Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс.
Цель урока:
Сформировать знания об организме растений как едином целом.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания об особенностях растительной клетки, тканях и органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях клеток, тканей и органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.
Форма организации познавательной деятельности: парно –групповая, коллективная, индивидуальная.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Форма проведения: Урок дискуссия с применением технологии групповой работы (совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».
Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Структура урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Мотивация.
- Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.
- Применение знаний и способов деятельности.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Выставление оценок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, рада нашей новой встрече. Поприветствуйте партнеров по плечу и партнеров по лицу.
Настрой на работу:
«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».
2. Актуализация знаний.
Мы встречаемся с Вами на уроке биология, скажите, а то изучает наука биология?
-В течение нескольких уроков мы изучали живые организмы. Что лежит в основе строения всех живых организмов?(Слайд 2).
-А растительная клетка похожа по строению на другие организмы?
Давайте вспомним строение клетки растений, применив Структуру РЕЛЛИ РОБИН.
ИНСТРУКЦИЯ:
1.Учитель задает такой вопрос, чтобы ответ был в виде списка.
2..Ученики думают над вопросом: из чего состоит растительная клетка.
3. Партнеры по плечу говорят короткими ответами части клетки.
4.Время работы – 1 мин.
Индивидуальный контроль: какие органоиды встречаются только в клетке растений.
3. Мотивация.
Однажды, я услышала, что органы растения спорят между собой. О чем они никак не могут договориться? Давайте послушаем.
Инсценированный спор:
Корень (ученик 1).
Я тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю, сколько во мне питательных веществ накапливается. Я ещё и лечу иногда. Я же самый первый из семени появляюсь, значит – я самый ГЛАВНЫЙ!
Лист (ученик 2).
Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.
Стебель (ученик 3).
- Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Я работаю, не покладая рук. Это же мои тоненькие трубочки – сосуды, пересылают воду и органические питательные вещества по всему растению. Я поднимаю вверх ветви с листьями,
и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.
Цветок (ученик 4).
-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!
Семя (ученик 5).
Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.
Внимание. Структура ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН (подумай, запиши, обсуди). (Слайд 2).
ИНСТРУКЦИЯ:
1.Учитель задает вопрос и дает время подумать (КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ГЛАВНЫЙ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ?).
2. Время на обдумывание – 30 сек.
3. Ученики слушают учителя, думают над вопросом.
4. Затем, каждый ученик записывает свой ответ в тетради, время – 1 мин.
5.По истечении времени и сигналу учителя ученики по кругу зачитывают свой вариант ответа, начинает ученик под номером 1. Позже, должны прийти к единому мнению в команде и устно защитить свой ответ. Время – 2 мин.
-Устный опрос представителя группы.
-Конструктивный вопрос: Как из взаимосвязи органов растения можно сформулировать темой нашего урока?
Ученики формулируют тему урока: в организме все единое целое.
4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.
В царстве растений встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы. Как Вы думаете, что появляется у многоклеточных растений по сравнению с одноклеточными? (Слайд 4).
-Что такое ткань?
-Вспомните, виды и особенности ткани растений (фронтальный опрос).(Слайд 5).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ТИМ ЧИР.
5. Применение знаний и способов деятельности.
-А возможно ли такое, что несколько тканей одновременно встречаются в определенной части?
-Какие органы растений вам уже известны?
Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (Слайд 6).
Ученик 1 получает лист, дает половину партнеру по лицу, затем оба дают половину партнеру по плечу.
Учитель для каждого стола определяет тему - один из органов цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
ИНСТРУКЦИЯ:
- По сигналу учителя ученики записывают на листе вопрос о строение данного органа. Время 30 сек.
- Далее согнув нижний край листа, пишут на нем короткий вопрос и четкий ответ. Время 30 сек.
- По сигналу учителя по кругу проводят взаимопроверку вопросов. Время 2 мин.
- Далее ученики обмениваются информацией с одноклассниками из других столов. Цель: задать вопрос и проверить ответ. В случае успеха поблагодарить партнера и обменяться листками. В случае неудачи – ученик просит о помощи : партер однократно дает наводящий вопрос. Если правильного ответа нет - обучает при неверном ответе. Обмен вопросами. Время – 6 мин.
По истечении времени ученики возвращаются на свои места, теперь у каждого «новый» вариант вопроса и ответа. Устный фронтальный опрос учеников.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, мы выяснили, что в организме растений есть органы, клетки, ткани.
-А какой можно сделать вывод о строении организма растения используя все данные части?
-Составьте структурную схему соподчинения данных частей растения:
орган; клетка; ткань (самостоятельная работа в тетради).
-А теперь проверьте себя, верно ли Вы составили схему (проверка по эталону учитель демонстрирует верную схему). (Слайд 7).
клетка ткань орган организм.
-А что Вы можете предположить об особенностях работы разных органов внутри одного организма растения»?
-Вы молодцы, все говорите правильно. А теперь откройте учебник на странице 52, и сформулируйте письменно в тетради вывод по уроку воспользовавшись информацией в тексте учебника. Опрос 2-3 учеников.
7. Подведение итогов, домашнее задание.
Перед вами пословица, разгадайте её. (Слайд 8).
«Там где листьев нет там и фруктов нет». Как Вы понимаете её смысл? Вы молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке.
Весной, мы проведем АКЦИЮ по защите деревьев от сбора березового сока. -Подумайте, в чем опасность данных действий человека.
-Ваше домашнее задание написать и красиво на альбомном листе оформить: почему нельзя и очень опасно для самого растения, если люди будут собирать сок березы.
8. Выставление оценок. Рефлексия.
Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке, и ещё оценку учителю за проведение урока.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организм растения - единое целое"
Урок «Организм растения – единое целое» позволяет сформировать представление о растении как целостном организме, на основе обобщения знания о клетке, тканях и их многообразии, о взаимодействии о...
Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"
Урок биологии с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...
Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В
Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,...
Комплекс по биологии на тему "Организм как единое целое"
Данные темы направлены на формирование у студентов представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. ...
Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"
Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...