"Морские рыбы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок биологии в 8 классе. Тема "Моские рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_biologii_morskie_ryby.docx431.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии

в 8 классе по теме « Морские рыбы»

Цель:

Познакомить учащихся с морскими рыбами на примере трески и сельди.

Задачи:

Образовательные: 

  • Сформировать у учащихся представление о классификации рыб  (морские и речные (пресноводные),  подразделение их на мирных и хищных.
  • Рассказать о практической значимости морских рыб;
  • Познакомить с особенностями морских рыб.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательные способности, восприятие, память, внимание, воображение посредством подготовки сообщений;
  • Развивать умения выделять существенные признаки при сравнении рыб;
  • Расширение активного словаря путем введения и использования новых терминов.
  • Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету биология, через демонстрацию практической значимости изучения водных позвоночных.

На уроке учащиеся должны

Узнать:

Особенности внешнего строения и образа жизни трески и океанической сельди.

Научиться:

Отличать  треску и сельдь от других рыб

Оборудование:

  • Презентация  
  • Карточки

Тип урока.

  • Комбинированный  с презентацией

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:            

Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Ученики.

Да!

Учитель.

Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Быстренько начнем урок.

Кто дежурит  сегодня по классу?

Какое сегодня число?

Кто отсутствует сегодня на уроке?

Ребята, вы обратили внимание, у нас сегодня присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им и отвернитесь,  и больше не отвлекайтесь на уроке.

А сейчас закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я ученик, я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, я уверен в себе, я отвечаю на вопросы полными ответами». Откройте глаза.  Я вам всем желаю успеха на уроке и вы тоже пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. (дети желают удачи)

Спасибо.

  1. Повторение

Мы с вами знаем, что животный мир велик и разнообразен. А кто скажет, на какие большие две группы  разделены все представители животного мира.

Ответы детей: позвоночные и беспозвоночные.

Учитель:

Позвоночные это –

Беспозвоночные это –

Учитель: Как одним словом назвать щуку,  окуня, карпа, карася?

Дети: Рыбы

Учитель: Почему рыб относят к классу позвоночных?

Дети: Потому  что они имеют скелет.

Учитель: Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Верно Речные рыбы. Вы готовились дома к уроку. Хорошо. Вот сейчас и проверим.

  1. Каких рыб называют речными?
  2. Какая река протекает в нашем селе?
  3. Какая вода в реке Кокша?
  4. Назовите речных рыб, живущих в реке Кокша?
  5. Где живет окунь?
  6. Чем питается окунь?
  7. Где живет щука?
  8. Чем питается щука?
  9. Почему в прудах, где разводят ценных рыб, соседство речного окуня и щуки может нанести вред?

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/10f9/0005b648-5835b73c/img4.jpghttp://900igr.net/up/datas/167453/009.jpg

Закончи предложения:

  • Речной окунь живет … В ОЗЕРАХ И РЕКАХ
  • Питается окунь … МЕЛКИМИ РЫБЕШКАМИ, ИНОГДА ПОЕДАЕТ СВОЮ МОЛОДЬ.
  • Окраска тела …
  • Из икринки развиваются … ЛИЧИНКИ,  А ЗАТЕМ ЛИЧИНКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В  МАЛЬКА
  •  Щука живет … В ОЗЕРАХ И ПРУДАХ СО СТОЯЧЕЙ ВОДОЙ ИЛИ В РЕАКАХ С МЕДЛЕННЫМ ТЕЧЕНИЕМ.
  • Форма тела у щуки… ДЛИННОЕ, ПОХОЖЕЕ НА БРЕВНО, МУСКУЛИСТОЕ ТЕЛО
  • Щука питается… ЛЯГУШКАМИ, РЫБАМИ, И ДАЖЕ УТКАМИ

Учитель:

Почему окуня, щуку называют пресноводными рыбами?

Ответы детей:

Где еще могут обитать рыбы?

Ответы детей: в морях и океанах.

Учитель: А как называют рыб, живущих в морях и океанах?

Дети: Морские рыбы. 

  1. Сообщение темы урока.                                                                                                       Правильно, рыбы еще живут в морях и океанах. Откройте тетради, запишите число 13 октября .

Тема нашего сегодня  урока «Морские рыбы».

Мы познакомимся на уроке  с двумя видами морских рыб. А с какими вы узнаете составив из букв слово:

Растке   - треска

 Ьдесль – сельдь

Запишите в тетради  Треска и сельдь -  морские рыбы.

  1. Физминутка

Рыбки весело резвятся

В чистой  тепленькой воде.

То сожмутся,  разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля,

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно морское.  

5. Изучение нового материала

Треска имеет удлиненное тело, постепенно  сужающееся к хвосту туловище. Голова большая, с огромным ртом, верхняя челюсть нависает. На подбородке имеется длинный усик. С его помощью треска ощупывает дно и находит пищу. Спинных плавников 3, анальных 2; окраска от зеленовато-оливковой до бурой с мелкими жёлто-коричневыми пятнышками, брюхо белое. Светлая боковая линия хорошо заметна.
Длина тела до 1,5 м, весит до 40 кг; в промысле преобладают рыбы дл. 40-80 см, весом до 10 кг.

       В России треска обитает в Баренцевом, Балтийском  и Белом морях   и морях Дальнего Востока. Излюбленным местом обитания является глубина 100–120 м. , т.е она ведет придонный образ жизни. Нерестится треска в апреле — мае на глубине 100 м. Самка способна выметать до 10 млн. икринок. Оплодотворенные икринки поднимаются и уносятся течением. Через 4 недели из икринок вылупляются мальки.   http://www.lovisam.ru/sites/default/files/treska.jpg

        Треска  хищник, питается сельдью, мойвой, песчанкой и другими рыбами, может питаться лягушками и даже утками.

                Треска - одна из важнейших промысловых рыб. Печень Трески богата жиром (до 57% ), из которого  получают витамины А и D. Человек употребляет треску в пищу.

Океаническая сельдь  обитает в России в Баренцовом и Белом морях. Это рыбы с телом, сжатым по бокам, покрытым закругленной чешуей. Причудливую форму имеет хвост сельдеобразных, напоминающий двузубую вилку. Большинство сельдеобразных — обитатели верхних слоев воды.http://www.lovisam.ru/sites/default/files/seld.jpg

      Собственно сельдь имеет невысокое тело с закругленным брюшком. Окраска тела равномерная, без пятен. Спина темно–синяя или темно–серая, брюшко и бока серые с серебряным отливом. Примерный размер обычной рыбы — 20–25 см, но встречаются экземпляры длиной до 35 см. Немалую опасность для икринок представляет другая рыба, в большом количестве обитающая около мест нерестилища сельди. В связи с этим высокая плодовитость сельди является необходимостью для продолжения рода. Отнерестившаяся сельдь сносится течением в море, где она снова набирается сил. Встречаются такие рыбы, которые откладывают икру осенью и зимой, так что размножаются они практически круглый год.  Питаются сельди мелкими беспозвоночными, мелкой рыбой.

Собираясь в огромные стаи (косяки), состоящие из сотен тысяч рыб, сельди держатся в верхних слоях воды. Косяку легче уйти от преследования, так как множество солнечных зайчиков, отраженных рыбьей чешуей, вызывает у хищника замешательство.  https://youtu.be/3aNyvkr3lSc 

Сельдь — самая распространенная рыба в мире. Копченая, соленая и маринованная сельдь была востребована в рационе многих народов во все времена. Эта рыба довольно часто является героиней фильмов, картин, о ней слагают песни и сказки. Такая популярность связана с питательной ценностью сельди как дешевого источника белка и способностью вносить разнообразие в ежедневный рацион.

Откройте учебник на странице 58  

1). Прочитайте в учебнике о местах обитания:

  • трески
  • сельди, и покажи их на карте.

2). А теперь найдите в тексте описание размножения трески и сельди.

Чтение вслух.

Запишите в тетради новые слова.

Морскими называют рыб, вся жизнь которых проходит в соленых водоемах: морях и океанах.

Треска

Океаническая сельдь

Рыбьи стаи – КОСЯКИ. 

  1. Первичное закрепление нового материала

Сравнительная таблица: треска и сельдь океаническая.

Вопросы

треска

сельдь

вес, длина

Вес-40 кг, длина- 1,5 м

Длина- 35 см

места обитания

Балтийское, Баренцево, Белое моря, моря Дальнего Востока

В северных морях: Баренцевом и Белом.

образ жизни

придонный

Сельди живут стаями (косяками), состоящими из сотен тысяч рыб

чем питается

Прожорливый хищник: питается рыбами, преимущественно сельдью.

Мелкими водными животными и водорослями

где происходит размножение

В Норвежском море. Самка выметывает икринки на глубине. Морскими течениями икринки переносятся в Баренцево море, на восток.

В Норвежском море.

Самка выметывает икринки на мелководье.

особенности развития мальков

Мальки трески кормятся мелкими водными животными и через 2-3 года вырастают во взрослых рыб.

Вышедшие из икринок личинки переносятся течением к берегам Баренцева и Беренгова морей.

А сейчас послушайте и скажите правильно это или что-то не так?

Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков окуня, щуки, трески и сельди. Всех их они наловили в реке.

Ответы: неправильно, потому что : 1. Сельдь – морская рыба, треска – морская рыба и они в реках не водятся.

Учитель:

Молодцы, заметили и объяснили ошибку.

  1. Рефлексия. ( Подведение итогов занятия)

Урок наш подошел к концу. Давайте подведем итог

 Вспомните тему урока?

Что нового узнали на уроке?

С какими рыбами познакомились на уроке?

Вы довольны своей работой на уроке?

Оценки за работу на уроке сегодня получают:

8. Информация о домашнем задании.                                                                                 Читать текст учебника стр. 57-58 и ответить на вопросы

«Морские рыбы» и заполнить таблицу

Треска и океаническая сельдь

Название животного

Форма тела

Части тела

Место обитания

Хищник или нет

Значение для человека

Треска

Сельдь

Организационный момент. Проверка домашнего задания. Ребята, я вам задала прочитать дома дополнительный материал – любой из 5 рассказов о редких морских рыбах. О какой рыбе читал Сережа?

Слайд №1

Ответ:

Что тебя больше всего поразило?

Ответ:

А ты, Дима, о какой рыбе прочитал?

Слайд №2

Ответ:

Дай этой рыбе характеристику несколькими словами.

Ответ:

(Поговорить о всех 5 рассказах)

Учитель: Интересно было услышать мнения ребят?

Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков карася, окуня, плотвы, трески и сельди. Всех их они наловили в реке.

Ответы: неправильно, потому что : 1. Сельдь – морская рыба, треска – морская рыба и они в реках не водятся.

Учитель: Молодцы, заметили и объяснили ошибку. (4 мин.)

Рефлексия.

(ТРКМ, рефлексивная технология)

Слайд №4

Оценки за урок я поставлю по результатам ваших работ. А за работу на уроке сегодня получают оценки:

Домашнее задание: читать  стр.- 58 и ответить на вопросы.

ФИ______________________________________________________

Закончи предложения:

Речной окунь живет__________________________________________________________

Питается окунь  _____________________________________________________________

Окраска тела________________________________________________________________

Из икринки развиваются _____________________________________________________

Щука живет_________________________________________________________________

Форма тела у щуки___________________________________________________________

Щука питается______________________________________________________________

ФИ______________________________________________________

Закончи предложения:

Речной окунь живет__________________________________________________________

Питается окунь  _____________________________________________________________

Окраска тела________________________________________________________________

Из икринки развиваются _____________________________________________________

Щука живет_________________________________________________________________

Форма тела у щуки___________________________________________________________

Щука питается______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»

Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки д...

Презентация. Надкласс Рыбы. Класс Костные Рыбы.

Данную презентацию можно использовать в качестве наглядного материала при проведении уроков биологии в 7 классах. Она содержит информацию о биологическом разнообразии и особенностях строения класса Ко...

Тема: Питание. Первичная и тепловая обработка рыбы. Приготовление жареной рыбы.(7 класс)

Цель урока:Ознакомить учащихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления, научить готовить жареную рыбу. Задачи:Образовательные:Ознакомить учащихся со способами первично...

«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПРЦель: развитие лексико-грамматического строя речиЗадачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление представле­ний о ...

Презентация к уроку естествознания в 9 классе VIII вида на тему "Морские рыбы"

Презентация к уроку естествознания (биологии) для обучающихся с особыми образовательными потребностями, обучающимися по программе VIII вида в 9 классе на тему "Морские рыбы"...

Конспект урока по биологии "Морские рыбы" ОВЗ

Задачи урока:Личностные: сформировать у учащихся представление о морских рыбах, их образе жизни, строении тела, размножении, о пользе приносимой человеку.Регулятивные: способствовать развитию познават...