"Из опыта работы по антиалкогольному воспитанию школьников на уроках биологии в 8 классе"
статья по биологии (8 класс) на тему

Зюкина Жанна Алексеевна

Статья вкючает в себя перечень заданий и вопросов для самостоятельной работы учащихся по антиалкогольной тематике. Может быть использована как на уроках, так во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г.ЛЬГОВА» КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                       Из опыта работы по антиалкогольному воспитанию      

                  школьников   на уроках биологии в 8 классе  

                       

                                                                                                               подготовила:

                                                                                                              учитель биологии

                                                                                                              Зюкина Жанна Алексеевна

                                                             г. Льгов

                                                                2017

                                          Из опыта работы по антиалкогольному воспитанию школьников                

                 на уроках биологии в VIII классе  

         Ж. А. Зюкина          учитель биологии  МБОУ СОШ №5 г. Льгова

                                            Курской области

      Каждый учитель биологии, с моей точки зрения, должен максимально использовать содержание курса для усиления антиалкогольной пропаганды. Особенно большие возможности в этом плане дает курс анатомии, физиологии и гигиены человека.

      Учитывая особенности психологии восьмиклассников, я, например, в своей работе, раскрывая вред, наносимый алкоголем здоровью человека, особое внимание уделяю использованию фактического материала. Действенность работы по антиалкогольному воспитанию значительно повышается, если не ограничиваться лишь рассказом, а активно применять приемы привлечения самих школьников к обсуждению фактического материала антиалкогольной направленности. Исходя из этого, я составила вопросы и задания антиалкогольной тематики для самостоятельной работы учащихся. Использую их при изучении нового материала, и во время закрепления знаний, и для проверки усвоения учащимися учебного материала, и в качестве домашних заданий.

      При изучении нового материала, как правило, предлагаю вниманию учащихся текст, содержащий статистический материал о вредном действии алкоголя на здоровье человека, и вопросы, ответы на которые школьники должны подготовить на основе анализа этого материала.

      Например, на уроке «Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье» знакомлю учащихся со следующими данными статистики. Люди, употребляющие алкоголь, в 16 раз чаще болеют туберкулезом. Заболевания сердечно-сосудистой системы у них наблюдаются в 2,5 раза чаще, простудные – в 1,7 раза, болезни пищеварительной системы – в 1,5 раза чаще, чем у людей, не употребляющих алкоголя.

      Предлагаю проанализировать эти данные и подготовить ответ на вопрос: «К каким факторам следует алкоголь по влиянию его на организм человека?»

      Предлагая учащимся такой вопрос, предоставлю им возможность самостоятельно сделать вывод о вредном действии алкоголя на организм человека.

      Аналогичные вопросы предлагаю и на других уроках. Так, на уроке «Строение и рост костей» знакомлю ребят с такими данными. В одном из исследований подопытным крольчихам в период беременности вводили в желудок по 4 см³ 20-процентного раствора этилового спирта. От этих крольчих родились 39 крольчат (25 живых и 14 мертвых). Масса тела живых новорожденных крольчат была меньше, чем крольчат, родившихся  у контрольных животных. У всех крольчат были обнаружены дефекты окостенения скелета.

      На основании результатов этого исследования предлагаю школьникам сделать вывод о влиянии алкоголя на рост и развитие костной ткани и здоровье потомства.

      Использование заданий для самостоятельной работы учащихся при закреплении знаний помогает своевременно выявить недостаточно усвоенный школьниками учебный материал и еще раз уделить ему внимание. Для этой цели применяю задания с практическим содержанием, требующие применения полученных знаний в новой ситуации.

      При изучении темы «Общее знакомство с организмом человека» на уроке «Мышечная и нервная ткани» предлагаю следующее задание (текст его написан на отдельной карточке).

З а д а н и е

      Прочитайте текст.

      «Нервные клетки богаты жироподобным веществом, играющим важную роль в их работе. Принятый внутрь алкоголь разносится по организму, поступает во все ткани, в том числе и нервную. Жироподобное вещество, содержащееся в клетках, легко растворяется в алкоголе. Нормальное функционирование клеток при этом нарушается».

      Подготовьте ответ на вопрос: «Какие свойства нервной ткани нарушаются под влиянием алкоголя?» Обоснуйте свой ответ.

      При изучении темы «Кровь» на уроке «Клетки крови (эритроциты и лейкоциты). Их строение и функции» при закреплении знаний предлагаю такое задание.

З а д а н и е

      Познакомьтесь с фактом, выявленным на основе исследований.

      Люди, употребляющие спиртные напитки, чаще болеют инфекционными заболеваниями, тяжело переносят операции.

      Подготовьте ответы на вопросы: «Какая функция крови ослабляется под действием алкоголя?», «Какие клетки крови выполняют эту функцию?», «Какова взаимосвязь строения этих клеток с выполняемой функцией?»

      Антиалкогольную пропаганду при проверке знаний школьников также провожу с помощью заданий. Приведу некоторые из них.

К теме «Кровообращение»

З а д а н и е

      Систематическое употребление алкоголя способствует развитию атеросклероза – болезни сосудов, при которой артерии утрачивают эластичность, на внутренней их стенке формируются бляшки, сужающие просвет сосудов.

      Какие последствия могут вызвать такие изменения в состоянии кровеносных сосудов?

З а д а н и е

      В разговоре один из приятелей жаловался на частые боли в области сердца. Другой ему посоветовал во время приступа выпить рюмку коньяка или водки, утверждая, что это расширяет сосуды, вследствие чего боли прекратятся.

      Докажите ошибочность этого мнения, используя знания о действии алкоголя на кровь и кровеносные сосуды.

К теме «Пищеварение»

З а д а н и е

      Рассудите спор двух людей. Один человек утверждает: алкоголь усиливает отделение желудочного сока и тем самым способствует улучшению пищеварения, а значит, его можно принимать перед едой в небольших количествах для повышения аппетита. Другой считает, что алкоголь не улучшает пищеварение, так как при его употреблении выделяется желудочный сок, содержащий большое количество соляной кислоты и малое количество важных для пищеварения ферментов. Кто из них прав? Дайте обоснованный ответ.

К теме «Обмен веществ»

З а д а н и е

      Разрешите спор двух людей. Один считает, что алкоголь помогает согреться в условиях холода. Другой утверждает, что, хотя у выпившего человека появляется ощущение тепла, организм его не согревается, а вероятность замерзнуть увеличивается. кто из них прав? Обоснуйте свое решение.

К теме «Высшая нервная деятельность»

З а д а н и е

      Речь пьяного человека сбивчива, бессвязна, бессмысленна. Человек говорит, заикаясь, растягивая слова и предложения. О речи пьяного в народе обычно говорят: «У него язык заплетается».

      Объясните, почему это происходит.

К теме «Развитие человеческого организма»

З а д а н и е

      В древнем Карфагене обычай запрещал мужу и жене в дни супружеского соединения употреблять алкогольные напитки. В Древнем Риме запрещалось пить вино мужчинам до тридцати лет, а женщинам любого возраста. В Спарте человека, впервые уличенного в употреблении алкоголя, ожидало публичное наказание, а при повторном уличении – казнь. На Руси, согласно древнему обычаю, молодоженам запрещалось пить хмельные напитки на свадебном пиру. Какие исследования современной науки доказывают справедливость этих запретов в древние времена?

З а д а н и е

      Научными исследованиями доказано, что с молоком кормящих женщин, употребляющих алкогольные напитки, алкоголь поступает в организм ребенка. Под влиянием алкоголя в молоке кормящих женщин уменьшается содержание белков и жира. Как все это может отразиться на здоровье ребенка? Какой вывод должны сделать матери, чтобы предупредить нарушения в развитии своего ребенка?

З а д а н  и е

      В народе говорят: «Водку пить – себя губить». Дайте научно обоснованные аргументы этой народной мудрости.

К повторению учебного материала на заключительном уроке курса анатомии, физиологии и гигиены человека

З а д а н и е

      Внимательно прочитайте слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя водкой, вином, табаком». Подумайте над ними. О какой «счастливой перемене» думал автор этих слов? Расскажите, как вы ее себе представляете.

З а д а н и е

      Н. А. Семашко – один из организаторов советского здравоохранения – характеризовал действие алкоголя на организм человека следующим образом: «Алкоголизм разрушает здоровье человека не только тем, что отравляет организм; он предрасполагает пьющего ко всяким другим заболеваниям». Как вы понимаете эту мысль? приведите факты, подтверждающие справедливость этого высказывания.

      При проверке знаний нередко провожу диктанты. Например, на уроке «Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы» предлагаю школьникам подчеркнуть из зачитываемого мною и записанного ребятами перечня признаков те, которые характеризуют действие алкоголя на сердечно-сосудистую систему. Зачитываю такой текст: «Кровеносные сосуды расширяются; кровеносные сосуды суживаются; нарушается обмен веществ в мышечных тканях сердца; кровеносные сосуды теряют эластичность; эластичность кровеносных сосудов не изменяется; большие дозы алкоголя усиливают сердечную деятельность, изменяется артериальное давление; алкоголь не влияет на артериальное давление; большие дозы алкоголя угнетают сердечную деятельность; нарушается ритм сердечных сокращений; изменяется частота и сила сокращений сердца; сердечная мышца перерождается».

      Для домашней работы предлагаю учащимся задания, связанные с составлением или заполнением таблиц на основе анализа соответствующего текста учебника или работы с дополнительной литературой. Задания такого рода помогают активизировать знания школьников, способствуют развитию у учащихся умений анализировать, сравнивать и обобщать изучаемый материал. Например, при изучении влияния спиртных напитков на здоровье людей учащиеся дома заполняют таблицу, в которую заносят данные о действии алкоголя на физиологическое состояние и работу различных органов (см. табл.).

 

Название органа

Действие алкоголя на работу органа

Физиологическое обоснование действия алкоголя

      Для организации самостоятельной работы учащихся с материалами периодической печати, научно-популярной литературой антиалкогольной направленности мною были составлены задания трех типов.

      Задания первого типа предусматривают чтение школьниками предложенного учителем текста и нахождение ответов на поставленные вопросы. Например, на уроке «Вред алкоголя» все ученики получают следующее задание: «Прочитайте в «Книге для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И. Д. Зверева (М., 1982) статью «Алкоголь – яд для организма» и ответьте на вопросы: «Как алкоголь влияет на нервную систему?», «Почему в народе говорят: «Вино – уму не товарищ?», «Какое влияние на внутренние органы человека оказывают спиртные напитки?», «Почему надо бороться с пьянством?», «Какова роль общественности в борьбе с пьянством и алкоголизмом?», «Какие меры борьбы с алкоголизмом осуществляются в нашей стране?»

      (На два последних вопроса ответы в тексте школьники не найдут. Эти вопросы потребуют от них высказывания собственных суждений.)

      Задания второго и третьего типов предполагают самостоятельный выбор учениками источника информации, отбор и обобщение фактов о вредном влиянии алкоголя. Отличаются задания тем, что требуют при их выполнении разного уровня творческой активности школьников.

      В заданиях второго типа учащимся предлагается подобрать фактический материал по определенной теме. Так, на уроке «Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье» даю следующее домашнее задание: «Используя дополнительную литературу, материалы периодической печати, подберите примеры, раскрывающие тему «О влиянии алкоголя на организм подростка». По результатам выполнения этой работы провожу беседу. Ответы учащихся обсуждаем и делаем общий вывод.

      Задания третьего типа связаны с реферированием литературы, написанием небольших по объему сообщений. Такие задания предлагаю учащимся, проявившим наибольший интерес к изучению биологии.

      Например, при изучении темы «Опорно-двигательная система», для того чтобы сформировать у школьников представление об алкоголизме как одной из причин травматизма, нескольким учащимся даю задание: «Согласно статистическим данным, с употреблением алкогольных напитков связано около 20% бытовых травм, 40 – 60% уличных травм, примерно 50%  всех телесных повреждений.

      Используя дополнительную литературу, материалы периодической печати, подготовьте сообщение на тему «Алкоголь и травматизм».

      К уроку «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» некоторым школьникам даю такое задание: «Известно, что у людей, употребляющих алкоголь, болезни органов пищеварения наблюдаются в 1,5 раза чаще, чем у людей, не употребляющих его. По сравнению с непьющими людьми у алкоголиков язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки встречаются примерно в 7 раз чаще.

      Пользуясь дополнительной литературой, материалами периодической печати, соберите еще сведения, показывающие отрицательное воздействие спиртных напитков на пищеварительную систему. На основании собранных данных напишите реферат «Влияние алкоголя на органы пищеварения», проиллюстрируйте его необходимыми рисунками, таблицами».

      К уроку «Вред алкоголя» отдельным ученикам поручаю выполнить следующее задание: «Ознакомьтесь с данными исследований. Пьянство родителей (особенно употребление ими алкоголя в период зачатия или матерью во время беременности) наносит ущерб здоровью детей – ведет к задержке их физического и умственного развития.

      Используя дополнительную литературу, материалы периодической печати, соберите сведения и подготовьте сообщение «Алкоголь, родители, ребенок».

      Самостоятельные работы по заданиям такого типа школьники выполняют в течение всего учебного года. Тематика сообщений разнообразна: «Алкоголь и спорт несовместимы», «Алкоголь и работоспособность», «Некоторые сведения о свойствах алкоголя и его влиянии на организм», «Факты обличают алкоголь», «Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему», «Алкоголь и болезни сердечно-сосудистой системы», «Воздействие спиртных напитков  на нервную систему человека», «Из истории борьбы человечества с пьянством», «К чему приводит алкогольное опьянение у детей», «Влияние алкоголя на умственную деятельность», «Водка и труд рядом не идут» и др.

      Использование заданий для самостоятельной работы учащихся по антиалкогольной тематике наряду с рассказом учителя на уроке, работой школьников с учебником способствует воспитанию отрицательного отношения учеников к спиртным напиткам, и значит, помогает сохранить здоровье подрастающего поколения, подготовить его к постоянному активному и творческому труду.    

     

 

     

     

        

                              Список  использованной литературы

1. Блинов Г.М., Данюшевский Б. Л.  Скажи себе «нет!». – М., 1973

2. Горденя Ф.Ф.  Подростку  о вреде алкоголя. – Минск, 1981

3. Капустин А.В.  Алкоголь – враг здоровья. – М.,1978

4. Колесов Д.В.  Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.,1982

5. Копыт Н. Я., Скворцова Е.С.  Алкоголь и подростки. – М., 1984

6. Коростылев Н.Б.  От А до Я. – М.,1980

7. Краснова М.Н., Куценко Г.И.  Осторожно: алкоголь! – М.,1984

8. Лежепекова Л.Н.  Что надо знать при лечении от алкоголизма. – Л.,1973

9. Лубоцкая-Россельс Е.М.  Алкоголь и дети. - 1973

10. Скрипкин Ю.К., Хононова О.Е. Гигиенические советы юношеству. – М.,1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время

Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Валеологическое воспитание школьников на уроках биологии и химии

Данные института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Исследования, проведенные в лабораториях этого инстит...

Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.

В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...

НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения уча...

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности. Основной формой учебных занятий является урок. Современный личностно о...

Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников " Школьный «ЭКОСОЮЗ» – инновационная форма образования для устойчивого развития"

В статье представлен материал по экологическому воспитанию учащихся. К сожалению, экология как предмет не включена в базисный учебный план и  уровень экологических знаний  и связанных с ними...