методическая разработка по биологии; Виды корней. Типы корневых систем.
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Агапова Гульбаршын Сарсенбаевна
 В этой методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами.   Познакомить учащихся  с функциями корня, сформировать у учащихся  представление о многофункциональности этого органа, Показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме. Продолжительность урока -  сорок пять минут. Для постановки проблемных вопросов используется презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по биологии для 6 класса

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.

Разработала: учитель биологи

ГБОУСОШ № 349

                                                                                                        Агапова Г.С

Предмет – биология

2016 г

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить знакомство учащихся с органами растения.
  2. Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,
  3. Показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
  4. Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие:

  1. Развить у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

Воспитательные:

1. Показать значимость корневой системы для растения.

2. Воспитывать;  любовь к природе, ответственность, дисциплинированность,

Метапредметные:

1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.

Личностные

2. Формировать у детей умение пользоваться  знаниями, полученными  на других уроках,  связывать во- единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

Регулятивные:

1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы

Познавательные:

2. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)

Тип урока:  Комбинированный.

Методы:

  • Беседа со учащимися  с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
  • Рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня. Самостоятельная работа учащихся с гербарным материалом.

Методические приемы:

 Демонстрация гербарных материалов, презентация .

Оборудование:

Демонстрационное:

Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

Раздаточное:

Гербарий растений со стержневой  и мочковатой корневой системой;

Таблица с понятиями и определениями

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Структура урока

Этапы урока

Временная реализация

  1. Орг. момент

5 мин

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

2-3 мин

  1. Изучение нового материала

25 мин

  1. Закрепление

5 мин

  1. Рефлексия

4 мин

  1. Домашнее задание

1 мин.

Ход урока

1.Орг. момент.  Приветствие:

На  ваших партах лежат, учебно- методические   карты,  в  которых  описан ход нашего урока. Напишите свою фамилию и имя на учебно-методической карте.

 (Приложение №1)

2.Изучение нового материала. Активизация учащихся к изучению новой темы

  Слайд №1

Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить, что нового мы узнаем.

Стихотворение В.Жака.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

Какова главная мысль стихотворения?

Можем  ли мы из прочитанного сформулировать тему сегодняшнего урока?

Слайд№ 2

 Правильно, сегодня тема нашего урока «Виды корней и типы корневых систем». Запишем тему урока в учебно-методической карте

Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой?

 Запишем в методическую карту ( + лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)

(Познавательные УУД)

Учитель: все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).

Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? (ответы учеников)

Можем  ли мы предположить какие Функции выполняют корни?

Слайд№ 3

Пункт №1.

Для формирования знаний о функции корня, найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф 2),  познакомьтесь с функциями  корня. Заполните  схему (ось 1) из учебно –  методической   карты, лежащей  на вашей парте.

Учащиеся заполняют схему (ось 1) (индивидуальная работа)

Слайд№ 4  «Функции корня»  

Учитель:

1-я функция опорная.  Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень  много и идут они далеко вглубь и вширь.

2-я функция минеральное питание растения.  Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.

3-я функция запасает вещества.  Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества.

Что же такое корень? (дайте определение)

Корень –   это подземная часть растения!

Слайд№ 5  

Учитель: Все корни растения образуют корневую систему. (система всех корней растений) Запишем определение в методическую карту!

Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.        

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Слайд№ 6. Как вы понимаете выражение:

“Смотреть в корень”,

“Уезжать нам некуда, наши корни здесь!” Познавательные УУД

 Теперь мы должны разобрать,  какие же бывают корни.

Обратите ваше внимание на учебно –  методическую  карту,

Слайд№ 7.

Пункт №2.

Пункт №2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф2),  познакомьтесь с  разновидностями корня. Заполните  схему (ось 2) из учебно –  методической   карты, лежащей  на вашей парте. ( парная работа). Личностные УУД

Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются. 

Слайд№ 8   

Виды корней

Виды корней

главные               придаточные               боковые

развивается из зародышевого        образуются на стеблях      отходят от

корешка                                                                                        главного и придаточного

Сейчас мы выполним         лабораторную работу, которая называется

 “Типы корневых систем ”. 

Слайд№ 9  

 Пункт №3.  на учебно-методической карте  

Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
  2. Прочитайте в учебнике (параграф2), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните  таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему (ось 3) Регулятивные УУД

        

Название растения  

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Вывод:

Какие типы корневых систем различают?

Чем они отличаются?

Чем схожи?

Слайд №10-12  стержневая корневая система, мочковатая корневая система,  виды корневых систем.

Динамическая пауза: 

Класс делиться на 2 команды. Каждая команда пробует показать две корневые системы( мочковатую и стержневую на выбор)

Слайд 13  

  1. Закрепление.  

Пункт №4. Соберите  таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

Г

В

Д

Ж

Е

Основные понятия         

Определение понятий

1.Корни

А)подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система-  

Б)система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В)- корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковата корневая система        

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

Слайд№14. Оцените себя: Если справились без проблем- 5

                          Одна ошибка – 4

                          Две ошибки – 3                                 

После проделанной работы учебно-методические карты сдаются на проверку.

  1. Рефлексия:

Учитель подводит итоги урока:

  • Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
  • Ребята, мы выполнили задачу урока?
  • Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

 

Слайд№.15

  1. Домашнее задание: параграф №2, ответить на вопрос №3  после параграфа письменно.

Творческое задание со свободным выбором:

  • составить кроссворд;
  • сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах;
  • Рассказ «подслушанный разговор» (участниками этого фантастического разговора могут быть растения с мочковатой и стержневой типами корневых систем)

Пункт №5  Оценивание своей работы

 Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

1. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/612383/img2.gif

  1. Выберите понравившееся предложение и допишите его.
  1. На уроке  я узнал….
  2. На уроке мне понравилось……
  3. Мне было трудно………….
  4. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

Похвалите себя!

 

Приложение 1

Учебно –  методическая карта.

“ Как ни тонок, неприметен

                                             Под землёю корешок,

  Но не может жить на свете

                                             Без него любой цветок!”

Фамилия, имя ученика _____________________________________________

                                         

Тема:____________________________________________________________________

Задачи урока:_____________________________________________________________

Корневая система ____________________________________________________________

Пункт №1. Для формирования  вывода о функции корня, познакомьтесь с разделом “Функции корня” параграфа 2. Заполните  схему (ось 1).

                                                                                                 Ось2.

                                                                                              Виды корней

                                                                                                                                 

                                                                                                                         Ось3        

Ось 1.                                                                                                                          

                                                                                                                                        Типы

 Функции корней                                                                    

                                                                                                                       Корневых  систем    

                                                                                                       

                                                                                                                       

                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                           

Пункт №2. Для формирования знаний о видах корней, познакомьтесь с разделом “Виды корней” параграфа 2, выпишите  их разновидность  (заполнение схему (ось 2).

Пункт №3.  Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
  2. Прочитайте в учебнике (параграф2«Типы корневых систем»), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему (ось 3)

        

Название растения  

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Вывод:

Пункт №4. Соберите  таблицу: сопоставьте понятия и определения, ответы запишите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

Пункт №5      Оценивание своей работы

 Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

1. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/612383/img2.gif

  1. Выберите понравившееся предложение и допишите его.
  1. На уроке  я узнал….
  2. На уроке мне понравилось……
  3. Мне было трудно………….
  4. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

Похвалите себя!

 Приложение 2

Основные понятия         

Определение понятий

1.Корни

А)подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система-  

Б)система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В)- корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковата корневая система        

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока....

Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)

Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1.     Функции корня.2.     Виды корней.3....

Виды корней, типы корневых систем

Сформировать  знания о видах корней и типах корневых систем, понятия – главный, боковой, придаточный корень, стержневая и мочковатая корневая система....

Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.Задачи урока:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школ...

Урок по теме - Виды корней. Типы корневых систем.

Комбинированный урок по ботанике для 6 класса по теме - Виды корней. Типы корневых систем....

Виды корней. Типы корневых систем.

Предмет  Биология.  Класс 6. Базовый учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. В.В. Пасечник. Тема урока: «Виды корней. Типы корневых систем». Цель урока: Изучить виды, типы корн...