Рабочая программа по биологии 10-11 класс .Углубленный уровень
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа  по биологии  к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой для 10-11 классов. Углубленный уровень. 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._10bu.docx90.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной основной образовательной программой    и составлена на основе авторской программы: Биология. Углубленный уровень. 10—11 классы Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой  (авторы: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова.М: «Вентана-Граф»,2017

-Программы школы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

В процессе обучения биологии в 10 и 11 классах предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов.

  • сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
  • сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
  • сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;
  • признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
  • знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Достижение предметных результатов — знаний,

умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:

  • характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
  • умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;

объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, её уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;
  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации, получаемой из разных источников;
  • оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
  • постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Все личностные, метапредметные и предметные результаты при освоении содержания программы курса биологии для 10-11 классов будут проявляться в знаниях, отношениях и деятельности: учебно-познавательной, интеллектуальной, ценностно-ориентационной, трудовой, эко культурной, природоохранной, физической и эстетической.

1.Планируемые результаты изучения учебного курса

Выпускник на углубленном уровне научится:

• оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

• оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

 • устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

• обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

• проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

• выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

• устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

• решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

• делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

 • сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

 • выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

• обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

 • определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

• решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

• раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

• сравнивать разные способы размножения организмов;

• характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

• выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

 • обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

 • обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

• характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

 • устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

 • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

 • аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

• обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

• оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

• выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

 • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

• организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

• прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

 • выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

• анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

• аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

• моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

 • выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

• использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

Биология 10 класс 3 часа  (102)

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская  программа

рабочая программа

Итого.

105

102

1.

Биология как наука и ее прикладное значение

4

4

2.

Общие биологические явления и методы их исследования

10

10

3.

Учение о биосфере

3

3

4

Происхождение живого вещества

8

8

5

Биосфера как глобальная биосистема

4

4

6

Условия жизни в биосфере

8

8

7

Природное сообщество как биоценоз и экосистема

17

17

8

Многообразие биогеоценозов и их значение

8

8

9

Вид и видообразование

13

13

10

Происхождение и этапы эволюции человека

7

7

11

Учение об эволюции и его значение

11

11

12

Сохранение биоразнообразия-насущная задача человечества

6

9

13

Резерв

6

-

Биология 11 класс 3 часа  (102)

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская  программа

рабочая программа

итого

105

102

1

Живой организм как биологическая система

8

8

2

Размножение и развитие организмов

4

4

3

Основные закономерности наследования признаков

13

13

4

Основные закономерности изменчивости

7

7

5

Селекция и биотехнология на службе человека

5

5

6

Царство Вирусы, его разнообразие и значение

6

6

7

Строение живой клетки

17

17

8

Процессы жизнедеятельности клетки

8

8

9

Молекулярный состав живых клеток

12

12

10

Химические процессы в молекулярных системах

13

13

11

Время экологической культуры

5

9

12

Резерв

7

-

  1. Содержание учебного курса.

Биология как комплекс наук о живой природе.

 Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Структурные и функциональные основы жизни.

 Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и не мембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот. Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение. Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

 Организм.

 Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов. История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности. Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.

Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование. Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика. Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

Теория эволюции.

 Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди—Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Развитие жизни на Земле.

 Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда.

 Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша. Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):

 1. Использование различных методов при изучении биологических объектов. 2. Техника микроскопирования

 3. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

4. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.

5. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

6. Изучение движения цитоплазмы.

7. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

 8. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.

9. Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.

10. Выделение ДНК.

11. Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

12. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.

13. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

14. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.

15. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.

16. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

17. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

18. Составление элементарных схем скрещивания.

19. Решение генетических задач.

20. Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.

21. Составление и анализ родословных человека.

22. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

23. Описание фенотипа.

24. Сравнение видов по морфологическому критерию.

25. Описание приспособленности организма и ее относительного характера. 26. Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.

27. Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.

 28. Методы измерения факторов среды обитания.

29. Изучение экологических адаптаций человека.

30. Составление пищевых цепей.

31. Изучение и описание экосистем своей местности.

32. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.

33. Оценка антропогенных изменений в природе.

3.Тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Биология.10 класс (3часа в неделю, 102 часа)

Раздел

Кол-во часов

             Темы

Кол-во часов

Основные виды  деятельности обучающихся  (на уровне  универсальных учебных действий)

Биология как наука и ее прикладное

значение

4

Биология и ее связи с другими науками.

1

Характеризовать «Общую биологию» как учебный предмет об основных законах жизни на всех уровнях ее организации;

 Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения и вклад биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира;

 называть науки, пограничные с биологией;

формулировать задачи общей биологии, характеризовать различные виды живых организмов; обосновывать значение биологического разнообразия для устойчивого развития природы и общества на Земле;

оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение направленное на изменение генома.

Биологическое разнообразие как проблема науки биологии

1

Осознание ценности изучения биологических видов

1

Практическая биология и ее значение

1

Общие биологические явления и методы их исследования

10

Основные свойства жизни.

1

Определять универсальные признаки живых объектов, отличать их

от тел неживой природы;

 называть отличительные признаки живых объектов от неживых;

 определять существенные признаки природных биологических систем, их процессы, зависимость от внешней среды, способность к эволюции; определять и сравнивать между собой существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни;

уметь характеризовать биосистемы разных структурных уровней организации жизни; планировать и проводить эксперименты, объяснять результаты и их значение; определять виды растений и животных

Определение понятия «жизнь».

2

Общие свойства живых систем — биосистем.

2

Структурные уровни организации

жизни

1

Методы биологических исследований

2

Определение видов растений и животных

2

Учение о биосфере

3

Функциональная структура биосферы.

1

Характеризовать биосферу как биосистему и экосистему; рассматривать биосферу как особый структурный уровень организации жизни;

называть этапы становления и развития биосферы в истории Земли; раскрывать особенности учения В. И. Вернадского

о биосфере; объяснять происхождение и роль живого веществ в существовании биосферы; объяснять сущность круговорота веществ и потока энергии в биосфере; характеризовать и сравнивать

гипотезы происхождения жизни на Земле; раскрывать сущность

эволюции биосферы и называть ее этапы; анализировать и объяснять роль человека как фактора развития биосферы; называть и характеризовать среды жизни на Земле как условия обитания организмов; определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов; анализировать и оценивать

вклад В. И. Вернадского в развитие науки о Земле и в естественно-

научную картину мира; применять метапредметные умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и заключения,пользоваться аппаратом ориентировки учебника; применять умения самостоятельно находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, интернет-ресурсах.

Учение В. И. Вернадского о биосфере

1

Функции живого вещества в биосфере

1

Происхождение живого вещества

8

Гипотезы о происхождении живого вещества на Земле

1

Характеризовать происхождение жизни согласно идеалистическому воззрению; различать воззрения ученых-материалистов — сторонников биогенеза и абиогенеза; называть имена естествоиспытателей, опровергших идею самопроизвольного зарождения жизни

(Ф. Реди, М. М. Тереховский, Л. Пастер), и описывать проведенные

ими эксперименты; анализировать и оценивать гипотезы панспермии и стационарного состояния. Объяснять основные положения современных гипотез о происхождении жизни (А. И. Опарина и Дж. Холдейна); называть эксперименты, доказывающие возможность возникновения органических соединений в условиях первобытной Земли;

объяснять роль биологии формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; сравнивать и пояснять закономерности развития жизни на планете, иллюстрировать

процессы конкретными примерами; сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различия;

описывать и характеризовать природные явления в период становления планеты Земля; устанавливать взаимосвязи между состоянием среды и эволюцией геосфер молодой планеты; работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать  геохронологические данные, вычленять представителей живого, характерных для разных эр

Современные гипотезы о возникновении

жизни.

1

Предыстория происхождения живого на Земле

1

Физико-химическая эволюция планеты

Земля.

1

Этапы возникновения жизни на Земле.

1

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

1

Хронология развития жизни на Земле

2

Биосфера как глобальная биосистема

4

Биосфера как глобальная биосистема

и экосистема.

1

Определять существенные признаки биологических объектов и

процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях

организации жизни; сравнивать между собой понятия «биосистема» и «экосистема»; приводить доказательства (аргументация)

единства живой и неживой природы, взаимосвязей организмов

и окружающей среды, необходимости сохранения многообразия

видов и экосистем для устойчивости биосферы; характеризовать

признаки устойчивости биосферы, объяснять механизмы устойчивости биосферы

Круговорот веществ в биосфере

1

Примеры круговорота веществ в биосфере.        

1

Механизм устойчивости биосферы

1

Условия жизни в биосфере

8

Условия жизни на Земле.

1

Выявлять приспособительные признаки организмов, обитающих в

условиях определенной среды жизни, и объяснять их значение; сравнивать различные объекты и явления природы, находить их общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы;

 справочниках, словарях, интернет ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; выявлять приспособительные признаки организмов, обитающих в условиях

определенной среды жизни, и объяснять их значение; проводить анализ и оценку глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий антропогенной деятельности в окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, биологической информации, получаемой из разных источников;

характеризовать уровневую организацию живой природы, отличительные признаки глобальной биосистемы и экосистемы — биосферы; выявлять причинно-следственные связи, сравнивать различные явления природы, находить их общие закономерности, различия, формулировать выводы.

Экологические факторы и их значение

1

Человек как житель биосферы

2

Особенности биосферного уровня живой

материи и его роль в обеспечении жизни

на Земле

2

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

2

Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

17

Биогеоценоз как биосистема и экосистема

1

Характеризовать строение и свойства биогеоценоза как природного явления; определять биогеоценоз как биосистему и экосистему;

раскрывать учение о биогеоценозе и об экосистеме;

называть основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи в природе; раскрывать структуру и строение биогеоценоза; характеризовать значение ярусного строения биогеоценоза; объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценоза; сравнивать устойчивость естественных экосистем с агроэкосистемами; объяснять роль

биогеоценозов в эволюции живых организмов;

раскрывать процесс смены биогеоценозов, называть причины смены, характеризовать понятие «сукцессия»; сравнивать периодические изменения и смену биогеоценозов; определять и классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле; сравнивать биосистемы биогеоценоза и биосферы; составлять схемы

цепей питания в экосистемах; выявлять антропогенные изменения

в биогеоценозах; обосновать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природе

; применять метапредметные умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника; проявлять коммуникативные компетентности

при совместной работе с соучениками в малой группе, в паре, в дискуссии

Концепция экосистемы.

1

Природное сообщество и концепция биогеоценоза.

1

Другие характеристики биогеоценоза

1

Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы).

1

Экологические пирамиды чисел

1

Строение биогеоценоза (экосистемы).

1

Экологические ниши в биогеоценозе

1

Совместная жизнь видов в биогеоценозах.

2

Приспособление организмов к совместной

жизни в биогеоценозах.

1

Условия устойчивости биогеоценозов

1

Зарождение и смена биогеоценозов.

2

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

1

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

2

Многообразие биогеоценозов и их значение

8

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

Характеризовать особенности свойств водных экосистем, сравнивать морские и пресноводные экосистемы, объяснять роль планктона и бентоса в гидроэкосистеме; выделять существенные признаки

изучаемых биологических объектов и явлений, выявлять признаки

их сходства и различия, объяснять их причины; анализировать,

сравнивать и оценивать значение многообразия естественных биогеоценозов для биосферы и человечества; давать оценку роли чело-

века в существовании агробиоценоза, сравнивать агробиоценоз с

естественным биогеоценозом; объяснять роль биологии для практической деятельности людей и определять собственную позицию по решению экологических проблем; характеризовать сущность

экологических законов, оценивать противоречие, возникающее

между потребностями человека и ресурсами природы

Многообразие биогеоценозов суши

2

Искусственные биогеоценозы — агробиоценозы

2

Природопользование в истории человечества

1

Экологические законы природопользования

2

Вид и видообразование

13

Вид, его критерии и структура

1

Определять понятие «вид»; характеризовать критерии вида и его

свойства как биосистемы; выявлять и сравнивать свойства разных

видов одного рода на примерах организмов своей местности; объяснять значение репродуктивного критерия в сохранении генетических свойств вида; анализировать и оценивать причины политипичности вида; характеризовать популяцию как структурную единицу

вида; делать наблюдения в ходе выполнения лабораторной работы

с гербарием, живыми комнатными растениями и коллекциями жуков; фиксировать и обсуждать результаты наблюдений, делать выводы; определять понятие «популяция»; характеризовать популяцию как биосистему; называть особенности группового способа

жизни особей в популяции; объяснять понятия «жизненное пространство популяции», «численность популяции», «плотность популяции»; анализировать и оценивать функционально-энергетическую роль популяции как компонента биогеоценоза на конкретных

примерах видов своей местности; раскрывать особенности популяции как генетической системы; объяснять термины «особь», «генотип», «генофонд»; анализировать и объяснять микроэволюцию как процесс изменения генофонда популяции; описывать виды по морфологическому критерию; выявлять ароморфозы и идиоадаптации

у растений и животных; сравнивать формы естественного отбора способы видообразования; объяснять процесс появления новы видов (видообразование); характеризовать вид и популяцию как

биосистемы; определять популяцию как генетическую систему и

как единицу эволюции; анализировать и оценивать роль популяции

в процессе эволюции; объяснять значение гетерогенности природных популяций вида; характеризовать сущность микроэволюции;

анализировать и оценивать роль эволюционных факторов в процессах микроэволюции; моделировать процессы микроэволюции

в зависимости от условий существования популяций вида; выявлять и анализировать причины образования нового вида; различать

и характеризовать географический и биологический способы образования новых видов; приводить примеры вымерших видов и находящихся под угрозой вымирания; называть и объяснять причины

вымирания видов

Популяция как форма существования вида.

1

Популяция — структурная единица вида

2

Популяция как структурный компонент

биогеоценоза.

1

Популяция как основная единица

эволюции.

2

Микроэволюция и факторы эволюции.

1

Движущий и направляющий фактор эволюции.

1

Формы естественного отбора.

1

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.

1

Видообразование — процесс увеличения видов на Земле

2

Происхождение и этапы эволюции

человека

7

Происхождение человека.

1

Характеризовать особенности и этапы происхождения уникального

вида на Земле — Человек разумный; определять место человека

в системе живого мира; анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида; анализировать роль

микроэволюции как механизма антропогенеза; называть ранних

предков человека; выявлять сходство и различия человека и животных; называть основные стадии процесса становления человека современного типа; называть прогрессивные особенности представителей вида Человек разумный по сравнению с другими представителями рода Человек; характеризовать общую закономерность

эволюции человека; объяснять причины эволюции видов и человека, единство человеческих рас; раскрывать особенности и значение

популяционно-видового структурного уровня организации живой

материи; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по

обсуждению проблемы сохранения природных видов

История становления вида Homo sapiens.

1

Особенности эволюции человека.

1

Человек как уникальный вид живой

природы.

1

Расы и гипотезы их происхождения.

1

Палеолитические находки на территории России

2

Учение об эволюции и его значение

11

История развития эволюционных идей.

1

Характеризовать основные идеи эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, выявлять ошибочные представления данного ученого и объяснять причины их возникновения; характеризовать эволюционную теорию Ч. Дарвина; излагать историю развития эволюционных идей; устанавливать движущие силы эволюции, ее пути и направления; называть основные закономерности и результаты эволюции; характеризовать систему живых организмов как результат эволюции на Земле

Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение.

1

Современное учение об эволюции.

1

Доказательства эволюции живой природы.

2

характеризовать условия появления теории Ч. Дарвина, значение

эволюционной теории Ч. Дарвина в науке; анализировать и оценивать вклад различных областей биологии в создание современной теории эволюции, характеризовать содержание и значение современной теории эволюции; объяснять роль и вклад биологических

теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; объяснять роль знаний об основных направлениях эволюции

в формировании естественнонаучной картины мира; характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора в процессах эволюции, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни; характеризовать крупные группы (таксоны) эукариот; определять существенные признаки популяционно-

видового уровня организации жизни, характеризовать компоненты,

процессы, организацию и значение данного структурного уровня

жизни, умение сравнивать между собой различные структурные уровни организации жизни

Основные направления эволюции

1

Основные закономерности и результаты

эволюции.

1

Система живых организмов как результат

процесса эволюции на Земле.

1

Новая система органического мира.

1

Особенности популяционно-видового уровня жизни

2

Сохранение биоразнообразия насущная задача человечества

6

Значение изучения популяций и видов.

1

Решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой, использовать приобретенные знания и умения по биологии

в практической деятельности и повседневной жизни; характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятия «редкие

виды» и «исчезающие виды»; объяснять значение Красной книги

Генофонд и охрана видов.

1

Проблема утраты биологического разнообразия.

2

Всемирная стратегия охраны природных

видов

2

Биология.11 класс (3часа в неделю, 102 часа)

Раздел

Кол-во часов

             Темы

Кол-во часов

Основные виды  деятельности обучающихся  (на уровне  универсальных учебных действий)

Живой организм как биологическая

система

8

Организм как биосистема.

1

Характеризовать структурные элементы, основные процессы организменного уровня жизни. Приводить конкретные примеры проявления свойств жизни на организменном уровне. Сравнивать особенности организменного уровня жизни с особенностями биосферного и биогеоценотического уровней. Анализировать двунаправленность жизни организмов и объяснять ее значение для эволюции. Оценивать значение организменного уровня жизни в

природе. Определять понятие «организм». Характеризовать организм как биосистему. Называть существенные признаки биосистемы «организм». Анализировать и оценивать роль элементов биосистемы «организм» в ее жизнедеятельности. Аргументировать

открытость биосистемы «организм». Определять понятие «гомеостаз». Характеризовать процессы регуляции растительного и животного организма. Сравнивать процессы регуляции у многоклеточных и одноклеточных организмов. Называть и объяснять существенные признаки одноклеточных организмов. Характеризовать

процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Сравнивать процессы пиноцитоза и фагоцитоза. Объяснять значение открытия фагоцитоза И. И. Мечниковым для построения теории иммунитета. Объяснять роль органоидов одноклеточных организмов

в их передвижении. Анализировать и оценивать роль таксиса у одноклеточных организмов. Характеризовать роль одноклеточных организмов в природе. Характеризовать многообразие многоклеточных организмов. Приводить примеры специализации тканей и органов у растений, грибов и животных. Характеризовать значение

обмена веществ. Сравнивать результаты процессов ассимиляции

и диссимиляции. Называть важнейшие процессы ассимиляции. Характеризовать и сравнивать аэробный и анаэробный типы обмена веществ у организмов. Называть и кратко характеризовать системы органов животного организма. Аргументировать сложность строения и специфичность жизнедеятельности многоклеточного организма. Аргументировать необходимость питания для организмов.

Называть типы питания организмов и иллюстрировать их примерами. Сравнивать способы получения питательных веществ водорослями и высшими растениями. Характеризовать многообразие способов добывания пищи у многоклеточных животных. Приводить

примеры живых организмов с различными типами питания

Организм как открытая биосистема

1

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

1

Свойства многоклеточных организмов.

1

Транспорт веществ в живом организме.

2

Система органов многоклеточного организма

1

Регуляция процессов жизнедеятельности

организмов

1

Размножение и развитие организмов

4

Размножение организмов.

1

Характеризовать размножение организмов как их самовоспроизведение. Называть основные типы размножения. Приводить конкретные примеры разных форм бесполого размножения у растений и животных. Объяснять понятия «клон» и «клонирование». Оценивать

значение бесполого размножения для природы и для человека. Характеризовать биологическое значение полового размножения

и оплодотворения. Объяснять свойства зиготы. Выявлять существенные признаки различия полового и бесполого размножения. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения.

Характеризовать на конкретных примерах понятия «пол» и «половой

признак». Объяснять роль первичных и вторичных половых признаков в процессах жизнедеятельности животных. Определять понятие «оплодотворение». Характеризовать зиготу как начальный этап жизни организма. Различать наружное и внутреннее оплодотворение, приводить конкретные примеры. Аргументировать преимущества внутреннего оплодотворения перед наружным. Приводить примеры использования искусственного оплодотворения в растениеводстве и животноводстве. Характеризовать этапы двойного оплодотворения у цветковых растений и его биологическое значение. Определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез». Называть периоды онтогенеза. Называть первичные клетки, образующиеся при делении зиготы в начале развития нового организма. Характеризовать этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляцию, дифференциацию). Объяснять зависимость развития эмбриона от на-

следственного материала и условий внешней среды. Характеризовать особенности развития организмов в постэмбриональный период. Сравнивать стадии развития организмов с полным и неполным превращением. Анализировать стадии развития зародыша

у позвоночных. Формулировать закон Бэра. Выявлять зависимость

онтогенеза от генетической информации, содержащейся в зиготе.

Анализировать и оценивать негативное влияние никотина, алкоголя

и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Использовать информационные ресурсы при подготовке докладов, рефератов, сообщений о причинах нарушений эмбриогенеза

Оплодотворение и его значение.

1

Индивидуальное развитие многоклеточного организма — онтогенез

1

Рост и развитие организма

1

Основные закономерности наследования признаков

13

Генетика — наука о наследовании свойств

организмов.

1=3

Определять понятия «наследственность» и «изменчивость». Кратко характеризовать историю представлений человечества о механизме передачи наследственных признаков от родителей потомкам.Называть основные положения исследований, проведенных Г. Менделем. Определять понятие «ген». Раскрывать предпосылки создания и основное содержание хромосомной теории наследственности. Объяснять понятия «генотип», «фенотип» «генофонд», «геном».

Сравнивать понятия «генотип», «геном», «генофонд» и выявлять их

различия. Объяснять понятие «изменчивость». Раскрывать особенности механизма модификационной изменчивости, приводить примеры. Объяснять понятие «модификация». Характеризовать на-

следственную изменчивость и ее типы. Сравнивать причины возникновения комбинативной и мутационной изменчивости.

Характеризовать типы мутаций. Определять понятия «мутагенез»,«мутаген». Объяснять основные положения закона гомологических

рядов наследственной изменчивости. Давать оценку вклада учения Н. И. Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую

науку. Проводить наблюдения в ходе выполнения лабораторной ра-

боты.

Гибридологический метод исследования

наследственности

1

Генетические закономерности, открытые

Г. Менделем.

1

Наследование признаков при дигибридном

и полигибридном скрещивании.

1

Наследование при взаимодействии генов.

1

Ген и хромосомная теория наследственности.

1

Генетика пола и наследование, сцепленное

1

Строить вариационную кривую изменчивости. Фиксировать и

обсуждать результаты работы, делать выводы. Соблюдать правила

работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Называть существенные особенности гибридологических исследований Г. Менделя. Анализировать результаты опытов по моногибридному скрещиванию. Использовать генетическую терминологию

и символику. Объяснять понятие «аллель». Формулировать закон

доминирования (первый закон Менделя), приводить примеры.

Формулировать закон расщепления (второй закон Менделя), приводить примеры. Объяснять сущность правила чистоты гамет. Составлять элементарные схемы скрещивания. Решатьгенетические

задачи. Анализировать результаты опытов по дигибридному скрещиванию. Формулировать закон независимого наследования признаков (третий закон Менделя). Характеризовать особенности

и значение анализирующего скрещивания. Объяснять причину отклонения результатов опытов по дигибридному скрещиванию от статистических закономерностей. Называть причину сцепленного наследования генов. Объяснять сущность кроссинговера. Использовать генетическую терминологию и символику. Решать генетические задачи. Анализировать сущность явлений неполного доминирования

и кодоминирования, приводить примеры. Объяснять определение групп крови в системе АВ0. Анализировать сущность явлений комлементарности, эпистаза и полимерии, приводить примеры.

Определять понятие «пол», раскрывать механизм определения пола у млекопитающих и человека. Сравнивать половые хромосомы

(X и Y) по объему генетической информации и объяснять биологическую роль X-хромосомы. Характеризовать особенности наследования признаков, сцепленных с полом, приводить примеры. Пояснять наследование гемофилии у человека. Аргументировать недопустимость близкородственных браков ввиду риска передачи наследственных заболеваний. Характеризовать особенности гене-

тики человека. Определять понятие «кариотип». Оценивать роль

изучения кариотипа человека в медицинских исследованиях.

Характеризовать причины собственно наследственных болезней

и мультифакторных заболеваний, приводить их примеры. Приводить конкретные примеры генных и хромосомных болезней, объяснять их причины. Аргументировать необходимость профилактики наследственных заболеваний как основного средства их предупреждения. Называть меры профилактики наследственных заболеваний человека. Определять понятия «мутация» «мутаген»,«мутагенез». Различать генеративные и соматические мутации.

Называть основные ионизирующие, химические и спонтанные мутагены. Объяснять механизм воздействия различных мутагенов на организм человека. Называть предмет и задачи медицинской

генетики. Обосновывать необходимость медико-генетического консультирования. Проводить оценку этических аспектов исследований в области медицинской генетики. Раскрывать ключевые положения биоэтического кодекса. Характеризовать роль генотипа в поддержании физического и психического здоровья человека.

Наследственные болезни человека.

1

Этические аспекты медицинской генетики.

1

Факторы, определяющие здоровье

человека

1

Основные закономерности изменчивости

.

7

Изменчивость — важнейшее свойство организмов.

1=1

Объяснять понятие «изменчивость». Раскрывать особенности механизма модификационной изменчивости, приводить примеры. Объяснять понятие «модификация». Характеризовать наследственную изменчивость и ее типы. Сравнивать причины возникновения комбинативной и мутационной изменчивости. Характеризовать типы

мутаций. Определять понятия «мутагенез» и «мутаген». Объяснять

основные положения закона гомологических рядов наследственной

изменчивости. Давать оценку вклада учения Н. И. Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую науку. Строить вариационную кривую изменчивости. Фиксировать и обсуждать результаты работы, делать выводы

Многообразие форм изменчивости у организмов.

1

Наследственная изменчивость и ее типы

1

Многообразие типов мутаций.

1

Мутагены, их влияние на живую природу

и человека.

1

Развитие знания о наследственной изменчивости

1

Селекция и биотехнология на службе

человечества

5

Генетические основы селекции.

1=1

Определять понятие «селекция». Аргументировать отождествление

Н. И. Вавиловым селекции с «эволюцией, направляемой человеком». Называть задачи селекции. Характеризовать искусственный

отбор как один из основных методов селекции. Объяснять понятие«гибридизация». Раскрывать сущность современных методов гибридизации: молекулярной гибридизации (in vitro), мутагенеза и полиплоидии. Характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры. Называть центры происхождения культурных растений. Сравнивать особенности первичных и вторичных центров происхождения как источников культурных видов растений. Аргументировать созидающую роль человека в появлении многообразия форм культурных растений на Земле. Оценивать вклад Н. И. Вавилова в биологическую науку

Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции.

.

1

Достижения селекции растений и животных

1

Биотехнология, ее направления и значение.

1

Достижения биотехнологии и этические

аспекты ее исследований

1

Царство Вирусы, его разнообразие

и значение

6

Неклеточные организмы — вирусы.

1=2

Аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам.

Характеризовать отличительные особенности строения и размножения вирусов. Объяснять механизм проникновения вируса в клетку. Характеризовать гипотезы о происхождении вирусов. Использовать информационные ресурсы для подготовки докладов, рефератов, сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений,

животных, человека. Приводить конкретные примеры вирусных эпидемий в истории человечества. Называть вирусные заболевания животных и растений, оценивать приносимый ими ущерб сельскому хозяйству. Определять понятия «бактериофаг», «эпидемия»,«пандемия», «ВИЧ», «СПИД». Анализировать строение вириона ВИЧ

и механизм инфицирования им клеток хозяина. Обосновывать соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний. Называть меры профилактики СПИДа. Обсуждать историю развития науки о вирусах — вирусологии. Характеризовать достижения вирусологии в

настоящее время

Строение и свойства вирусов.

1

Вирусные заболевания.

1

Организменный уровень жизни и его роль

в природе

1

Строение живой клетки

17

Из истории развития науки о клетке.

1=3

Определять понятие «клетка». Характеризовать особенности клеточного уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с

молекулярным и организменным уровнями. Называть структурные компоненты клетки. Приводить доказательства того, что клетка является живой системой — биосистемой. Называть основные процессы жизнедеятельности клетки. Характеризовать важнейшие события, предшествующие появлению жизни на Земле. Характеризовать свойства первичных клеток. Называть этапы эволюции клетки.

Оценивать роль условий среды молодой Земли в эволюции клетки.

Клеточная теория и ее основные положения.

1

Современные методы цитологических исследований

1

Основные части клетки.

1

Анализировать роль гетеротрофного и автотрофного типов обмена

веществ в эволюции клетки. Называть причины гетеротрофности первичных клеток. Аргументировать преимущества эукариотической клетки в эволюции жизни. Характеризовать многообразие клеток в живом мире. Называть основное отличие клетки эукариот от клетки прокариот. Приводить примеры прокариотических и эукариотических организмов. Называть отличительные признаки растительной клетки. Называть отличительные особенности животной

клетки. Объяснять понятие «ткань». Называть типы тканей растительных и животных организмов. Характеризовать специализацию

тканей по выполняемым ими функциям. Называть и характеризовать части клетки. Различать постоянные и непостоянные компоненты клетки. Различать понятия «части клетки» и «органоиды клетки». Характеризовать строение и функции поверхностного комплекса клетки. Раскрывать строение биологической мембраны.

Характеризовать строение и значение клеточного ядра. Раскрывать значение хроматина в ядре клетки. Объяснять взаимосвязь между понятиями «хроматин» и «хромосома». Характеризовать строение и

свойства цитоплазмы клетки. Называть органоиды и включения цитоплазмы. Объяснять различия понятий «цитоплазма» и «гиалоплазма». Выявлять отличия клеток прокариот и эукариот. Анализировать и сравнивать основные положения гипотез о происхождении  эукариот

Поверхностный комплекс клетки.

1

Цитоплазма и ее структурные компоненты.

1

Немембранные органоиды клетки.

1

Мембранные органоиды клетки

1

Двумембранные органоиды клетки

1

Ядерная система клетки

1

Хромосомы, их строение и функции.

1

Особенности клеток прокариот.

1

Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.

1

Клетка как этап эволюции жизни в истории

Земли

1

Процессы жизнедеятельности клетки

.

8

Клеточный цикл

1=2

Характеризовать значение размножения клетки. Определять понятия «клеточный цикл», «митоз», «интерфаза». Называть и характеризовать этапы клеточного цикла. Характеризовать основной признак интерфазной клетки. Объяснять биологическое значение интерфазы. Определять понятия «кариокинез» и «цитокинез». Характеризовать стадии клеточного деления (фазы М). Объяснять

понятия «апоптоз» и «некроз». Сравнивать причины гибели клеток

вследствие апоптоза и некроза. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль

мейоза. Определять понятие «митоз». Называть и характеризовать

фазы митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Определять понятие «мейоз». Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Характеризовать и сравнивать первое и второе деления мейоза, делать выводы. Характеризовать периоды формирования

женских и мужских половых клеток. Описывать этапы формирования сперматозоидов. Называть основное различие процессов

сперматогенеза и оогенеза

Непрямое деление клетки — митоз

1

Мейоз — редукционное деление клетки.

1

Образование мужских гамет — сперматогенез.

1

Образование женских гамет — оогенез.

1

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

1

Молекулярный состав живых клеток

12

Основные химические соединения живой

материи.

1=3

Характеризовать особенность молекулярного уровня организации

жизни. Называть структурные элементы молекулярного уровня   жизни. Характеризовать биологические функции важнейших макромолекул. Называть основные процессы молекулярного уровня жизни. Характеризовать организацию молекулярного уровня жизни.

Оценивать взаимосвязь биосистем молекулярного и клеточного

уровней жизни на конкретных примерах. Характеризовать значение

молекулярного уровня жизни в биосфере. Называть неорганические вещества клетки. Характеризовать значение воды в живой клетке. Называть органические вещества клетки. Определять понятия «моносахариды» и «полисахариды». Раскрывать значение углеводов в живой клетке. Характеризовать многообразие липидов и их значение в клетке. Объяснять строение молекул белка как поли-

мерных соединений, состоящих из аминокислот. Сравнивать функции фибриллярных и глобулярных белков. Аргументировать важную роль белков-ферментов в живой клетке. Формировать понятие о строении нуклеиновых кислот. Характеризовать состав нуклеотидов ДНК и РНК. Характеризовать структуру молекулы ДНК, называть имена ученых, установивших ее. Обсуждать механизм и биологическое значение репликации ДНК. Объяснять значение матричной функции цепей ДНК. Характеризовать структуру молекул РНК. Различать формы молекул РНК, называть их основные функции в клетке. Решать цитологические задачи. Объяснять структуру и свойства хроматина. Характеризовать роль ДНК и белков в составе хроматина. Различать и называть функции гистоновых и негистоновых белков в хромосоме. Объяснять значение компактизации (спирализации) хромосом. Обсуждать способность хромосом к удвоению (самовоспроизведению). Называть и анализировать главную функцию хромосом

Химические соединения в живой клетке.

1

Органические соединения клетки — угле-

воды.

1

Липиды и белки.

1

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.

1

Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.

1

Рибонуклеиновые кислоты: многообразие,

структура и свойства.

1

Наследственная информация, ее хранение

и передача.

1

Молекулярные основы гена и генетический

код

1

Химические процессы в молекулярных

системах

13

Биосинтез белков в живой клетке.

1=3

Актуализировать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «фотосинтез». Определять понятие «биосинтез». Характеризовать общую схему фотосинтеза и его результат. Раскрывать сущность понятий «донор» и «акцептор». Называть условия протекания и локализацию световой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение. Характеризовать состав фотосистем ФС I и ФС II и процессы, происходящие в них. Называть условия протекания и локализацию темновой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение. Объяснять этапы и биологическое значение процессов ассимиляции углекислого газа (цикла Кальвина). Характеризовать фотосинтез как пластическую составляющую обмена веществ в хлорофиллоносной клетке. Характеризовать значение молекул белка в клетке. Актуализировать понятия «мономер» и «полимер». Объяснять понятие «генетический код», называть свойства генетического кода. Характеризовать процесс транскрипции генетической информации.

Моделировать синтез иРНК на матрице ДНК, используя принцип комплиментарности. Характеризовать процесс трансляции и особенности его протекания. Объяснять роль рибосом в биосинтезе белка. Называть формы молекул РНК, участвующих в биосинтезе

белка. Объяснять понятия «кодон» и «антикодон». Давать общую

характеристику синтеза белковой молекулы на рибосоме. Моделировать состав белковых молекул по кодонам. Решать задачи.

Определять понятие «биологическое окисление» («клеточное дыхание»). Объяснять энергоемкость молекулы АТФ. Раскрывать особенности анаэробного окисления в клетке (гликолиза) как

этапа клеточного дыхания. Характеризовать брожение как способ бескислородного получения энергии. Объяснять особенности

протекания и локализации кислородного этапа клеточного дыхания, характеризовать его результат и биологическое значение.

Характеризовать значение цикла Кребса как центрального звена общего пути катаболизма органических соединений. Объяснять

особенности переноса электронов по дыхательной цепи. Характеризовать энергетику полного биологического окисления и его этапов

Трансляция как этап биосинтеза белков.

1

Молекулярные процессы синтеза у растений.

1

Энергетический этап фотосинтеза у растений.

1

Пути ассимиляции углекислого газа.

1

Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.

1

Молекулярные энергетические процессы.

1

Кислородный этап энергетического

обмена.

1

Молекулярные основы обмена веществ

в живой клетке.

1

Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе

1

Время экологической культуры

5

Химические элементы в оболочках Земли

и их значение в жизни организмов.

1=2

Называть причину опасности искусственных полимеров. Характеризовать негативные последствия использования пестицидов.

Оценивать вред, наносимый диоксинами живой природе. Аргументировать необходимость охраны окружающей среды. Приводить примеры природоохранных мероприятий, осуществляемых в своем регионе. Характеризовать всеобщее экологическое образование как главное условие устойчивого развития биосферы. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов семинара, используя материалы параграфа. Объяснять значение биологических знаний

в формировании экологической культуры личности и в целом — человеческого общества

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

1

Структурные уровни организации живой

материи

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо биологии в 5 классе

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...

Рабочая программа по биологии для 10 класса (углубленный уровень)

Программа ставит целью обеспечение подготовки учащихся к реализации своего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием. При изучении би...

Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 10-11 класс (углубленный уровень) ФГОС.

Календарно-тематическое планирование уроков биологии, 10-11  класс составлено для углубленного изучения биологии, ФГОС, рассчитано на 3 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии 10-11 класс углубленный уровень.Под ред.Шумного В.К.,Дымшица Г.М.

Рабочая программа разработана на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (углубленный) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 1...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (углубленный уровень)

Рабочая программа для 10-11 класса составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (углубленный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.:...

Рабочая программа по биологии 10-11 классов (углубленный уровень) на 2023-2024 учебный год по новым ФОП и ФГОС СОО

Рабочая программа по биологии 10-11 классов (углубленный уровень) на 2023-2024 учебный год разработан по новым ФОП и ФГОС СОО...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс углубленный уровень (3 ФГОС)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс углубленный уровень (3 ФГОС), разработана в Конструкторе рабочих программ....