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки

                                                                                    Лист проектной деятельности

Дата

Тема урока

Мини – проект

Кратковременный

Долговременный

примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...