Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Гусева Лидия Александровна

Рабочая программа составлена  на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  авторской программы основного общего образования по биологии авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013 г).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._5_kl_fgos.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  авторской программы основного общего образования по биологии авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013 г).

Цель:  освоение знаний о растениях, грибах, бактериях, закономерностях природы, овладение  умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности.

Задачи:

  1. Привить познавательный интерес к новому для учеников предмету, 
    освоение знаний
      по анатомии, морфологии, бактерий и грибов, растений, роли биологической науки в практической деятельности людей в соответствии со стандартом биологического образования;
  2. Способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности;
  3. Продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки,  через монологические ответы на уроках;
  4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  5. Способствовать формированию у учащихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей,   позитивного ценностного отношения к родной природе.

С целью воспитания экологической культуры, бережного отношения к природе родного края в содержание курса  включены новые компоненты: экологические вопросы и биологическое краеведение, а так же уроки обобщения и систематизации знаний в нетрадиционной форме по индивидуальным разработкам.  

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2013.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю, из них 2 часа для проведения контрольных работ,  1 час - экскурсия, 10 часов для проведения  лабораторных и практических работ, 2 часа исследовательские работы.

В основе методики преподавания курса  лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий  активное освоение различных способов познания окружающего. Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, деловые игры, тематические вечера, проведение индивидуальных консультаций. Преобладающие формы текущего контроля: тесты, индивидуальный опрос, самостоятельные работы. Программа предусматривает  ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений  введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. При организации учебно-воспитательного процесса предполагается использование элементов технологий: уровневой дифференциации, проблемного обучения,  игровых ситуаций,  проектной и исследовательской деятельности. Красной нитью через весь учебно- воспитательный процесс проходит здоровьесберегающая технология. Особое  внимание  уделяется развитию  творческих  способностей    детей.

Общая характеристика курса

 В 5 классе, изучая биологию,  учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического,  личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Содержание тем учебного материала

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Региональный компонент основные виды растений, животных грибов Михайловского района, их приспособленность к среде обитания.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Творческое задание: Сообщения об исследованиях Мальпиги , Грю , Гука по изучению и открытию клеток и тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация  Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

  Региональный компонент: основные  виды  съедобных  и ядовитых грибов Михайловского района.

  Творческие задания: исследовательские проекты  на темы  «Как отличить ядовитые грибы от съедобных», «Грибы –двойники», презентации и сообщения на темы «История открытия пенициллина»,  «Оказание первой помощи при отравлении грибами», «Бактерии и грибы –помощники человека», «Грибы нашего края».

 

Раздел 3. Царство Растения (10 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Региональный компонент:  сфагновые болота Рязанской области.

Творческие задания: сообщения и презентации о водорослях, папоротниках, хвощах, плаунах, лишайниках произрастающий в Рязанской области, «Реликтовые растения», «Лишайники –пионеры растительности; исследовательские проекты «Растения и грибы со змеиным характером», «Комнатные растения – друзья или враги?», «Лекари вокруг нас», «Каким воздухом мы дышим»(определение наличия загрязнений в воздухе по лишайникам); практико -ориентированные проекты «Мое дерево», «Клумба школьного двора».

Практические задания: установить в какое время года происходит созревание и расселение семян ели и сосны в Михайловском районе.

Исследовательская работа (2 часа)                                                             

Работа над индивидуальными исследовательскими проектами, создание презентаций. Публичная защита проектов.

Темы проектов:

  1. Влияние температуры на развитие проростков.
  2. Влияние влажности на развитие проростков.
  3. Зачем нужны бактерии?
  4. Болезнетворные бактерии.
  5. Грибы –двойники.
  6. Грибы, нашего края: съедобные и ядовитые.
  7. Комнатные растения – друзья или враги?
  8. Лекари вокруг нас
  9. Каким воздухом мы дышим (определение качества воздуха по лишайникам)
  10. Каким воздухом мы дышим (определение качества воздуха по хвое сосны).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

Учебно-методическое обеспечение

Пасечник В.В. 5 класс  ФГОС  Биология   Бактерии.  Грибы.  Растения:  Учебник  для   общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012. –144с.;

Методические  пособия  для учителя:

  1. Н.В. Дубинина,  В.В. Пасечник  «Биология.  Бактерии,   грибы,   растения»      6 класс:
  2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;
  3. Л.Д. Парфилова Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В.Пасечника "Биология: Бактерии, грибы, растения" Учебно-методический комплект –Экзамен, 2005, , - 128с.;
  4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
  5. Рабочие программы по биологии 6-11 классы  (по  программам  Н.И.  Сонина,       В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой)    Авт.-сост.:  И.П.  Чередниченко,  М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;

Дополнительная литература для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

для учащихся:

  1. Пасечник В.В., Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2012;
  2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
  3. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  4. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
  5. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
  6. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
  7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
  8. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.

Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.

  1. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

Электронное сопровождение:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  «Уроки биологии Кирилла и Мефодия  Бактерии.Грибы Растения.» 6 класс,2009.
  2. Образовательный комплекс  «Биология. Живой организм» часть 2, «Биология. Многообразие живых организмов» часть 3, ООО «Дрофа», 2009.
  3. Интегрированное интерактивное пособие «Растительный организм», ООО «Дрофа», 2009;
  4. Интегрированное интерактивное пособие «Растительная клетка», ООО «Дрофа», 2007;
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС Н.И.Сонин концентрический курс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, подробное содержание программы и тематическое планирование в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю....

рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОСам

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС  общего образования. к Линии учебников под редакцией В.В.Пасечника ...

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе ФГОС. Относится к концентрическому курсу "УМК Сфера жизни"....

Рабочая программа по биологии 5 класс (по ФГОС)

Рабочая программа сорставлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК В.В. Пасечник....

рабочая программа по биологии 7 класс по фгос 2017-2018г.

рабочая программа по биологии к учебнику  Пономарева...

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...

рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...