Задания по теме Эволюция
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Задания по теме: Эволюция собраны из разных источников заданий по подготовке  к ЕГЭ. Задания в виде брошюры, которые раздаются обучающимся. Всего по теме Эволюция живой природы семь подтем. По каждой подтеме дается вначале перечень биологических понятий, которые обучающиеся сдают учителю устно. А сами задания решают в классе или дома. 

К сожалению брошюра не скачивается. Поэтому дана в формате Word/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_6_evolyutsiya.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 6. Эволюция живой природы.

Тема 6.1. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции

        Карл Линней. Ж.Б. Ламарк. Основные движущие силы эволюции: наследственная изменчивост, борьба за существование, естественный отбор. Формы изменчивости: определенная, неопределенная, соотносительная. Три формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятным условиями. Дивергенция, конвергенция. Положения синтетической теории эволюции (10 положений).

Задания 6.1.

  1. При  формировании представлений обискусственном отборе Ч. Дарвин опирался на (палеонтологические находки, знание методов и результатовселекции, исследование островных флор и фаун, обнаружения переходных форм организмов).
  2. Интенсивност размножения и ограниченност ресурсов для жизни организмов является причиной (естественного отбора, формирования приспособленности, борьбы за существование, наследственной измечивости).
  3. Каковы причины многообразия видов в природе? (сезонные и суточные изменения в природе, приспособленност организмов к среде обитания, наследственная изменчивость и естественный отбор, борьба за существование и искусственный отбор).
  4. Согласно теории Дарвина действие естественного отбора приводит к (мутационной изменчивости, сохранению полезных для человека признаков, свободному скрещиванию организмов, возникновению новых видов).
  5. Примером внутривидовой борьбы за существование является ()соперничество самцов из-за самки, борьба с засухой растений пустыни, сражение хищника с жертвой, поедание птицами плодов и семян).
  6. Под воздействием каких факторов у растений пустыни сформировались приспосоление к жизни в засушливых условиях? (конкуренцияодних видов с другими, неблагоприятные условия среды, наследственная изменчивость и естественный отбор, модификационная изменчивость и борьба за существование).
  7. Какой из факторов эволюции носит направляющий характер? (дрейф генов, изоляция, генные мутации, естественный отбор).
  8. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она

- обостряет конкуренцию

- способствует возникновению измечивости

- увеличивает разнообразие видов

- ведет к изоляции популяций одного вида

- является предпосылкой естественного отбора

  1. В процессе эвоюции под действием движущихсил происходит

- колебание численности популяций

- круговорот веществ и превращение энергии

- совершенствование приспособленности организмов к среде

- образование новых видов

- мутационный процесс

  1. Уствновите соответствие между процессом, происхожящим в природе и формой борьбы за существование

процесс

форма борьбы

А. состязание особей одной популяции

Б. использование одного вида другим

В. соперничество между самцами за самку

Г. конкуренция растительноядных в сообществе

Д. хищничество

  1. внутривидовая
  2. межвидовая

6.2. Движущие силы эволюции. Естественный отбор.

        Движущие силы эволюции: мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, миграция особей,изоляция и естественный отбор.

        Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий и дизруптивный.

Задания 6.2.

  1. Какая из форм борьбы за существование является наиболее жесткой? Ответ поясните.
  2. Каковы и следствия борьбы за существование?
  3. Элементарная структура на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора (организм, популяция, вид, биоценоз).
  4. Следствием изоляции малой популяции является (миграция особей на соседнюю территорию, нарушение ее полового состава, близкородственное скрещивание, нарушение ее возрастного состава).
  5. Многие виды животных и растений состоят из нескольких популяций, что (нарушает стабильност видов, усиливает колебание численности численности особей, служит причиной естественного отбора, обеспечивает разнообразие их генофондов).
  6. Какой отбор повышает устойчивость насекомых к ядохимикатам (движущий, искусственный, методический, стабилизирующий).
  7. Благодаря какой форме естествеенного отбора сохранились в природе кистеперые рыбы? (методической, движущей, стабилизирующей, разрываюшей).
  8. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливают

-мутационная изменчивость

- географическая изоляция

- борьба за существование

- искусственный отбор

- миграция особей

  1. К движущим силам эволюции относят

- абиотические факторы среды

- мутационный процесс

- модификационную изменчивость

- приспособленность организмов к среде обитания

- изоляцию

- естественный отбор

  1. Результатом эволюции является

- дрейф генов

- многоообразие видов

- мутационная изменчивость

- приспособленность организмов к среде обитания

-повышение организации живых организмов

- борьба за существование

  1. Установите соответствиемежду признком и формой естественного отбора.

Признак

форма отбора

А. обеспечивает сохранение видовых признаков

Б. поддерживает среднее значение признака

В. формирует новые приспособления к условиям среды

Г. способствует образованию новых видов

Д. выбраковывает особ с измененными признаками

  1. движущий
  2. стабилизирующий

  1.  Объясните, в чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира. Укажите не менее трех признаков.

Тема 6.3. Вид, его критерии. Популяция.

Результаты эволюции:приспособленност и видообразование

        Вид. Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, географический, экологический. Популяция.

        Микроэволюция.  Виддобразование: географическое и экологическое. Приспособленность. Виды приспособлений: мимикрия, маскировка, покровительственная окраска, предостерегающая окраска,

Задания 6.3.

  1.  Дайте определение микроэволюции. К чему она приводит?
  2. Объясните, почему только используя всю совокупнсоть критериев, можно достоверно отличить один вид от другого?
  3. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора, к которым их следует отнести

Признак

форма отбора

А.  формирует фауну и флору вновь образовавшихся островов

Б. приводит к появлению новых признаков организмов

В. обеспечивает наибольшее сходство особей в популяциях

Г. способствует установлению в популяции среднего значения признака

Д. выбраковывает особей с отклоняющимися признаками от среднего значения

  1. движущий
  2. стабилизирующий

  1. В промышленных районах Англии на протяжении 19-20 вв. число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев увеличилось по сравнению с числом бабочек со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму естественного отбора.
  2. Ареал, занимаемый видом в природе – это критерий (морфологический, систематический, экологический, географический).
  3. Совокупност фактора внешней среды, в которой обитает вид – критерий (географический, экологический, физиологический, морфологический).
  4. В указанном перечне найдите пример экологического видообразования (амурский и среднеазиатский подвиды барсуков, закавказский и дальневосточный виды ландышов, западный и восточный подвиды прострела в Европе, популяции севанской форели с разным сроком нереста).
  5. Какой тип покровительственной окраски называютмимикрией? (расчленяющую окраску тела, яркую окраскусигнализирующую о ядовитости организма, поражание в окраске незащищенного вида защищенному виду, окраску тела животного сливающуюся с окружающим фоном).
  6. Выберите предложения, вкоторых даны описания экологического критерия.

Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Америка, тропики и субтропики Евразии. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. В природе питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей.

  1. Для генетического критерия вида характерны следующие особенности

- определенный набор хромосом в половых клетках

- совокупност внешних и внутренних признаков организма

- последовательсноть нуклеотидов в молекулах ДНК

- заселение определенной географической зоны

- принадлежность к определенной популяции

- определенный набор генов

  1. При географическом видообразовани формирование нового вида происходит в результате

- распада исходного ареала

- искусственного отбора

- сужение нормы реакции признаков

- дрейфа генов

- возникновения естественной преграды на территории

  1. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и кртериями вида

признак

критерий вида

А.  личинка живет в воде

Б. тело уплощено

В. по образу жизни - паразит

Г. имеет две присоски

Д. имеет ротовое отверствие

1. морфологический

2. экологический

  1. Установите соответствие между признаком серой крысы и критериями вида

Признак

критерий вида

А. живет обычно в постройках человека

Б. характерно раннее половое созревание

В. в южных районах может селиться по берегам водоемов

Г. питается разнообразной пищей

Д. за год самка приносит 1- 3 приплода

1.физиологический

2. экологический

  1. Установите послеовательност этапов имзенения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в прцессе эволюции, начиная с характеристики фона среды.

- сохранение темных бабочек в результате отбора

- изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

- размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

- отлов светлых бабочек птицами

- изменение через некоторое время окраски особейв популяции со светлой на темную.

Тема 6.4. Доказательства эволюции живой природы.

        Доказательства эволюции: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно- морфологические, биогеографические. Закон зародышевого сходства Карла Бэра. Биогенетический закон Геккеля- Мюллера. Гомологичные, аналогичные органы. Рудиметы, атавизмы. Эндемики, реликты.

Задания 6.4.

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, которые соответствуют описанию географического видообразования.

Как было установлено Ч. Дарвином, а потом подтверждено другимиучеными, образование новых видов вприроде происходит под влиянием движущих сил  эволюции. Начальные эволюционные процессы, происходящие внутри видаи приводящие к образованию новых популяций и подвидов, относят к микроэволюционным изменениям. В одних случаях видообразование связано с расширением ареала исходного вида. В других случаях популяции одного вида могут оставаться в пределах своего ареала, но условия обитания оказываются у них разлиными. В озере Севан сформировались популяции форели, различающиеся разным сроками нереста. Популяции севанской форели также различаются местами и глубиной нерестилищ.

  1. Установите соответствие между признаками и группами организмов.

признак

группы организмов

А.  считают единицей эволюции

Б. является генетически открытой системой

В. относительно изолированы друг от друга

Г. характеризуется критериями: физиолгическими, биохимическими и др

Д. отличается критериями: географическим, экологическим и др.

Е. отличается репродуктивной изоляцией.

1. популяция

2. вид

  1. Проанализируйте график «Форма естественного отбора». РИС

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа графика.

- обеспечиват наибольшее сходство особей в популяциях

- приводит к гибели многочисленной ранее части популяции, состоящей из особей среднего типа

- направлена на установление в популяции среднего значения признака

- действует только в постоянных условиях среды

- создает много адаптивных очагов по перифериипрежнего приспособления популяции

  1. Установите соответствие между признакми и формами естественного отбора

признаки

формы отбора

А.   обеспечивает сохранение видовых признаков

Б. поддерживает среднее значение признака

В. формирует новые приспособления

Г. способствует образованию новых видов

Д. выбраковывает особи с измененнными признаками.

1. движущая

2. стабилизирующая

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Крапива двудомная.

Крапива двудомная распространяется по сорным местам, у жилищ человека, по топям и берегам рек. Стебли у растений имеют четырехгранную форму, достигают высоты 60-200 см. Все растение густопокрыто жгучими волосками. При прикосновеии волоски крапивы обламываются, вонзаются в кожу, ранят ее, яд попадает в рану. Накрапиве живут гусеийы бабочки павлиний глаз, которые питаются листьями этого растения. На крапиве также часто селится паразитическое растение повилика.

  1. Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте.

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15-25 см, а масса до 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку, за исключением северо- востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На пртяжении года норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоемов.

  1. Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие сходного плана строения и общего происхождения называют (атавизмами, аналогичными, гомологичными, рудиментарными).
  2. Ископаемой переходной формой считают (мамонта, саблезубого тигра, динозавра, археоптерикса).
  3. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят (клеточное строение организмов, наличие сходных систем органов у позвоночных, сходство зародышей позвоночных животных, сходство процессов жизнедеятельности у животных).
  4. Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством (происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных, приспособленности организма к среде обитания, индивидуального развития растений и животных, влияния окружающей среды на развитие организмов).
  5. К биогеографическим доказательством эволюции относят (наличие аналогичных оргаов у животных, ископаемые переходные формы, островную флору и фауну, наличие рудиментарных органов у растений).
  6. К методам изучения эволюции относят

- гибридологический

- палеонтологический

- генеалогический

- эмбриологический

- цитогенетический

  1. Ниже приведены примеры доказательства эволюции.Все они, кроме двух, используются как сравнительно- анатомические доказательства. Найдите два примера, «выпадающие» из общего ряда.

- сходство зародышей разных классов позвоночных животных

- рудименты тазового пояса кита

- жабры рака и рыбы

- усики винограда и гороха

- переходная форма растений - риниофиты

  1. Установите соответствие между утверждением и доказательствами эволюции.

Утверждение

доказательства эволюции

А. онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы

Б. крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы

В. в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей

Г. наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающих

Д.  все позвоночные в индливидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы  

1. эмбриологические

2. сравнительно- анатомические

  1. Установите соответствие между примером и видом сравнительно- анатомических доказательств эволюции.

Пример

вид доказательств

А. усы таракана и рыбы сома

Б. чешуя ящерицы и перо птицы

В. глаза осьминога и собаки

Г. крылья летучей мыши и стрекозы

Д. ноги бабочки и жука

Е. когти кошки и ногти обезьяны

1. гомологичные органы

2. аналогичные органы

  1. Как называют эвоюционный ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трех признаков.

Тема 6.5. Направления и пути эволюции

        Макроэволюция. Филогенез. Биологический прогресс, регресс. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Формы эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная, параллельная.

Задания 6.5.

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, которые соответствуют описанию экологического видообразования

Образование новых видов в природе происходит под влиянием движущих сил эволюции. Видообразование может быть связано с расширением ареала. Новые виды образуются, если ареал исходного вида рарывается физическими преградами. Популяцииодного вида могут оставаться в пределах своего ареала, но условия обитания оказываются у них различными. При продвижении лиственницы сибирскйв более суровые условия обитания сформировался новый вид – лиственница даурская. Распространенные в средней полосе России пять видов синицразличаются пищевой специализациейи местом обитания.

  1. Прочитайте текст. Выберите предлжения, в которых даны описания морфологического критерия вида Дьикой свиньи – кабана.

В Европе кабаны особенно любят дубовые и буковые леса. Эти животные покрыты щетинообразной шерстью. Окраска тела взрослых кабанов варьирует от темно- серого до коричневого цвета. Животные ведут стадный образ жизни. Рождается у кабанов от 1 до 12 поросят. Молодые особи имеют светло- желтые полоски.  

  1. После снежной бури уцелели птицы со средней длиной крыла, а длиннокрылые и короткокрылые погибли. В этом случае действует отбор: ( стабилизирующий, движущий,дизруптивный).
  2. Пример действия движущей формы естественного отбора: (гибель во время урагана длиннокрылых и короткокрылых воробьёв, выживание в мутной воде мелких крабов, дыхательные щели которых не засоряются,  появление на сенокосных лугах популяций растений, цветущих до и после покоса).

 

  1. Установите соответствие между признаками медоносной пчелы и критериями вида.

признак

критерии вида

А.  общественный образ жизни

Б. различие в размерах самцов и самок

В. развитие личинок в сотах

Г. наличие волосков на теле

Д. питание нектаром и пыльцой цветков

Е. глаза фасеточные

1. морфологический

2. экологический

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Дельфина- белобочки.

Дельфин – белобочка – животное, широко распространенное в Мировом океане, но придерживающееся открытого моря. Величина тела 160-260с м. Самцы на 6-10см крупнее самок. Животные ведут стадный образ жизни. Беременность самок продолжается 10-11 месяцев. В Черном море дельфины питаются хамсой, пикшей, ставридой и рыбами других видов.

  1. Какие функции выполняют органы крота и медведки. Как называют такие органы и какой эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните.
  2. Обьясните , какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах.
  3. Возрастание численности серой вороны в антропогенном ландшафте – пример (ароморфоза, дегенерации, биологического регресса, биологического прогресса).
  4. Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся полностью освоить наземно- воздушнйю среду обитания (роговой покров и развитые легкие, пятипалая конечность и живорождение, покровительственная окраска и способность к регенерации, четырехкамерное сердце и теплокровность).
  5. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей – это показатель (ароморфоза, дегенерации, биологического прогресса, биологического регресса).
  6. Какой признак строения паразитических клещей свидетельствует об их развитии по пути идиоадаптации (колюще-сосущий ротовой аппарат, хитиновый покров, членистые конечности, трахейное дыхание).
  7. К признакам общей дегенерации у животных относят

- общий подъем организации

- снижение интенсивноти жизнедеятельности

- понижение уровня организации

- исчезновение органов пищеварения при паразитизме

- приспособления частного характера

- упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни

  1. К ароморфозам относят

- наличие семян у голосеменных

- развитие большого числа боковых корней  капусты после окучивания

- появление у плодов одуванчика «парашютов»

- выделение душистым табаком пахучих веществ

- двойное оплодотворение у цветковых растений

- появление у растений механических тканей

  1. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции

Организм

направление эволюции

А. сизый голубь

Б. серая крыса

В. домовая мышь

Г. синезеленые водоросли

Д. орел беркут

Е. уссурийский тигр

1. биологический прогресс

2.  биологический регресс

  1. Установите соответствие между примером и формой эволюции

Пример

форма эволюции

А. число горбов у одногорбого и двугорбого верблюдов

Б. ласты пингвина и тюленя

В. окраска шерстного покрова зайца- беляка и зайца- русака

Г. копательные конечности у крота и насекомого медведки

1.  дивергенция

2.  конвергенция

  1. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трех признаков.
  2. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых охрактеризованы идиоадаптации.

Одни эволюционные изменения ведут к образованию крупных групп животных: типов, классов. Другие эволюционные изменения приводят к образованию семейств, родов, видов. Переход вьюрков к разным источникам питания (семенами, плодами, насекомыми) вызвал у них изменение формы клюва. Изменения возникают не только у животных, но и у растений, например появление тканей и органов. Важным событием в жизни растений было появление цветков и плодов. Цветки и плоды могут различаться окраской, размерами, формами и строением.

Тема 6.6. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Этапы развития органического мира на Земле.

        Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биопоэз. Эволюция органического мира. Основные черты эволюции растительного мира. Основные этапы эволюции растений: водоросли, риниофиты, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

        Основные черты эволюции животного мира. Основные этапы эволюции животных: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, хордовые.

Задания 6.6.

  1. Установите последовательность этапов географисческого видообразования.

- появление мутаций в изолиованных популяциях

- возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида

- сохранение естественным отбором особей с полезными для новых условий признаками

- репродуктивная изоляция между особями разных популяций

-образование нового подвида

  1. Уствновите соответствие между видами и направлениями эволюции

Виды

направления эволюции

А.   серая крыса

Б. амурский тигр

В. домовой воробей

Г. золотистый стафилоккок

Д. венерин башмачок

Е. одуванчик обыкновенный

1. биологический прогресс

2. биологический регресс

  1. Индустриальный меланизм - пример действия отбора: ( стабилизирующего, движущего, дизруптивного).          
  2. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений постоянно используют новые виды ядохимикатов. Под влиянием каких факторов эвоюции появляются популяции насекомых, устойчивые к определеннму ядохимикату?
  3. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Клевер луговой.

Растения вида Клевер луговой распространены по лугам, полям, садам и лесам. В зеленой массе растений имеется большое количество эфирных масел и дубильных веществ. В листьях также образуется вещество, обладающее противогибковыми свойствами. Растения клевера лугового вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями. В корнях клевера лугового накапливается до 150 кг/га азота, который поступает из атмосферы в клубеньки растения и там образует соли азота. Цветки опыляются шмелями и образуют мелие односемянные плоды.

  1. Установите соответствие между примерами и формами эволюции

Примеры

формы эволюции

А.   формы передних конечностей у медведки и крота

Б. длинные задние конечности у тушканчика и кенгуру

В. форма клюва у разных видов галапагосских вьюрков

Г. наличие крыльев у птицыи комара

Д. размеры тела синего кита и кита- горбача

Е. форма тела у рыбы и кита

1. дивергенцияй

2. конвергенция

  1. Крайне редко встречаются случаи рождения детей с густым волосяным покровом тела, который доказывает животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак не развивается у всех представителей вида. Приведите еще два примера других подобных явлений.
  2. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных (появление трехкамерного сердца, появление альвеолярных легких, развитие эмбриона в яйце, наружное оплодотворение).
  3. Установите соответствие мжду признаками и путями достижения организмами биологического прогресса в эволюции

Признак

пути эволюции

А.  мелкие эволюционные изменения

Б. образование типов и классов животных

В. частные приспособления к среде обитания

Г. общий подъем организации

Д. возникновение отделов растений

Е. усиление узкой специализации

  1. ароморфоз
  2. идиоадаптация

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы.

В эволюции организмов происходят разного рода изменения. Некоторые из них ведут к повышению уровны организации организмов. В результате эволюционных изменений возникают крупные систематические группы. Эволюционные изменения могут приводить к упрощению организации организмов и ведению паразитического образа жизни. У растений в процессе эволюции появился цветок. Цветки могут иметь различную окраску, размеры, форму и строение.

  1. Появление какого газав первичной атмосфере Земли вызвало бурное развитие жизни на суше? (сероводорода, кислорода, азота, углекислого газа).
  2. В процессе истоического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали (ихтиозавры, пресмыкающиеся, кистеперые рыбы, зверозубые млекопитающие).
  3. О чем свидетельствует сходство в строениии и жизнедеятельности водорослей и мхов? (о разнообразии растительного мира, о родстве и единстве растительного мира, об усложнении растений в процессе эволюции, о жизни во влажных условиях среды).
  4. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует (существованиетравянистых и древесных форм, наличие их отпечатков и окаменелостей, их способ размножения, их современное многообразие).
  5. Установите в какой последовательности в процессе эволции появилисьосновные группы растений на Земле.

- риниофиты

- многоклеточные водоросли

- покрытосеменные

- одноклеточные водоросли

- паоротникообразные

- голосеменные

  1. Установите в какой последовательности следует расположить типы беспозвоночных животных, учитывая усложнение их нервной системы в эволюции.

- плоские черви

- членистоногие

- кишечнополостные

- кольчатые черви

  1. Установите последовательность появления ароморфозовв эволюции позвоночных животных

- двухкамерное сердце рыб

- развитие детеныша в матке млекопитающих

- внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

- легочное дыхание у земноводных

  1. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп животных.

- плоские черви

- членистоногие

- кольчатые черви

- простешие

- кишечнополостные

  1. Установите последовательность процессов при возникновении жизни на Земле.

- возникновение ядра в клетке

- образование коацрватов

- образование наружной мембраны в перичной клетке

- образование органических соединений

  1. Установите хронологическую последовательность эр на Земле.

- архей

- палеозой

- мезозой

- протерозой

- кайнозой

Тема 6.7. Антропогенез. Человеческие расы.

        Антропология. Систематика человека. Родство человека и животных. Отличительные признаки человека. Движущие силы эволюции человека: биологические исоциальные факторы. Этапы антропогенеза: дриопитеи, автралопитеки, неандертальцы, кроманоньцы. Человеческие расы.

Задания 6.7

  1. Установите последовательность этапов формирования приспособленности в прцессе эволюции

- сохранение отбором особей с полезными мутациями

- возникновение случайных мутаций у особей популяции

- увеличение числа особей в популяции с полезными мутациями

- формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях

  1. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Азиатского дикобраза.

У азиатского диковбраза самые длинные и более редкие иглы растут на пояснице. Животные этого вида активны ночью. Они размножаются 1-2 раза в год. Беременност самок длится 110-115 дней. Питаются дикобразы свежей зеленью, корнями, луковицами, клубными, плодамии семеными деревьев и кустарников. Обычно в выводках бывает два детеныша.

  1. Что такое дрейф генов и популяционные волны?
  2. Расположите группы хордовых животных в порядке усложнения уровня их организации в процессе эволюции  (земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, млекопитающие, бесчерепные .)
  3. Установите соответствие между признаками крота и критериями вида.

Признаки крота

критерии вида

А.  тело покрыто короткой шерстью

Б. глаза очень маленькие

В. роет ходы в почве

Г. передние лапы широкие –копательные

Д. питается насекомыми

Е. размножается в гнездовой камере

1. морфологический

2. экологический

  1. Муха – осовидка по окраске и форме тела сходна с  осой. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
  2. Какие организмы являются переходными формами? (кистепёрые рыбы,  семенные папоротники,  археоптерикс,  прыткая ящерица).
  3. Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации

Некоторые эволюционные изменеия в строении растений и животных ведут к повышению жизнедеятельности организмов. Имеются эволюционные изменения, сопровождающиеся переходом организмов в другую среду обитания (киты, дельфины). Изменения возникают  как у животных, так и у растений, например появление тканей и органов. Вегетативные и генеративные органы в зависимости от условий обитания растений имеют различные формы , окраску, строение. У моркови развивается корнеплод, а у плюща – корни – прицепки. Имеются изменения, приводящие к понижению уровня оранизации организмов.

  1. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами.

примеры

эволюционные процессы

А.  крылья воробья и стрижа

Б. крылья птицы и крылья бабочки

В. форма тела дельфина и акулы

Г. форма клюва у разных видов вьюрков

Д. крылья летучей мыши и совы

1. дивергенция

2. конвергенция

  1. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу?
  2. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп животных (плоские черви, членистоногие, кольчатые черви, простейшие, кишечнополостные).
  3. Установие в какой хронологической последовательности появились основные группы животных (зверозубые ящеры, моллюски, пресмыкающиеся, кольчатые черви, стегоцефалы).
  4. Какой из факторов эволюции человека имеет социальную природу? (членораздельная речь, изменчивость, естественный отбор, наследственност).
  5. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались (речь и сознание, абстрактное мышление и эмоции, трудовая деятельность и обряды, изгибы позвоночника).
  6. В формировании каких фундаментальных способностей человека как биологического вида имели значение, наряду с биологическими, социальные факторы? (создание орудий труда, восприятие объемности пространства, улавливание звуков разной частоты, поддержание равновесия тела).
  7. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными?

- развитие у зародыша хвостового отдела

- сходство ископаемых остатков животных и человека

- закладка у зародыша жаберных щелей

- отсутствие сплошного волосяного покрова

- закладка сердца у зародыша в виде трубки с пульсирующими стенками

- рождение детей с 46 хромосомами

  1. Человек, в отличие от позвоночных животных

- имеет пять отделов головного мозга

- образует различные природные популяции

- обладает второй сигнальной системой

- может создавать искусственную среду обитания

- имеет епрвую сигнальную систему

- может создаать и использоват орулия труда

  1. Установите соответствие между особенностью строения организма человекаи видом сравнительно- анатомических доказательств его эволюции.

особенность строения

вид доказательств

А.  развитие хвоста

Б. аппендикс

В. копчик

Г. густой волосяной покров на теле

Д. многососковость

Е. складка мигательной перепонки

1.  атавизмы

2.  рудименты

  1. Приведите не мнее трехпрогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в прцесс длительной эволюции.
  2. Установите последовательность , отражающую положение вида Человек разумный в системе, начиная с наименьшей категории (семейство люди, класс млекопитающие, отряд приматы, тип хордовые, род человек, вид человек разумный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа для 11 класса по теме "эволюция"

вопросы по темам : вид, критерии вида, движущие силы эволюции....

Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....

Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и  генетическое разнообразие современного человечества"...

Презентация на тему "Эволюция темы любви в лирике Ф.Петрарки, Ф.Тютчева, В.Высоцкого"

Презентация под названием "От Ф.Петрарки до В.Высоцкого" посвящена исследованию эволюции любовной лирики на примере творчества таких поэтов, как Франческо Петрарка, Федор Тютчев, Владимир Вы...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"

      Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...

Учебные материалы и подборка тестовых заданий по темам "Борьба за существование", "Естественный отбор", "Доказательства эволюции", "Приспособленность"

В презентациях собраны сылки на видеоматериалы, теоретические материалы и задания  формата ЕГЭ из сборников прошлых лет....