Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Клок Галина Давидовна

Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс.

Цель урока:

Сформировать знания об организме растений как едином целом.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об особенностях растительной клетки, тканях и органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях клеток, тканей и органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.

Форма организации познавательной деятельности: парно –групповая, коллективная, индивидуальная.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Форма проведения: Урок дискуссия с применением технологии групповой работы (совершенствование  качества преподавания в Республике Татарстан).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация.
  4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.
  5. Применение знаний и способов деятельности.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Подведение итогов, домашнее задание.
  8. Выставление оценок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, рада нашей новой встрече.  Поприветствуйте партнеров по плечу и партнеров по лицу.

Настрой на работу:

«На уроке будем  думать, предлагать и  рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

2. Актуализация знаний.

Мы встречаемся с Вами на уроке биология, скажите, а то изучает наука биология?

-В течение нескольких уроков мы изучали живые организмы. Что лежит в основе строения всех живых организмов?(Слайд 2).

-А растительная клетка похожа по строению на другие организмы?

Давайте вспомним строение клетки растений, применив Структуру  РЕЛЛИ РОБИН.

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Учитель задает такой вопрос, чтобы ответ был в виде списка.

2..Ученики думают над вопросом: из чего состоит растительная клетка.

3. Партнеры по плечу говорят короткими ответами части клетки.

4.Время работы – 1 мин.

Индивидуальный контроль: какие органоиды встречаются только в клетке растений.

3. Мотивация.

Однажды, я услышала, что органы растения спорят между собой. О чем они никак не могут договориться? Давайте послушаем.

Инсценированный спор:

Корень (ученик 1).
Я тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю, сколько во мне питательных веществ накапливается. Я ещё и лечу иногда. Я же самый первый из семени появляюсь, значит – я самый ГЛАВНЫЙ!

 Лист (ученик 2).
Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.
Стебель (ученик 3).
- Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Я работаю, не покладая рук. Это же мои тоненькие трубочки – сосуды, пересылают воду и органические  питательные вещества по всему растению. Я поднимаю вверх ветви с листьями,

и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.
Цветок (ученик 4).
-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!
Семя (ученик 5).
Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.

Внимание. Структура ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН (подумай, запиши, обсуди). (Слайд 2).

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Учитель задает вопрос и дает время подумать (КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ГЛАВНЫЙ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ?).

2. Время на обдумывание – 30 сек.

3. Ученики слушают учителя, думают над вопросом.

4. Затем, каждый ученик записывает свой ответ в тетради, время – 1 мин.

5.По истечении времени и сигналу учителя ученики по кругу зачитывают свой вариант ответа, начинает ученик под номером 1. Позже, должны прийти к единому мнению в команде и устно защитить свой ответ. Время – 2 мин.

-Устный опрос представителя группы.

-Конструктивный вопрос: Как из  взаимосвязи органов растения можно сформулировать темой нашего урока?

Ученики формулируют тему урока: в организме все единое целое.

4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.

В царстве растений встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы. Как Вы думаете, что появляется у многоклеточных растений по сравнению с одноклеточными? (Слайд 4).

-Что такое ткань?

-Вспомните, виды и особенности ткани растений (фронтальный опрос).(Слайд 5).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ТИМ ЧИР.

5. Применение знаний и способов деятельности.

-А возможно ли такое, что несколько тканей одновременно встречаются в определенной части?

-Какие органы растений вам уже известны?

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (Слайд 6).

Ученик 1 получает лист, дает половину партнеру по лицу, затем оба дают половину партнеру по плечу.

Учитель для каждого стола определяет тему - один из органов цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

ИНСТРУКЦИЯ:

  1. По сигналу учителя ученики записывают на листе вопрос о строение данного органа. Время 30 сек.
  2. Далее согнув нижний край листа, пишут на нем короткий вопрос и четкий ответ. Время 30 сек.
  3. По сигналу учителя по кругу проводят взаимопроверку вопросов. Время 2 мин.
  4. Далее ученики обмениваются информацией с одноклассниками из других столов. Цель: задать вопрос и проверить ответ. В случае успеха поблагодарить партнера и обменяться листками. В случае неудачи – ученик просит о помощи : партер однократно дает наводящий вопрос. Если правильного ответа нет - обучает при неверном ответе. Обмен вопросами. Время – 6 мин.

По истечении времени ученики возвращаются на свои места, теперь у каждого «новый» вариант вопроса и ответа. Устный фронтальный опрос учеников.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, мы выяснили, что в организме растений есть органы, клетки, ткани.

-А какой можно сделать вывод о строении организма растения используя все данные части?

-Составьте структурную схему соподчинения данных частей растения:

орган; клетка; ткань (самостоятельная работа в тетради).

-А теперь проверьте себя, верно ли Вы составили схему (проверка по эталону учитель демонстрирует верную схему). (Слайд 7).

клетка            ткань             орган               организм.

-А что Вы можете предположить об особенностях работы разных органов внутри одного организма растения»?

-Вы молодцы, все говорите правильно. А теперь откройте учебник на странице 52, и сформулируйте письменно в тетради вывод по уроку воспользовавшись информацией в тексте учебника. Опрос 2-3 учеников.

7. Подведение итогов, домашнее задание.

Перед вами пословица, разгадайте её. (Слайд 8).

«Там где листьев нет там и фруктов нет». Как Вы понимаете её смысл? Вы  молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке.

Весной, мы проведем АКЦИЮ по защите деревьев от сбора березового сока. -Подумайте, в чем опасность данных действий человека.

-Ваше домашнее задание написать и красиво на альбомном листе оформить: почему нельзя и очень опасно для самого растения, если люди будут собирать сок березы.

8. Выставление оценок.  Рефлексия.

Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного  на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке,  и ещё оценку учителю за проведение урока.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организм растения - единое целое"

Урок «Организм растения – единое целое» позволяет сформировать представление о растении как целостном организме, на основе обобщения знания о клетке, тканях и их многообразии, о взаимодействии о...

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В

Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,...

Комплекс по биологии на тему "Организм как единое целое"

Данные темы направлены на формирование у студентов представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. ...

Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"

Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...