Статья "Мини-исследование на уроках биологии"
статья по биологии (10 класс) на тему

Торопова Наталья Николаевна

Как провести мини-исследование на уроке? Какие этапы мини-исследования? Как провести такое мини-исследование? Здесь, Вы найдете ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-issledovanie_na_urokah_biologii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

В нашей школе  в этом учебном году большое внимание уделялось проведению учебных исследований. Такие исследования проводились по различным учебным предметам. Часто они носили межпредметный характер.

Время работы над исследованиями  было различным: от нескольких дней до нескольких месяцев. Также на уроках проводились мини-исследования, которые по времени занимали 15-20 минут.

Хочу обратить Ваше внимание, что учебное мини-исследование имеет те же этапы, что и научное: тема исследования, выдвижение цели, определение актуальности, выдвижение гипотезы, определение задач, обзор литературы, ход исследования, подтверждение или опровержение гипотезы, вывод по исследованию.

Для облегчения работы учеников над исследованием я выдаю им памятку с этапами обучения. Используя памятку ученики привыкают к последовательной и обдуманной работе  над исследованием. В тетради они описывают все пункты памятки.

Памятка

Тема исследования

Цель

Актуальность

Гипотеза

Задачи (работа с литературой, презентацией, эксперимент и др.)

Ход исследования

Подтверждение или опровержение гипотезы

Вывод

Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию вариант мини-исследования, которое можно провести  на уроке биологии в 10 классе. Тема урока:  «Сцепленное наследование признаков. Взаимодействие генов».

Эта форма обучения поможет ученикам закрепить полученные знания на предыдущих уроках.

Раздаю карточки  с теоретическими знаниями по теме.

Из материала предыдущего урока и знаний, полученных в девятом классе,  ученики знают, что за цвет глаз и цвет волос отвечает несколько генов. Разнообразие оттенков – за счет сочетания генов.  У европейцев чаще светлые глаза и светлые волосы. За группу крови отвечает 1 ген. У европейцев чаще вторая группа крови.

В качестве источника дополнительных знаний выдаю карточки с описанием генов, которые отвечают за исследуемые признаки (работа с научным текстом).

Предлагаю ученикам проанализировать генофонд (генотипы популяции) нашего класса. Тему, цель, гипотезу формулируем вместе.

Тема исследования: «Такие ли мы одинаковые?»

Цель:  Проанализировать генофонд (генотипы популяции) нашего класса.

Гипотеза: В нашем классе больше светловолосых, светлоглазых  людей со второй группой крови.

И т.д.

Для записи результатов исследования выдаю таблицы.

№ ученика в группе

Цвет волос

Цвет глаз

Группа крови

Общий результат:

Гипотеза подтвердилась не полностью. Светловолосых и светлоглазых ребят в классе больше. Группы крови – различны.

Вывод: Взаимосвязь цвета волос, цвета глаз и групп крови с местом обитания (жительства) не случайна. В свое время люди именно с такими генотипами и фенотипами приспособились к жизни на европейской территории. Такие признаки были полезны для выживания. Сейчас, в связи с легкостью перемены места жительства,  на европейской равнине живут люди с иными  генотипами и фенотипами. Но очень часто таким людям бывает «не по климату»: обостряются хронические болезни, возникает слабость, снижается иммунитет. (Межпредметная связь с физиологией и экологией человека).


Дополнительная литература.

 1. За цвет волос отвечают 3 разных аллеля (варианта) одного и того же гена.
Это гены -  KITLG, HERC2, SLC24A4. Все они находятся на одной и той же хромосоме № 15.

2. Цвет глаз определяется количеством пигмента, названного меланином, который находится в радужной оболочке глаза. Карие глаза имеют больше пигмента, чем голубые. Количество пигмента определяется несколькими генами, контролирующими его образование. В настоящее время известно три гена, которые контролируют цвет глаз у человека. Два из них находятся в 15-й паре хромосом и один найден в 19-й паре. Ген bey2, находящийся в 15-й хромосоме, имеет аллели, ответственные за карие и голубые глаза. Ген, расположенный в 19-й хромосоме (gey-ген), имеет аллели, ответственные за голубые и зеленые глаза. Третий ген (bey1), расположенный в 15-й хромосоме, определяет карие глаза.

3. Антиген H является важным предшественником антигенов системы групп крови АВО. Локус H находится на 19 хромосоме. Он состоит из 3 экзонов, которые охватывают более 5 Кб геномной ДНК и кодирует деятельность фермента фукозилтрансферазы, отвечающего за производство антигена Н на эритроцитах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...