Методическая разработка "Самостоятельная работа на уроках биологии"
презентация к уроку по биологии на тему

Туаева Бэла Суреновна

"Самостоятельная работа на уроках биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_uchitelya_biologii.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.

Слайд 2

Выучить ребенка учиться, а потом уже поручить это делать самому. К.Д.Ушинский

Слайд 3

ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ Туаева Бэла Суреновна . Стаж педагогической работы – 20 лет. Квалификационная категория – первая. Образование – высшее, закончила СОГУ им. К.Л.Хетагурова в 1998 г. Стаж работы в МКОУ СОШ с.Хумалаг- 20 лет Мой педагогический опыт сформировался за годы работы в МКОУ СОШ с.Хумалаг Правобережного района.

Слайд 4

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОРИПКРО 2011 г. «Системный подход в повышении качества обучения биологии» (108 ч.). СОРИПКРО 2013 г. «ФГОС ООО: содержание и технологии введения» (108 ч.).

Слайд 5

Актуальность и перспективность опыта Обеспечение нового качества образования Новые требования к человеку, стремящемуся к успеху Повышение эффективности учебного процесса Повышение роли психолого-педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе

Слайд 7

Самостоятельность- способность человека без посторонней помощи ставить цели,мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации. Социализация - способность учащихся самостоятельно решать возникшие проблемы. ( Словарь по психологии под редакцией Петровского А.В.)

Слайд 8

Проблема Как поднять преподавание биологии на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, повышение эффективности каждого урока, включение учащихся в активную деятельность

Слайд 9

Актуальность и перспектива опыта Самостоятельность- одно из ведущих качеств личности, которое определяется по формуле «сам задумал- сам сделал»; Самостоятельными не рождаются- это качество формируется; саморазвитие самовоспитание самоорганизация самооценка самореализация

Слайд 10

Ведущая педагогическая идея Развитие навыков самостоятельной работы у школьников- залог эффективности обучения, средство борьбы за глубокие и прочные знания.

Слайд 11

Цели и задачи Создание условий для повышения уровня самостоятельности учащихся Развитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, что способствует развитию УУД. Формирование мировоззрения Научить самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности

Слайд 12

Теоретическая база Идея подготовки к активной самостоятельной учебной деятельности возникла давно «Чем знания просить- легче их добыть.»(пословица). К.Д.Ушинский «Если даже предположить, что ученик поймет мысль, объясненную ему учителем, то и в таком случае мысль эта никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает...»

Слайд 13

Принципы, способствующие формированию самостоятельности ( Выготский Л.С., Гальперин П.Я.) Я -сам! Личная заинтересованность Определенный уровень сложности Зона ближайшего развития Ситуация успеха

Слайд 14

Пути реализации данных принципов на уроках биологии Учить в любой теме узнавать изученное ранее Обучение деятельности «Включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность Поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности

Слайд 15

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть: обучающие тренировочные закрепительные повторительные развивающие творческие контрольные.

Слайд 16

Опорная система, используемая на уроках биологии Виды опорных систем Таблицы Опорные схемы уроков Схемы Обобщающие Сравнительные На урок На тему Фрагментарные На урок Использование при изучении нового материала при контроле знаний в качестве домашнего задания Виды опорных систем

Слайд 17

Преимущества опорных систем 17 Активизация памяти Развитие логического мышления Развитие творчества Развитие коммуника- тивной компетенции Анализ текста Самоконтроль опорная система Помощь в подготовке домашнего задания Экономия времен и Гуманизм обучения Использование мульти- медийных технологий

Слайд 18

Обобщающая таблица Название периода Характеристика периода Зародышевый период Растение в состоянии семени Период молодости От прорастания семени до первого цветения (плодоношения) Период зрелости От первого цветения до периода не цветения и плодоношения Период старости не цветение плохо растут и развиваются отмирание органов 18

Слайд 19

Сравнительная таблица (9-10 класс) ДНК 1. АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯ А- аденин Т-тимин Г-гуанин Ц-цитозин 2. УГЛЕВОД - Дезоксирибоза (С5) 3. Остаток Н3РО4 РНК 1. АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯ А У-урацил Г Ц 2. УГЛЕВОД - Рибоза (С5) 3. Остаток Н3РО4 АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЕДИНЕНЫ В ДНК ВОДОРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ ПО ПРИНЦИПУ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ («ключа и замка») ДНК – ЭТО ДВОЙНАЯ ПЛЕКТОНОМИЧЕСКИ ЗАКРУЧЕННАЯ СПИРАЛЬ - НАКОПЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ВИДЫ РНК – Р – рнк ( рибосомальная ) Т – рнк (транспортная) И – рнк (информационная) РНК – ОДНОЦЕПОЧЕЧНАЯ МОЛЕКУЛА КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ОДНОЙ НИТИ ДНК - РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ 19

Слайд 20

Термин «Схема» Схема — в теории познания и логике термин, служащий для обозначения образца некоторой операции, принципа порождения нового. Значение слова «Схема» направляет понимание в область зрительного восприятия. 20

Слайд 21

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 5-6 класса ) Внимательно прочитайте текст. Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова. Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов. Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы. Ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет главное слово. Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2. Оставшиеся слова ( слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2. Помните, что каждое слово должно соединяться с другим линией. Прочтите схему. 21

Слайд 22

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 10-11 класса) Прочитайте текст, выделите основную мысль текста. Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы. Согласно проблеме выделите главные и второстепенные явления, разбейте их на группы. Составьте схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи. Проверьте, отражает ли твоя схема основную проблему, изложенную в тексте. 22

Слайд 23

11 класс. Тема: «Генетика пола» 23 Хромосомы Аутосомы Половые * определяют развитие и строение *определяют половую принадлежность организма особи гомологичные негомологичные - ХУ гомологичные – ХХ человек 2n =46  ♀ 44A + XX ♀ 44A + XY Q 22A + X 22A + X 22A + Y => ♀ - гомогаметный ♂ - гетерогаметный * Пол будущего потомства определяет гетерогаметный организм. У птиц: ♀ - ХУ клопы: ♀ - ХХ ♂ - ХХ ♂ - ХО Червь бонелия  личинка свободноживущая => будет самка (от условий среды) личинка – паразит => будет самец

Слайд 24

24 А) песчаные  Глубина заделки семян Сроки посева Условия прорастания семян (6 класс) Определённое количество воды (Н 2 О) Наличие воздуха (О 2 ) Определение t 0 С - теплолюбивые (20 0 С – 25 0 С) - холодостойкие (0 - +1 0 С) Запасные питательные вещества Посев весной  яровые Посев осенью  озимые - пшеница - лук, чеснок Семян 0,5 - 1мм 2 – 4 мм  5 мм  3 - 4 см  4 – 5 см Глубже 5 см ( ≈ до 10 см) Необходимо учитывать состав почвы на 1 см на 1 см Б) глинистые 

Слайд 25

Борьба за существование 25 Несоответствие численности и средств к существованию Борьба за существование Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями Приводит к приспособленности организмов, т.е. к выживаемости, в данных условиях среды обитания

Слайд 26

Использование системы разноуровневых заданий по биологии при организации проверки усвоения учебного материала учащимися Уровень А (воспроизведение и описание) Тема «Строение и жизнедеятельность клетки растительного организма» (6 класс). А) Зеленые пластиды называются……. Б) Под оболочкой находится вязкое полужидкое вещество……. В) Клетка обладает всеми признаками живого. Она:……,……., ……., ……. Г) Делению клетки предшествует деление ее ……. Д) В старых клетках хорошо заметны …….. Для учащихся 7 класса задание может быть следующим: Вставьте пропущенные слова в тексте: Тип Членистоногие подразделяется на три основные класса____________ , ___________ и ___________. Речной рак имеет _________ пар ног, насекомые __________, а пауки ___________. Рак дышит при помощи ___________, паук __________, а майский жук ____________. 26

Слайд 27

Другой вариант: Дополните схему, вписав представителей ракообразных в соответствии с предложенными характеристиками этих животных. 27 Представители класса Ракообразных Свободноживущие …………. Паразиты …………. Обитатели водной среды ………….. Обитатели суши ……………

Слайд 28

2 . Уровень В (интеллектуальный уровень) Например, установите соответствия между понятиями и явлениями: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод (6 класс). 28 Вопросы для сравнения Фотосинтез Дыхание В какое время суток происходит? Какой газ поглощается? Какой газ выделяется? Поглощается или выделяется тепло? В каких клетках происходит? Образуется или разрушается органическое вещество?

Слайд 29

Применение ИКТ на уроках биологии: использование мультимедийного методического обеспечения и обучающих программ

Слайд 30

Составление и защита презентаций

Слайд 31

Защита творческих проектов Групповой проект по теме : «Здоровая нация!»

Слайд 32

Использование средств Microsoft Office -Написание докладов, сообщений -Написание и защита рефератов -Составление кроссвордов, ленточек, ребусов, шарад, рекламы -Написание биологических сказок -Выпуск стенгазет

Слайд 33

Участие в неделе естественных наук Природа и война День Земли Экологическая сказка

Слайд 34

Открытые уроки Всероссийский урок экологии

Слайд 35

Использование Internet Поисковые машины и каталоги Образовательные сайты Словари E-mail , чаты, форумы, LiveJournal Дистанционное обучение Участие в сетевых проектах

Слайд 36

Составление кроссвордов, ребусов

Слайд 37

Участие в интернет- олимпиаде

Слайд 38

Прогнозируемый результат Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении готовых знаний Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактическим целям самостоятельных работ способствует развитию познавательных и творческих способностей Ускоряются темпы формирования умений и навыков практического характера Вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной деятельности

Слайд 39

Какие виды самостоятельных работ применяются на уроках ? Решение задач(100%) Лабораторные работы(90%) Ответы на вопросы параграфа(90%) Конспектирование(85%) Моделирование приборов(45%) Составление презентаций(35%) Защита проектов(30%) Работа со схемами(25%) Составление ОК(20%)

Слайд 40

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

Слайд 41

УЧАЩИЕСЯ, ПОВЫСИВШИЕ ГОДОВУЮ ОТМЕТКУ ПО БИОЛОГИИ

Слайд 43

Внеклассная работа

Слайд 44

Спасибо за внимание! Успехов, творчества и профессионального совершенства! 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы для конструктора уроков биологии

В данной статье собраны и кратко описаны методические приемы, позволяющие повысить познавательный интерес к предмету....

методические рекомендации для проведения уроков биологии

Методические рекомендации помогут при проведении уроков, предусмотренных программой по биологии, а также дадут возможность организовать занятия дополнительного образования или кружка...

Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...

Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"

Методический семинар "Формирование познавательного интереса  посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского  конкурс...

Методическая разработка Буклет как инновационная технология для использовании в работе на уроках биологии

Инновационные технологии имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений, способствуют развитию познавател...

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке   биологии как средство повышения качества обучени...